Сочинение методы научного познания

Обновлено: 17.05.2024

Современная наука держится на определенной методологии — совокупности используемых методов и учении о методе — и обя¬зана ей очень многим. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, им¬манентный предмету. Единство предмета и метода познания обосно¬вал немецкий философ Гегель.

Следует четко представлять различия между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания, вытекающими из различия их предмета. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета, поскольку его становление произошло давно и находится вне внимания исследователя. Замечают только вечное круговращение. В истории же наблюдают самое становление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда специ¬фичность методологии исторического познания.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, ис¬пользуемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким об¬разом эмпирические и теоретические методы. К первым относятся:

1) наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объектив¬ной действительности; 2) описание — фиксация средствами естест¬венного или искусственного языка сведений об объектах; 3) измере¬ние — сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; 4) эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явле¬ния при повторении условий.

К научным методам теоретического уровня исследований сле¬дует отнести: 1) формализацию — построение абстрактно-матема¬тических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; 2) аксиоматизацию — построение теорий на осно¬ве аксиом — утверждений, доказательства истинности которых не требуется; 3) гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим способом деления будет разбивка на методы, применя¬емые не только в науке, но и в других отраслях человеческой дея¬тельности; методы, применяемые во всех областях науки; и методы, специфические для отдельных разделов науки. Так мы получаем всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

Среди всеобщих можно выделить такие методы, как:

1) анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их все¬стороннего изучения;

2) синтез — соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

3) абстрагирование — отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явле¬ния с одновременным выделением интересующих нас свойств и от¬ношений;

4) обобщение — прием мышления, в результате которого уста¬навливаются общие свойства и признаки объектов;

5) индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

6) дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного ха¬рактера;

7) аналогия — прием познания, при котором на основе сходст¬ва объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

9) классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для ис¬следователя признаком (особенно часто используется в описатель¬ных науках — многих разделах биологии, геологии, географии, кри¬сталлографии и т. п.).

Применение математических методов в естествознании

После триумфа классической механики Ньютона химия в лице Ла¬вуазье, положившего начало систематическому применению весов, встала на количественный путь, а вслед за ней и другие естествен¬ные науки. «Таково первое основание, по которому физик не может обойтись без математики; она дает ему единственный язык, на кото¬ром он в состоянии изъясняться (А. Пуанкаре. Цит. соч.- С. 220).

Дифференциальное и интегральное исчисление хорошо под¬ходит для описания изменения скоростей движений, а вероятност¬ные методы — для необратимости и создания нового. Все можно опи¬сать количественно, и тем не менее остается проблемой отношение математики к реальности. По мнению одних методологов, чистая ма¬тематика и логика используют доказательства, но не дают нам ника¬кой информации о мире (почему А. Пуанкаре и считал, что законы природы конвенциальны), а только разрабатывают средства его опи¬сания. Однако, еще Аристотель писал, что число есть промежуточ¬ное между частным предметом и идеей, а Галилей полагал, что Кни¬га Природы написана языком математики.

Так или иначе, подобные методологические разработки тесно связаны с дискуссиями по основаниям математики и перспективам ее развития, сводящимися к следующим основным темам: 1) как мате¬матика соотносится с миром и дает возможность познавать его; 2) ка¬кой способ познания преобладает в математике — дискурсивный или интуитивный; 3) как устанавливаются математические истины — пу¬тем конвенции, как полагал Пуанкаре, или с помощью более объек¬тивных критериев.

Внутренняя логика и динамика развития естествознания

Развитие науки определяется внешними и внутренними факторами. К первым относится влияние государства, экономических, культур¬ных, национальных параметров, ценностных установок ученых. Вторые определяют и определяются внутренней логикой и динами¬кой развития науки. Не всегда первые можно четко отделить от вто¬рых, и тем не менее данное разделение полезно.

Внутренняя динамика развития науки имеет свои особенности на каждом из уровней исследования. Эмпирическому уровню при¬сущ кумулятивный характер, поскольку даже отрицательный ре¬зультат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопле¬ние знаний. Теоретический уровень отличается более скачкообраз¬ным характером, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование системы знания. Новая теория, при¬шедшая на смену старой, не отрицает ее полностью (хотя в истории науки имели место случаи, когда приходилось отказываться от лож¬ных концепций теплорода, электрической жидкости и т. п.), но чаще ограничивает сферу ее применимости, что позволяет говорить о пре¬емственности в развитии теоретического знания.

Вопрос о смене научных концепций является одним из наибо¬лее злободневных в современной методологии науки. В первой по¬ловине XX в. основной структурной единицей исследования при¬знавалась теория, и вопрос о ее смене ставился в зависимость от ее верификации (эмпирического подтверждения) или фальсификации (эмпирического опровержения). Главной методологической пробле¬мой считалась проблема сведения теоретического уровня исследо¬ваний к эмпирическому, что, в конечном счете, оказалось невоз¬можным.

В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается приня¬той научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная па¬радигма (установка, образ) научного исследования в данной области. Динамика науки была представлена Куном следующим образом:

Еще более высокой структурной единицей является естест¬веннонаучная картина мира, которая объединяет в себе наиболее су¬щественные естественнонаучные представления эпохи.

Естественнонаучная картина мира

Бог как рациональное существо создал мир в основе своей ра¬циональный, и человек как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир. Такова основа ве¬ры классической науки в себя и людей в науку. Отринув религию, че¬ловек эпохи Возрождения продолжал мыслить религиозно. Механи¬стическая картина мира предполагала Бога как часовщика и строи¬теля Вселенной.

Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности

Содержание работы

1. Введение
2. Методы научного познания
1. Общенаучные методы эмпирического исследования
2. Аналитические методы исследования
3. Теоретические методы исследования
3. Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по КСЕ.doc

  1. Введение. . . . . 3
  2. Методы научного познания. . . . 3
    1. Общенаучные методы эмпирического исследования. . 4
      1. Научное наблюдение. . . 4
      2. Эксперимент. . . . 5
      3. Измерение. . . . 5
      4. Моделирование. . . . 6
      1. Анализ и синтез. . . ..7
      2. Индукция и дедукция. . . 8
      3. Различие и аналогия. . . 9
      4. Оптимизация и абдукция. . . 9
      5. Верификация и фальсификация. . . 10
      1. Абстрагирование и идеализация. . . 10
      2. Формализация. . . . 11
      3. Теоретизация и схематизация. . . 12

      Список литературы. . . . 13

      Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности.

      Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

      2. Методы научного познания.

      Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный
      на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Познание – это,
      обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс
      приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и
      совершенствование.

      Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод-есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
      Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, аналитическая и теоретическая.

      2.1. Общенаучные методы эмпирического исследования.

      Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Она осваивает объект с помощью таких приемом, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. Factum-сделанное, свершившееся).

      2.1.1. Научное наблюдение.

      Наблюдение-целенаправлен ный процесс изучения объекта в естественных условиях. В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта, но и о его существенных свойствах и отношениях. Основными операциями метода являются фиксация, измерение, сравнение, но в целом это-пассивный метод изучения.
      Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (телескоп, микроскоп, фото- и конокамерой и др.) С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
      Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в зоологии, этологии, социальной психологии и т.п.).

      Научные наблюдения непременно сопровождаются описанием объекта исследования. Описание-познавательная операция, состоящая в фиксировании результата опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). Точное и адекватное описание результатов наблюдений и экспериментов-основа эффективности исследования. Описание должно быть по возможности полным, точным и объективным, давать достоверную картину явления.

      2.1.2. Эксперимент.

      Эксперимент-активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Эксперимент-это более сложный метод эмпирического познания и имеет следующие особенности:

      1)исследователь активно вмешивается в процесс, направляя его в определенное русло;

      3)в ходе эксперимента объект может быть помещен в экстремальные (предельные) условия и проявить неожиданные, непредсказуемые свойства, еще глубже раскрывающие сущность объекта.

      Важным требованием к научным экспериментам является их воспроизводимость. Это означает, что в условиях эксперимента наблюдения и измерения следует проводить столько раз, сколько нужно для получения достоверного результата.

      2.1.3. Измерение.

      Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
      Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и т. п.). К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п.). По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает менее точный результат.

      2.1.4. Моделирование.

      Моделирование-это изучение объекта (прототипа, оригинала) посредством замены его другим объектом (моделью), обладающим с первым сходственными свойствами (характеристиками). Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.

      В естественных и технических науках применяют различные виды моделирования в зависимости от типа используемой модели.
      1) Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или которые могут произойти) в так называемых “натуральных условиях”.

      В настоящее время физическое моделирование широко используется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений, машин, для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д.

      2) Аналоговое (предметно-математическое) моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Взаимосвязи между различными величинами, описывающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами. Например течение жидкости (газа) и движение электрического тока по проводнику.
      3) Символьно-знаковое (математическое или логическое)моделирование, когда свойства объекта могут быть представлены в виде схем, графиков, чертежей и т.д. или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

      2.2. Аналитические методы исследования.

      2.2.1. Анализ и синтез.

      Анализ-метод, состоящий в изучении объекта познания путем расчленения его на части (элементы) для выявления структуры, свойств и взаимосвязей элементов.
      Анализ необходим и неизбежен в научном познании, занимает в нем важное место, особенно на начальных этапах исследования. Но есть ряд наук, где он является головным методом, например, аналитическая химия, физико-химические методы анализа и др. С древнейших времен он используется для изучения состава веществ, структуры растений, анатомии животных и др.
      Главной разновидностью аналитического метода является редукционизм. Это поиск предельного не делимого структурного элемента, изучение динамики его поведения и построение общей картины на основе поведения отдельных элементов, т.е. стремление объяснить сложное через простое.
      Синтез-это построение общей картины объекта или явления на основе результатов анализа. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.

      Какие методы научного познания используются при изучении основ наук (Назвать три метода). Для каждого из них привести конкретный пример применения метода в изучении основ наук.

      Обоснование. Современное школьное образование ставит своей целью формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности ребенка в их тесной взаимосвязи. Умственное развитие предполагает усвоение основ наук, т.

      к. во-первых, именно научное знание является наиболее объективным, истинным. Во-вторых, изучение основ наук в средней школе, кроме расширения кругозора за счет новых знаний, формирует логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов природного и социального мира. Ученик в процессе овладения основами наук учится мыслительным операциям как теоретического, так и эмпирического уровней научного познания: анализ, синтез, моделирование, наблюдение, эксперимент и др. Именно эти навыки позволят ему овладеть сложными профессиями современного постиндустриального общества. В-третьих, знание основ наук позволит ученику правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. В-четвёртых, многие современные профессии постиндустриального общества требуют овладения смежными знаниями, поэтому современный человек должен быть всесторонне образован, иметь широкий кругозор, чтобы суметь быстро переучиться, повысить квалификацию, переквалифицироваться.

      - сравнение (теоретический уровень)

      - классификация (теоретический уровень)

      - эксперимент (эмпирический уровень)

      - Сравнение. На уроке истории изучаются сословно-представительные органы власти в средние века. Познакомившись с материалом учебника, ученики получили задание сравнить английский Парламент и французские Генеральные штаты по критериям, т. е. важнейшим линиям сравнения: когда образован, кем, основные функции и т. д.

      - Классификация. На уроке биологии ученики, познакомившись с большим количеством растений, разделили их на 5 групп, так, что в каждую группу вошли растения со схожими признаками.

      - Эксперимент. На уроке химии ученики доказывают появление кислорода с помощью опыта. В пробирку с раствором перекиси водорода опускают гранулы оксида марганца. Начинается интенсивное выделение кислорода, наличие которого проверяют с помощью тлеющей лучинки.

      Внимание!
      Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
      Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

      Г., Садохин А.О., Рузавин Г.Целью данной работы является изучение сущности и структуры научного познания, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

      Широта отражательной стороны определяет, как говорилось, и широту метода познания: философия относится к числу универсальных, самых широких методов (ей подобны лишь математические и формально-логические методы, но она своеобразна в содержательном отношении)

      Но наука не была бы столь результативной, если бы не имела развитую систему методов, принципов и императивов познания.Цель данной работы рассмотреть формы и методы научного познания. Рассмотреть методы научного познания

      Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

      Конкретными задачаминашего исследования будет определение основных понятий, относящихся к проблеме становления научного знания, ознакомление с методами и формами научного исследования, а также выявление взаимосвязи философии и науки в познавательной деятельности.

      Особенность научного познания состоит в том, что оно подчинено определенным строгим принципам (причинности событий и явлений, достоверности или истинности, относительности и объективности научного знания), вследствие чего в процессе познания применяются соответствующие методы, обеспечивающие достоверность получаемых результатов.- охарактеризовать индукцию как метод научного познания;

      Математическое школьное обучение повторяет путь развития эмпирических знаний, поскольку широко применяются такие эмпирические методы научного познания, как наглядность и техническое обучение. Методы эмпирического уровня познания позволяют формулировать научные гипотезы, которые научными методами можно обосновать или опровергнуть.

      Гипотеза исследования. Повышение эффективности теоретических ме-тодов в психолого-педагогических исследованиях возможно при обеспечении исследователей информацией о методологии и технологии, опыте организации исследований разного типа.

      По мере развития научного познания такое понимание было вытеснено иным, в котором объяснение предполагает включение явления в структуру некоторых регулярностей, законов, в контекст целостной теории.Предвидение новых ситуаций, событий и явлений составляет важнейшую особенность человеческого познания и целенаправленной деятельности вообще.

      Необходимо понимать, что процесс научного исследования отчасти является творческим, следовательно, неверным будет полагать, что интуиция, логика, предыдущий опыт и, в особенности, воображение не принимают в нем участие. Чрезмерное упрощение понимание процесса научного исследования и научного открытия привели к признанию несостоятельности таких методов, как бэконовская эмпирическая модель, рационально-дедуктивная модель Лейбница

      Но это не критично, ведь ему дана способность к познанию. Познание, в том числе научное, на протяжении всей жизни человека является основным видом его деятельности.

      Список источников информации

      1. Агафонов В. Философия / В.П. Агофонов, Д.Ф. Казаков, Д.Д. Рачинский. — М.: МСХА, 2000. – 395с.

      2. Алексеев П. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000. – 374 с.

      3. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки / Дж. Глейк. — СПб.: Амфора, 2001. — 398 с.

      4. Крампит А. Основы научного исследования: Учебное пособие / А. Крампит. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2006. – 110 с.

      Читайте также: