Сочинение мотив воспоминания в лирике пушкина

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока. Мотив воспоминаний в лирике поэтов
XIX века

Цели: повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с элегиями А. С. Пушкина, Д. Давыдова, лирическими произведениями И. И. Козлова, В. А. Жуковского; развитие умения определять тему, основную мысль, мотив лирического произведения, характеризовать их художественные особенности; проводить самоконтроль.

Оформление: портреты поэтов.

Оборудование: зачётный лист.

I. Повторение изученного по истории литературы.

Задание . н а основе изученного на прошлом уроке об особенностях творчества и раскрытия исторической темы в творчестве, а также подготовленного материала к сегодняшнему уроку составьте тест по истории литературы не менее чем из трёх вопросов. Например :

1. Соотнесите название произведения об историческом прошлом России и его автора.

2. О каком поэте идёт речь?

4. Перу какого поэта принадлежат следующие произведения?

5. Что объединяет следующие произведения?

II. Чтение и анализ лирических произведений.

Алгоритм работы тот же, что и на предыдущем уроке. В начале работы уточняется и записывается тема урока, объясняется разница между темами данного урока и предыдущего, желательно самими учениками.

Материал к анализу произведений

А. С. Пушкин.

1) Воспоминания об ушедших из жизни друзьях содержатся в цикле стихотворений разных лет, посвящённом лицейской годовщине – 19 октября.

Последовательно воссоздавая разные лики переживаний, поэт использует олицетворения: мечты кипят, тяжких дум избыток теснится в уме, подавленном тоской; метафоры: воспоминанье безмолвно развивает свой длинный свиток; горят змеи сердечной угрызенья.

Стихотворный размер – разностопный ямб, изменение длины стопы придаёт интонации размышление с одной стороны и подведение некоего итога с другой.

Денис Васильевич Давыдов.

2) Утверждение права человека на независимость, веселье и счастье.

Вопросы на с. 12 учебника.

Иван Иванович Козлов.

Вопросы на с. 14 учебника.

III. Обобщение изученного на уроке.

Вопрос: к ак в лирических произведениях разных авторов раскрывается тема воспоминаний о прошлом?

Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями, современ-ником которых он являлся. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение русскими Европы от “тирана” и восстание декабристов, жестоко подавленное царизмом. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Исторические события прошедших веков также нашли отражение в строках пушкинских стихотворений. Пушкин описывает историю со своей точки зрения, во многом совпадающей со взглядами прогрессивной молодежи. Его поэтический голос стал голосом целого поколения.
На публичном экзамене в царскосельском лицее Пушкин в присутствии патриарха русской поэзии Гавриила Романовича Державина прочитал стихотворение ” Воспоминания в Царском Селе”, посвященное войне 1812 г.
Средствами высокого поэтического стиля Пушкин передает читателю свои воспоминания о впечатлениях победы русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли до Парижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся “благотворный мир земле”.
После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея, где поэт провел шесть лет, оказала на него огромное влияние. Пушкин в своих стихах выражает свободолюбивые мысли. В “Вольности” он стремится “на тронах поразить порок”. В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени – Алексан-дром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справедливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон / Дает Закон – а не природа … ” Монархия – власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон (“Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон”) . Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает “тиранов мира”, которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона.
В стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин выражает ту же мысль. Свобо-долюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее “роковой”. Автор верит, что “взойдет звезда пленительного счастья”, то есть “самовластье” падет. Пушкин подчерки-вает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне “души прекрасные порывы” (“Недолго нежил нас обман”, “Но в нас горит еще желанье”) . Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. В стихотворении выражена уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: “И на обломках самовластья / Напишут наши имена! ”
В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничество. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гостил в имении родителей – Михайловском. Там поэт прожил некоторое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с проявлениями крепостнических отношений. Пушкин и раньше размышлял о крепостном праве, но в Михайловском эти мысли наиболее ярко отразились в его лирике. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Оно обличает порядки, сложившиеся в российских деревнях. Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь Барство дикое, без чувства, без закона”. Пушкин называет Россию “отечеством свободы”. В этом названии кроется глубокий смысл. Во время войны с
Наполеоном русские войска прошли освободительным маршем по Европе, возвращая всем странам, завоеванным “тираном”, независимость. Впечатление, произведенное победой в Отечественной войне, не покидает поэта всю жизнь. Пушкин недоумевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится.

Считается, что мотив более, чем любой другой компонент художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но, в отличие от них, не имеет самостоятельности, становится ясным только в анализе всего творчества автора. Таким образом, этот термин не просто обширен, а скорее несколько размыт.
Пушкину как поэту, как человеку с очень богатым и многогранным внутренним миром свойственно обращаться к прошлому, вспоминать и заново переживать волнующие его моменты, переосмысливать себя прежнего, сопоставлять с собой настоящим.
Мотив возвращения просматривается в самых различных стихотворениях поэта и затрагивает многие темы, так как каждый раз у него были различные причины для восстановления в памяти минувших событий.
Одной из причин является воспоминание автора о сильной и безграничной любви к женщине. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье” лирический герой мысленно возвращается к некогда любимой женщине, встреча с которой запомнилась ему как “чудное мгновенье”. Тогда она была для него всем: и гением чистой красоты, и божеством, и вдохновеньем, и слезами – целой жизнью. Он слышал ее “голос нежный”, не обращал внимания на шумную суету, черты любимой являлись ему во снах. Затем произошел разрыв, лирический герой оказывается “в глуши, во мраке заточенья”. Его жизнь протекает медленно, так как ничто не наполняет ее, ничто не вдохновляет. Но затем – новая встреча героя с возлюбленной, наступает пробуждение души, и жизнь обретает новый смысл. Последние два стиха, повторение начального четверостишия, означают возврат героя к юности, возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем – наслаждение жизнью, наполненной любовью:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Как и тема любви, в лирике Пушкина важное место занимает тема дружбы. Любовь и дружба сопровождают поэта на протяжении всей его жизни, так как потребность любить и быть любимым, так же как осознавать свою значимость для других людей, рассчитывать на помощь близкого человека и быть готовым самому оказать ее, была необходимой для него.
Поэт пишет стихотворение “Воспоминание”, адресованное его хорошему другу Пущину, где обращается к нему как к “брату по чаше” и призывает его мысленно перенестись в прошлое, когда они вместе с веселой компанией лицеистов “топили горе в чистом, пенистом вине”. Поэт настолько реалистически представляет себе картину минувших дней, что даже не удерживается от восклицаний: “Закипев, о, сколь прекрасно токи дымные текли!”. В памяти всплывает момент, когда их пиршество нарушает “педанта глас ужасный”, вмиг разбиваются бутылки, и “бокалы все в окно”. Воспоминания об этих шалостях наполняет его душу радостью за те дни, которые он когда-то прожил. Мысленное перенесение к своим друзьям помогает поэту почувствовать себя уверенней, осознать то, что у него всегда есть опора и поддержка в лице его старых верных друзей, и это придает ему силы идти по жизни вперед твердыми шагами.
Но не всегда мысленное возвращение в прошлое приносит лирическому герою наслаждение и успокоение. В стихотворении “Погасло дневное светило” шум океана и песня ветра рождают в сознании героя целый ряд болезненных воспоминаний. В его памяти оживают дни, когда его сердце было полно “безумной любовью”, он вспоминает знакомые мечты, которые некогда тревожили его душу, и на глазах появляются слезы. Лирический герой стремится к волшебным краям “земли полуденной”, где сердце его по-настоящему испытало чувство любви. Но он не желает возвращаться к “брегам печальным туманной родины”, где “пламенем страстей впервые чувства разгорались”, где ему изменила “легкокрылая радость” и “сердце хладное страданью предала”. Однако сознание невольно переносит его в то прошлое, где у него не было настоящей любви, он был “искателем новых впечатлений”, просто разбрасывался своими чувствами. Ничто не оставило в его сердце памятный след. “Наперсницы порочных заблуждений”, “изменницы младые”, ради которых “без любви жертвовал собой, покоем, славою, свободой и душой”, теперь напрочь забыты им.
В отличие от стихотворения “К Пущину”, где воспоминания о времени, проведенном в кругу друзей, доставляет поэту радость, в стихотворении “Погасло дневное светило”, лирический герой, глядя на мир с более зрелой жизненной позиции, говорит, что на родине его окружали “минутные радости минутные друзья”.
Возвращение в прошлое является для него невыносимым и мучительным, о только лишний раз убеждается в том, что “прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило”.
В лирике Пушкина присутствует мотив возвращения к бывшим идеалам, точнее сказать, поклон некогда существовавшим жизненным позициям. В стихотворении “Во глубине сибирских руд” поэт обращается к своим друзьям, которые из-за попытки претворения в жизнь своих политических принципов, расходящихся с принципами власти, были сосланы. Он жаждет хоть как-то воодушевить их, вселить надежду на то, что “оковы тяжкие падут, темницы рухнут” и они вновь станут свободными людьми. Главным образом поэт ободряет их тем, что “братья меч вам подадут”, а с ним к каторжникам вернется их дворянское достоинство.
Как бы ни жаловался, ни роптал поэт на свой жизненный путь, он остается верен себе и не смывает “строк печальных” из своего прошлого.
Пушкину, как и любому человеку, мысленные возвращения в свое прошлое, и истокам своей сущности, были необходимы для познания своего внутреннего мира и обретения себя. И поскольку этот мотив прослеживается по всему творчеству поэта, мы с уверенностью можем говорить о том, что, несмотря на некоторые преобразования, которые претерпевал этот мотив на протяжении этого времени, для поэта, очевидно, было крайне важно понятие памяти, как его собственной, так и памяти о нем самом.

Обращение к прошлому вызывает переживания лирического субъекта, которые можно интерпретировать как мотивы данного лирического текста: сожаление, и вместе с тем принятие горького знания о себе, некое добровольное страдание (что подчеркнуто в завершающем стихе). Здесь очевидна своего рода лирическая событийная последовательность, лирическое действие и его исход. Вместе с тем первое и главное событие этого текста тотально: вне этого события никакого другого мира нет, данное воспоминание составляет единственно возможную вселенную. Неизвестно, что обусловило воспоминание, какова причина первичного ментального действия. Здесь тема воспоминания, памяти как ментальной способности обеспечивает идентичность лирического субъекта: я вспоминаю, следовательно, я существую. Этот процесс является взаимообратным. Как отмечает И.В.Силантьев, связность лирического повествования основана на “принципе единства лирического субъекта” [12]. И, вместе с тем, именно развертывание текста обуславливает единство лирического Я. Лирический субъект существует до тех пор, пока реализуется способность воскрешать из небытия прошедшие события, осуществлять перемещения из хаоса, где у вещей нет имен, в порядок текстовой реальности.
“Воспоминания в Царском селе” в мотивно-тематической структуре не столько репродуцируют представление о лирическом субъекте стихотворения, сколько выражают историческую память заявленного в названии топоса. Здесь видны “дней прошлые следы”, но это события, принадлежащие истории (жизнь царствующих особ, полководцев, отношения народа и власти, война). Вместе с тем этот топос окрашен глубоко личными переживаниями. Царское село, “предел благословенный”, “сады прекрасные, под сумрак наш священный’ (III, 155) есть не что иное, как цель стремлений возвращающегося от “пыла восторгов скоротечных”, от “бесплодного вихря суеты” блудного сына. На реализацию этого мотивного комплекса в тексте указывает
В.И.Тюпа, называя такой способ обращения к тому или иному мотиву “цитатным”, “в качестве сюжетного параллелизма к ситуациям и событиям инновационной фабулы” [13]. Соответственно логике этого мотивного комплекса, в тексте словесно выражены мотивы раскаяния (в стремлении к недоступным мечтам), воспоминания (о начале поэтического письма).
История в данном случае представляет “святые воспоминания”, прочувствованные, эмоционально окрашенные, героика прошло-
го создается посредством его освоения лирическим субъектом и превращением в факты лирического сознания. Таким образом, в тексте тотальная тема воспоминания разворачивается через свернутую в комплекс блудный сын совокупность мотивов, а также через мотив воспоминания, последовательно о начале письма и освоенных лирическим субъектом исторических событиях, неком коллективном сознании.
Стихотворение “Воспоминание (К Пущину)” (1815) представляет собой изложение, с одной стороны, конкретной событийности: Вдруг педанта глас ужасный// Нам послышался вдали…// И бутылки вмиг разбиты,// И бокалы все в окно – // Всюду по полу разлиты // Пунш и светлое вино. // Убегаем торопливо -// Вмиг исчез минутный страх! (I, 139).
С другой стороны, излагаемое событие остается принципиально незавершенным. Здесь приглашение к совместному воспоминанию, обращения адресованы лирическим персонажам, друзьям: “…помнишь ли, мой брат по чаше; помнишь ли друзей шептанье” (I, 139); “о друзья мои сердечны” (1, 140). Это означает, что воспоминание существует в виде открытой коммуникативной структуры, всегда длящегося действия.
Запретные удовольствия винопития составляют, очевидно, часть семантического комплекса инициации, однако в данном случае нет ни сожалений, ни раскаяния – текст в этом смысле абсолютно ге-донистичен. Очевидна ценностная окрашенность воскрешаемого в памяти: то, что сегодня существует только в виде образов прошлого, но что одновременно является желанным объектом воспоминания, не менее реально, чем настоящее. Мотивная структура этого обращения лаконична: это воспоминание, с приглашением его разделить.
Таким образом, событие воспоминания в данных лирических текстах является не просто ключевым, но миромоделирующим. В лирической событийности конституирован лирический субъект, в мотивах разворачивается представление о теме текста и свойствах лирического Я.
* * *
Мотив как знак, репрезентирующий некую событийность и выражающий предикативность, существует в виде совокупности означающего и означаемого. При полной идентичности означающих (воспоминание) событийные варианты могут обладать различающимися означаемыми. Так, в плане содержания воспоминание может быть тождественным представлению о субъекте ментального действия, об
объектах такого действия либо эмоциональной окрашенности этого события. Такое содержательное наполнение события характерно для лирики.
Как разворачивается идентичный семантический событийный знак в повествовании? В повестях Пушкина “Арап Петра Великого’, “Пиковая дама” и “Выстрел” мотив воспоминания является организующим для нескольких эпизодов. Определим тему каждого эпизода, для которого ключевым событием является воспоминание, и функцию мотива воспоминания в нем.
В повести “Выстрел” новый сосед принимает в своем доме поселившегося в деревне, занятого хозяйством рассказчика. Сосед повествует герою о проведенном в доме медовом месяце и визите с целью мести в этот дом Сильвио, который служил вместе с рассказчиком и поведал тому историю незавершенной дуэли. Сосед перед тем, как изложить обстоятельства и исход визита Сильвио, говорит: “Этому дому обязан я лучшими минутами жизни и одним из самых тяжелых воспоминаний’ (VI, 99). Соответственно, затем следует мотивированный воспоминанием подробный, детальный и реалистично воспроизводящий пространственно-временные обстоятельства события рассказ об исходе конфликта. В данном случае каузальный мотив воспоминания структурирует изложение уже произошедших событий, а темой эпизода в плане сюжета становится рассказ, разрешение неведения, в плане фабульной структуры эпизод дает представление о разрешении основного конфликта.
В “Пиковой даме” мотив воспоминания фигурирует, по меньшей мере, один раз. Эпизод, структурированный этим мотивом, предваряет крушение романтических надежд воспитанницы графини. Лизавета Ивановна входит в свою комнату по возвращении с бала и не находит там Германна, с которым условилась о позднем свидании. Бедная, скромная девушка “села, не раздеваясь, и стала припоминать все обстоятельства, в такое короткое время и так далеко ее завлекшие” (VI, 342). Она вспомнила, что не знает о поклоннике ничего, кроме имени, которым тот подписывал любовные послания, и не далее, как в этот же вечер на балу Томский рекомендовал Германна, свидетельствуя его страстную влюбленность в Лизавету Ивановну: “Портрет, набросанный Томским”, “это уже пошлое лицо пугало и пленяло” “молодую мечтательницу” (VI, 343). Таким образом, героиня воссоздает в памяти эфемерный, зыбкий, расхожий образ мнимого обожателя, невольно предсказывая тем самым ничтожную роль Германна в собственной судьбе. Тема этого эпизода – судьба, поскольку героине было суждено иное.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.
Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

Тема любви и дружбы

Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.
На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.
Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

Философская лирика Пушкина

Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.
Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.
Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова М. С.

М.С. Попова Новосибирск

О МОТИВЕ ВОСПОМИНАНИЯ У А.С. ПУШКИНА: СОБЫТИЙНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ИНВАРИАНТ В ЛИРИКЕ И ЭПИЧЕСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ

Лирике присуща специфическая событийность. Статус лирического события отличается от положения и роли события в повествовании. В определении В.Г. Белинского, “содержание лирического произведения не есть. развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит через него” [1]. Б.В. Томашевский указывает, что “действия и события. в лирике” не образуют “фабульной ситуации” [2], соответственно, присущей всякому повествованию. Ю.М. Лотман говорит о том, что лирический текст “претендует быть не повествованием об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о Событии - главном и единственном, о сущности лирического мира”, вследствие чего “о вещах известных говорится как о неизвестном” [3]. В.И.Тюпа так формулирует это свойство лирики: “Циклической повторяемости (прецедентности) жизненного процесса путем его эстетического сгущения придается облик беспрецедентного события” [4]. Построение в повествовательном тексте, по выражению того же исследователя, “квазиреальной цепи событий”, образует сюжет, а в лирике формируется квазиреальная ситуация перформативного высказывания лирического героя” [5], не исключающая, по мысли Тюпы, некой лирической сюжетности. В представлении о сюжете художественного текста ключевыми понятиями являются мотив и тема, которые последовательно определим как момент действия в отдельной сюжетной ситуации и семантический инвариант единого фабульно значимого эпизода.

Раскрывая различие повествовательной и лирической художественных структур, Томашевский характеризует лирическую тему по сравнению с повествовательной как “неподвижную”, она “получает движение в варьировании выражений, вскрывающих тот или иной эмоциональный момент в основной теме” [6]. Лирическая тема дана “в различных вариациях”, для нее типичны “все. новые и новые ассоциации”, “одновременность излагаемого или иная сменность тем без внутренней причинной связности излагаемого” [7].

С точки зрения структурной поэтики в лирике иначе, нежели в повествовательном тексте, выглядит “функциональное соотношение мотива и темы”. В отличие от повествования, в лирике “не мотивы

определяют тему, а тема выступает основанием для развертывания серии сопряженных с ней мотивов”, или “мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие” [8], мотив подчинен теме. Это свойство лирической темы определяется как перспективность. Повествовательная же тема ретроспективна - она в конечном итоге определяется мотивной структурой составляющих эпизодов. Отметим также, что “всякий мотив в лирике исключительно тематичен”, а “лирическая тема принципиально и предельно рематична”, что позволяет говорить о функциональном слиянии лирических мотива и темы в отдельных случаях [9].

А.К.Жолковский называет “приятные (или горькие) воспоминания о былых страстях” типовой ситуацией, реализующей “в психологической зоне” центральную пушкинскую тему, определяемую исследователем как “амбивалентное противопоставление ‘изменчивость/неизменность’” [10].

Обратимся к трем лирическим стихотворениям и трем повествовательным текстам Пушкина, в которых событие воспоминания функционально значимо для их художественной структуры.

Три стихотворения - “Воспоминание” (1828), “Воспоминания в Царском селе’” (1829) и “Воспоминание (К Пущину)” (1815) -объединяет схожесть лирических тем, что явствует уже из названий. В стихотворении 1827 г. можно выделить три условных эпизода: за воспоминанием следует сожаление, а после - примирение. Сознание лирического субъекта последовательно фиксирует состояния бессонницы (ночью влачатся в тишине// часы томительного бденья), тревоги (В бездействии ночном живей горят во мне// Змеи сердечной угрызенья), мечтаний, подавляющей тоски, теснящего избытка тяжких дум [11]. Вслед за тем

Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю (III, 60).

Становится ясным, что тема воспоминание аккумулирует в себе следы каких-то событий, каждое из которых невосстановимо в причинно -временной связи, никак не конкретизировано в пространстве текста, не получило никаких обстоятельственных маркеров. Печальные строки на мифическом свитке, или некоторая неделимая, монолитная совокупность обстоятельств, поступков, совершенных действий являются

объектом восприятия, тем, о чем вспоминают. Это составляет ключевое событие данного текста.

Обращение к прошлому вызывает переживания лирического субъекта, которые можно интерпретировать как мотивы данного лирического текста: сожаление, и вместе с тем принятие горького знания о себе, некое добровольное страдание (что подчеркнуто в завершающем стихе). Здесь очевидна своего рода лирическая событийная последовательность, лирическое действие и его исход. Вместе с тем первое и главное событие этого текста тотально: вне этого события никакого другого мира нет, данное воспоминание составляет единственно возможную вселенную. Неизвестно, что обусловило воспоминание, какова причина первичного ментального действия. Здесь тема воспоминания, памяти как ментальной способности обеспечивает идентичность лирического субъекта: я вспоминаю, следовательно, я существую. Этот процесс является взаимообратным. Как отмечает И.В.Силантьев, связность лирического повествования основана на “принципе единства лирического субъекта” [12]. И, вместе с тем, именно развертывание текста обуславливает единство лирического Я. Лирический субъект существует до тех пор, пока реализуется способность воскрешать из небытия прошедшие события, осуществлять перемещения из хаоса, где у вещей нет имен, в порядок текстовой реальности.

“Воспоминания в Царском селе” в мотивно-тематической структуре не столько репродуцируют представление о лирическом субъекте стихотворения, сколько выражают историческую память заявленного в названии топоса. Здесь видны “дней прошлые следы”, но это события, принадлежащие истории (жизнь царствующих особ, полководцев, отношения народа и власти, война). Вместе с тем этот топос окрашен глубоко личными переживаниями. Царское село, “предел благословенный”, “сады прекрасные, под сумрак наш священный’ (III, 155) есть не что иное, как цель стремлений возвращающегося от “пыла восторгов скоротечных”, от “бесплодного вихря суеты” блудного сына. На реализацию этого мотивного комплекса в тексте указывает

В.И.Тюпа, называя такой способ обращения к тому или иному мотиву “цитатным”, “в качестве сюжетного параллелизма к ситуациям и событиям инновационной фабулы” [13]. Соответственно логике этого мотивного комплекса, в тексте словесно выражены мотивы раскаяния (в стремлении к недоступным мечтам), воспоминания (о начале поэтического письма).

История в данном случае представляет “святые воспоминания”, прочувствованные, эмоционально окрашенные, героика прошло-

го создается посредством его освоения лирическим субъектом и превращением в факты лирического сознания. Таким образом, в тексте тотальная тема воспоминания разворачивается через свернутую в комплекс блудный сын совокупность мотивов, а также через мотив воспоминания, последовательно о начале письма и освоенных лирическим субъектом исторических событиях, неком коллективном сознании.

Стихотворение “Воспоминание (К Пущину)” (1815) представляет собой изложение, с одной стороны, конкретной событийности: Вдруг педанта глас ужасный// Нам послышался вдали. // И бутылки вмиг разбиты,// И бокалы все в окно - // Всюду по полу разлиты // Пунш и светлое вино. // Убегаем торопливо -// Вмиг исчез минутный страх! (I, 139).

С другой стороны, излагаемое событие остается принципиально незавершенным. Здесь приглашение к совместному воспоминанию, обращения адресованы лирическим персонажам, друзьям: “. помнишь ли, мой брат по чаше; помнишь ли друзей шептанье” (I, 139); “о друзья мои сердечны” (1, 140). Это означает, что воспоминание существует в виде открытой коммуникативной структуры, всегда длящегося действия.

Запретные удовольствия винопития составляют, очевидно, часть семантического комплекса инициации, однако в данном случае нет ни сожалений, ни раскаяния - текст в этом смысле абсолютно ге-донистичен. Очевидна ценностная окрашенность воскрешаемого в памяти: то, что сегодня существует только в виде образов прошлого, но что одновременно является желанным объектом воспоминания, не менее реально, чем настоящее. Мотивная структура этого обращения лаконична: это воспоминание, с приглашением его разделить.

Таким образом, событие воспоминания в данных лирических текстах является не просто ключевым, но миромоделирующим. В лирической событийности конституирован лирический субъект, в мотивах разворачивается представление о теме текста и свойствах лирического Я.

Мотив как знак, репрезентирующий некую событийность и выражающий предикативность, существует в виде совокупности означающего и означаемого. При полной идентичности означающих (воспоминание) событийные варианты могут обладать различающимися означаемыми. Так, в плане содержания воспоминание может быть тождественным представлению о субъекте ментального действия, об

объектах такого действия либо эмоциональной окрашенности этого события. Такое содержательное наполнение события характерно для лирики.

Как разворачивается идентичный семантический событийный знак в повествовании? В повестях Пушкина “Арап Петра Великого’, “Пиковая дама” и “Выстрел” мотив воспоминания является организующим для нескольких эпизодов. Определим тему каждого эпизода, для которого ключевым событием является воспоминание, и функцию мотива воспоминания в нем.

В повести “Выстрел” новый сосед принимает в своем доме поселившегося в деревне, занятого хозяйством рассказчика. Сосед повествует герою о проведенном в доме медовом месяце и визите с целью мести в этот дом Сильвио, который служил вместе с рассказчиком и поведал тому историю незавершенной дуэли. Сосед перед тем, как изложить обстоятельства и исход визита Сильвио, говорит: “Этому дому обязан я лучшими минутами жизни и одним из самых тяжелых воспоминаний’ (VI, 99). Соответственно, затем следует мотивированный воспоминанием подробный, детальный и реалистично воспроизводящий пространственно-временные обстоятельства события рассказ об исходе конфликта. В данном случае каузальный мотив воспоминания структурирует изложение уже произошедших событий, а темой эпизода в плане сюжета становится рассказ, разрешение неведения, в плане фабульной структуры эпизод дает представление о разрешении основного конфликта.

В “Пиковой даме” мотив воспоминания фигурирует, по меньшей мере, один раз. Эпизод, структурированный этим мотивом, предваряет крушение романтических надежд воспитанницы графини. Лизавета Ивановна входит в свою комнату по возвращении с бала и не находит там Германна, с которым условилась о позднем свидании. Бедная, скромная девушка “села, не раздеваясь, и стала припоминать все обстоятельства, в такое короткое время и так далеко ее завлекшие” (VI, 342). Она вспомнила, что не знает о поклоннике ничего, кроме имени, которым тот подписывал любовные послания, и не далее, как в этот же вечер на балу Томский рекомендовал Германна, свидетельствуя его страстную влюбленность в Лизавету Ивановну: “Портрет, набросанный Томским”, “это уже пошлое лицо пугало и пленяло” “молодую мечтательницу” (VI, 343). Таким образом, героиня воссоздает в памяти эфемерный, зыбкий, расхожий образ мнимого обожателя, невольно предсказывая тем самым ничтожную роль Германна в собственной судьбе. Тема этого эпизода - судьба, поскольку героине было суждено иное.

В повести “Арап Петра Великого” мотив воспоминания фигурирует в двух повествовательных модальностях. Герой вначале просит другого человека вспомнить, и воспоминание здесь действием не является, а через некоторое время вспоминает сам. В прощальном письме к Леоноре, графине D., Ибрагим объясняет причину отъезда из Парижа, убеждая в целесообразности своего решения. Таковой причиной, по словам героя, является желание сохранить “спокойствие” возлюбленной, не подвергать ее “тем же волнениям и опасностям”, что были ранее. На деле герой, указывая на неприятные события в прошлом (“вспомни все, что ты вытерпела, все оскорбления самолюбия, все мучения боязни; вспомни ужасное рождение нашего сына”, VI, 19), ведет своеобразную психологическую игру. Здесь воспоминание выступает как аргументация, средство убеждения героини в необходимости, обоснованности разрыва, в то время как герой желает стать инициатором прекращения отношений и опередить возлюбленную в этом намерении. Мотив способствует характеристике образа Ибрагима, смысл действия - соперничество. “Милое воспоминание” Ибрагима связано с графиней D., герой “часто думал” о ней, воображая одновременно ее прелесть и “новые связи, другого счастливца” (VI, 25). Вскоре герою передают письмо от Леоноры, которое заключалось “страстными уверениями в любви”, и в этот же день он узнает о новом любовнике графини D., “длинном маркизе Л”. В данном случае мотив подготавливает перемену в жизни героя в виде сватовства к Наташе, тема эпизода с воспоминанием - изменчивость чувства.

Итак, мотив воспоминания в эпическом произведении функционирует в системе повествования как средство сюжетной динамики, подготавливающее почву для последующих событий, как метод характеристики персонажей и способ выявить причины и следствия тех или иных поступков. В плане содержания данный мотив выражает прежде всего действие. Тема в каждом эпизоде определяется решающим для него повествовательным мотивом, и предшествующими эпизодами с их мотивными комплексами. Так, событие воспоминания в рассмотренных примерах воспроизводится через действие “вспоминать” либо “помнить”. При этом тема памяти подавляется более сильными в своей структурной позиции темами. Это означает, что тема эпизода, организованного мотивом воспоминания, определяется включением данного эпизода в фабульно значимую группу эпизодов.

В лирике наблюдается иная роль темы. Так, тема воспоминание обуславливает реализацию определенных мотивов в виде изменений состояния сознания лирического субъекта, реконструируя событие воспоминания. Функциональная роль мотивно-тематической группы,

структурирующей конкретную событийность, заключается в создании образа лирического Я, в раскрытии отношения “Я-в-мире”.

По замечанию Р.Якобсона, в художественном тексте существует необходимость “подчеркивать тот факт, что знак не совпадает с объектом”, иначе “прекращается активность, и чувство реальности умирает” [16].

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр.

соч.: В 13 т. ^V. Статьи и рецензии. 1841-1844. М., 1954. С. 45.

2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 231.

3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001. С. 107.

4. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001. С. 104.

5. Тюпа В.И. Указ. соч.

6. Томашевский Б.В. Указ соч. С. 231.

7. Там же. С. 231, 179.

S. Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования: Проблемы тео-

рии и анализа. Новосибирск, 2001. С.19.

9. Там же. С. 19, 20.

10. Жолковский А.К. ‘Превосходительный покой’: об одном инвариантном мотиве Пушкина // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К.. Работы по поэтике выразительности. М., 1996. С. 244-245.

11. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977. Т. 3. С. 57. Далее произведения А.С. Пушкина цитируются по этому изданию. В круглых скобках после цитаты указан номер тома и страницы. Римская цифра обозначает номер тома, арабская - страницы.

12. Силантьев И.В. Указ. соч. С. 19.

13. Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема (на материале пушкинского творчества) // Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Вып. 1. Новосибирск, 2003. С. 178.

14. Якобсон Р. Что такое поэзия? // Р. Якобсон. Язык и бессознательное. М., 1996. С. iiS.

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Читайте также: