Сочинение на чем сосредотачивают внимание писатели xx века изображая человека на войне

Обновлено: 04.07.2024

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Публицистика

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Особенности литературы во время войны

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

Художественные особенности

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Творчество писателей во время ВОВ




Два варианта отношения к войне

Тема войны – очень острая вещь. Можно по-разному относиться к Облонскому или к Левину. А как относиться к войне? Как вы считаете, школьная литература какому отношению к войне учит? Есть героический, пафосный подход: война – это место, где человек может проявиться как защитник Родины или защитник свободы. Есть и другой подход: война – это ужасы. И нужно научить видеть в войне только ужасы, мрак, смерть и готовить пацифистов. Что вы несёте детям? Война как место, где можно проявить лучшие стороны души, высокую духовность, героизм? Или война – это просто ужас, мрак, и неизвестно, почему она возникает, такая глупость человеческая. Как говорят, история человечества написана кровью, это и есть глупость человеческая. Какую позицию занимаете?

Ладохина Н.А.:

Ладохина Н.А.:

Мне кажется, что то, о чём вы говорите, это о каком-то волевом, соревновательном начале. Это, разумеется, должно быть. Я не хочу считать литературу оружием, работающим на войну. Мне не близки такие метафоры. Понятное дело, что мы периодически пытаемся что-то победить. Но, в принципе, не хотелось бы воспринимать жизнь не как развитие, а как борьбу. Это не мой стиль мышления, я не этому бы хотела учить. Что касается войны, то это сфера, где человек действительно может себя показать, как и в любой экстремальной ситуации. Экстремальностей много, это и природные катаклизмы, и болезни, и многое другое. Даже в очень благополучном и комфортном мире мы все с этим боремся. Но вот как-то специально готовить детей под войну мне бы не хотелось.

Но фактически же мы готовим, иначе никто не шёл бы в военные училища. Ну представьте: мне 17 лет, мне всё время говорили, что война – это плохо, ужас, мрак, разве я пойду в военное училище? Но ведь идут, значит же, что-то готовит человека к такому решению.

Ладохина Н.А.:

У человека могут быть разные причины, почему он идёт в военное училище. Это может быть искреннее желание защитить, если понадобится. Здесь возникают очень тонкие вопросы исторические и геополитические.

Но об этом мы сейчас не будем. Поговорим именно о литературе.

Послевоенная литература

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Еще статьи по теме: Искусство в Великую Отечественную войну

Комментарии

Пошли нахуй пидоры ебучие обрубки сыны касттрюль охуевшие гандоны ебал вас в рот и вашу литературу

Обновить список комментариев

Как поменялось отношение к войне

Мы поговорили о разнице описании войны в литературных произведениях. Теперь я предлагаю затронуть тему того, как менялось отношение людей к войне с течением времени. Крестьянин в Средневековье чаще всего не принимал участия в военных действиях: его завоёвывали, он становился подданным другого государя. А воевали дружины между собой. Чаще всего было так. Безусловно, это находило отражение в литературе. Когда греки собирались к Трое, они же тоже не все пошли, а только воины. В итоге Гомер написал фактически об аристократах того времени. Там всё время идёт столкновение двух личностей. Он описывает, как один герой с другим столкнулся, все остальные будто застыли. Потом другая пара, например Ахилл и Гектор. Вот такой способ изображения.


Рис. 10. Поединок Ахилла с Гектором (рисунок на вазе) (Источник)


Вот такие герои, как правило, выживают, либо они так умирают, что это сопровождается какими-то красивыми событиями. Это литература выживших. И если мы посмотрим на продолжение этого, например воспевание героических подвигов в классицизме, ведь если мы смотрим на русскую литературу, то у нас вначале идет жанрово каноническая, ориентированная на церковный канон, на духовное формирование человека, а потом появляется литература светская, литература послепетровского времени, и там, конечно, мы ориентируемся на античные образцы, на доблесть Александра Македонского, на великих гомеровских героев.


Рис. 12. А. Македонский (Источник)

Т. е. традиции героического эпоса сохраняются в разных жанрах и переходят в прозу, поэзию, например героическая поэма как синтез и гомеровская традиция. И там, и там говорится о лежащих грудах тел, но они какие-то обесчеловеченные. Ведь нас вообще с ними не знакомят. Лазарев М.И.:

Но в этот день газеты написали, что на западном фронте без перемен. Это как-то не хорошо по отношению к читателю. Ладохина Н.А.:

Или В. Гроссман – военный журналист, который это всё видел. Лазарев М.И.:

Так вот мне кажется, что есть ещё одна важная вещь: для аристократа важна не жизнь, а честь. Поэтому он и войну рассматривает так, что умру, но честь сохраню. Он, может, уже и жить устал, от того что думает постоянно о том, как честь сохранить. А когда у человека главное – это жизнь, которую он может сейчас потерять, то, конечно, и взгляд другой. А талант – это независимая вещь.
Ладохина Н.А.:
Ещё раз хочу подчеркнуть, что когда я говорю про ценность жизни, то имею в виду, что любая война делается для того, чтобы на этой территории и в этом народе жили люди, рождались дети и чтобы жизнь продолжалась. Если мы будем рассматривать войну как механизм для удовлетворения наших амбиций, то у нас найдутся и средства, и способы, и возможности, и очень страшно, если мы будем считать это карьерной лестницей.
Лазарев М.И.:
Но от этого никуда не деться. Если не будет юношей, которые считают армию, военную карьеру своим предназначением в жизни, то страна будет не готова. К сожалению, так. И там, и тут есть такие юноши, поэтому войны и происходят. Не только от того, что они есть, но от того, что есть такая готовность.


Задание 5 № 12

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.3. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии?

5.4. На чём сосредотачивают внимание писатели XX века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 9

1.2.1. Каким смыслом наполнен центральный образ в стихотворении Г. Р. Державина?

Комментарии к сочинениям

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Показывая губернский город, Гоголь не дает ему названия, так как жизнь его типична для сотен других таких же русских городов.

Организующим центром поэзии Державина является образ автора, единый во всех произведениях. В своем творчестве Державин уделяет большое внимание теме поэта и поэзии. Говоря о поэзии, он подчеркивает ее истинное предназначение:

Сей дар богов лишь к чести

И к поученью их путей

Быть должен обращен, не к лести

И темной похвале людей.

В одной оде Державин требует от живописца представить ему картину утра — и тотчас, состязаясь с живописью в наглядности, спешит дать эту картину сам.

Изобрази мне мир сей новый

В лице младого летня дня:

Как рощи, холмы, башни, кровы,

От горнею златясь огня,

Из мрака восстают, блистают

И смотрятся в зерцало вод;

Все новы чувства получают,

И движется всех смертных род.

5.3. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии?

5.4. На чём сосредотачивают внимание писатели XX века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений)

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Великая Отечественная война 1941—1945 годов — одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.

Со времени окончания войны прошло более пятидесяти лет. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? “Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах”, — говорит В. Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война — тяжелейшее испытание для человечества, — пишет Ю. Бондарев, — а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”.

В целом, в литературе, посвященной теме Отечественной войны, можно выделить две тенденции. Часть произведений дает широкое, панорамное видение войны (трилогия К. Симонова “Живые и мертвые”, роман А. Чаковского “Блокада”). Другие произведения посвящены изображению частных событий, в них война показана глазами рядового бойца. Существует и определенная традиция изображения человека на войне. Воспитанных на русской гуманистической литературе писателей интересует, существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить свое достоинство и моральные принципы. Этой проблеме посвящены многие произведения белорусского писателя В. Быкова.

Главная тема писателя — внутреннее содержание человека, его нравственные качества. И именно война, по мнению автора, является тем катализатором, который позволяет обнажить истинную сущность человека. “Во время войны, как никогда ни до ни после нее, обнаружилась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев. Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не ее быт и не психология быта. но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа”.

Основным предметом изображения В. Быкова является партизанская война. Она особенно интересна для писателя, потому что именно на оккупированных территориях извечная проблема выбора стояла особенно остро и имела более разнообразные решения, мотивировки человеческих поступков были более сложными, а судьбы людей — богаче и зачастую трагичнее, чем в любом организованном армейском подразделении, где многие вопросы разрешаются назначенными командирами или по уставу.

Партизанской войне со всеми ее сложностями и трагизмом посвящена одна из самых замечательных повестей В. Быкова “Сотников”. Центральной проблемой повести стала проблема нравственного выбора перед лицом смерти. На страницах повести сталкиваются взгляды двух людей, по-разному понимающих смысл жизни, свое назначение в ней и степень своей ответственности за все, что происходит в мире. Сюжет повести прост: Сотников и Рыбак, два разведчика, принимающих участие в деятельности одного из партизанских отрядов, сражающегося на белорусской земле, получают задание — достать еду для членов отряда. Задание оказывается непростым, потому что в округе не осталось ни одной неоккупированной деревни, повсюду расположены фашистские посты. Сотников и Рыбак решают спрятаться в одной из изб, чтобы дождаться ночи, но их обнаруживает полиция. Так герои попадают в плен. И именно здесь, на допросе у следователя, расходятся дороги двух партизан. Рыбак, в надежде спасти свою жизнь, дает согласие сотрудничать с немцами. Сотников же выбирает героическую смерть. Он уверен, что он несет ответственность за свои поступки не только перед собой, но и перед другими людьми и всей страной. И писатель не сомневается — только такой поступок мог совершить по-настоящему нравственный человек.

Б. Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти. Самым известным произведением писателя является, несомненно, повесть “А зори здесь тихие. ”. Она поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации. Героями повести становятся пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов, и их командир, старшина Васков. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, чем казалось: отряд состоит не из двух немцев, которых увидела одна из девушек, а из шестнадцати вооруженных до зубов солдат. Да, враг задержан, но ни одной из добровольцев не остается в живых. Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней. Повесть становится гимном женственности и обаянию молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. И вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть “А зори здесь тихие. ” не могут читать без слез миллионы благодарных потомков.

Война — это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно.

28783 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Также читают:

Картинка к сочинению Великая Отечественная война в литературе 20 века

Популярные сегодня темы

Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

Повесть Васильева "А зори здесь тихие. " посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого "в запасе двадцать слов, да и те из уставов". Несмотря на ужасы войны, этот "пенек замшелый" сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что "мужики со смертью их оженили". Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.

Поведение каждой из пяти девушек - это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти * болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две "негероические" смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита "строга, не смеется никогда". Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню: "Высокая, рыжая, белокожая. А глаза - детские, зеленые, круглые, как блюдца". И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. О подвигах русского народа мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, и из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир". В этом произведении подвиг скромного капитана Тушина никем даже не замечен. Героизм и храбрость охватывают человека внезапно, одна-единственная мысль владеет им - победить врага. Для достижения этой цели необходимо объединение полководцев и народа, необходима моральная победа человека над своим страхом, над врагом. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева "Горячий снег": "Стоять - и о смерти забыть! "
Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны — это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности. Тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941-му году предшествовали страшный 1929-й год — год “великого перелома”, когда за ликвидацией “кулачества как класса” не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, — и, может быть, еще более страшный 1937-й год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова “Знак беды”. Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне: “Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета” и другие. После “Знака беды” творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как “В тумане”, “Облава”.

В центре повести “Знак беды” — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними — и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома — воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекослсвно. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет об истоках его формирования. Задумываясь над смыслом названия повести, вспоминаешь строки из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 году: “Перед войной, как будто в знак беды. ” То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков.

Читайте также: