Сочинение на лингвистическую тему причастие 7 класс по русскому языку

Обновлено: 14.06.2024

Автор: Клюева Наталья Витальевна

Организация: МБОУ Барандатская СОШ, Тисульский МР, Кемеровская область – Кузбасс

Населенный пункт: Кемеровская область – Кузбасс, с. Б. Барандат

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7

Автор УМК: В.В. Бабайцева

Тема урока: Роль причастий в текстах художественного стиля. Написание сочинения на лингвистическую тему.

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока.

Деятельностная цель: формирование умений находить причастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль; составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий в определении грамматических признаков причастий; признаков текста художественного стиля.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) и целеполагания (3 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к работе

Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

Учащиеся записывают тему урока и определяют цели.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и повторение ими основных опознавательных признаков причастий, необходимых для дальнейшей работы.

1) Орфографическая работа на доске

Чтобы настроиться на работу, проведём небольшую орфографическую разминку.

  • Догоня…щий, стро…щий, пиш…щий, люб…щий, дыш…щий
  • Освеща…мый, создава…мый, вид…мый, охраня…мый, слыш…мый,
  • Постро…нный, чит…нный, окле…нный, распис…нный, рассмотр…нный
  • Называем суффиксы причастий. (СЛАЙД) (Выводим их на слайд).
  1. Суффикс – это один из опознавательных знаков причастия. Повторим другие. (СЛАЙД)

1. К доске выходят 3 человека. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий.

2. Проверяют. При необходимости исправляют ошибки.

3. Вспоминают и называют другие суффиксы причастий.

3. Этап подготовки к осуществлению проекта (5 мин)

Цель этапа: определение и проговаривание основных знаний, необходимых для осуществления проекта (написания сочинения)

1) (СЛАЙД) Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля. Причастие – это «часть

речи, причастная к глаголу,

(СЛАЙД) Признаки глагола. Признаки прилагательного.

1.Учащиеся выдвигают гипотезы.

2. Работают со схемой, вспоминая признаки глагола и признаки прилагательного.

3. С помощью учителя делают вывод об особенностях данной части речи.

4. Этап построения проекта написания сочинения (4 мин)

Цель этапа: повторение этапов (шагов) работы над сочинением.

Вопрос: с чего нужно начать?

  1. Памятки о том, как работать над сочинением-рассуждением, у вас есть. Есть и скрепы между частями сочинения. Каков будет 1-й шаг?

1) Учащиеся дают ответы.

Ответ: анализ текста.

3) Повторяют алгоритм работы.

(СЛАЙД) 1 и 2 шаг: работа с

(СЛАЙД) 3 шаг: оформляем вступление. (СЛАЙД) 4 шаг: выбираем примеры,

пишем основную часть.

(СЛАЙД) 5 шаг: пишем заключение.

5. Этап реализации построенного проекта (22 мин)

Цель этапа: закрепление способов действий, проверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Учитель наблюдает и направляет

учащихся при выполнении намеченного плана, корректирует результаты.

Ученики выполняют поэтапно работу над сочинением и озвучивают результаты каждого ШАГА.

5 шаг: оформление заключения.

6. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной деятельности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1)Обучающий урок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1)Обучающий урок

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1)
Обучающий урок

Пишем сочинение-рассуждениеНапишите сочинение-рассуждение , раскрывая смысл в.

Композиция

Алгоритм работы

Шаг 1 «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательног.

Внимательно прочитайте цитату. О чем в ней говорится? Подчеркните ключевые слова

В современном русском языке причастный – имеющий непосредственное отношение к чему-нибудь

Речевые формулы
Я полностью согласен с автором.
Не могу не согласиться с автором.
Я поддерживаю мнение автора.
Действительно,…

Шаг 2Ищем в тексте 2 примера с языковыми явлениями, о которых говорится в те.

Шаг 2
Ищем в тексте 2 примера с языковыми явлениями, о которых говорится в тезисе. Выписываем их и номера предложений.

Выбираем из них те, которые помогают автору раскрыть содержание текста, характеризовать героев, их чувства, состояние

Примеры из текста

Примеры из текста

Шаг 3Поясняем языковые явления, определяем их роль в тексте

Шаг 3
Поясняем языковые явления, определяем их роль в тексте

Пишем аргументы Во-первых, в предложении …(номер предложения) употреблено .

Пишем аргументы
Во-первых, в предложении …(номер предложения) употреблено . . .(пример + пояснение).
Во-вторых, в предложении …( номер предложения) использовано… ( пример + пояснение ).

Проиллюстрировать данное языковое явление можно на примере предложения . (номер предложения)
Рассмотрим предложение . ( номер предложения). В нем использовано .
Рассмотрим в качестве примера предложение . (номер предложения)
Используя . . ., автор создает образ( показывает, изображает, позволяет нам представить ) … .

Шаг 4Обобщаем сказанное, вновь обращаясь к тезису и добавляя выводы из аргуме.

Шаг 4
Обобщаем сказанное, вновь обращаясь к тезису и добавляя выводы из аргументов

Пишем выводРечевые формулы Таким образом, . Итак, . Итак, можно увидеть.

Пишем вывод
Речевые формулы

Таким образом, .
Итак, .
Итак, можно увидеть, что.
Нам удалось доказать, что.
Эти примеры из текста стали убедительными доказательствами того, что.

РекомендацииПомните, что с самого начала работы вы можете пользоваться орфогр.

Рекомендации
Помните, что с самого начала работы вы можете пользоваться орфографическими словарями
Внимательно проверьте сочинение, не забудьте про речевое оформление.
Посчитайте количество слов.

Типовые конструкции для сочинения

Типовые конструкции для сочинения

Осторожно, следим за речью

Осторожно, следим за речью

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 704 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2022 19
  • PPTX 1 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иваненко Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Части речи – это лингвистические единицы, которые систематизируют язык. Мы не задумываемся о них, когда говорим на родном языке, но стоит нам углубиться в его научное изучение или начать учить иностранный язык, то мы замечаем, что он подчиняется строгой системе.

В ней необходимо ориентироваться для того, чтобы повышать собственную грамотность и научиться говорить на любо другом языке мира. Далее представлены школьные работы - Части речи сочинение рассуждение.

Сочинение на тему “Причастие в системе частей речи”

Многие лингвисты до сих пор спорят о том, к чему ближе причастие – к глаголу или все-таки к прилагательному. Так или иначе, причастие было образовано от сочетания двух вышеупомянутых лингвистических единиц, хотя в языка оно используется самостоятельно.

Я хочу привести несколько аргументов в доказательство обеих позиций: и той, что определяет причастие как форму глагола, и той, которая утверждает, что причастие все же ближе к прилагательному.

Аргументы в пользу большей близости к глаголу:

Аргументы в пользу большей близости к прилагательному:

сочинение на тему части речи

Сочинение-рассуждение “У каждой части речи свои достоинства”

Базовыми частями речи являются существительные (они обозначают предметы) и глаголы (они обозначают действия). Это основа языка и предложения. Но без прилагательных (описывающих признаки предмета) предложение не будет таким красочным и интересным. Причастия и деепричастия также дают разнообразие, а числительные позволяют упорядочить предметы. Предлоги и союзы же делают предложение более цельным.

Таким образом, нельзя говорить о том, что какие-то части речи более или менее важные. Да, формально их можно разделить на базовые и второстепенные, но последние выбрасывать из языка никак нельзя.

С одной стороны, кажется, что рассуждать о лингвистике по-настоящему могут лишь настоящие ученые, которые проводят научные исследования. Однако я считаю, что школьникам, студентам и далеким от филологии и лингвистике людям тоже необходимо задумываться о том, как устроен язык (их родной или иностранный). Ведь им пользуемся мы все! Поэтому из уважения к нему мы должны быть грамотными и разбираться в его базовых положениях, в том числе и в назначении и различиях отдельных частей речи.

Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.


Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Залог (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Виды причастий
  • 2. Причастие и деепричастие — правила с примерами
  • 3. Причастие как часть речи
  • 4. Причастие
  • 5. На какие вопросы отвечает причастие?
  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Сочинение рассуждение на тему причастие как часть речи

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

ТипыДействительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени-ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-живущий, играющий, дрожащий-ом-/-ем-;
-им-
обсуждаемый, направляемый, гонимый
Прошедшего времени-вш-/-ш-знавший, танцевавший, замерзший-нн-/-енн-/-т-увлеченный, описанный, сбитый

Сочинение на лингвистическую тему 7 класс причастие

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

  • Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена, которые рассеяли по ветру);
  • Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

Различия между прилагательными и причастиями изучаются в 7 классе.

Сочинение на лингвистическую тему о причастии

Читайте также: