Осенняя воля блок сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Все творчество А. А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме – России, этому непостижимому “сфинксу”, судьбе “роковой страны”. Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял. “Светлой женой” он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души. Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.

Стихотворение “Осенняя воля”, написанное в 1905 году, в смутное время первой

русской революции, уже названием призывает нас ощутить какую-то бездомность, неприкаянность. Осень для русского человека связана с прощанием с теплом, с солнцем, а воля – не всегда желанна, особенно, если с ней ты теряешь светлое чувство домашнего очага, оказываешься там, где “битый камень лег по косогорам”. Усиливают одиночество встающие перед глазами картины “мокрых долов”, где осень “обнажила кладбища земли”.

Образ одинокого странника органично воспринят Блоком из русского фольклора, из глубины времен. И это объясняет, как мотив пути в представлении автора последовательно соединяет

прошлое и будущее. Неотделим от него и образ ветра как природной и исторической стихии, он также присутствует в раскрытии историософской темы: “Выхожу я в путь, открытый взорам, / Ветер гнет упругие кусты Разгулялась осень в мертвых долах И вдали, вдали призывно машет / Твой узорный, твой цветной рукав”.

Однако, куда же лежит “знакомый”, “открытый взорам” путь лирического героя?

Нет, иду я в путь никем не званный

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Очень близки эти строки к есенинской лирике, которая еще только через несколько лет после создания “Осенней воли” заблистает в русской литературе. В подобных стихах сквозит щемящая боль одиночества и бездомности человека, скитающегося по “пьяной Руси” и находящего приют “под крышей кабака”.

Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси.

Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Передать все оттенки настроения лирического героя помогает цветовая символика стихотворения. Желтый цвет в пейзаже свидетельствует о чувстве тоски, красный вызывает ощущение мятежной радости, эпитеты “узорный”, “цветной” ассоциируются с щедростью, богатством русской натуры. Важную роль в создании образа Руси играют метафоры-олицетворения.

Перед нами раскинулись “дали необъятные” родной земли, где “разгулялась осень”, “веселье пляшет”. Все здесь имеет свою душу и наполнено жизнью. Только почему-то герою хочется плакать “над печалью нив”, над любимыми просторами. Неслучайно синтаксис стихотворения столь эмоционален – вместе с восторженными интонациями, восклицаниями звучат ироничные вопросы:

Кто взманил меня на путь знакомый,

Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или – каменным путем влекомый

Нищий, распевающий псалмы?

Лирический герой не одинок в своем странничестве: есть еще персонаж нищего, “распевающего псалмы”, словно идущего впереди и манящего за собой. “Каменный путь” его труден. Но герой идет своей дорогой, и земля под его ногами “легка” . Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по “пьяной Руси” он идет? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Осенняя воля становится символом загубленной молодости, напрасно пропавшей свободы. Осень для русского человека – это время подведения итогов и прощания с цветущим летом жизни. И лирический герой для себя видит единственное спасение – в любви к России.

Глубокая духовная связь с Родиной способна вывести из нравственного тупика, стать светлым, очищающим началом и стимулом к продолжению жизненного пути. Поэтому заканчивается стихотворение таким восклицательным обращением:

Нет, иду я в путь никем не званный

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Кто взманил меня на путь знакомый,

Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или – каменным путем влекомый

Нищий, распевающий псалмы?

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Блок в 1905 году

Интересный символизм заметен во втором четверостишии:

Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали.

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

  • Над печалью нив твоих заплачу,
  • Твой простор навеки полюблю.
  • Приюти ты в далях необъятных!
  • Как и жить и плакать без тебя!
  • Ты и во сне необычайна.
  • Твоей одежды не коснусь.
  • Дремлю — и за дремотой тайна,
  • И в тайне — ты почиешь, Русь.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля

Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…”), и о смерти (“Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли…”).

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о

смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение богато на литературные переклички. Последняя фраза “Как и жить и плакать без тебя!” переклика­ется с финальной строфой стихотворения А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад…” : “… А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки. Тебя лю­бить, обнять и плакать над тобой!”. Однако лирический герой

А. А. Блока одинок, его признания в любви обращены к род­ной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно

машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирическою героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается: “Над пе­чалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю…”. Таким образом, если для лирического героя А. А. Фета смыс­лом жизни является любовь к женщине, то у А. А. Блока образ возлюбленной замещается образом России. Не случайно это стихотворение, написанное в 1905 году, входит в цикл “О, Русь моя. ”, а чуть позже, в 1908 году, в цикле “На поле Ку­ликовом” поэт напишет: “О, Русь моя! Жена моя!”. Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной.

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение “Осенняя воля” со стихотворением “Осенняя любовь” , написан­ном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: “Когда в листве сырой и ржа­вой Рябины заалеет гроздь…” (Сравним в “Осенней воле”: “Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали”).

1905 год – год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настрое­нием и свободолюбивая, почти анархическая позиция лириче­ского героя: “Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака”.

А. А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен (“Ветер гнет упругие кусты”), оли­цетворения (“печаль нив”, “разгулялась осень в мокрых до­лах”), цветаст (“желтая глина”, “красный цвет рябин”). Коль­цевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается “путь, открытый взорам”, в предпоследней – простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней – вновь возникает образ необъятных далей.

Название стихотворения “Осенняя воля” можно понимать в двух планах: воля – это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, по­могающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведе­ние отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”,

“Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”.

Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название. “Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “…звенит, звенит…”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, “Россия, Родина, тоска…”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

Нет, иду я в путь никем не званный

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Кто взманил меня на путь знакомый,

Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или – каменным путем влекомый

Нищий, распевающий псалмы?

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Читайте также: