Сочинение описание животного план

Обновлено: 05.05.2024

Цель: совершенствовать умение описывать животное.

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; совершенствовать умения строить распространенные предложения; совершенствовать умения применять изученные правила при написании слов;

- развивать умение анализировать и систематизировать, грамотную письменную речь;

- прививать самостоятельность, аккуратность и творческую активность ребенка, навыки самоанализа.

Оборудование урока : презентация, проектор, карточки с текстами.

Предварительная подготовка : фотографии домашних животных.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

- Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит, можете садиться!

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал - (Собака) (СЛАЙД 2)

Рассматривание иллюстрацию. Выделение признаков присущих собаке.

Учащимся предлагается познакомиться с некоторыми породами собак, выделить их особенности. (СЛАЙД 3-7)

- Кто изображен на иллюстрации? ( Собака)

- Почему вы думаете, что это собака? ( Учащиеся называют признаки, по которым узнают собаку)

-Кто-нибудь из вас знает, почему это животное назвали собакой? (СЛАЙД 8)

- Какие повадки присущи собакам? ( умная, верная, любит играть… ) (СЛАЙД 9)

- Собаки — удивительно умные животные, легко поддаются дрессировке. В настоящее время насчитывается много пород — от маленьких комнатных собачек до крупных служебных собак и собак бойцовых пород. Собаки могут спасать своих владельцев, чувствуют приближения различных природных катаклизмов, пожары или нападения других людей и животных.

- Как человек использует собаку? (ответы детей) (СЛАЙД 10)

- Во всем мире собаки по-прежнему исполняют свои обязанности, такие как охрана собственности, пастьба скота, охота и бег в ездовой упряжке. Также собаки замечательно выполняют много новых собачьих профессий, которые появились за последнее столетие.

Собаки - поводыри слепых.( Это были первые собаки - помощники человека в XX веке. Сразу после Первой ми­ровой войны в Германии немецких овчарок обучали как поводырей для военных, потерявших зрение на войне. Вскоре собаки- поводыри стали широко использоваться во всем мире.)

Собаки для глухих.( Специально обученные собаки для глухих - это самые обычные собаки, обладающие природной любознательностью и хорошо реагирующие на звуки.)

Собаки для инвалидов.( Впервые собак для инвалидов-колясочников стали обучать в США в 1980-х годах. Самая распространенная порода для этой цели - золотистый ретривер. Эти собаки обучаются лучше других. Каждую такую собаку обучают соответственно потребностям конкретного инвалида, но общее обучение всех этих собак включает сопровождение инвалида-колясочника на прогулке; они также должны быстро поднять упавший предмет.)

Собаки-целители.( Владельцы собак гораздо реже обращаются к докторам, чем люди, не имеющие их. Они принимают меньше лекарств и меньше жалуются на здоровье. Говоря коротко, собаки хороши для нас в этом плане не только потому, что побуждают нас к совершению физических усилий, но также и потому, что воздействуют на нас физиологически.)

Собаки-спасатели.( Собаки, спасающие людей после землетрясений, схода снежных лавин и заблудившихся в горах, выполняют серьезную профессиональную работу.)

-Чем питаются? ( ответы детей)

- Какие породы вы знаете? Что для них характерно?

- А каково ваше отношение к этому животному?

Физкультминутка

Работа с разними видами текстов.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

Организуется групповая работа. Учащимся предлагается прочесть три текста, и определить какому виду относится каждый из них. (Приложение 1)

Текст 1. « Мое любимое животное-собака. Как говорится, собака-лучший друг человека.

Во-первых, собаки приносят счастье и радость человеку. Так же мне кажется что собаки очень переданы человеку, своему хозяину. Во –вторых, собаки очень умные и их легко приучать. И в-третьих, они охраняют наш дом, охраняют своего хозяина и создают уют в доме.

Текст 2. « Однажды папа принёс в дом маленького щенка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.

Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — мягкие подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, черненьким носиком и длинными ушами. Она любит играть с мячиком, грызть косточку и спать на кресле.

Текст 3. «У меня есть щенок. Его зовут Стёпка.

Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс игрушечную машинку. Мы очень удивились, такой находке нашего щенка. Степка принес ее для меня.

Словарно-орфографическая подготовка. (СЛАЙД 11)

- Подберите необходимые имена прилагательные:

Работа с текстом. Текст: Внешний вид животного. (СЛАЙД 12)

Дружок - это … щенок. Шерсть у него …. Мордочка …. У щенка … глаза и … нос. Уши у него длины …. У Дружка … лапы и … хвост.

Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.

-Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение?

- О чем написать потом?

-Как закончить свою работу?

Организуется работа по словестному составлению каждой части отдельно.

План. (СЛАЙД 13)
1. Мой питомец.
2. Описание собаки.(Кличка. Порода. Голова, морда (уши, глаза, нос) Туловище. Лапы. Хвост. Характер. Почему собака - мой друг.
3. Почему я люблю свою собаку?

Чтение учителем примерного сочинения.

Пример сочинения (СЛАЙД 14)

Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Рич. Рич- это симпатичный маленький той-терьерчик.

Длинные уши и малюсенький хвостик делают щенка очень забавным на вид. Мордочка у Рича очень милая. У него слегка вытянутый черный носик. Большие карие глаза, всегда с любовью смотрят на свою хозяйку. Ножки у Рича длинные и худые, поэтому бегает он очень быстро. Шерстка очень короткая песочного цвета. Рич очень любит печенье и выпрашивает его став на задние лапки. Характер у щенка очень мягкий и добрый. Он очень скучает, когда остается один.

Я очень люблю свою собаку. Рич для меня верный друг и помощник.

Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Чем отличается текст-описания?

Рефлексия

- Кому понравилось работать на уроке?

- Что было интересного на уроке?

- У кого было хорошее настроение на уроке?

Приложение 1

Текст 1. _________________________________________________

« Мое любимое животное-собака. Как говорится, собака-лучший друг человека.

Во-первых, собаки приносят счастье и радость человеку. Так же мне кажется что собаки очень переданы человеку, своему хозяину. Во –вторых, собаки очень умные и их легко приучать. И в-третьих, они охраняют наш дом, охраняют своего хозяина и создают уют в доме.

« Однажды папа принёс в дом маленького щенка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.

Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — мягкие подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, черненьким носиком и длинными ушами. Она любит играть с мячиком, грызть косточку и спать на кресле.

«У меня есть щенок. Его зовут Стёпка.

Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс игрушечную машинку. Мы очень удивились, такой находке нашего щенка. Степка принес ее для меня.

Данный урок помогает учащимся продолжать развивать умение подбирать и систематизировть собранные рабочие материалы к сочинению-описанию "Мое домашнее животное"; закрепить понятие "основная мысль сочинения"; обогащать словарный запас учащихся.Совершенствовать навыки составления плана работы, развивать навыки устной речи; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

ВложениеРазмер
domash.zhivot.6kl.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

(описание животного на основе личных впечатлений )

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2016 г.

1 Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу со словом, текстом.

2.Воспитывать умение слушать и слышать.

1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2.Обучать правильной монологической, диалогической и полилогической речи учащихся, давать рецензии на ответ, обучать приемам самоанализа выполненных работ.

2. Закрепить умение использовать при описании имена прилагательные..

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание, конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Предварительная подготовка к уроку: чтение литературы, отбор интересных фактов о домашних животных

Тип урока : развитие устной и письменной речи учащихся.

1. по источнику получения знаний: словесно-наглядные;

2. по уровню активности познавательной деятельности: эвристический, исследовательский;

3. по функциям: рассказ, иллюстрирование, выполнение аналитико-синтетических упражнений, монологические высказывания.

1.Активизация и мотивация учебной деятельности.

Запись темы урока в тетрадь.

Наш мир очень ярок и разнообразен: в нем много представителей животного мира. Безусловно, роль домашних животных в жизни человека очень велика, и это давно всем известно. С незапамятных времен всегда рядом с человеком находятся его любимцы. Некоторые животные являются кормильцами для людей, другие помогают в физическом труде. Ну и большинство из них просто являются нашими самыми близкими и преданными друзьями Запишите небольшой словарный диктант, называющий тех животных, которых вы знаете.

Ребята записывают, а потом зачитывают (3-4ученика).

А теперь назовите этих животных на вашем родном языке. Учитель обращает внимание ребят на красоту звучания слов на их родном языке.

А какие из этих животных можно отнести к домашним? Выпишите их из вашего словарного диктанта. Почему вы отнесли их к домашним животным? Есть ли у вас дома эти животные7 Как они у вас появились?

2.Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

Работа с научным текстом.

Проецирутся фотографии распространенных домашних животных и текст научного стиля о кошке.

Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить стиль и тип текста.

  • К какому стилю относится текст?
  • К какому типу речи? (Обратите внимание на таблицы).

Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

-Послушайте ещё один текст о кошке.

-Чем он отличается от предыдущего?

- Что объединяет оба текста?

  • Чем этот текст отличается от предыдущего?
  • Какие описательные конструкции используются в тексте?
  • Чем ещё отличается?
  • К какому стилю относится текст?
  • К какому типу речи?

Вывод : художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и сочинения.

3.Составление плана сочинения.

  • Что вы знаете о сочинении?
  • Из каких частей состоит?
  • О чем говорится во вступлении?
  • Что вы узнали в основной части текста?
  • Что именно и в какой последовательности описывает автор кошку?
  • Чем заканчивается текст?

У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке.

(Проверка плана и запись в тетрадь).

1. Я хочу рассказать о моем домашнем животном.

2. Описание животного:

а) внешний вид животного;

б) повадки животного;

3.Мое отношение к животному.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь - вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!

4.Подготовка материалов к самостоятельной тв орческой работе.

Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

Т екст песни “Кошка беспородная”

Она к нашему подъезду пришла,
Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
один желтый глаз другой голубой

Припев:
Кошка беспородная, ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена. Что же тут хорошего?

Мы из дома принесем молочка,
Хлеб и жареные окорочка
И объедки соберем у гостей:
“Поправляйся, наша киска, толстей!”

Но ночами она что-то грустит.
И возможно, никогда не простит
Тех, кто выбросить её поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.

Мы оставили её у себя
И у кошки появилась семья.
Больше нет в душе у кошки тоски
Для тепла ей вяжет мама носки.

Кошка беспородная – больше не голодная.
Ходит улыбается, с бантиком играется.
Кошка беспородная – больше не голодная.
Ходит улыбается, Васькой называется.

Учащиеся отбирают фотографию, на которой изображена обыкновенная беспородная кошка

Рассмотрите фотографию и прочитайте текст.

Внешний вид животного.

Какие прилагательные описывают животное в начале песни и в конце? Как звучат такие слова у вас на родном языке? (беспородная, ободранная, голодная, бездомная, позабытая, брошенная).

Какие действия нужно совершить человеку для того, чтобы животное почувствовало себя счастливой, нужной, домашней? (Покормить, назвать, приласкать, поиграть, погладить, позаботиться, дать возможность стать членом своей семьи, иметь хозяина, дом).

-Понравился ли вам текст?

Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции из таблицы.

-Прочитайте, какие слова вам непонятны?

Обратите внимание на выделенные орфограммы.

(Учащиеся записывают текст в тетрадь. Зачитывают всему классу по группам, переводят на свой язык).

-Как характеризует автор кошку? Какая она?

-Из песни вы узнали, что кошка улыбается . Как это понять? Переведите это слово на свой язык

-Запишите слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

( довольная, занятная, благодарная, отзывчивая, игривая, счастливая)

- Как звучат эти слова на вашем языке?

-Какие слова, фразы ассоциируются с этими словами?

Воспользуйтесь таблицей.Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

Любит играть с бантиком, похожа на красивую живую игрушку; спит,свернувшись клубочком; катается на коврике; игривый характер; очень любит умываться, чистоплотная; доверчивая; ходит и бегает бесшумно, гладкая, мягкая, лоснящаяся шерсть, приятно мурлыкает, лакает маленьким язычком, выпускает острые коготки, нежно трется о руку хозяина, осторожно обнюхивает, тихонько мурлычет, радостно встречает, преданные глаза,блестящие, как яркие бусинки, глаза, длинный хвостик, ушки торчком, пружинистая походка, мой серый комочек, длинные усики.

(Устно составляют предложения, переводят на родной язык).

Учащимся предлагается работа по анализу ученического сочинения (текст желательно размножить — по одному на парту).

У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Окраска шерсти у белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.

- Что представляет собой сочинение — повествование, описание, рассуждение?

- Прочитайте предложения, в которых ученица описывает кошку. Какие средства она при этом использует? Можно и по этому описанию представить Белку?

- Найдите предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кошке. Удалось ли автору ярко выразить его?

- О чем можно было бы не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

- Найдите слова, словосочетания, предложения, которые не соответствуют художественному описанию.

- Какие слова и выражения, на ваш взгляд, удачны? Что не понравилось в языке сочинения?

Вывод: анализируя сочинение, отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что это сочинение — описание кошки. В нем высказывается мысль о том, что девочка любила свою кошку, так как она пытается описать внешний вид кошки, используя прилагательные, сравнения. А дальше ученица сухо и беспристрастно пишет о форме и величине головы, длине усов и хвоста, что было бы уместно в научном , но не оправданно в художественном описании своего домашнего любимого животного. Описание повадок кошки также дано без учета основной мысли. Из сочинения следует, что папа больше любил кошку, чем девочка. Именно для нее он ловил в речке рыбу; не у девочки, а у папы были хорошие отношения с Белкой. Таким образом, тема в основном раскрыта, но автору почти не удалось выразить свое отношение к животному. Следует вспомнить, как это делал, например, А.И.Куприн в своем рассказе о Ю-ю.

Учитель: Мы сегодня проделали большую работу. Подведем итоги. Подскажите мне, в какую из этих колонок мне поместить карточки:

определять основную мысль

описывать животное по наблюдению

анализировать фрагменты сочинения

использовать художественно-выразительные средства языка

привлекать цитаты художественного слова

давать рецензию сочинению

-Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

Написать сочинение о своем домашнем животном, используя, тот материал, который мы собрали на уроке.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на месяц. (Заготовлено на карточках).

Найдите в сказках разных народов (осетинской, кабардинской, казахской, украинской, армянской, грузинской, и т.п.) описание животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т.е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.

Самоанализ урока русского языка

в 6 классе школы-гимназии №7 города Сочи.

Тип урока: урок развития речи.

Провела: Салова Зоя Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11 станицы Нижнебаканской Крымского района.

В классе все дети адыгской национальности. Для них русский язык не является родным, но они изучают русский язык в школе с первого класса, поэтому в их сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что приводит к ошибкам. При подготовке к уроку, я, прежде всего, учитывала те трудности, которые должен преодолеть нерусский ученик. Для этих детей особую трудность представляют категория рода, русская предложно-падежная и видовременная системы. Акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция, ограниченный лексический запас, замедленный темп речи, то есть ученик, постоянно ищет слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка).

Учитывая особенности детей класса, я ставила на уроке такие цели:

Для решения этих задач я выбрала урок развития речи. Считаю, что время урока распределила рационально, соблюдая логическую связь между этапами урока.

Главный акцент на уроке я делала на развитие речи учащихся, предупреждение и исправление речевых ошибок, обогащение речи описательными конструкциями, умение собирать систематизировать рабочий материал для написания сочинения.

Готовясь к уроку, я использовала наиболее эффективные методы обучения.

Метод игры при организационном моменте позволил мобилизовать внимание детей, создать мотивацию дальнейшим действиям по разрешению поставленных задач на уроке и создать ситуацию, при которой школьники самостоятельно сформулировали тему урока и его цели. Этому способствовало и наличие эпиграфа в начале урока.

Следующий этап урока - комплексная работа с готовым текстом. На этом этапе была организована устная работа с использованием таблиц, изготовленных на основе учебника Е.А.Быстровой. Эта работа актуализировала знания детей, необходимых для дальнейшего анализа текстов разных стилей (художественного и научного).Также я пользовалась карточками с иллюстрациями собак.

При составлении плана сочинения, я использовала карточки с готовым текстом, включив игровой момент. Это позволило заинтересовать учащихся и, расположив пункты плана в правильном порядке, лучше запомнить.

При подведении итога урока все ребята обратились к эпиграфу и смогли ответить на три вопроса, которые были заданы в начале урока.

Элемент блочно-модульной технологии был использован как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.

Считаю, что выбранные мною методы обучения помогли учащимся лучше и качественнее подготовиться к сочинению. Я использовала возможности кабинетной системы. Все средства обучения: компьютер, аудиозаписи, фотографии, опорные схемы, таблицы, карточки на уроке использовала целесообразно. Высокая работоспособность обеспечивалась в течение всего урока за счёт поддержки благоприятной психологической атмосферы и культурой общения с классом. Считаю, что поставленные цели на уроке были достигнуты.

Сочинения-описания животных. Образцы сочинений для учеников начальных классов.

Сочинения с планом. Как составить план сочинения.

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением.

Существует два основных вида плана:

— сложный, в котором есть пункты и подпункты;

— простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаёт¬ся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочи¬нения. Чаще всего основная часть состоит из несколь¬ких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

  1. Внешность бурого медведя.
  2. Повадки бурого медведя.
  3. Характер животного.

Бурый медведь — огромный сильный зверь. У не­го лохматая коричневая шерсть, чёрные глаза и нос. Мощные лапы, длинные когти. Зубы крепкие и боль­шие. Питается бурый медведь мёдом, ягодами и мел­кими грызунами.

Медведь — хитрое и осторожное животное. У него слабое зрение, но обоняние и слух очень хорошо раз­виты. Они помогают ему в охоте.

Зиму медведь обычно проводит в берлоге. Однако если за лето и осень у него не накопилось достаточно жира, то он бродит по лесу в поисках пищи. Такой мед­ведь нападает на животных и людей.

Медведь красивый, но опасный зверь.

О КОТЕ

  1. Почему кота зовут Жук.
  2. Повадки кота.
  3. Весёлая история из жизни кота.

У меня есть кот. Его зовут Жук, потому что он очень чёрный, только усы у него длинные и белые. Шерсть у кота шелковистая, лапки бархатные, ушки торчат, ко­готки острые.

Наш кот умный и хитрый. Я научил его прыгать в кольцо. Он приносит мне карандаш, который, бывает, случайно упадёт с моего стола.

А ещё он умеет хорошо прятаться. Однажды Жук разлил молоко и, чтобы его не наказали, спрятался. Мы искали кота целый вечер, но его нигде не было. Мы даже стали тревожиться: а вдруг он совсем пропал? Но потом я открыл дверцу кухонного стола и увидел там нашего Жука. Надо же так спрятаться: влез в стол и за­крыл за собой дверцу!

НАШ ТУМАН

  1. Первая встреча.
  2. Внешний вид овчарки.
  3. На реке.
  4. Любимая игра овчарки.
  5. Моё отношение к Туману.

Первый раз я увидел Тумана, когда приехал к ба­бушке и дедушке на летние каникулы. Собака лежала у конуры и грелась на солнышке. Завидев меня, она радостно залаяла. Так мы познакомились.

Туман очень любил купаться. Когда мы ходили к реке, он бежал впереди меня, прыгал в воду и переплывал на другой берег. Во время рыбалки пёс внимательно смотрел на поплавок, сидел рядом и не покидал меня ни на минуту. Первые несколько рыб всегда достава­лись ему. Туман радовался, прыгал вокруг меня, потом обнюхивал добычу и уносил её в сторону.

Туман — молодой пёс, поэтому он очень игривый. Особенно ему нравилось подползать к ноге и хватать зубами мой ботинок.

Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гу­ляю, угощаю лакомствами. Я никогда его не обижаю и отношусь к нему, как к другу.

НАША ЛЮБИМИЦА

  • Порода кошки.
  • Внешний вид кошки.
  • Проказы Мони.

Нашу любимицу кошку зовут Моня. Она принадлежит к породе бирманских кошек. Ей ещё и года не исполнилось, а она уже превратилась в большую красивую кошку.

Шерсть у Мони тёмная, длинная, с густым воротни­ком, около ушей и на животике слегка вьётся. У нашей любимицы симпатичная мордочка, на которой ярко вы­деляются белые брови и усы.

Тело у Мони длинное, а лапы короткие. Передние лапы белые, а на задних — белая отметина. У кошки большие ярко-голубые круглые глаза, и в темноте они светятся.

Когда Моня бывает сыта и хорошо выспется, она любит поиграть. Тут уж её проказам нет конца: то она ложится на спину и забавляется со своими игрушками, то из-за угла бросается неожиданно прямо под ноги. К вечеру она устаёт, и тогда в квартире наступает ти­шина.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.


План-конспект урока научит учащихся описывать животное, позволит уяснить жанровые особенности сочинения.

Описание разработки

Цели урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения – описания, учить отбирать материал к сочинению;

формировать умение описывать животное, умение составлять план, отбирать языковой материал, редактировать написанное, развивать речь, интеллектуальные способности;

воспитывать бережное отношение к животным, формировать такие нравственные качества, как доброта, верность, умение любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, интерес к творчеству, умение ценить, понимать богатство русского языка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Какую роль играют животные в нашей жизни?

(Безусловно, роль домашних животных в жизни человека очень велика, и это давно всем известно. С незапамятных времен всегда рядом с человеком находятся его любимцы. Некоторые животные являются кормильцами для людей, другие помогают в физическом труде. Ну и большинство из них просто являются нашими самыми близкими и преданными друзьями. )

2. Актуализация опорных знаний.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса

так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению

Запись темы урока в тетрадь.

3. Работа над темой урока.

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их

Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи). Работа с научным текстом.

ПРОЕЦИРУЮТСЯ ФОТО СОБАК и текст с научным описанием болонки.

Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте. (фото из файла)

Текст 1) Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками. У собаки спокойный характер поведения, движения ровные.

О какой собаке говорится в тексте?

Как вы догадались?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

-Послушайте ещё один текст о болонке.

-Чем он отличается от предыдущего?

Работа с художественным текстом.

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.

Урок развития речи Подготовка к сочинению-описанию животного

… (Малыш). ФОТО БЕЛОЙ БОЛОНКИ

Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш. Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка.

Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими. Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.

Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.

- Что объединяет оба текста?

Чем этот текст отличается от предыдущего?

Какие описательные конструкции используются в тексте?

Чем ещё отличается?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

Просмотр презентации (отдельный файл)

А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

Отличаются ли эти описания?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства. )

Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова, Бианки, Пришвина)

Вернемся к Тексту № 2.

Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом. (Здесь возможна работа у доски :

ГЛАЗКИ УШКИ НОСИК ЛАПКИ ХВОСТИК ШЕРСТКА

- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

А что дальше описывает автор?

Повадки, привычки. Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради. (как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради: Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр. )

Работа в группах (задания по уровням)

Текст: Внешний вид животного.

Дружок - это … щенок. Шерсть у него …. Мордочка …. У щенка … глаза и … нос. Уши у него длины …. У Дружка … лапы и … хвост.

Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции

маленький, длинная, овальная, тёмные, черный, средней, короткие, пушистый

Текст: Однажды я нашел на улице котенка. У котенка был необычный хвост. Наверное, ему хвост кто-то прищемил. Но все равно наш Алька мне очень нравится. У Альки серая шерстка с белыми пятнами. Мой Алька очень умный. Он умеет служить, когда просит рыбу или мясо. Он может спать на спине и даже положить за ухо лапу. Такой вот у меня. друг.

Слова для справок: у него, хвостик, у нашего любимца, котенок, мой серый комочек, ушко лапку, маленький жизнерадостный.

Весь материал - в документе.


-75%

Читайте также: