Сочинение на морально этическую тему 8 класс презентация
Обновлено: 05.07.2024
Сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Вложение | Размер |
---|---|
ot_analiza_teksta_-_k_sochineniyu.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять свое мнение.
Будем учиться отстаивать свою точку зрения, рассуждать, писать сочинение
Он умер от семьи своей вдали, И гибели его нам неизвестна дата.
Патриотизм Гордость Любовь Преданность Служение Привязанность
Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор…
Проверь! Патриотизм - это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству , гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов.
Работа с текстом. О чём текст? Какие вопросы рассматривает автор? Зачем автор написал текст?
Средства выразительности речи 1. В предложениях 16-20 найдите фразеологизм . 2. В предложениях 5-8 найдите метафору. 3 . В предложениях 4-6 найдите эпитет.
Вступление Патриотизм – это чувство любви, которое испытывает человек к своей родине. Это уважение её истории, традиций, преданность народу, привязанность к языку. Это беззаветная любовь к Отечеству.
Комментарий На мой взгляд, патриотизм – это в первую очередь преданность своей Родине. Ведь наши предки воевали, защищая Отечество, жертвовали собой ради народа. В подтверждение своей точки зрения приведу примеры из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.
АРГУМЕНТ №1+ ОДИН ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА Во-первых, в тексте патриотизм проявляется во многом: в речи дедушки Пешеходова (40, 41), в словах автора (1, 2), в вопросах и сочинениях детей. Особенно выделяются слова дедушки Пешеходова (40), которые, безусловно, являются ярким подтверждением безграничной любви к Родине: все солдаты, погибшие на войне, – его сыновья. Этот собирательный образ позволяет автору передать силу любви к Отечеству тех, кто погиб, защищая нас…
АРГУМЕНТ №2+ ОДИН ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ Во-вторых, ярким проявлением патриотизма в наше время является парад Победы, проводимый 9 мая на Красной площади. Он проводится в честь Великой Победы над фашизмом, чтобы почтить память советских граждан, погибших на фронтах за нашу жизнь.
Вывод Таким образом, мы пришли к выводу: патриотизм – неотъемлемая часть человеческой души, без которой не может быть ни мирного неба над головой, ни уверенности в завтрашнем дне, ни светлого будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част.
ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ
От анализа текста к сочинению
Написание сочинения на экзамене(ЕГЭ) по русскому языку.Проблема текста,аргументация,выражение собственной позиции.
Урок литературы "От анализа текста к сочинению"
Урок позволяет решить задачи: -- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;-- создавать отдельные композиционные ч.
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда.
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа.
Разработка урока по русскому языку в 11 классе "От анализа текста к сочинению"
Так как ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
- 1. Вступление– тезис (определение)
- 2.Основная часть– доказательства (аргументы) + примеры (не менее 2-х)
- 3.Заключение– вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
- В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
- Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений .
- Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .
Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
- В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
- В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать?
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким , но ёмким по содержанию
- логически связан с предыдущим изложением
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.
Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос.
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.
Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.
2 Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки
3 4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е . Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение
4 Рассуждение Рассуждать - значит доказывать Рассуждать - значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие
5 Словарная работа Дайте лексическое толкование слов: Мораль Мораль Нравственность Нравственность Этика Этика Манера Манера
6 мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики. нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения манера –способ держать себя в обществе манера –способ держать себя в обществе
9 Д.С.Лихачёв В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв." профессор ЛГУ член- корреспондент АН СССР, академик АН СССР, академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) председатель правления Советского фонда культуры, председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969) Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
11 Анализ текста Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова нравственность -Определите лексическое значение слова нравственность
12 Работаем над вступлением Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Проблема может быть сформулирована: Проблема может быть сформулирована: 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 3.При помощи риторического вопроса 3.При помощи риторического вопроса 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.
13 Возможные формулировки проблемы: 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
18 Итог урока -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -Актуальна ли она в современном мире? -Актуальна ли она в современном мире? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?
№ слайда 2
Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждениеРазвивать речь учащихсяСпособствовать воспитанию ответственности за свои поступки
№ слайда 4
1.Вводная часть урока -Как вы понимаете тему урока?-Дайте лексическое значение слов: мораль- правила нравственности, сама нравственность-нормы поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения
№ слайда 5
2. Работа по тексту Для сегодняшнего урока мы возьмем текст писателя А.Бакланова «Сегодня и всегда"
№ слайда 6
3. Анализ текста -Определите тему текста- Какова проблематика текста-Определите идею текста-Определите позицию автора текста-Определите лексическое значение слова ответственность
№ слайда 7
4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е . Три типа речи:П- повествованиеО – описаниеР - рассуждение
№ слайда 8
Рассуждение Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II. Основная часть доказательство III. Заключение вывод, следствие
№ слайда 9
Работаем над вступлением Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки
№ слайда 10
№ слайда 11
Примерный план сочинения-рассуждения Вступление. Что такое ответственность?Основная часть. Ответственность воспитывается с детства. 1) проблема-можно ли воспитать чувство ответственности в зрелом возрасте?2)комментарий-какие качества должен воспитать в себе человек на протяжении жизни? 3)позиция автора текста- кто не воспитал в себе ответственность в юности, тот не научится этому и в зрелые годыIII. Заключение. В чем актуальность данной проблемы?
Читайте также: