Сочинение на олимпиаду по литературе 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

подготовки обучающихся к олимпиаде по литературе

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Толстая Дубрава

Окороковой О.В.

Цель подготовки:

Требования к уровню подготовки:

Темы для подготовки.

Список литературы для подготовки к олимпиаде:

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд. ", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье. "), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор. "), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла. ", "Я вас любил: любовь еще, быть может. ", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ", "Погасло дневное светило. ", "Свободы сеятель пустынный. ", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал. "), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье. "), ". Вновь я посетил. "

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про . купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой. ", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски. ", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива. ", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал. "), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную. "), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю. ", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана. "), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен. ", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу. "

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Литература конца XIX - начала XX века

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Ф.И.Тютчеву принадлежат два стихотворения, написанные в разные периоды жизни. Проведите их сопоставительный анализ и попытайтесь ответить, что сближает эти стихи и что составляет их важнейшее отличие? О каких особенностях миросозерцания поэта говорит каждое из них? Какие характерные черты поэтики Тютчева вы можете выделить в этих стихах?

При оценке успешности выполнения задания учитывается глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании; владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). Оценивается глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения.

Душа моя, Элизиум* теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных,-

Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою.

Начало 1830-х гг.

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги, –

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Так ты – жилица двух миров,

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески-неясный,

Как откровение духо́в.

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

Элизиум* – в древнегреческой мифологии часть подземного царства, обитель душ блаженных.

Часть 2. История и теория литературы ( 35 баллов)

Задание 1. ( 10 баллов)

Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов.

  1. Самый крупный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.
  1. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы –созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.
  1. Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни.
  1. Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства – разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость.
  1. Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой.

Задание 2. ( 8 баллов)

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.

1 . -Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.

- По родительскому обещанию.

- И что же с вами происходило по родительскому обещанию?

- Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.

- Я начинаю соглашаться с дядей, ты решительно дурного мнения о русских.

- Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

- И природа пустяки?

- И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

3. - Да разве ты тоже не мучаешься?

- У меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и. подлец! Но. пусть! всё это не то. Говорить теперь надо, а я начать не умею. И зачем, зачем я пришел! Никогда не прощу себе этого!

- Нет, нет, это хорошо, что пришел! Это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше!

- А что и в самом деле! Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться…

4 . -Только еще один раз, - сказал сверху женский голос.

- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

- Нет, ты посмотри , что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -- туже, как можно туже -- натужиться надо. Вот так!

-Полно, ты упадешь.

- Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

- Ах. Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -- вдруг вскрикнула она. -- Спать так спать! -и захлопнула окно.

"И дела нет до моего существования!" В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

Задание 3. ( 5 баллов)

Проанализировав характер рифмовки, определите, какой строфой написано стихотворение А.С.Пушкина. Какое произведение мировой литературы написано подобными строфами?

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

Приятным, сладким голосом, бывало,

С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало

И очи светлые, как небеса.

Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров…

Задание 4. ( 2 балла)

Укажите строки какого поэта отразились в пародии Д.Минаева.

Холод, грязные селенья,

От дворовых нет поклона,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат!.

Задание 5. ( 4 балла)

Задание 6.( 6 баллов)

Как олимпиады по литературе помогли исполнить мечту и поступить на журналистику в Вышку

Я жила в Брянске и уже в средней школе знала, что поеду в Москву поступать на факультет журналистики. Но училась я в лицее, где упор был на естественные науки, — поэтому литературой приходилось заниматься самостоятельно.

На факультет журналистики любого вуза нужно сдавать дополнительное творческое испытание. Обычно это письменная работа и устное собеседование. Меня такая перспектива очень пугала, не хотелось после сдачи ЕГЭ в школе писать ещё и дополнительные экзамены. Мне казалось, что это очень сложно и рискованно: если плохо сдашь творческий конкурс, не поступишь даже с отличными баллами. Поэтому я решила сделать упор на олимпиады.

Олимпиады ВШЭ и МГУ

С 5-го класса я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам. В старших классах я узнала о существовании вузовских олимпиад, которые дают льготы при поступлении, и начала пробовать в них свои силы.




Как пригодился олимпиадный опыт при поступлении

И, конечно, 100 баллов за ЕГЭ по литературе, которые мне принёс олимпиадный диплом, были совсем не лишними для поступления. В результате я прошла в оба вуза и выбрала факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

Как готовиться к олимпиадам по литературе

Участие

Практика написания олимпиад очень важна, и начинать в них участвовать лучше со средней школы. Тогда в старших классах, вы будете хорошо знать формат заданий и уверенно чувствовать себя на очных этапах.

Начитанность

Чтобы успешно писать олимпиады по литературе, нужно много читать, и не только книги по школьной программе. Каждый вуз обязательно публикует список произведений, знание которых требуется при решении олимпиадных заданий. Полезно прочитать хотя бы несколько книг из списка и уметь применять эти знания.

Теория литературоведения

Изучение исторического и литературного контекста

Анализ текста

Эссе или сочинение с разбором текста должно быть логичным, структурированным и понятным, а для этого надо много практиковаться. Во время подготовки я каждый день писала анализ одного текста: отрывка в прозе или стихотворения — на это могла уйти тонкая тетрадь в 12 листочков. Затем разбирала свою работу с учительницей литературы.

Критерии оценивания и изучение чужих работ

Критерии оценивания работ выложены в открытом доступе, и хотя на гуманитарных олимпиадах они довольно расплывчатые, их всё равно нужно изучить. Кроме того, полезно знакомиться с лучшими работами прошлых лет, их выкладывают на сайтах вузовских олимпиад. Их также необходимо анализировать и разбирать на составляющие: содержание, структура, аргументы, примеры и так далее.

Олимпиадные задания

Участие во всех олимпиадах по литературе оттачивает умение отвечать на вопросы, анализировать тексты, писать сочинения и эссе. При этом конкретные задания на разных олимпиадах отличаются.

В первом туре проверяется знание текстов произведений отечественной и зарубежной литературы, общие представления об истории и теории литературы и языка, умение соотносить тексты и события русской истории.

Во втором туре можно выбрать одно задание из трёх вариантов:



  • комментирование как интерпретация текста; в этом задании нужно максимально прояснить содержание текста.


Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.


Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Автор статьи - кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья - для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Мы, конечно, не берёмся утверждать, но, возможно, Гоголь, Булгаков, Есенин и Цветаева сами бы схватились за голову от заданий по литературе, с которыми сталкиваются простые ученики на олимпиадах или на ЕГЭ. Если вы решились взяться за литературную классику и показать свои знания на практике, то вам пригодятся семь советов Кати Муратовой, которая уже успела поучаствовать в олимпиаде по этой дисциплине.

1. Поймите суть предмета

Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.


2. Не бойтесь ошибиться

3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность.


4. Взгляните по-иному на черновик

Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение. Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их. (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте

Выбросите планы по анализу художественных произведений, которые вам дали учителя, или хотя бы не бойтесь их не придерживаться. Да, указанное в них с большой вероятностью пригодится, но по отдельности и в любом другом порядке. Начать анализ нужно с того, что вас зацепило, что кажется самым важным и интересным в этом произведении. Выстраивая композицию работы, составьте собственный план и помните — все наблюдения должны быть подведены к общей концепции. Если они с ней не связаны, они, скорее всего, не нужны.


Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно. Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок. Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

Олимпиада — это хороший шанс, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте! Я в вас верю, всё получится!

Что мне мешало?

Я всегда откладываю всё на последний момент. И это в моём случае касается не только подготовки к олимпиаде. Если я знаю, что могу выучить или сделать что-то за определённое время, я оттягиваю до того момента, когда ровно этот промежуток времени остаётся до дедлайна (или его даже не остаётся вообще). Мне сложно собраться и просто начать, хотя я знаю, что это мне нужно.


ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты

Я могу либо на 101%, либо никак. В этом пункте комплекс отличницы даёт о себе знать и заставляет меня страдать перфекционизмом.

Я сравниваю себя с другими. Это тоже отголоски вышеупомянутого комплекса, но, кроме того, результат родительских и учительских сравнений детей и учеников друг с другом. Даже когда тебя ставят кому-то в пример, а не ругают, у тебя в голове сохраняется модель мышления, в которой ты себя с кем-то регулярно соотносишь.

Читайте также: