Сочинение метель 6 класс план

Обновлено: 30.06.2024

2). Формировать умение выражать музыкальные впечатления в форме устного высказывания.

3). Продолжать эстетическое воспитание учащихся, пробуждая в них чувство любви к окружающей природе.

4) Формировать умение определять основную мысль описания, находить языковые средства для описания природы

I. Вводное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к описанию пейзажа, поговорим о зимнем пейзаже в литературе, музыке, живописи.

Пейзажный жанр в отечественном искусстве очень популярен. С течением времени его роль становится всё более значимой. Если в ХVIII – начале ХIХв. изображение природы было необходимо лишь как формальное обозначение места действия, то к середине ХIХв.

II. Чтение и анализ отрывков из произведений А.С.Пушкина.

- Ребята, вы заметили, что не только художники, но и поэты умели передать душу природы. Послушайте, как это передано в стихах великого русского поэта А.С.Пушкина.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Когда могучая зима,

Как бодрый вождь, ведёт сама

На нас косматые дружины

Своих морозов и снегов,

Навстречу ей трещат камины,

И весел зимний жар пиров.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

- Какая тема объединяет эти отрывки?

- Что описывает поэт?

- Одинаковы ли по настроению отрывки?

- Каким настроением проникнут каждый из них?

Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и тёмная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, в мелодии.

III. Подготовка к прослушиванию музыки.

Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки – России.

IV. Беседа о музыкальных впечатлениях.

1. Что вы представили себе, слушая музыку?

2. Какие образы возникли у вас? (Вьюга, метель, пурга, позёмка…)

3. Давайте запишем эти слова в порядке их последовательности. Посмотрите на лексическое значение данных слов (запись на доске):

Вьюга – снежная буря.

Метель – сильный ветер со снегом.

Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

4. Давайте подберём метафоры к данным образам (запись на доске и в тетради).

Поднялась вьюга, воет вьюга. Метель метет. Поднялась, закрутилась позёмка.

5. Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж? (Тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии…)

V. Повторное слушание музыки. Отбор языкового материала.

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовёт, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льётся легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.

Скрипки: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.

VI. Устные сочинения.

VII. Написание сочинений – миниатюр.

VIII. Чтение сочинений.

Звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес. Подул ветерок, и появилась позёмка. Она змейкой побежала по земле. Но вот звуки музыки стали резче, и мне показалось, что поднялась метель. Снег кружился, то поднимаясь, то опускаясь, но позёмка всё равно жила. Ветер подул ещё сильнее, и появилась теперь уже не метель, а вьюга. Она смешала позёмку со снегом, перешла эта вьюга в пургу. Уже ничего не

Зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый сказочный мир.

Музыка как бы бежит, захватывает и уносит с собой. Она зовёт всё дальше и дальше. Я вижу, как хрупкие белые снежинки то поднимаются вверх, то опускаются на землю. Музыкальная тропинка заводит меня в музыкальную чащу. Снег кружится, летает. Иногда его подхватывает ветер, и начинается вьюга. Но вдруг стихия успокаивается. Кругом тишина. Но это какая-то странная тишина. Это затишье перед бурей. Музыка нарастает, гремит и переходит в пургу, точнее, в торжествующий гимн разбушевавшейся стихии.

( Учащиеся сдают написанные сочинения).

IХ. Итог урока. Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни – бедную несчастную снежинку, спасающуюся от непогоды , другие почувствовали мощь разбушевавшейся стихии , третьи – что-то ещё. И каждый из вас прав. Ведь музыка - искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям. Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа. А в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков – музыку Антонио Вивальди.

Цели и задачи:
1 )подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте
2) продолжить формирование орфографических навыков, закрепить навыки правописания имен прилагательных; развивать навыки монологической речи.
3) развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению, воспитывать уважительное отношения к явлениям природы.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!


Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;


Вьюга злиться, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;


Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.


3. Знакомство с содержанием.
- Какова тема произведения?
- Какова идея произведения?
4. Анализ содержания.
Беседа по вопросам.
- Легко ли пересказать содержание данного отрывка? Почему?

(Данный отрывок представляет собой описание природы)
- Как меняется погода? Как об этом говорит автор?

(… едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…)
- Как ведет себя лошадь?

( Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму;

Лошадь начинала уставать;;
Лошадь чуть ступала;
Лошадь ободрилась…)
- Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это?

(Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует такие художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла)
- Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру?

(Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).

Работа над концовкой изложения.
- О чём говорится в конце авторского текста?
- Как можно закончить изложение?
Работа по орфографии и пунктуации.
-Перепишите слова, графически выделите орфограммы, которые в них встречаются
Невзвидел, окрестность, исчезла, ступала наудачу, опрокидывалась, более получаса, вправо, подымал, что-то
Предупреждение грамматических ошибок.
- Составьте словосочетания
выехать (за что? куда?) исчезла (в чём?)
очутился (где?) въезжала (на что?)
занесло (что?) проваливалась(во что?куда?)
белые хлопья (чего?) не потерять (чего?)
Работа с таблицей.

Опорные слова и выражения

Стиль речи
Тип речи
Тема
Идея

Поднялся ветер и сделалась метель;

окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой;
небо слилось с землею;
Владимир поминутно был по пояс в снегу;

лошадь ступала наудачу

ветер не мог свирепствовать


5. Устный пересказ текста.

6. Повторное чтение текста.

7. Работа с черновиком.

9. Оформление белового варианта.

10. Самопроверка. Сбор тетрадей.

11. Домашнее задание. Повторить изученное о прилагательном.


УЖАСНАЯ НОЧНАЯ МЕТЕЛЬ

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова".


Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн.


Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"

Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой.


Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Научить писать выборочное изложениеОбучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;Формировать у учащихся умения отбирать факты дл.


Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы".


Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"

В презентации представлен материал, который поможет подготовиться к выборочному изложению и учителю, и детям. Для учителя в презентации приведён четкий алгоритм действий. Подобная подготовка к изложен.

- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями;

- воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.

- Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.

- Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении? (Ребята высказываются.)

II. Работа с текстами.

- Вы угадали, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели! (Тема урока записывается в тетрадях.)

- Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути.

- Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)

Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

- Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются! Докажите это! (Пушкин рисует сильную метель.)

- Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют олицетворение, сравнение, отмечают эпитеты; приводят примеры, комментируют.)

Мгла* - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).

Околица* - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

- Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина.

- Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).

- Какое же настроение создает у нас пушкинское описание? (Когда читаешь пушкинские строки, охватывает страх, появляется волнение. Иногда человек не может противостоять снежной стихии.)

III. Введение нового понятия.

- Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.

ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)

- Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ - приводить цитату (откуда-нибудь).

- Способов цитирования несколько. Один из них - оформление цитаты как предложения с прямой речью.

- Вспомните правило, как оформляются на письме предложения с прямой речью? (Формулируется правило.)

IV. Работа над составлением плана.

- Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (Обсуждается, какой нужен план: простой или сложный. Предлагаются формулировки пунктов и подпунктов. Примерный план может быть заранее записан на обратной стороне доски.)

1. Начало метели.

2. В вихре метели:

а) что вид. тся;

б) что слыш. тся.

3. Мои мысли и чувства во время метели.

- Какие замечания есть у вас по записанному на доске плану? (Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)

- Теперь можем записать план, используя синонимы. (План записывается в тетрадях.)

V. Собирание материалов к сочинению.

- Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.

- В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.)

- Здесь два слова требуют пояснения!

Работа с толковым словарем.

Пучина* - 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.

- В каком значении употребляется слово ПУЧИНА? (В переносном значении.)

- Какие выразительные средства отметим? Какова их роль? (Комментарии учеников.)

- И вновь яркое, необычное описание, заставляющее работать наше воображение!

- Звуки метели? (Ученики записывают глаголы, вспоминают правило о правописании личных окончаний глаголов.)

- Случайно ли здесь употребляются однородные члены? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.)

- И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинениях!

- Что же чувствует человек во время метели ? 3 часть? (Высказывания ребят.)

- Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать.

- Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то новое?

- Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило ?

Только я вышел в поле, как внезапно налетел такой сильный ветер, что стало ничего не видно. Началась метель.

В одну минуту занесло весь путь, небо слилось с землёй. Кругом воцарилась белая мгла. Только слышались треск мороза да свист ветра. Хлопья снега кружились в воздухе, как рой пчёл. Метель усиливалась, вьюга бушевала. Ветер подул ещё сильнее, стал закручивать снежные воронки.

Однажды зимним морозным вечером я сидела у окна. И вдруг внезапно на улице поднялся такой сильный ветер, что даже огромные сосны стали раскачиваться то влево, то вправо. Серые, мрачные тучи заволокли небо.

Я не боюсь вьюги, но в этот раз мне было очень страшно за людей, особенно за тех, кто был в этот момент в дороге.

Я стояла на улице и вдыхала морозный воздух. Внезапно усилился ветер. Небо заволокли черные тучи. Посыпали хлопья снега. Я поняла, что началась метель.

Через несколько минут ветер, подхватывая огромные хлопья снега, несся вдаль, сметая всё на своём пути. Он выл, стонал, как голодный волк. На небо нельзя было взглянуть: оттуда летел острый, как стекло, снег. Всё смешалось вокруг. Мутная желтоватая мгла окутывала меня. Невозможно было дышать: будто кто-то невидимый душил меня. Прилагая огромные усилия, я добралась до дома.

Метель меня не пугает. Становится жутко лишь тогда, когда окажешься в самом центре снежного месива. В такие минуты почему-то вспоминаются сказки, в которых вьюга уносит героев в далёкие края.

1.Аксаков С.Т. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах, т.2. – М.: Правда, 1966 г.

2.Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.1/Автор-составитель В.П. Полухина. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1999 г.

Главными персонажами повести являются молодые люди, которые благодаря сюжетной линии оказываются обвенчанными при необычных обстоятельствах.

Маша

Маша представляется в образе дочери состоятельного помещика, молодой, стройной девушки, считающейся завидной невестой, имеющей многочисленных поклонников.

Девушка отличается мечтательностью, увлекаясь французскими романтическими романами. У Маши начинается тайный роман с молодым бедным прапорщиком, поэтому родители девушки противятся их отношениями. Влюбленные решают тайно обвенчаться, однако, заблудившись в метели, Владимир не добирается до церкви, а мужем Маши случайно становится зашедший в храм офицер по фамилии Бурмин.

После этого Маша тяжело заболевает, и родители готовы согласиться на ее брак с Владимиром, однако судьба решает иначе, возлюбленный девушки погибает от полученных на войне ран.

Владимир

Владимир представляется в повести в образе влюбленного прапорщика, образованного, увлекающегося рисованием, литературой, музыкой, который упускает свое счастье, опоздав на венчание, и заканчивает свою жизнь скоропостижной смертью.

Полковник Бурмин

Также главным героем повести является отставной полковник Бурмин, представленный в образе двадцатишестилетнего мужчины, состоятельного человека, отличающегося веселым нравом, ставшего по воле случая супругом Маши. После странного брака Бурмин знакомится с девушкой через несколько лет и между ними вспыхивает искреннее чувство, однако мужчина не может сделать Маше предложение руки и сердца, поскольку знает, что скреплен узами браками.

Отличительной особенностью повести является наличие многочисленных второстепенных персонажей, помогающих развитию сюжетного повествования. В их числе мать Марии Прасковья Петровна, представленная в образе любящей родительницы и верной жены, Гаврила Гаврилович, отец главной героини, изображенный в качестве человека строгих нравов, обожающий приемы в собственном имении, а также служанка Марии, описанная как верный друг и помощник, кучер Владимир Терешка, священник, повенчавший незнакомых людей, деревенские старик и его сын.

В финале повести случайно повенчанные молодые люди обретают собственное счастье, которое дается им небесами при необычных обстоятельствах.

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Метель

Жанр: Повесть

Год написания: 1830 год

Введение

Главные герои

Гаврила Гаврилович Р. – богатый помещик, добрый, гостеприимный, радушный хозяин, любящий и заботливый отец.

Марья Гавриловна – единственная дочь Гаврилы Гавриловича, умная, красивая, романтичная девушка.

Владимир – возлюбленный Марьи Гавриловны, бедный прапорщик, погибший на войне.

Бурмин – гусарский полковник, умный, насмешливый молодой человек.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Вот уже наступил декабрь, но какая зима без снега. Все ждут его с нетерпением. Хотя земля уже подмерзла, на деревьях не осталось листьев, а снега все нет. И вот наконец небо стало затягивать серыми тучами, которые полностью его заволокли, и посыпались белые снежинки. Вначале они падали редко, тихонечко кружась в воздухе.

Затем небо стало еще темнее, вдруг откуда-то неожиданно поднялся ледяной ветер, который стал завывать, и кружить с большой скоростью падающий снег. Теперь он спускался с неба не редкими хлопьями, а валил густой снежной пеленой. Буквально через небольшое количество времени исчезло все из вида: очертания домов, деревьев, транспорта, людей. Даже неба не было видно. Кругом только летящий снег. Земля начала покрываться сугробами, которые росли очень быстро. Уже за два метра впереди не было ничего видно. Это вступила в свои права зимняя метелица.

В городе еще можно ориентироваться, если тем более горят фонари и витрины магазинов, а вот в сельской местности очень сложно. В такую погоду лучше находиться дома и смотреть на стихию из окна. Если оказаться в поле, можно вообще заблудиться. Ведь не зря в такую погоду в старину звенели колокола, которые служили ориентиром для путников и тех, кто ехал в санях на лошадях.иТакая метелица может быть всю ночь, к утру тучи уплывут, небо станет чистым, выглянет солнце и ударит морозец. Но почти невозможно будет передвигаться из-за больших сугробов.

В городе всю ночь будут работать снегоочистительные машины, прокладывая дорогу автотранспорту, а во дворе дворники с лопатами, и все тропинки будут очищены. Но зато теперь уже можно будет радоваться тому, что наконец-то наступила настоящая снежная зима. Дети теперь смогут выйти на улицу, чтобы покататься на санках и лыжах, поваляться в сугробах.

Зимняя метелица украсила все вокруг, одевая в белые одежды деревья и крыши домов, принесла радость всем людям.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

Сюжет

В родовом поместье Ненарадове жил богатый помещик Гаврила Гаврилович Р. Со своей женой и единственной дочерью. Был он очень добрым, гостеприимным человеком, и в его доме часто собирались гости. Многие из них приезжали ради Марьи Гавриловны – юной, красивой девушки, воспитанной на французских романах. Вот только ее сердце было уже занято – Марья Гавриловна была без памяти влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира, который проводил свой отпуск в соседней деревушке.

Узнав о сердечной привязанности дочери, Гаврила Гаврилович запретил ей даже думать о Владимире, считая его крайне неподходящей партией. Узнав об этом, Владимир стал настаивать на тайном венчании, после которого можно было бы броситься в ноги к родителям, моля о прощении и благословении.

Марья Гавриловна долго колебалась, но в итоге поддалась уговорам своего возлюбленного. Они условились, что в назначенный вечер она незаметно выйдет на крыльцо, сядет в сани и приедет в церковь, где ее уже будет ждать Владимир со священником.

В тот вечер разыгралась сильная метель, и Владимир сбился с пути. Всю ночь он проплутал в поисках дороги к деревенской церквушке. Лишь под утро он нашел дорогу, но церковь была уже заперта.

Тем временем Марья Гавриловна, как обычно, утром вышла к завтраку. Она была спокойна и задумчива, но к вечеру с ней случилась сильная горячка. В бреду она повторяла имя Владимира, упоминала их тайну, но слова ее были так бессвязны, что никто ничего не понял. Родители, испугавшись за здоровье любимой дочери, решили дать согласие на ее брак с Владимиром. К их большому удивлению, молодой человек ответил решительным отказом на их приглашение и попросил больше никогда не тревожить его. Вскоре он отправился на войну, где скончался от полученных ран.

Ушел в мир иной и Гаврила Гаврилович, оставив дочь богатой наследницей. Вокруг Марьи Гавриловны так и вились женихи, но она была верна умершему Владимиру. Тем временем война закончилась, и неподалеку от Марьи Гавриловны поселился раненый гусарский полковник Бурмин. Молодые люди сразу поняли, что их связывает много общего, но ни один из них не решался сделать первый шаг. Наконец, Бурмин отважился на признание – он сказал, что очень любит Марью Гавриловну, но не может жениться на ней, поскольку уже женат на таинственной незнакомке. Полковник рассказал, как однажды во время сильной метели сбился с дороги, и, увидев вдали огонек, зашел в церковь. Внутри находились люди, которые, по всей видимости, ждали его. По недопустимому легкомыслию Бурмин обвенчался с незнакомой девушкой, которая взглянула на него лишь после обряда и тут же лишилась чувств. Услышав эту историю, Марья Гавриловна побледнела, и призналась, что той самой девушкой была она. Бурмин бросился к ее ногам.

Метель анализ повести Пушкина

Метель анализ повести Пушкина по плану

2. Смысл названия. В пушкинскую эпоху зимняя поездка по бескрайним российским просторам могла обернуться трагедией.

Разыгравшийся буран представлял серьезную опасность для одинокого путника.

В русской литературе есть множество историй о заблудившихся и замерзших насмерть людях. В повести Пушкина никто не погибает, но метель кардинальным образом изменяет судьбы главных героев. На этом основан весь сюжет произведения.

3. Жанр. Повесть

4. Тема. Главная тема произведения — роль слепого случая в человеческой судьбе. Завязка повести достаточно проста: молодые люди любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак. Влюбленные решаются обвенчаться тайно в надежде, что после этого родительские сердца смягчатся.

В тщательно разработанный план вмешивается непогода. В течение дня Владимир улаживал все дела, договорился со священником, нашел свидетелей. К вечеру ему оставалось только добраться до с. Жадрино, где должно было состояться венчание. В это время поднялась сильнейшая метель.

Марья Гавриловна так и не вышла замуж, отказывая многочисленным поклонникам. Одним из них стал вернувшийся с войны гусарский полковник Бурмин. Он стал частым гостем в доме девушки и очень понравился ей. Для всех окружающих свадьба представлялась лишь вопросом времени. Настал день решающего объяснения. Марья Гавриловна ждала предложения, но услышала поразительную историю.

Рассказ Бурмина напомнил Марье Гавриловне о прошлом. Оказалось, что новый поклонник когда-то оказался на месте Владимира. Заключенный брак был случайным поворотом судьбы. Самой удивительной во всей истории стала встреча и любовь между не знающими друг друга мужем и женой.

6. Чему учит автор. Пушкин очень высоко ценил любовь. Он, безусловно, оправдывает план тайного венчания. Незримые силы разрушили ожидаемое счастье влюбленных, но надежда Марьи Гавриловна не умерла. В конце концов судьба исправила свою ошибку и позволила вновь восторжествовать любви. Таким образом Пушкин призывает никогда не впадать в отчаяние и хранить веру в добро и справедливость.

анализ повести Метель

Метель анализ повести Пушкина по плану

1. История создания. "Метель" входит в цикл "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина", который был написан А. С. Пушкиным осенью 1830 г. в Болдине. Работу над "Метелью" поэт закончил в последнюю очередь - 20 октября.

2. Смысл названия. В пушкинскую эпоху зимняя поездка по бескрайним российским просторам могла обернуться трагедией.

Разыгравшийся буран представлял серьезную опасность для одинокого путника.

В русской литературе есть множество историй о заблудившихся и замерзших насмерть людях. В повести Пушкина никто не погибает, но метель кардинальным образом изменяет судьбы главных героев. На этом основан весь сюжет произведения.

3. Жанр. Повесть

4. Тема. Главная тема произведения - роль слепого случая в человеческой судьбе. Завязка повести достаточно проста: молодые люди любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак. Влюбленные решаются обвенчаться тайно в надежде, что после этого родительские сердца смягчатся.

В тщательно разработанный план вмешивается непогода. В течение дня Владимир улаживал все дела, договорился со священником, нашел свидетелей. К вечеру ему оставалось только добраться до с. Жадрино, где должно было состояться венчание. В это время поднялась сильнейшая метель.

Всю ночь жених в отчаянии разыскивал дорогу, но попал в Жадрино лишь к утру. Пушкин намеренно усиливает интригу, не объясняя "какое известие ожидало его". Марья Гавриловна тайком уезжала из дома, но утром вернулась. Родители даже ни о чем не догадывались.

Все было в порядке, но к вечеру девушке стало плохо. Горячка продлилась две недели и чуть не привела к смерти Марьи Гавриловны. Родители решили, что причиной болезни стал их запрет на брак с Владимиром. Ради дочери они были готовы согласиться, но получили "полусумасшедшее письмо" от молодого человека, который вскоре уехал на войну. Что же произошло в роковую ночь? Объяснение ждет читателя в финале.

Марья Гавриловна так и не вышла замуж, отказывая многочисленным поклонникам. Одним из них стал вернувшийся с войны гусарский полковник Бурмин. Он стал частым гостем в доме девушки и очень понравился ей. Для всех окружающих свадьба представлялась лишь вопросом времени. Настал день решающего объяснения. Марья Гавриловна ждала предложения, но услышала поразительную историю.

Бурмин заявил, что уже женат, но даже не знает своей жены. Он рассказал, что уже был в этих местах и попал в метель. Заблудившись, офицер случайно заехал в какое-то село и зашел в церковь. По причине крайней усталости и ветрености Бурмин позволил обвенчать себя с незнакомой девушкой. Сразу же после венчания она вскрикнула: "Ай, не он! не он!". Офицер поспешно уехал и до сих пор чувствует свою вину.

Рассказ Бурмина напомнил Марье Гавриловне о прошлом. Оказалось, что новый поклонник когда-то оказался на месте Владимира. Заключенный брак был случайным поворотом судьбы. Самой удивительной во всей истории стала встреча и любовь между не знающими друг друга мужем и женой.

5. Проблематика. В повести Пушкин затрагивает проблему, актуальную для патриархального российского общества. Даже в дворянской среде девушка могла выйти замуж только с согласия родителей. Это очень часто приводило к побегам из семьи. Если молодые супруги не получали прощения, то обычно вели жалкую жизнь, полную страданий и лишений. Марье Гавриловне удалось сохранить тайну и "дождаться" встречи с мужем. Если бы о ее преступном браке узнали, история вряд ли бы имела счастливое продолжение.

6. Чему учит автор. Пушкин очень высоко ценил любовь. Он, безусловно, оправдывает план тайного венчания. Незримые силы разрушили ожидаемое счастье влюбленных, но надежда Марьи Гавриловна не умерла. В конце концов судьба исправила свою ошибку и позволила вновь восторжествовать любви. Таким образом Пушкин призывает никогда не впадать в отчаяние и хранить веру в добро и справедливость.

Читайте также: