Сочинение мой любимый музыкальный инструмент баян

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Почему баян для многих любимый инструмент? Как устроен баян? Как вы думаете, сколько лет баяну? Когда появился баян? Какие родственники есть у этого инструмента?" — Транскрипт:

4 – Фридрих Бушман (Берлин, Германия) – изобрел приспособление для настройки фортепиано и органа, которое явилось новой формой музыкального инструмента.

5 Кирилл Дамиан (Вена, Австрия) – усовершенствовал изобретение Бушмана, появился новый музыкальный инструмент – ручная гармоника.

6 – Иван Сизов (Россия) – оружейный мастер из города Тулы – приобрел гармонику на Нижегородской ярмарке

9 - по просьбе музыканта Орланского-Титаренко мастер Стерлигов изготовил музыкальный инструмент,1907 который был назван в честь русского певца-сказителя

11 Баян – один из самых популярных и любимых народом инструментов

12 – Россия, Самара Лауреатом чемпионата стал и студент из города Тольятти

13 На привале, в минуты отдыха звучал баян, был настоящим фронтовым другом

16 В минуту затишья

17 Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

18 После боя сердце просит музыки вдвойне.

19 Пой наш певучий братишка, наш неразлучный баян!

20 Нынче у нас передышка, завтра вернемся к боям.

22 Споемте, друзья, ведь завтра в поход Уйдем в предрассветный туман. Споем веселей, пусть нам подпоет Седой боевой капитан.

23 Прощай, любимый город, Уходим завтра в море. И ранней порой мелькнет за кормой Знакомый платок голубой. А вечер сейчас хороший такой, Что песен не петь нам нельзя. О службе морской, о дружбе большой Споем веселее, друзья. Прощай, любимый город, Уходим завтра в море. И ранней порой мелькнет за кормой Знакомый платок голубой. На рейде большом легла тишина, А вечер окутал туман. И берег морской целует волна, И тихо доносит баян.

24 Прощай, любимый город, Уходим завтра в море. И ранней порой мелькнет за кормой Знакомый платок голубой.

26 Что такое баян и гармонь для русской души! Чуть заслышал эти звуки – устоять невозможно, твоя душа, не спрашивая, начинает петь, а ноги пускаются в пляс.

Музыкальный инструмент: Баян

баян

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

звук баяна

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Фото:

инструмент баян
баян

музыкальный инструмент баян
баянист

Интересные факты:

баян интересные факты

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

конструкция баяна

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна

разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

Применение и репертуар

репертуар баяна

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Исполнители

исполнители на баяне

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна

гармонь

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

история баяна

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Баян

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Я играю на баяне…

Гладков Иван

Динской район, ст. Нововеличковская БОУ СОШ №30, 3 класс

Введение .

Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Каждый слышит в звучащей мелодии что-то свое. Музыка обладает сильным воздействием на человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни.

Тема была выбрана мною не случайно.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыка, музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сегодня этот вопрос наиболее актуален, так как повсеместно идёт процесс глобализации, утраты национальной культуры, национальных традиций. Поднятая проблема заинтересовала меня потому, что эта проблема в мире настолько серьёзна, а исчезновение национальных традиций идёт постоянно быстро, что в октябре 2003 г. ЮНЕСКО приняла конвенцию по вопросам охраны нематериального культурного наследия. В ней говорится о необходимости сохранять не только предметы культуры, но и традиции, обычаи, фольклор. Важным в этой связи является воссоздание многовековой традиции игры на таком распространенном и любимом в русском народе инструменте, как гармоника и его наследнике - баяне.

БАЯН подарил мне мой дедушка. Он же отвёл меня в музыкальную школу, когда мне было 6 лет. По сложности игры на нем, по мнению музыкантов, баян уступает только скрипке. Кто же создал баян? Какова история этого инструмента? Мне стало интересно.

Цель моей работы: узнать и рассказать об инструменте, который я почти каждый день держу в руках, об истории его создания, о людях, судьба которых связана с баяном, который вполне можно считать одним из символов России наряду с березкой, матрешкой, балалайкой, и заинтересовать этим одноклассников.

В связи с этим решались следующие задачи:

Выяснить какая музыка нравится моим одноклассникам,

собрать материал, узнать самому и рассказать ребятам о происхождении баяна,

его роли в жизни русских людей и исторических событиях страны,

внести личный вклад в сохранение национальной культуры путем привлечения внимания общественности к собственным успеха,

заинтересовать этим одноклассников.

Основная часть. От гармони до баяна

Итак, БАЯН!! Пока я готовил эту работу, я заметил, что все баянисты очень веселые люди, если посмотреть на фотографии баянистов (гармонистов) - все они улыбаются, баян не для скуки! За это я люблю баян!

Для начала, я решила провести исследование литературных источников, поискать в интернете и узнать:

как выглядел предшественник баяна, откуда название этого музыкального инструмента, определить, где и кем был собран первый баян, выяснить какая музыка нравится моим одноклассникам их родителям и что они думают о сохранении нашей национальной культуры.

Исследовав различные источники, я выяснил, что р усская народная инструментальная музыка берёт своё начало в далёком историческом прошлом. Ещё задолго до возникновения государственности у восточных славян византийские, арабские и европейские историки отмечали их исключительную музыкальность. В южно – русских селениях наиболее распространённым музыкальным инструментом была гармонь, родственным которой являлся баян. Баян – духовой музыкальный инструмент – большая гармоника со сложной системой ладов. По имени легендарного певца-сказителя Бояна (Баяна). [ 2; 34 ]

Вопрос происхождения любимого в русском народе инструмента - самый запутанный и интересный. М ногие серьезные исследователи этой темы, ведут историю гармоники от китайского шэна, известного в Китае и со седних странах еще 3 тысячи лет назад, считая принцип звукоизвлечения шэна и гармоники аналогичным. Однако, происхождение гармоники – вопрос, остающийся пока недостаточно разработанным до настоящего времени. Существуют разные взгляды на эту проблему. Другое исследование показало, что живший в России, универсальный органный мастер Франц (Франтишек) Киршник, чех по национальности и положил начало появлению первых гармоник. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии. (Приложение 1)

Первые образцы ручных и губных гармоник в России появились в 30–40-е гг. ХIХ столетия.

Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии – концертино, в Германии – банданеон, в Австрии – аккордеон, в России – баян.

В России гармоника распространялась очень быстро. Этот немудрёный инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты. Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавалась руками народных умельцев - мастеров.

Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. И за каждым новым витком развития стоят мастера и музыканты, чей талант и искусство игры поднимало развитие инструмента на новую высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев. Юрий Иванович Казаков.

Сегодня баяны для профессиональных музыкантов изготавливаются специалистами по индивидуальному заказу. Для любителей-баянистов есть баяны попроще. Самые простые из них, полубаяны (или детские). Размеры и вес полубаянов также минимальны. Они похожи на русскую гармонь, и их легко носить с собой. Такие баяны предназначены для веселья и имеют звонкие с переливами голоса, похожие на голоса гармони или аккордеона. Чем полнее по музыкальному диапазону и чем сложнее устроен баян, тем он тяжелее, вес концертных профессиональных баянов может превышать 20 кг! (Приложение № 4)

В РОССИИ, в Москве существует лучший в мире Музей Гармоник (всего в мире существует 4 похожих музея).

Роль баяна в жизни русских людей и исторических событиях страны.

Гармони вскоре после своего появления в России начали решительно вытеснять весь ранее бытовавший народный инструментарий. Они стали незаменимыми в традиционных формах организации досуга в селах: на посиделках, вечерках, народных гуляниях, свадьбах, проводах молодежи в армию и т.п.

Со второй половины XIX столетия на концертной эстраде гармоники получают большую популярность. Эти инструменты стали незаменимыми для куплетистов, музыкальных и клоунов в цирках.

Важная роль принадлежит переменам после Октябрьского переворота, в период которых активизировалось развитие народных талантов. Поддерживая революционный настрой народа, первые советские песни своим бодрым звучанием, призывными словами вдохновляли бойцов Красной армии, на борьбу за власть Советов.

После гражданской войны народ России приступил к строительству нового социалистического общества во всех областях хозяйственной и культурной жизни. В 1926 – 1929 годы по всей стране были проведены конкурсы исполнителей на народных инструментах. После этих конкурсов, а их прошло более 2 тысяч, тяга широких масс к игре на хроматических народных инструментах и прежде всего баяне во много раз увеличилась. В это время в нашей стране стал решаться вопрос обучения игре на народных инструментах. Во всей стране проходила работа по повышению культурно-просветительского уровня населения, особенно в сельской местности. В этот период гармоника явилась, по существу, единственным для большинства районов страны инструментом, способствующим распространению музыки и музыкального образования в деревне, так как она была близка народу, и в ее звучании сложные классические произведения становились понятнее и доступнее. К концу 20-х годов в стране началась активная организация фабрик по производству гармоней и баянов. К началу же 40-х годов фабрики все более переходят на выпуск баянов.

С началом Великой Отечественной войны звучание гармоники, баяна, балалайки, гитары, живо воскрешало в памяти солдат атмосферу привычной мирной жизни, усиливало стремление каждого сделать максимально возможное для достижения скорейше победы.

БЕЗ гармони, баяна и аккордеона невозможно представить себе грозные годы Великой Отечественной войны.

Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

это строки из поэмы "Василий Тёркин", а сколько еще стихов и песен посвящено гармошке! С первого дня войны и до победного салюта гармонь была вместе с солдатом . Шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, смелость. Она помогала ему воевать, преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими, напоминала о доме. Нельзя не вспомнить, в скольких книгах и фильмах показано, как шли бойцы с гармонью на свой последний и решительный бой, она давала им силы и мужество без страха глядеть в лицо смерти. За военные годы она потеряла многих верных и талантливых своих друзей: погибали старые мастера, не успев передать молодым - все секреты ремесла, гибли отчаянные гармонисты. Об этом так просто и убедительно сказал Александр Прокофьев:

Где-нибудь в долине, в поле чистом,
В чистом поле за белой пургой
Убивала пуля баяниста,
Но вставал взамен его другой.

Через всю Европу гармонь прошагала в солдатском звании, до самой Победы дошла! Да так в строю и осталась: народу она всегда нужна! И если нет у гармошки памятника, я бы поставил! Она достойна его, как солдат!

В первые послевоенные годы очень много сил и энергии отдавалось восстановлению разрушенного хозяйства. Но, несмотря на это вопросы культуры, вопросы развития искусства, в частности музыки, по-прежнему находились в центре внимания. На всех этапах послевоенного пути, в буднях новостроек, мероприятиях по подъему сельского хозяйства музыка являлась верным помощником, соучастником многих важных дел. Оставаясь подлинно массовыми, баян приобрел мощную профессиональную базу.

В 90 годы прошлого века баян был редким гостем радио, телевидения, концертов.

А вот в последнее время баян начинает появляться в поп-музыке, к омпозиторы пишут для баяна оригинальные произведения.

Мой дедушка, Пяткин Василий Николаевич родился и жил в СССР. Он окончил музыкальную школу и музыкальное училище по классу баяна , работал учителем музыки в школе №30 . Его жизненный опыт и подсказал ему привести меня на прослушивание к педагогу по классу баяна Забуге Л.Г. Баян оказался непростым в освоении инструментом. Теперь мы вместе с дедушкой можем вместе играть наши любимые мелодии (Приложение № 5).

Мне очень хочется, чтоб баян занял достойное место в культурной жизни всей России и каждой семьи. Вот я и решил рассказать своим одноклассникам об этом инструменте и заинтересовать их занятием музыкой.

Когда я пришёл в 1 класс, я уже занимался в музыкальной школе по классу баян. Вместе с учителем, мы провели опрос 25 учащихся и получили вот какие результаты:

Может ли человек жить без музыки – может -2 человека,

- не может-16 человек,

- не знаю- 7 человек.

Начал заниматься музыкой в музыкальной школе - я один.

Хотели бы играть на каком- либо музыкальном инструменте - ещё один человек.

Я начал рассказывать ребятам о своём инструменте. Выступать перед одноклассниками. ( Приложение 6)

Собрал материал и рассказал ребятам о памятниках баянистам, гармонистам и этим инструментам установленным в России. (Приложение 9)

В этом году мы снова провели анкетирование ребят и их родителей. Мне захотелось узнать мнение родителей, ведь они главные помощники в наших мечтах.

Родители поделились своими мыслями и помогли мне понять, что нужно делать, чтобы сохранить нашу народную культуру и традиции.

- Сохранить нашу народную культуру и традиции нужно обязательно, нужно передавать её из поколения в поколения;

- Заниматься или не заниматься музыкой это дело каждого, но знать народную музыку, слушать ее, узнавать о традициях своей культуры надо;

- Играть на инструменте не главное, главное – оторвать ребенка от уличных соблазнов, дать окрепнуть духовно, любить свой народ, свою страну с её историей. ( Приложение 7).

Из проведенного исследования выяснили, что музыкальные интересы класса очень разнообразны и индивидуальны, но ни один не представляет свою жизнь без музыки. Музыка способствует развитию личностных качеств ребят. Выяснили, что современные песни, которые слушают учащиеся 3 в, также любимы, интересны их родителям.

Игрой на баяне, участием в различных фестивалях и конкурсах я вношу личный вклад в c охранение национальной культуры путем привлечения внимания общественности к собственным успехам. Играю на баяне я четвёртый год. У меня есть личные достижения.

С 28 февраля – 02 марта 2012 года в г. Курске проходил I Всероссийский конкурс имени народного артиста России В.Ф. Гридина. я получил грамоту за участие.

11 апреля 2012 года в г. Майкопе принял участие в IV Открытом Региональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах

Это счастливые моменты в моей жизни. Но ведь дорога к победам и красивым наградам тяжела. Тренировки в любую погоду, слезы разочарования. Все это нужно испытать на себе, чтобы достичь намеченной цели.



Для достижения цели поставлены следующие задачи-этапы:

1) Исследовать историю возникновения баяна, описать разновидности музыкальных инструментов.

2) Изучить важность роли баяна в жизни не только прошлого, но и современного общества.

3) Провести анкетирование, с целью выяснить понимание у аудитории значимости народных инструментов в сохранении культурных традиций нашей страны.

4) Обработка результатов исследования.

Объект исследования – русский народный инструмент баян.

Предмет исследования – воспитательное значение баяна в формировании патриотического воспитания и осознании важности сохранения культурных традиций детьми школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается выяснить, является ли баян хранителем, помогает ли его звучание преодолевать трудности.

История возникновения гармони и баяна

В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов, приехав на ярмарку в Нижний Новгород был очарован губной гармошкой и, привезя её на оружейную фабрику в Тулу организовал массовое производство гармоник

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. После за дело взялись саратовские мастера. Следом вятские мастера уже модернизировали инструмент. Гармоника стала принимать более привычный нам вид. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость.

Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений. Баян становится во истину народным. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.

Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.

В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента.

И в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

Да и что может быть задорней и веселей народной плясовой мелодии, пропетой баяном?

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем.

И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.На баяне любил и играть мой дедушка.

Разновидности баяна

Баян появился в результате усовершенствования гармони. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.

Внешний вид баяна представлен на рисунке.


Значение и роль баяна в современной жизни

Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с удовольствием.

Даже в военные годы, в промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! Именно баян прошел весь нелегкий путь русского война от Бреста до Берлина, что бы у здания поверженного Рейхстага развернуть меха в победной песне.А наша любимая Катюша,которую все с удовольствием поют.

Как здесь не привести слова из великого произведения Твардовского :

Только взял баян трехрядку

Сразу видно – гармонист.

Для начала, для порядку,

Кинул пальцы сверху и вниз.

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

И пусть играет баян в такие минуты, когда нам не нужны слова, когда они нам даже мешают. В последнее время, можно заметить всплеск ки интерес к народным традициям. Оставаясь, как прежде любимым фольклорным инструментом, баян утверждается на вершине музыкального олимпа, он вырос, занял достойное место в ряду большой музыки. И такой замечательный музыкальный инструмент как баян давно стал символом русского народного искусства.

В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Вновь пошли заказы на изготовление гармошек. Хотя следует признать, что из 22 фабрик по изготовлению гармони осталось только 2: Тульская и Шуйская.

В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках, а в его лице – всем гармонистам-фронтовикам.

Созданы музеи музыкальных инструментов по всему миру. И из них четыре музея гармоник - в Германии, Италии, США и в России. Музей русской гармоники расположен в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице.

Читайте также: