Сочинение монолог литературного героя

Обновлено: 02.07.2024

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 09.02.2020

Для 1-2 класса

Мальвина была главной актрисой в кукольном театре Карабаса Барабаса. Но ей, как и другим куклам, было очень тяжело работать с жестоким кукловодом. Куколка не выдержала, и сбежала от своего хозяина. Вместе с ней сбежал и ее верный пудель Артемон, который всегда и во всем помогал ей. Мальвина стала жить в маленьком домике в лесу. Когда она повстречала Буратино, то принялась его перевоспитывать. Мальвина была хорошо воспитанной, вежливой девочкой. Она хотела, чтобы и Буратино был таким. Однако деревянный мальчик не выдержал воспитания, и сбежал от куколки. Только спустя время он понял, что Мальвина была настоящим верным другом.

Мне очень понравилась Мальвина. Я считаю, что это положительный персонаж, который подает очень хороший пример.

Богатырь тут же отправился на поиски своей возлюбленной. Вслед за ним отправились и другие богатыри, которые хотели взять в жены Людмилу. Однако Руслан смог первым добраться до Черномора. В честной схватке он одолел волшебника, и показал себя невероятно отважным человеком. На его пути он встречал добрых помощников, которые и помогли ему отыскать возлюбленную. Они вернулись домой, и жили долго и счастливо.

Мне очень понравился Руслан, потому что это был добрый и отзывчивый юноша. Он одержал победу над злым карликом благодаря своим качествам, и поэтому заслуживает уважения.

Для 3-4 класса

Герда и Край были лучшими друзьями. Они вместе проводили много времени, и считали себя назваными братцем и сестрой. Но однажды в мальчика попал осколок волшебного зеркала, которое создал злой тролль. В результате Кай стал злым, жестоким мальчиком, который видел все плохое. Снежная королева увидела Кая на улице, и решила забрать его в свое королевство.

Герда тут же бросилась на выручку своему другу. На своем пути она пережила немало испытаний, она повстречала добрых и отзывчивых людей, которые помогли ей в ее поисках. Доброта Герды, ее открытость, воспитанность, вежливость помогли найти настоящих друзей.

Больше всего меня восхитила сила духа этой девочки. Ради спасения названого братца она готова была терпеть многочисленные лишения, но ей даже в голову не пришло вернуться домой. Она освободила Кая, растопила своими горячими слезами его заколдованное сердце, и вместе они вернулись домой. Для меня Герда стала примером самоотверженности и искренней любви.

Недаром в сказке мудрым и хитрым персонажем выступил именно кот. И в обычной жизни это очень умные животные. Злая колдунья не ценила своего помощника, а вот девочка сказала ему ласковое слово, угостила куском мяса. Кот показал себя как справедливый персонаж, который за добро отплатил добром. Он подарил героине волшебные вещицы: полотенце, которое может превращаться в реку, да гребешок, который может становиться густым лесом. Благодаря щедрым подаркам кота девочке удалось скрыться от преследования лесной ведьмы. Сам же кот ловко отвлек внимание Бабы-Яги, когда вместо маленькой пленницы отвечал на вопросы колдуньи. Его мудрость, проницательность и чувство справедливости помогли малышке вернуться домой целой и невредимой.

Для меня кот стал отличным примером того, как ум и смекалка способны выручить даже из самой сложной ситуации. Думаю, каждый должен поучиться этим качества у пушистого героя.

Для 5-6 класса

Героиня едва не замерзла среди сугробов, но на помощь ей пришли двенадцать месяцев, которые грелись у костра. Узнав о беде сиротки, они решили помочь ей. Юный месяц Апрель подарил ей волшебное колечко и преподнес целую корзину подснежников. Мачеха удивилась тому, что падчерица выполнила приказ, и тут же отправилась во дворец. Избалованная принцесса немедленно собрала всех своих поданных, и отправилась в лес, чтобы посмотреть на чудо – поляну подснежников, которые выросли посреди зимы.

Однако двенадцать месяцев решили проучить жадных и капризных людей. Они сделали так, что на глазах у изумленных героев поры года начали быстро сменять друг друга. В итоге старик-декабрь решил одарить оставшихся на поляне. Скромная сиротка промолчала, но месяц сделал ей щедрый подарок – упряжку с лошадьми, теплую шубу да сундук с приданным. Озябшей принцессе впервые в жизни пришлось не приказывать, а просить девочку отвезти ее домой. Месяцы преподнесли ей хороший урок, как надо себя вести.

Падчерица стала для меня примером для подражания. Я хочу быть такой же отзывчивой, доброй и трудолюбивой, ведь эти качества во все времена были на вес золота.

Даниле было всего 12 лет, когда он попал учеником к опытному мастеру Прокопьичу. Тот был немало удивлен тому, как ловко орудовал мальчик камнем, как он чувствовал его. Прокопьич с удовольствием поделился с юным учеником всеми своими знаниями, и вскоре Данила превзошел в мастерстве своего учителя. Талант мастера заметил и барин, который поручал Даниле самые ответственные заказы.

Жизнь Данилы постепенно наладилась, и он решил жениться на красавице Наташе. Но перед тем, как создать семью, он непременно хотел выточить небывалой красоты малахитовую чашу. В старых легендах говорилось, будто в этих краях жила Царица Медной Горы, которая могла поделиться своими секретами, если признавала в мастере талант и любовь к камню. Эта мысль не давала герою покоя, и он отправился на поиски легендарной Царицы. Ему посчастливилось встретиться с Хозяйкой Медной горы, и эта встреча вдохновила мастера на создание шедевра.

Мне очень близок характер героя, его поступки. Я очень уважаю его за его целеустремленность и желание достичь совершенства в своем деле. Думаю, писатель воплотил в Даниле образ настоящего русского Мастера – трудолюбивого, настойчивого, который стремится оставить после себя богатое наследие.

Для 7-8 класса

Джим и Делла – молодые супруги, которые едва сводили концы с концами. Они жили в крошечной квартирке, вели очень скромный жизни, но преодолевать все трудности им помогала большая любовь друг к другу.

В канун Рождества Делла хотела сделать какой-то особенной подарок мужу, которого любила больше всего на свете. Однако у девушки совсем не было денег, и тогда она решила пожертвовать своим самым главным богатством – невероятно роскошными длинными волосами. Она безжалостно остригла свои локоны и продала их. На вырученные деньги Делла приобрела красивую платиновую цепочку для старинных золотых часов Джима. Она еще не знала, что муж продал семейную реликвию, чтобы купить любимой женщине дорогой черепаховый гребень для ее кос. Так любящие люди пожертвовали самым ценным, что у них было, ради того, чтобы осчастливить друг друга.

Я считаю, что именно такие браки являются по-настоящему счастливыми и способны просуществовать долгие годы. Делла показала себя любящей, заботливой женой, готовой идти на жертвы ради любимого мужа. Она никогда не упрекала Джима, не требовала от него дорогих подарков. Уверена, что с такой моральной поддержкой Джим обязательно добьется успеха в жизни, и самоотверженность Деллы будет вознаграждена.

Юшка много и упорно трудился, откладывая каждую копейку. Он во многом себе отказывал, плохо питался и ходил в обносках. Силы главного героя забирала и чахотка, от которой он долгое время страдал. Никто из соседей не понимал Ефима Дмитриевича. Дети его дразнили, а взрослые не скрывали своего презрения. Вот только все издевательства не оказывали на Юшку никакого влияния – он неизменно оставался доброжелательным, спокойным, улыбчивым человеком.

Раз в год Юшка куда-то уезжал, но никто не знал, куда. Лишь после его смерти выяснилось, что все эти годы он опекал бедную сиротку. Стараниями Юшки девочка смогла получить достойное образование и стать врачом. В память о своем покровителе она всячески помогала людям, бескорыстно лечила взрослых и детей. Таким образом она отплатила за доброту Юшки, продолжив цепочку милосердных поступков.

Для меня Юшка является примером для подражания. Он доказал, что добрыми делами этот мир можно сделать лучше. Не стоит реагировать на людскую глупость, нужно просто творить добро, не ожидая похвалы или платы за свои деяния.

Для 9 класса

Татьяна всегда отличалась от своих сверстниц. Это была тихая, мечтательная, романтичная натура, которая шумным компаниям предпочитала чтение. Юная Татьяна находила в книгах большую радость и отраду, в них она черпала мудрость и вдохновение. Однако любовь к уединению сыграло с девушкой злую шутку – она совершенно не умела вести себя в обществе, дичилась незнакомых людей, не могла произвести выгодное впечатление на окружающих. Впрочем, Евгений Онегин, сразу разглядел в скромной и робкой Татьяне ее достоинства. Девушка влюбилась без оглядки в столичного ловеласа, и даже решилась на признание в любви. Онегин был честен с девушкой – он не был влюблен в нее, и не хотел терзать ее напрасными надеждами.

Отказ Онегина больно ранил Татьяну, которая долгое время не могла прийти в себя после разговора с молодым человеком. Однако подобное испытание не сломило девушку. Она продолжала любить Евгения, даже зная обо всех его недостатках, и пронесла любовь к нему через всю жизнь. Спустя некоторое время Татьяна вышла замуж за уважаемого человека, стала настоящей светской львицей. Онегин же, осознав, какую ошибку совершил, попытался добиться расположения у Татьяны. Вот только было уже слишком поздно – будучи глубоко порядочной по своей натуре, Татьяна не могла изменить мужу, запятнать его честное имя изменой. Она отказал Онегину, хотя и не переставала любить его все это время.

Татьяна стала образцом высоких моральных качеств для многих поколений. Сам А. С. Пушкин не скрывал расположения к этому женскому образу. В Татьяне он видел идеал женщины – доброй, женственной, ранимой, но вместе с тем твердой и решительной в своей добродетели.

Когда Мцыри был маленьким мальчиком, его взял в качестве пленника один русский генерал, который находился на Кавказе во время войны. В дороге мальчик занемог, но стойко переносил свою болезнь. Поняв, что ребенок может погибнуть, генерал оставил его в одном из монастырей, где монахи выходили мальчика. Они научили его русскому языку, обратили в свою веру, однако так и не смогли вытеснить в нем воспоминания о своей родине.

Желание обрести свободу у Мцыри было столь сильным, что не притупилось даже сквозь годы. Став юношей, он воспользовался подходящим моментом и сбежал из монастыря. В течение трех дней, что герой блуждал по лесу, он смог ощутить свободную жизнь во всей ее красе. Мцыри повстречал прекрасную незнакомку, пробудившую в нем неясные чувства, сразился с диким барсом и одолел хищника. Юноша смог почувствовать себя живым, свободным, полным сил. К сожалению, самой судьбой герою была уготована печальная участь. Он умер, но даже на смертном одре ни о чем не жалел – за три дня он прожил полную, богатую чувствами и эмоциями жизнь, о которой всегда страстно мечтал.

Персонаж Мцыри мне очень близок по своему духу. Я уважаю юношу за его стремление к свободе, независимости. Думаю, именно таким и должен быть настоящий мужчина – сильный духом, отважный, решительный, с несгибаемой волей. Этими качествами меня и привлек персонаж Михаила Юрьевича Лермонтова. Думаю, на него может ровняться каждый мальчик, каждый мужчина.

Мой любимый литературный герой — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Сочинение 1

Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.

Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.

Сочинение 2

Героиня дружила с Каем, соседским мальчиком. Но в него попал осколок ядовитого зеркала, поэтому он стал видеть в мире только плохое. Его нашла на улице Снежная Королева и увезла с собой, ведь теперь его сердце было таким же холодным, как у нее. Потеряв друга, Герда отправилась к нему на выручку. В пути ее ждали испытания, она несколько раз попадала в плен, но это ее не сломило. В ней мне больше всего нравится именно сила духа. Благодаря ей слабая девочка победила могущественное волшебство. Она вырвалась из волшебного сада, не осталась в богатом замке, уцелела среди разбойников.

Всюду люди видели ее доброту и открытость, вежливость и воспитанность. Поэтому они охотно помогали ей найти друга. Хорошим людям всегда хочется помочь, тем более в благородном деле. Так она и добралась до замка Снежной Королевы и освободила Кая. Ее любовь растопила лед в его сердце.

Сочинение 3

Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.

Сочинение 4

Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.

Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.

Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Сочинение 5

Мой любимый литературный герой – Карлсон из произведения шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Карлсон – маленький и полный человек среднего возраста , который имеет на спине пропеллер и благодаря этому может летать. Для этого ему достаточно нажать кнопку на животе. Мотор заработает и он плавно поднимется в воздух. Карлсон живет на чердаке в том же многоквартирном доме, где семья Малыша.

Карлсон прячется от всех и хочет, чтобы никто не знал о нем. Возможно, он боится, что его сочтут шпионом и накажут. Однако я считаю этот страх необоснованным. Он мог бы честно трудиться и приносить пользу государству.

Больше всего на свете Карлсон любит сладости: всевозможные пирожные, торты, варенье все остальное. Он привык добывать его любыми путями, ради этого даже притворяется больным.

В заключение хочется сказать, что я считаю, что Карлсон достоин уважения и одно из его основных преимуществ заключается в том, что он – фанат настоящей дружбы.

Сочинение 6

Задумывая над темой мои любимые литературные герои, в голове возникает куча имен из которых сложно выбрать кого – то одного, поэтому я решила остановиться на своей первой мысли – Анна Каренина.

С точки зрения многих людей, то, что я считаю Анну Каренину своим любимым героем, будет звучать абсурдно. Честно говоря, многие прочитав книгу и посмотреть фильм, отрицательно относится такой героине и даже порой не выбирают выражения, отзываясь о ней. Но, по – моему мнению, такие люди просто не уловили сути всего рассказа, не смогли рассмотреть все прелести сюжета романа.

Начнем с того, что сам роман социален и актуален в наши дни. Хотя был написан многие столетия назад. Анна как и многие женщины в наши времена узница своих желаний. Она вышла замуж за богатого мужчину, но не любит его. Мужчины в основном обвиняют ее за роман с Вронским, но извините, это была любовь. Женщина не может быть вечно узницей. Она любила, была счастлива в эти моменты, именно о такой любви мечтает каждая женщина. Но как показывает этот роман, не в мужчинах заключается счастье, а в детях.

Да она была не права в этом, что оставила детей ради любимого мужчины. Но, почему же она так любима мной? А потому что отражает чувства многих женщин, как часто мы не думаем и выходим замуж по расчету, а потом раскаиваемся в этом. Этот роман дает повод задуматься, заглянуть в глубину своей души, а ведь мы практически все, такие как она: безбашенные, готовы на все ради любви. Ведь может, стоит во время остановиться, понять, что ты гордая и найти свой смысл в жизни, сохранить свою честь и помнить, что любой плохой поступок отразится не только на тебе, но и на близких.

А вот теперь задумайтесь, и ответьте себе стоит ли проживать такую жизнь как Анна, или же стоит что – то поменять.

Сочинение 7

Мой любимый литературный герой — это Маленький принц из сказки французского писателя, летчика Антуана де Сент Экзюпери.

Маленький мальчик с взъерошенными волосами, трогательный и одинокий, — так выглядит главный герой. Он живет один на крохотной планете величиной с дом и по утрам убирает свою планету, выпалывая семена баобабов.

Старательно ухаживает малыш и за красавицей-розой, которая однажды проросла из семечка. Но роза обижает принца колкостями, капризничает. И однажды принц уходит от нее, пускается в путешествие.

На разных планетах побывал наш герой, и везде он чувствовал себя чужим. Встретил короля, который хвастался, что он лучше и красивее других, хотя жил на планете один. Был у пьяницы. Тот пил, чтобы забыть, что ему стыдно пить. Видел делового человека, которому некогда было жить из-за подсчетов никому не нужных чисел. Познакомился с ученым, ничего не видящим из-за книг. Принц удивлялся, какими глупыми вещами занимаются эти люди, очень одинокие и несчастные. Мальчик надеялся найти друзей, а оказался еще более одиноким. И он понимает, что нет ничего лучше его родной планеты, его прекрасной розы.

Он возвращается домой, чтобы снова поливать ее, защищать от ветра. Ведь Маленький принц в ответе за тех, кого приручил. Принц научился любить, испытывать к другому существу нежность, приобрел чувство ответственности. Мальчик понял, что главное — отдать кому-то частичку своего сердца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: учить анализу художественного текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний; - проверить знания о приемах раскрытия образов в литературе (антитеза, роль пейзажа, внутренние монологи героев, психологизм характеров); - систематизировать сведения о взаимосвязи художественных приемов в романе как творческом методе Л.Н.Толстого

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Содержание учебного материала.

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Л.Н. Толстой, рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры, применил для раскрытия этой натуры свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.

Автор считает Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает свои мысли, рассуждения. А какие ещё приёмы использует автор в раскрытии образов? Назовите эти приёмы. (Ученик: антитеза, пейзаж, психологизм, портретная характеристика, внутренний монолог). Что такое антитеза? Портретная характеристика?

Верно. Именно в этом мы и убедились, анализируя пути духовных исканий этих героев на предыдущих уроках.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (литературный диктант).

1. Художественный приём, использованный Толстым для композиции романа, заключенный даже в самом названии - это…(антитеза).

2. Используя выше названный приём, продолжите строчки: Кутузов - …, Андрей Болконский - …, Наташа Ростова - …, Тушин - … .

4. Умение Л. Толстого выделить основную деталь того или иного персонажа, называется… (портретная характеристика).

7. Маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, от которого Андрей получает подлинный урок героизма… (Тушин)

10. Наиболее испытанным средством выявления душевных тайн у Л. Толстого является… (внутренний монолог).

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Объясните, как вы понимаете высказывание Л. Толстого?

- Почему вы выбрали эти монологи?

- Что произошло в душе князя Андрея после Аустерлицкого сражения?

- Символом чего на ваш взгляд является небо в романе «Война и мир

- Какой приём писатель использовал, чтобы показать, как этот монолог влияет на самооценку героя?

Вывод учителя: перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей. Автор воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько впечатление, которое оно вызывает.

- Что необычного было в этих монологах

- Какой вывод делает князь, глядя на этот дуб?

- Какое изобразительное средство использует автор? Вывод учителя: В этом монологе автор показывает влияние природы на душу человека, на его мировосприятие, на его духовное обновление.

- И вот вторая встреча с дубом. Что видит князь Андрей?

- Как об этом говорит автор? (Чтение наизусть)

- И какой мы можем сделать вывод?

- На примере подобранных вами монологов мы проследили изменения, связанные с жизнью князя Андрея. Давайте подытожим вами сказанное. Что помогает нам понять внутренний монолог о князе Андрее при первой встрече с дубом? ( Что он испытывает безысходность, безнадёжность). А когда мы читаем о второй встрече князя с дубом? ( Мы видим, что он радуется от счастья) А что связывает эти два монолога? ( Лунная ночь в Отрадном).– Какие ещё приемы, кроме внутреннего монолога, использует автор при создании образа князя Андрея? (пейзаж, антитеза)

- Дома вы должны были составить словесную пирамиду (синквейн), ключевым словом которой было бы слово душа. Давайте прочтём, что у вас получилось и заполним дневник исследователя, который лежит у вас на парте. ( Душа Корявая, преображённая, Падала, отражалась, жила. Жизнь не кончена в 31 год. Жизнь)

Работа в группах.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Применение знаний умений и навыков.

- Хорошо. А вот завершим мы это строчкой из второго эпиграфа. Чтобы жить, надо бороться. Это и есть жизнь.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать главы романа, связанные с образами Кутузова и Наполеона. Подготовьте развёрнутую характеристику образов, отобрав необходимые эпизоды.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Как перекликается содержание монологов, выбранных вами, с эпиграфами к уроку?

- Если любимым героям Толстого не хватает слов, то как они умеют сказать о том, что у них происходит в душе? (глазами, улыбкой)

- А чем, в основном, в романе представлена речь героев? (диалогами и внутренними монологами).

- Что такое внутренний монолог?

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.

А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.

Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях

Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален.

Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.

Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:

  • Во-первых, чтобы рассказать о произошедших в прошлом событиях. Патрис Пави в “Словаре театра” назвал такой монолог техническим. Герой произведения как бы повествует нам свои воспоминания, чтобы закрыть сюжетные пробелы и перейти к дальнейшему сюжету.
  • Во-вторых, герой во внутренней речи может раскрывать свои личные душевные переживания. Состояние героя в любой точке художественного произведения неизмеримо важно для зрителя. Зритель должен понимать отношение героя к происходящему, его реакцию и дальнейшие цели.
  • В-третьих, внутренний монолог может быть необходим для демонстрации принятия сложного решения человеком. Когда он стоит перед трудным выбором, взвешивает аргументы, размышляет над последствиями. Для того чтобы показать эти метания и может пригодится внутренняя речь. Такой монолог-размышление может содержать не только сам выбор между одним или другим, но и просто мысли героя о внутреннем конфликте, в котором он находится. Герой знает, что, возможно, будет страдать, сделав определённый выбор, но не может не идти в эту сторону. Поэтому ему приходится размышлять над тем, как он проживёт это добровольно-вынужденное страдание.

Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог.

Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.

Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Виды изображения внутренней речи в литературе

Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:

Внутренняя прямая речь

Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.

В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.

Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.

А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.

Косвенная внутренняя речь

Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.

Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет).

Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).

Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.

Несобственно-прямая речь

Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа.

Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:

“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла…

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!”

(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского).

Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.

Авторское описание

Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи.

Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.

Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.

Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях

За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”

Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.

В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.

Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”.

Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения.

Читайте также: