Место деепричастий в системе частей речи сочинение 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.

Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некото­рые их грамматические характеристики:

  • деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать (несов. вид) — читая (несов. вид), прочитать (сов. вид) — про­читав (сов. вид). Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши (-ши), а дее­причастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -а (-я);
  • деепричастия повторяют модель управления исходного глагола: читать книгу (вин. п.) — читая книгу (вин. п.), любоваться закатом (тв. п.) — любуясь закатом (тв. п.);
  • деепричастия сохраняют залоговые значения исходных глаголов: обижать людей (действительный залог) — обижая людей (действи­тельный залог), но обижаться на людей (возвратный залог) — оби­жаясь на людей (возвратный залог). Как и глагол, деепричастие имеет всего один морфологический показатель залога — постфикс -ся.

К наречным свойствам деепричастий относятся:

Примыкая к глаголу, который в предложении обозначает основное действие, деепричастие выражает второстепенное (сопутствующее) действие. Поэтому иногда деепричастие называют второстепенным сказуемым.

Действия, выражаемые деепричастием и глаголом, относятся к одному и тому же субъекту. Не случайно деепричастия не употребля­ются в безличных предложениях. Ведь их сказуемые не имеют субъекта, который мог бы быть общим для деепричастия и глагола-сказуемого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение деепричастие
  • сочинение про деепричастие
  • лучшее сочинение о деепричастии
  • сказка, рассказ про деепричастие
  • сочинение на тему деепричастие

Что обозначает деепричастие в речи?

В речи деепричастия обозначают добавочное действие, одновременно характеризуя основное (выраженное глаголом в личной форме или инфинитивом).

По факту деепричастия совмещают в себе значения глаголов и причастий:

  • Обозначают действие;
  • Называют признак действия (каким образом оно совершается).

Примеры: остановившись, мужчина поздоровался – мужчина (что сделал?) остановился и поздоровался, поздоровался (каким образом?) остановившись; читая книги, мы учимся – мы (что делаем?) читаем и учимся, мы учимся (каким образом?) читая.

Синтаксическая роль деепричастий

В предложениях деепричастия зависят от глагола, выполняющего роль сказуемого. Обычно деепричастие является второстепенным членом предложения – выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Деепричастный оборот — примеры
  • 2. Деепричастие
  • 3. Грамматические признаки глагола (3 класс)
  • 4. Виды деепричастий
  • 5. Причастие и деепричастие в русском языке

Примеры: Переходя улицу, смотри по сторонам. Убирая в комнате, я вымыл полы. Листая словарь, я нашел, что значит это слово.

Обратите внимание! Деепричастия часто путают с отглагольными причастиями, которые в предложении являются определениями (Мама выбросила (какие?) увядшие цветы).

Деепричастный оборот (примеры предложений)

Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).

Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.

Оборт

Примеры деепричастных оборотов:

ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ

Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.

Деепричастие с НЕ

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Частица не

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

В грамматическом царстве, в морфологическом государстве. Жили-были особые формы глаголов, которые обозначали признак предмета по действию. Но глаголы были одиноки, у них не было вопросов, на которые они отвечали. А где-то, в этом же царстве, бродили затерянные вопросы какой? какая? какое? какие? И вот однажды оба этих бродяг решили прогуляться в заброшенном лесу. Опасности, которые встречались на пути, привели их в одно место. Где эти ребята и познакомились. Они рассказывали друг другу свои грустные истории и, в конце концов, решили, что им нужно быть в месте. Так и появилась на свет дружба, называвшаяся причастие.

Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

А вот если бы предложение было таким:

ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

Текст для сочинения:

(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать, а что дальше. (12)Медленно замерзать?

(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.

(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.

– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.

(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.

(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.

– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.

(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.

(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.

(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.

Задание 9.1:

примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Александрова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает


Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Деепричастие это..

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.

Что такое деепричастие

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, автор знаменитого словаря: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.” Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим “внешним видом” оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно в причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя “причастие”,

т. е. причастное к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М. В. Ломоносов: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.”

Это свойство причастий заключать “в себе имели и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия.

Об этом писал еще А. С. Пушкин: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А теперь обратимся к деепричастиям. Их я считаю самыми простыми в употреблении. Так считаю только я, потому что они мне даются легко, но литературные источники находят “коварство” деепричастного оборота и не только…

Деепричастие… В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Ее мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин “деепричастие” возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.

Действительно, это форма глагола означает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменяется, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием. Например в стихотворении Асадова “Лес” есть такое четверостишие:

Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши – маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!

Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями. Основная сложность и частые ошибки возникают из-за того, что многие путают причастия с прилагательными.

В сравнении и на примерах, на ошибках можно все-таки научиться писать грамотно и понимать все тонкости и глубину великого русского языка.

Причастие – гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий:

1. Сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе – мечтающий о свободе);

2. Сохраняется вид соответствующего глагола;

3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) – действительного и страдательного залога (например: разрешивший – действительный залог, разрешенный – страдательный залог);

4. Причастие имеет две временные формы – настоящего (любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени.

Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки – это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении – сказуемое или определение. Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов – ущ-/-ющ, – ащ/-ящ – – действительные причастия, суффиксов – ем-, – ом-, – им – – страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой.

При этом для образования действительных причастий используются суффиксы – вш-, если основа оканчивается на гласный ( например: слыша-ть – слыша-вший) или – ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти – принес-ший).

При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы – нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развеша-ть – развеша-нный), – енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели-ть – подстрел-енный, принес-ти – принес-енный), – т – – для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса (например: сши-ть – сши-тый, промы-ть – промы-тый, заколо-ть – заколотый, поверну-ть – поверну-тый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода. Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи.

Это объясняется историей причастий.

Основные разряды причастий относятся к элементам литературного языка, заимствованным из старославянского языка, что сказывается на ряде их фонетический особенностей, например в наличии щ в причастиях настоящего времени: текущий, горящий, которым соответствует прилагательные текучий, горячий, представляющие собой по происхождению древнерусские причастия, а также в наличии у ряда причастий перед твердым согласным под ударением е, тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих же условиях имеется е (о): пришедший, но пришел, изобретший, но изобрел, расцветший, но расцвел.

Деепричастие неизменяемая форма глагола самостоятельная часть речи, объединяющая в для себя признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное деянье при главном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?2. РОЛЬ деепричастия в речи Деепричастия делают речь более точной, оживленной, они передают огромное количество деяний, происходящих сразу. Деепричастия владеют обеспеченными выразительными способностями. Ёмкость, компактность, выразительность эти характеристики деепричастий обширно употребляют стихотворцы и писатели в своих творениях. Обыкновенные предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономны и ёмки по сопоставлению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их внедрение подсобляет писателю на довольно малом пространстве текста создавать зримые, ясные, запоминающиеся образы, точно дорисовывая деянья персонажей. 3. Эталоны рассуждения о роли деепричастий в определенном текстеОбразец 1Я изучил роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина Евгений Онегин Зима. Крестьянин, празднуя и нашел, что в 11 строках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.Деепричастие торжествуя точно передаёт состояние крестьянина, который длинно ждал зимы и сейчас радуется, что труд его будет облегчен и освещён красой обновлённой природы. Деепричастный оборот снег почуя помогает осознать действие лошади. Она плетётся, т. к ей тяжело передвигаться с багажом по снегу. Дивно четкий набросок деяния, совершаемого кибиткой помогает сделать деепричастный оборот бразды лохматые взрывая. Когда мы читаем эту строку, то не только лицезреем быстро летящий из-под копыт пушистый снег, но чувствуем запах зимней свежести. Благодаря деепричастным оборотам (в салазки жучку посадив, себя в жеребца преобразив) творцу удалось сделать зримый образ дворового мальчугана, довольствующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему благое, шутливое. Таким образом, Пушкин не нечаянно так обширно использовал в этом куске деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая живопись, что хоть бери кисть и живописуй эту картину начавшейся российской зимы.






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Урок развития речи в 9 классе по русскому языку «Развитие .

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить

круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно

отгораживаясь запятыми. И всё вопросы задаёт как? Каким образом? Или ещё лучше? Что

делая? Что сделав?

III. Тема урока и целеполагание.

IV. Работа по теме урока.

1. Повторение материала о деепричастии.

Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. linga – язык) – наука,

изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно

Вам придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о

знаках препинаниях, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии

и т.д. а также нужно раскрывать важность этих языковых явлений в речевой

3. Повторение структуры сочинения — рассуждения.

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс

. мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? . 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29) (Начинается сочинение со вступления-тезиса). (Во вступлении сообщаются общие сведения .

Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Рассуждение как тип речи. — .

Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, рассуждений. .

. теме описание составит основу всего сочинения: Портретная характеристика Печорина. А в следующей теме описание является . обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет. Повествование описывает последовательные действия, рассказывает .

Открытый урок развития речи. Рассуждение-размышление. 7-й класс

. рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы) Слайд 5 . При ответе . рассуждению по результатам анализа. 11 минут 5 Этап применения знаний в новых условиях Чтение и голосовое прослушивание притчи. Творческая работа. Написание . притче? 7. .

Урок развития речи. -рассуждение на экологическую тему в 7 кл

. структура такого сочинения. В нем три части: 1-содержится мысль, которая будет доказываться; 2-доказательная;3-заключение. Темы таких сочинений часто носят проблемный характер . -Итак, о чем наш разговор сегодня? (О природе и ее .

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры. учебно-методический материал по литературе

. раскрытие которых предполагает обяза­тельную опору на произведения русской и мировой литературы. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной .

Читайте также: