Нерешенная вчера задача сочинение не проверено

Обновлено: 04.07.2024

Правописание частицы не с причастием заслуживает особого внимания. Например: Не решенный нами вопрос требует дополнительной проработки. / Нерешенная проблема повисла в воздухе. Два одинаковых слова, но в непохожих контекстах пишутся по-разному. Чтобы усвоить, нерешенный как пишется, необходимо определить, к какой части речи принадлежит лексема.

Грамматическое описание слова

Нерешенный ─ это вопрос, который не нашел приемлемого решения.

Некоторые относят эту лексему к отглагольным прилагательным. Такой подход ошибочен. Отглагольные прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и обозначают постоянный признак.

Рассматриваемое слово произошло от глагола решить (что сделать?), который является глаголом совершенного вида. Оно передает признак предмета по действию. Из этого следует вывод, что нерешенный ─ причастие.

Этой части речи присущи признаки глагола, которые считаются постоянными, и прилагательного.

Перед нами полное причастие, которое стоит в начальной форме (именит. падеже, мужском роде, единствен. числе), страдательное, прошедшего времени, имеет несовершенный вид.

В предложении играет роль определения.

Мы вернулись к нерешенному вопросу.

Для определения окончания надо изменить форму слова: нерешенный, нерешенная. нерешенное. Этой морфемой является ый.

Часть слова, стоящая между корнем и окончанием, определяется как суффикс. К нему относится в рассматриваемом слове енн.

Объяснение правописания

Мы определили, что нерешенный ─ причастие. Как пишется эта часть речи с отрицательной частицей: нерешенный верно или не решенный?

наличие зависимых лексем (не решенная мною проблема);

при использовании противопоставления (не решенный, а рассмотренный вопрос);

если есть полное отрицание со словами вовсе, далеко, отнюдь, до сих пор (до сих пор не решенная проблема).

Нерешенный или не решенный

Незаконченный рассказ,
Незавершенная работа
И все, не сделанное вами,
Тревожат неизменно вас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вскоре Петру стало скучно, но всё же (НЕ)ТАК плохо, как в прошлые дни.

Многие уповали на разум советника, но он был человеком далеко (НЕ)РАЗУМНЫМ.

(НЕ)РЕШЕННАЯ задача мучила ребят, словно кошмар, которому нет конца и края.

(НЕ)МЕРЗКИМ и злым показался он ей, а спокойным и даже человечным.

Даже (НЕ)ВСПОМИНАЯ о беде, спали дети из рук вон плохо.

Затея сразу мне (НЕ)ОЧЕНЬ понравилась, но я ничего не сказал.

Ещё (НЕ)ОПЛАЧЕННАЯ услуга изо дня в день напоминала о себе то через телефон, то через почту.

(НЕ)СМОТРЯ на многочисленные просьбы и мольбы, решено было переезжать в другой город, оставив всё – друзей, контакты и общую беду – позади.

Из всех известных мне талантливых людей выделялся один: он много лет занимался рисованием, и тем не менее был в этом отнюдь (НЕ)ПРОФЕССИОНАЛОМ.

Ванино (НЕ)ЗНАНИЕ могло стоить ребятам жизни, но поделать ничего было нельзя.

Ожидание было (НЕ)ДОЛГИМ, а коротким, пусть и мучительным.

(НЕ)РЕШЕННУЮ никем задачу было решено убрать из учебной программы в будущем году.

В контексте всего произошедшего очередная победа противников была далеко (НЕ)УДИВИТЕЛЬНОЙ.

Им было интересно вместе даже не потому, что оба умели играть, а потому, что оба знали, как (НЕ)ПРОИГРЫВАТЬ.

(НЕ)ПОДГОТОВЛЕННЫЙ к экзамену студент был совершенно некстати.

При встрече друзья обменялись кивками, будто (НЕ)ВЗНАЧАЙ, совсем легонько.

Выходя из дома, Олег (НЕ)ЗАБЫЛ погладить своего любимого кота.

(НЕ)ВСТАВАЯ с кровати, она крикнула, чтобы кто-нибудь открыл дверь.

Лидер партии убежденно заявил, что жертвы войны (НЕ)ЗАБЫТЫ.

Важно, чтобы все понимали, что информационная кампания ещё (НЕ)ОКОНЧЕНА.

Лидия двигалась (НЕ)СПЕША, шурша многочисленными юбками платья.

Самое главное – действовать по инструкции и (НЕ)ОТКЛОНЯТЬСЯ от неё.

(НЕ)ДОБРЫМ и чутким показался ей Алексей, а каким-то озлобленным и испуганным.

На третий день (НЕ)ПОГОДА превратилась в настоящую катастрофу.

Мы встретились в (НЕ)ОБСТАВЛЕННОЙ комнате, чтобы обсудить её будущий дизайн.

Всё это свидетельствует о чрезвычайной доброте его тихого и ничуть (НЕ)ЗЛОПАМЯТНОГО сердца.

Часть заданий была (НЕ)ВЫПОЛНЕНА, поэтому Саше нужно было спешить.

Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.

(НЕ)УСПЕВ закончить один роман, он тут же приступил к написанию следующего.

В гостиную вошёл никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек, но многочисленные гости даже не обратили на него внимания.

День был (НЕ)ЖАРКИЙ, но душный: ветер совсем стих.

(НЕ)ОГЛЯДЫВАЯСЬ назад, Катя вышла из комнаты.

Вызревший хлеб, кукуруза, подсолнечники – где убраны, где и (НЕ)ТРОНУТЫ ещё.

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ три дня ливень превратил наш садовый участок в болото.

Он вошёл в комнату, вовсе (НЕ)ПОХОЖУЮ на первую.

Эдуард говорил хоть и (НЕ)ГРОМКО, но все в комнате слышали каждое его слово.

Алла в это время поставила на огонь картошку, которая была почему-то (НЕ)ПОМЫТА.

Серые утюги британских броненосцев низко сидели в воде залива, среди ещё (НЕ)РАСТАЯВШИХ льдин.

Дочка Зоя, нисколько на свою мать (НЕ)ПОХОЖАЯ, была тоненькая, узкая, эфирная блондинка.

Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ.

Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо.

Голос Игоря в ту минуту был (НЕ)ДОБРЫМ и ласковым, как это было всегда, а жёстким и даже грубым.

(НЕ)ПОРА ли сделать перерыв и немного отдохнуть?

Этот Мучеников был (НЕ)КТО иной, как Гаврила Северов.

Иностранец говорил по-русски весьма (НЕ)ПЛОХО, но иногда делал большие паузы: подбирал нужные слова.

Офис (НЕ)ОБОРУДОВАН всем необходимым.

(НЕ)ПОНЯТЫЙ никем из присутствующих, Меркулов решил покинуть аудиторию.

В этой странной книге под обложкой были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ белые страницы с напечатанными словами, а тёмно-серые листы с желтоватыми мутными пятнами.

Над озером догорал (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.

Ещё (НЕ)ОКОНЧЕННЫЙ разговор вынужденно прервался, когда в кабинет влетела испуганная горничная.

– (НЕ)НАДО об этом думать, – шептала себе она.

Доктор (НЕ)СПЕША надевал перчатки и что-то бормотал себе под нос.

Мы оказались абсолютно (НЕ)ГОТОВЫ к тем трудностям, с которыми столкнулись сейчас.

Эта юная актриса, нисколько (НЕ)ПРЕТЕНДОВАВШАЯ на всемирную известность, но обладающая при этом здоровыми амбициями, покорила журналиста.

Деду Вадиму довелось прожить большую и весьма (НЕ)ЛЁГКУЮ жизнь.

Эльвира (НЕ)РАЗ говорила ему, что провожать её не нужно.

Сам я прочёл книгу лишь спустя месяц после вступления в должность и, признаюсь, отнюдь (НЕ)ЧАСТО перечитывал её впоследствии.

Мальчик рассказывал по возможности сухо, (НЕ)ВДАВАЯСЬ в подробности.

Мы сделали вид, что ничего (НЕ)ПРИЯТНОГО не произошло.

(НЕ)ПОРЯДОЧНЫЙ человек так поступает, а тот, в ком чести ни на грош.

Выяснилось, что это (НЕ)КТО иной, как тот самый продавец, который Зубру безо всякого повода вспомнился перед выездом.

Я ждал ответа (НЕ)БОЛЬШЕ десяти минут.

Территория была дикая, ещё (НЕ)ОБЖИТАЯ, работа предстояла огромная.

Никем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМЫЙ камень быстро покатился по склону вниз.

В доме было (НЕ)ПРОТОПЛЕНО, и мы никак не могли согреться.

Обвинять кого бы то ни было, (НЕ)РАЗОБРАВШИСЬ, нельзя.

Она боялась (НЕ)ДОПОЛУЧИТЬ, не увидеть, не испытать всего, что можно в жизни.

Мать Веры была вовсе (НЕ)ЗЛАЯ женщина.

(НЕ)ИСКЛЮЧЕНО, что решение этого вопроса приблизило бы нас к решению другого.

Тут цвет какого-то нового общества, ещё (НЕ)УСТОЯВШЕГОСЯ, ещё кипящего в водовороте отбора.

Эта тема в рассказе звучит (НЕ)ЯВНО и открыто, как это часто бывает в произведениях данного автора, а исподволь, приглушённо.

Уж (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли Ваш отправил это письмо?

А где-то неподалёку от этого священного места (НЕ)КТО скупал по дешёвке дворцовую мебель красного дерева, хрусталь, фарфор, картины в золотых рамах.

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

Дождь идёт с утра, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ ни на минуту.

Выступление было (НЕ)ПОДГОТОВЛЕННОЕ, а спонтанное.

Жесты необходимы, когда (НЕ)ДОСТАТОЧНО слов.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Инструктор говорил (НЕ)ШУТЯ, поэтому мы прислушались к его пре-дупреждению о грозящей опасности.

Ювелир был уверен: это (НЕ)ЧТО иное, как красный алмаз – самый дорогой драгоценный камень в мире.

Цветы издавали дивный, ни на что (НЕ)ПОХОЖИЙ аромат.

Как ни придумывал Манилов, что ему делать, но ничего другого (НЕ)МОГ придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкой струёй.

Руководитель службы отметил, что новому работнику (НЕ)ДОСТАЁТ опыта и терпения.

Тихо в лесу, (НИ)ОДНА птичка не прощебечет.

Мы долго (НЕ)МОГЛИ встретиться: у обоих было много работы.

(НЕ)ЗАСЛУЖЕННОЕ признание испарится как дым.

На Кубани очень тепло, но (НЕ)СЛИШКОМ знойно.

Кем бы ты (НИ)БЫЛ, никогда не восхваляй себя и не унижай других.

Генетические близнецы встречаются редко, поэтому важно (НЕ)БОЯТЬСЯ проходить типирование костного мозга.

Однажды (НЕ)РИСКНУВ, вы можете упустить удачу всей жизни.

(НЕ)ПРИБЫВШИЙ вовремя автобус вынудил меня пойти на работу пешком.

Чувство (НЕ)ВЫПОЛНЕННОГО долга обычно мучает только совестливых людей.

(НЕ)ОСОЗНАВ причину капризного поведения ребенка, родители не смогут заняться перевоспитанием чада.

На столе лежал (НЕ)ЗАКЛЕЕННЫЙ, а распечатанный конверт.

(НЕ)ОСВЕЩЁННАЯ солнцем часть леса выглядела мрачно.

(НЕ)БЫЛО ничего, что оживляло бы картину.

Лётчика признали профессионально (НЕ)ПРИГОДНЫМ.

Строительство моста (НЕ)ЗАВЕРШЕНО.

Домашнее задание до сих пор (НЕ)ВЫПОЛНЕНО.

Критик призывал изображать жизнь (НЕ)РОМАНТИЧЕСКИХ влюблённых, а обычных людей.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Такса Нора (НЕ)МОЖЕТ сидеть спокойно, когда видит свой мячик.

В (НЕ)БОЛЬШОЙ, но уютной квартире было много цветов.

(НЕ)СМОТРЯ на духоту, она куталась в большой оренбургский платок и казалась в нём совсем маленькой.

Человек он ничуть (НЕ)ГЛУПЫЙ.

Какие только мысли (НЕ)ОДОЛЕВАЮТ заблудившегося путника!

Многие письма писателя остались (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫМИ при его жизни.

На уроке он занимался своими делами, (НЕ)СЛУШАЯ учителя.

Сейчас многие люди (НЕ)ДОЕДАЮТ.

Их было (НЕ)ТРОЕ и (НЕ)ЧЕТВЕРО.

(НЕ)ДОСМОТРЕЛА этот скучнейший фильм до конца.

Я (НЕ)ОБЯЗАН тебе помогать.

Но это был (НЕ)НАСТОЯЩИЙ, а выдуманный город, куда нельзя войти.

Студентам (НЕ)СКАЗАННО повезло: лекции по литературе будет читать сам профессор Наливайко.

(НЕ)ЗНАЯ броду, (НЕ)СУЙСЯ в воду.

Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах.

(НЕ)СПОСОБНОСТИ были его отличительной чертой, а упорство и настойчивость.

(НЕ)РАБОТАЯ, сыт не будешь.

Окна были (НЕ)ЗАНАВЕШЕНЫ.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

Общие места сценария в фильме обрели (НЕ)ДОСТАЮЩУЮ им конкретность.

Гагин казался вовсе (НЕ)ПОХОЖИМ на всех русских людей, перебывавших у неё в пансионе.

Мост через речку в этом году (НЕ)ПОСТРОЕН.

Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Воды прилива шумели (НЕ)УМОЛКАЯ.

Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)БОЛЬШОЙ, но быстрой речки.

Из-за пушистого снега на дороге (НЕ)СЛЫШНО было даже своих шагов.

Студент отвечал, (НЕ)СМОТРЯ в свои записи.

Блеск металла был (НЕ)СЕРЕБРЯНЫЙ, а совсем особенный.

Это была ничем (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина.

Книга (НЕ)БОЛЬШАЯ, а интересная.

Погода была солнечная, тёплая (НЕ)ПО-ОСЕННЕМУ.

Определите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

(НЕ)ОБЫЧНЫЕ, а специально прикреплённые к стене полки вмещали множество интересных вещей.

(НЕ)ИСПЫТАННОЕ ранее волнение охватило мальчика.

Нет большего удовольствия, чем идти по (НЕ)ЗНАКОМЫМ дорогам к какому-нибудь заброшенному озеру.

Человек шел, (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги.

В предложении (НЕ)ВЫДЕЛЕНО определение, выраженное причастным оборотом

Задание 26.

Экзамен (НЕ)СДАН и потому перенесён на следующий год.

Ваш знакомый никогда (НЕ)БЫЛ тем, за кого себя выдавал.

(НЕ)ИЗДАННАЯ в срок книга всё ещё находится в типографии.

Стоя (НЕ)ДАЛЕКО от террасы, я не мог не услышать их разговор.

Не зная подлинных причин солнечного затмения, древние люди связывали его с действием никому (НЕ)ВЕДОМЫХ, сверхъестественных сил.

В своей жизни каждый человек (НЕ)РАЗ оступается и нередко даже не замечает этого.

Марфа Анатольевна, давно (НЕ)ВЫХОДИВШАЯ в свет, решила принять участие в благотворительном вечере.

Но люди в белых халатах были неумолимы – (НЕ)ПОЛОЖЕНО и точка.

Бродяжья и легкомысленная, нисколько (НЕ)ХИТРАЯ, как полагали многие, простодушная душа её не лежала ни к даче, ни к земле.

К числу (НЕ)ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов относится, например, самая высокая из Кавказских гор – Эльбрус.

Замечательные детские книги в их доме были подписаны аккуратным женским почерком далёкой и ни разу (НЕ)ПРИЕЗЖАВШЕЙ к ним родственницы из таинственного мира большой литературы.

Такие упругие ноги ещё долго могут идти, ещё впереди полным-полно всякого, ещё (НЕ)ПРОЖИТА судьба.

Ростом он был (НЕ)МЕНЬШЕ двух метров.

Егор собрал все (НЕ)НУЖНЫЕ бумаги и бросил их в мусорную корзину.

Важно было (НЕ)ПРОСТО объяснить материал, рассказать что-то, а добиться понимания услышанного.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Никем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМЫЙ камень быстро покатился по склону вниз.

В доме было (НЕ)ПРОТОПЛЕНО, и мы никак не могли согреться.

Обвинять кого бы то ни было, (НЕ)РАЗОБРАВШИСЬ, нельзя.

Она боялась (НЕ)ДОПОЛУЧИТЬ, не увидеть, не испытать всего, что можно в жизни.

Мать Веры была вовсе (НЕ)ЗЛАЯ женщина.

(НЕ)ИСКЛЮЧЕНО, что решение этого вопроса приблизило бы нас к решению другого.

Тут цвет какого-то нового общества, ещё (НЕ)УСТОЯВШЕГОСЯ, ещё кипящего в водовороте отбора.

Эта тема в рассказе звучит (НЕ)ЯВНО и открыто, как это часто бывает в произведениях данного автора, а исподволь, приглушённо.

Уж (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли Ваш отправил это письмо?

А где-то неподалёку от этого священного места (НЕ)КТО скупал по дешёвке дворцовую мебель красного дерева, хрусталь, фарфор, картины в золотых рамах.

Молодому специалисту (НЕ)ХВАТАЕТ опыта.

Художник представил (НЕ)ЗАКОНЧЕННУЮ картину, которую ждали на выставке, а этюд к картине.

К нашему удивлению, мы увидели отнюдь (НЕ)РАДОСТНЫЕ лица.

(НЕ)СМОТРЯ на то что мне пришлось перенести много невзгод и страданий, я считаю свою жизнь счастливой.

На столе лежали (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ учителем тетради.

(НЕ)ОПЫТНОСТЬ ему помогла, а расчётливость.

Обещание установить противопожарные двери (НЕ)ВЫПОЛНЕНО.

Оказалось, что актёр (НЕ)ГОТОВ к выходу на сцену.

(НЕ)ДОМОГАЮЩИЙ уже несколько дней старик не выходит из дома.

Мальчик шёл по улице, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам.

Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей.

Оля что-то всё время (НЕ)ДОГОВАРИВАЛА нам, скрывала.

Он пытался меня убедить, что моя попытка уйти от разговора – это (НЕ)ЧТО иное, как боязнь смотреть правде в глаза.

Всё это я рассказал просто, спокойно, (НЕ)СПЕША.

Библиотека была (НЕ)БОЛЬШАЯ, но очень ценная.

И эти телефоны, почти никогда (НЕ)УМОЛКАЯ, звонили.

В комнате было (НЕ)ПРОВЕТРЕНО, пахло химикатами.

Михаил (НЕ)ДОГОВОРИЛ – его оборвал на полуслове резкий стук в дверь.

С больными, (НЕ)ОСОЗНАЮЩИМИ, к каким серьёзным последствиям может привести их отказ от лечения, врачи ведут разъяснительные беседы.

Задание 35

В гараже его ждала (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАННАЯ до сих пор машина.

Сам (НЕ)ЗНАЯ зачем, человек пересекает на велосипеде пустыню, лезет на самую высокую гору.

На ступеньках, ведущих к большой вращающейся двери, стоял (НЕ)КТО иной, как сам фельдмаршал.

То, что вы услышали, – это отнюдь (НЕ)ПРАВДА.

Ягоды были (НЕ)КРУПНЫЕ, но вкусные.

Задание 36

Он тебе не помог, и поэтому ты ничем ему (НЕ)ОБЯЗАН.

Всё было (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО: и небо, и озеро, и пасмурные дали.

Иногда после прочитанной книги ничего (НЕ)ОСТАЁТСЯ в памяти, кроме сутолоки серых людей.

К числу дичи принадлежат (НЕ)ТОЛЬКО птицы, но и звери: медведи, олени, кабаны, зайцы.

Его слова оказались (НЕ)ЧЕМ иным, как пустым обещанием.

Задание 37.

Дождь целый день льёт как из ведра, (НЕ)ПРЕКРАЩАЯСЬ ни на минуту.

Я (НЕ)НАМЕРЕН сдаваться в середине шахматной партии.

(НЕ)РАСТАЯВШИЙ снег лежит грязными полосами по обочинам дороги.

Ты (НЕ)СОВСЕМ правильно выполнил задание.

Сочинение написано отнюдь (НЕ)ПЛОХО.

Задание 38.

Есть люди, которых нельзя понять, (НЕ)ПРИБЛИЗИВШИСЬ к ним.

Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя.

(НЕ)УДАЧА, а трудности ждали его в работе.

Вдруг меня (НЕ)ПОЙМУТ или поймут превратно.

Наташа, (НЕ)ПОМНИВШАЯ себя от восторга, подбежала к нему.

Задание 39

Строительство шло (НЕ)БЫСТРО и легко, а долго, с множеством согласований и поправок.

Мясо в супе было (НЕ)ДОВАРЕНО, оттого жевалось с трудом и имело странный вкус.

Никак (НЕ)ЗАЖИВАЮЩАЯ рана души его продолжала тихо кровоточить, но никто из окружающих не замечал испытываемой им боли.

Мы (НЕ)СПЕША шли по аллее парка.

Праздник оказался ничуть (НЕ)ВЕСЁЛЫМ, хотя все старались приободрить друг друга.

Задание 40.

Растению (НЕ)ХВАТАЕТ питательных веществ, поэтому листья желтеют и опадают.

Из гнезда, свитого ласточками под крышей сарая, выпал (НЕ)ОПЕРИВШИЙСЯ птенец.

Мать работала (НЕ)ПОКЛАДАЯ рук, сыновья и дочери старались помогать ей во всём.

Грядки в огороде были (НЕ)ПРОПОЛОТЫ, да и сад находился в удручающем состоянии.

Землетрясения в этом регионе отнюдь (НЕ)РЕДКОСТЬ, но люди всё равно не покидают родных мест.

Задание 41.

Я думаю, что мы его найдём, ведь человек (НЕ)ИГОЛКА.

Для участия в олимпиаде мы должны выбрать (НЕ)МЕНЕЕ десяти человек из трёх классов.

По косым дождевым полосам заскользили светлые пятна, но тотчас же исчезли: солнце старалось, но (НЕ)СМОГЛО пробиться сквозь тучи.

Вечером здесь было (НЕ)УЮТНО: фонари светили тускло и улицы были пусты.

Трудно сказать, как рождается любовь, и куда она уходит, и уходит ли вовсе, или люди просто выкидывают её, сами того (НЕ)ЗАМЕЧАЯ.

Задание 13. Правописание НЕ и НИ

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

• Автор размышляет над проблемой
• Автор текста затрагивает проблему
• В центре внимания автора проблема
• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
• Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция

• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

Вместе с экспертом разобрали самые частые ошибки на ЕГЭ по русскому языку: в тесте и сочинении. Это те самые ловушки, на которые попадаются многие выпускники, так что запоминайте и будьте внимательны, чтобы сдать ЕГЭ по русскому в этом году на высший балл.



Елена Шкляева,

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей. В первой — 26 заданий с кратким ответом, которые оцениваются одним баллом, за исключением двух: за задание 8 — 5 баллов, а за задание 26 — 4 балла, в обоих случаях по одному баллу за каждую правильно указанную цифру. Таким образом, за первую часть можно получить 33 первичных балла, или 57% от максимального первичного балла за всю работу.

Во второй части одно задание с развёрнутым ответом (сочинение), которое оценивается по 12 критериям: учитывается содержание сочинения, языковое оформление и грамотность.

Соблюдение всех требований: формулировка одной из проблем, поставленных автором текста; комментарий сформулированной проблемы; изложение позиции автора, а также собственной точки зрения с её обоснованием — может принести 25 первичных баллов, или 43% от максимального первичного балла за всю работу.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку

Задание 9: омонимичные корни

Другая типичная ошибка связана со смешением омонимичных корней. Слова пригореть и пригорюниться не однокоренные: в слове пригореть чередующаяся гласная корня (загар), а в слове пригорюниться проверяемая безударная гласная (горе). Не являются однокоренными прикоснулся (-кос- / -кас-) и покосился (косо); зорька (-зар- / -зор-) и прозорливый (от зреть); выросли (-рос- / -раст- / -ращ) и оросили; помирать (-мир- / -мер-), помириться (мир) и примерять (мера); потереть (-тер- / -тир-) и потерять (потеря).

Чтобы убедиться в том, что в слове действительно чередующаяся гласная, подберите родственное с другой буквой в корне: замирать — замереть, прикоснуться — прикасаться, вытирать — вытереть.

Кроме того, ошибки допускаются выпускниками, которые забывают о чередованиях ИМ/ИН — А/Я: заниматься (занятой), выжимать (выжатый), проклинать (проклятый), начинать (начатый).

Важно также учитывать то, что исключения — например, уровень, ростовщик, полог — относятся к словам, в которых содержится безударная чередующаяся гласная корня.

Для успешного выполнения задания 9 необходимо запомнить корни с чередующимися гласными. Если, согласно формулировке задания, требуется указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня, нетрудно будет найти слова с теми корнями, которые вы запомнили. Если же в задании нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными, то нужно сделать следующее:

  1. исключить ряды, в которых есть слова с чередующимися гласными;
  2. в оставшихся рядах поставить ударение в каждом слове;
  3. выделить в каждом слове корень и отметить безударные гласные (может быть не одна);
  4. подобрать, если это возможно, проверочные слова: можно менять форму указанного в задании слова (сосна — сосны) или вспоминать однокоренные слова (диверсант — диверсия);
  5. записать ответ, соответствующий формулировке задания, — две, три или четыре цифры.

Задание 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий

Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола. Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях. От спряжения зависит выбор гласной в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени и в причастиях настоящего времени: если глагол I спряжения, могут быть пропущены буквы Е, У, Ю, а если II спряжения — И, А, Я. В причастиях прошедшего времени и деепричастиях пропущена та же буква, что и в инфинитиве.

Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ

Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно: задача не решена. Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешённая задачаещё не решённая задача.

Задание 15: Н или НН

При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.

Задание 16: постановка запятых

Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре.

Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения. Напомним, что однородными являются определения, характеризующие предмет с одной стороны, а также образные определения (эпитеты): жёлтые, бордовые, оранжевые листья (цвет); неприятный, визгливый голос (оценка). Определения, характеризующие предмет с разных сторон, неоднородны: симпатичная юная девушка (внешний вид и возраст), густые зелёные всходы (текстура и цвет).

Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.

Задание 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста

Обратимся к фрагменту текста: (1) Это самый капризный ветер на самом капризном из морей, и старые рыбаки говорят, что единственное средство спастись от него — выйти в открытое море. (2) В эти дни рыбаки сидели в кофейнях, вспоминая легендарные случаи — наследие отцов и дедов.

В предложении 1 тире между подлежащим средство и сказуемым выйти. В предложении 2 грамматическая основа рыбаки сидели, а тире обособляет приложение (какие случаи?) наследие отцов и дедов.

Чтобы не допускать ошибок, важно находить грамматическую основу каждого предложения.

Задание 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении

Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:

  • сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
  • привести позицию автора (рассказчика);
  • выразить своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста и обосновать его.

Формулировка проблемы текста

Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.

Комментарии к тексту

Комментарий должен был проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок. Можно получить 6 баллов, если в него включить два примера-иллюстрации из прочитанного текста и дать пояснение к каждому из них, как этот пример помогает прийти от проблемного вопроса к позиции автора. Кроме того, нужно указать смысловую связь между примерами и проанализировать её. Именно это вызывает затруднения у многих пишущих и приводит к потере баллов.

  • сопоставлять или противопоставлять, когда, например, речь идёт о поступках разных героев;
  • соотносить как причину и следствие, если произошло изменение;
  • формулировать как вопрос и ответ;
  • соотносить как прошлое и настоящее, пример и вывод, действие и результат, последовательность развития мысли.

Формулировка отношения к позиции автора

В качестве аргументов могут выступать:

Обратите внимание, что достаточно привести один аргумент, и он вовсе не обязательно должен быть из литературы. Завершая работу над сочинением, не забудьте сделать вывод: перечитайте формулировку проблемы и не повторяйте уже сказанного.

Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому

Поставив перед собой цель сдать экзамен на определённое количество баллов, необходимо выделить, какие темы требуют детального изучения, а какие достаточно отработать, решая типовые тестовые задания. Для этого можно использовать открытый банк на сайте ФИПИ. Там же публикуется орфоэпический словник — список слов, которые на экзамене будут включены в тестовое задание 4. Стоит выписать слова, в которых вы можете допустить ошибку в постановке ударения, на карточки и постепенно запоминать их. Нужно проработать и словарик паронимов, также публикуемый на сайте ФИПИ, ведь с этими словами вы столкнётесь при выполнении тестового задания 5.

Советуем также уделить особое внимание заданиям, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 (синтаксические нормы) можно набрать 5 первичных баллов, задания 26 (средства выразительности, языковые особенности текста) — 4 первичных балла, по одному баллу за каждую правильно указанную цифру.

Важно в целом распределить время таким образом, чтобы регулярно решать тестовые задания и писать сочинения не реже одного раза в неделю.

Как избежать ошибок во время экзамена

Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяя себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.

Каждый год экзамен по русскому языку сдают более 650 тысяч выпускников, и каждый четвёртый набирает более 80 баллов. Конечно, это не случается само собой, но при правильной и вовремя начатой подготовке успешно сдать экзамен — это реально.

Читайте также: