Сочинение метафора 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Рождение метафоры". Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока).

Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнечник)

Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла
(Корова)

В уголке живёт,
Пряжу прядёт,
Тоньше его пряжи -
Не найдёшь в продаже.
(Паук и паутина)

Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(Гриб)

Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Запись в тетради

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.

Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:)

Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете.

Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

В результате сравнения рождается метафора.

Запись в тетради

Метафора - перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение).

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Но чаще всего метафора рождается так:

  1. Метафора - скрытое сравнение. Значит, совмещаем и скрываем основание. Получается метафора - костёр рябины. (В саду горит костёр рябины красной. Есенин). (Далее работа в парах)
  2. Зелёная листва, как огонь, на деревьях шевелится. - Зелёный огонь шевелится на деревьях. (Люблю, когда на деревах/ Огонь зелёный шевелится. Есенин)
  3. За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия. - Слышалась мелодия дождя. (И дождь забарабанил невпопад/ по клавишам, и вся клавиатура/ пойдёт плясать под музыку дождя: Ю.Левитанский)
  4. Осень роняет жёлтые, как золото, листья. - Осень роняет золото листьев.
  5. Золотые листья, как слёзы, падают на землю. - Листья золотыми слезами падают на землю. (И золотеющая осень/ Листвою плачет на песок. Есенин)
  6. Ручей своим движением напоминает бегущего человека. - Ручей весело бежит.
  7. Сильный ветер издаёт звук, похожий на стон. - Ветер стонет. (Стонет ветер,/ Протяжен и глух: Есенин)
  8. Дождь своим движением напоминает пляшущего человека. - Дождь проплясал. (Проплясал, проплакал дождь весенний: Есенин).

В последних примерах мы сравнивали с человеком. Этот приём - разновидность метафоры, и называется он олицетворением.

Запись в тетрадь:

Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Метафоры, сравнения, олицетворения - тропы. Троп - употребление слова или выражения в переносном значении.

В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то.

Что значит сравнить?

Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление.

Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож?

Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:)

:дождь, точно горошины,:

:дождь, как будто нити,:

:дождь, что ходули,:

:дождь, как слёзы,:

:дождь, как барабанная дробь,:

Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

Самостоятельная работа под звук дождя.

Зачитать. Лучшие записать.

Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2)

Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?

В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола.

Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь.

Гимнастика для глаз.

  1. Первый снег опушил у деревьев ресницы.
  2. Как дерево роняет тихо листья,/ Так я роняю грустные слова.
  3. Серебряные солнышки пуговиц.
  4. Объясните созданный автором образ: "Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек"
  5. О красном вечере задумалась дорога.
  6. Сравнение
  7. Продолжите сравнение. "Сильный порыв ветра - и шалаш разлетелся, как :"
  8. Утром ветерок поднялся к облакам и осторожно сдул последние огоньки мигающих звёзд.
  9. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.
  10. Метафора
  11. Объясните созданный автором образ: "Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок"
  12. На небе задумчиво замерли серые облака.
  13. Олицетворение
  14. Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно золотые украшения южного неба.
  15. С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало: (печальную песню).
  16. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
  17. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.
  18. Горит восток зарёю новой.
  19. Продолжите сравнение: "Вода от лунного света поблёскивала, словно:"
  20. Камыши, склонясь, шепталися.
  21. Объясните созданный автором образ: "Плюйся, ветер, охапками листьев".
  22. Объясните созданный автором образ: "На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра"
  23. Продолжите сравнение: "И росинки серебристые, словно:, осыпалися"
  24. "Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи"
  25. Музыка дождя.
  26. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем.
  27. Зелёный шёлк травы.
  28. А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам:

Записать наиболее понравившуюся метафору.

Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи.

Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты)

Зима. Царство снега и мороза. Одна из его великолепнейших картин - это зимнее утро. Как хорошо проснуться утром и почувствовать начало нового зимнего дня! Проснешься, спрыгнешь со своей кровати, подбежишь к окну – и твои глаза сразу же ослепляет океан хрустально-чистого снега. Он, словно дорогая ткань, блещет и переливается под скупыми лучами зимнего солнца.

Деревья на улице тоже в тяжелой дорогой одежде. Пышно и вместе с тем как-то загадочно стоят они, окутанные белой рыхлой тканью. На ветках некоторых деревьев развешаны кормушки. Снегири, воробьи и другие птицы прилетают туда подкрепиться. Приятно и весело наблюдать за шумной суетой птиц!

Утром может пойти снег. Иногда он густой, пушистый, а еще может едва искриться на солнце. Тогда, кажется, что с неба сыплется легкое и почти незаметное серебро - и все утро из-за этого становится праздничным. Очень приятно быть на улице зимнего утра, дышать его чистым морозным воздухом!

олицитворения: зима злится, прошла пора, весна стучится и гонит, все засуетилось и нудит, жавронки подняли, зима хлопочет и ворчит, весна умылася.

метафора: взбесилась ведьма злая-переносное на зиму, в прекрасное дитя-переносное весна, весне и горя мало.

эпитеты: прекрасное, румяней.

Сочинение на тему: Зима (используя метафоры)
Рано утром я встала с кровати и вышла во двор. Зима была бурой и снежной. Прошло некоторое время и Зима взбесилась, на улицу пал лютый мороз. Я сразу же заметила что Зима разозлилась на кого-то и сделала приятное Зиме, накормила птиц чтоб они до весны не голодали. Прошел месяц, Зимушка стала утихать и на речке стали прокалываться льды. Светило солнышко, Зима совсем утихла, что даже птицы прилетели с теплых краев. Зимушка-красавица распушилась нарядилась и хотела будто масленицу встречать, весну приглашать. Вот прошли последние месяца Зимы и наступила Весна. Люди Зимушку проводили и стали тосковать по Зиме по зимним дням по ветрам и лютым морозам. Зима отличное время года! От Виктории Кобловой ученицы 5 класса А. Всем удачи в учебном году!

Зима. Царство снега и мороза. Одна из его великолепнейших картин - это зимнее утро. Как хорошо проснуться утром и почувствовать начало нового зимнего дня! Проснешься, спрыгнешь со своей кровати, подбежишь к окну – и твои глаза сразу же ослепляет океан хрустально-чистого снега. Он, словно дорогая ткань, блещет и переливается под скупыми лучами зимнего солнца.

Деревья на улице тоже в тяжелой дорогой одежде. Пышно и вместе с тем как-то загадочно стоят они, окутанные белой рыхлой тканью. На ветках некоторых деревьев развешаны кормушки. Снегири, воробьи и другие птицы прилетают туда подкрепиться. Приятно и весело наблюдать за шумной суетой птиц!

Утром может пойти снег. Иногда он густой, пушистый, а еще может едва искриться на солнце. Тогда, кажется, что с неба сыплется легкое и почти незаметное серебро - и все утро из-за этого становится праздничным. Очень приятно быть на улице зимнего утра, дышать его

Рано утром я встала с кровати и вышла во двор. Зима была бурой и снежной. Прошло некоторое время и Зима взбесилась, на улицу пал лютый мороз. Зима. Царство снега и мороза. Одна из его великолепнейших картин - это зимнее утро. Как хорошо проснуться утром и почувствовать начало нового зимнего дня! Проснешься, спрыгнешь со своей кровати, подбежишь к окну – и твои глаза сразу же ослепляет океан хрустально-чистого снега. Он, словно дорогая ткань, блещет и переливается под скупыми лучами зимнего солнца.

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их признаков.

Определение

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое мета­фо­ра дает Википедия:

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, например:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озера;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные волосы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства предметов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства предметов.

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды животного;
  2. клюв пти­цы;
  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кувшина;
  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чулка;
  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикобраза).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смысле:

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на предмет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная улица;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое решение;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сходством:

  1. подо­бие фор­мы:дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;
  2. цве­то­вая бли­зость:янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции:двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть молоку);
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии:подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Метафора

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни , как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет . (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)


В данной статье, которая предназначена для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое метафоры, что находится в основе метафоры, каковы ее особенности как средства создания выразительности, а также приведем конкретные примеры из разных стилей речи.

Термин

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Метафора – одно из самых ярких и сильных средств создания выразительности.

Основа метафоры

Если говорить кратко и понятно о метафоре, нужно сказать о том, что в основе метафоры может лежать сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др.

Метафора в русском языке может быть развернутой. Развернутая метафора – это ряд связанных и дополняющих друг друга метафор.

Особенности метафоры

Особенность метафорического оборота речи заключается в том, что назван только один из сравнивающихся предметов. Если тот предмет, с которым сравнивают, назван, то о том предмете, который сравнивается, в тексте не сказано, о нем читатель или слышащий должен догадаться.

Метафора отличается от сравнения тем, что при сравнении указывается и предмет, с которым сравнивают, и предмет, который сравнивается, а у метафоры есть только предмет, с которым сравнивают.

Примеры

Метафоры часто используются в различных художественных произведениях, а также в разговорной речи.

Приведем примеры метафоры в литературе: флейта водосточных труб (В. В. Маяковский), багровый костер заката (И. А. Бунин), синий плат небес (С. А. Есенин), утро года (А. С. Пушкин).

В разговорной жизни используются такие метафоры: золотые руки, бездна горя, струны души, горы своротить, завяла любовь .

Метафоры могут использоваться не только в художественном и разговорном стиле, но и в публицистическом и научном (например: гласные звуки ).

Что мы узнали?

Метафора (с греч. «перенос) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др. В русском языке есть развернутая метафора – ряд связанных и дополняющих друг друга метафор. Особенность метафоры заключается в том, что назван только предмет, с которым сравнивают, а о предмете, который сравнивается, воспринимающий информацию должен догадаться. Метафоры часто используются в различных художественных произведениях (флейта водосточных труб, утро года), а также в разговорной речи (золотые руки, завяла любовь).

Читайте также: