Сочинение месть и великодушие судьба человека

Обновлено: 07.07.2024

Людям свойственны такие два абсолютно разные и противоположные проявления характера, как месть и умение проявить великодушие к своему обидчику и просить его. В человека с самого раннего детства вкладывают понимание того, что необходимо прощать своего обидчика, ведь месть – это не что иное, как на уже совершенное зло ответить еще большим злом. Это ребенок слышит от родителей, воспитателей, учителей, из книг и мультиков. Но, как известно, человек полностью подвластен своим эмоциям. Очень часто человеком орудуют отрицательные эмоции, и он не сразу может их преодолеть. Человеческая натура часто требует мести, она ему в тот момент кажется справедливой. Как же все-таки понять правильное ли решение мести, или же великодушно простить обидчика? Над этими вопросами очень долго можно философствовать, но попробуем разобраться с помощью литературного произведения.

Стоит помнить, что личность, которая умеет прощать своего обидчика – очень благородный, сострадающий и мудрый человек. Люди, которые, во что бы то ни стало, хотят отомстить другому человеку – очень жестоки, им чуждо чувство сострадания, а месть для них важна только для самоутверждения перед самим собой. У человека, жаждущего мести и расправы, разум будто затмевается, а им овладевают только эмоции.

Быть великодушным человеком – очень мудрое решение, если человек, который совершил плохой поступок, совершенно искренне просит у вас прощение, то мне кажется надо простить его. Ведь каждый человек способен совершить ошибку, иногда мы сами тоже ошибаемся, поэтому если ты виновен, лучше искренне извиниться перед тем, кого ты обидел. Мне кажется, что месть не может сделать человека счастливым.

Месть и великодушие

Месть и великодушие

Популярные сочинения

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта

С нетерпением жду летних каникул. Планы на отдых грандиозные: выспаться, отдохнуть, прочесть книги, наиграться и насмотреться фильмов. Время пролетает мгновенно, поэтому его следует проводить с пользой. Но обо всём по порядку

Каждое из времён года радуют своей красотой и насыщенностью удивительных событий. В осенние месяцы всё вокруг находится в красных, жёлтых, оранжевых нарядах.

Проблема морального выбора часто фигурирует и в русских, и в зарубежных произведениях, в том числе проблема выбора между местью и великодушием. Почему одни люди не умеют прощать и мстят, а другие предпочитают забыть обиды? Это зависит от благородства души человека, насколько он эгоистичен или великодушен. Но причины для мести бывают разными, иногда это ущемление мелочных желаний и стремлений, а иногда посягательство на жизнь и честь. В зависимости от этого месть бывает мелочной или справедливой.

Один из главных героев романа Андрей Болконский на протяжении долгого времени мучается желанием отомстить Анатолю Курагину за то, что тот уговорил Наталью Ростову убежать из отчего дома, чтобы вступить в незаконный брак. В своих мыслях он уже продумал варианты наказания соперника. Однако один случай меняет отношения Андрея к мести. Во время сражения под Бородино он был опасно ранен. Оказавшись почти у края жизни, главный герой осознает, что искренне любит Наташу, и вместе с нею любит весь мир. И главное для него – это счастье любимой, а не его ущемленное самолюбие. К тому же, Андрей узнал в человеке на соседней койке Анатоля Курагина и понял, что больше не хочет ему отомстить. Наоборот, он желает ему и всем другим людям добра. Так от ненависти герой пришел к любви, оказавшись в опасной для жизни ситуации, он стал ценить жизнь и любить людей. Он отказался от мести, потому что простил бывшего соперника.

Есть в романе и герой, изначально великодушный – это Пьер Безухов. Его супруга Елен оказалась ветреной личностью. О ее любовных похождениях на стороне Пьер догадывался. И тем ни менее, он продолжал оплачивать ее расходы: дорогие наряды и прочие прихоти. Для Пьера брак – это ответственность, несмотря ни на что, поэтому он считал своим догом заботиться даже о неверной жене. И все же однажды герой не выдержал - и вызвал на дуэль любовника Елен. Он его ранил, о чем потом сильно пожалел. Пьеру было больно из-за того, что он предал свои принципы в порыве захлестнувших его чувств.

Проявляет великодушие герой и в случае с Наташей Ростовой. Он пытается сохранить ее доброе имя после ее неудавшегося побега с Анатолем: ездит по знакомым и рассказывает о том, что девушка получила предложение выйти замуж, но отказалась от него. Так эта история уже не выглядела ужасной. А чтобы заставить молчать об этом и Анатоля, герой дает ему немалую сумму денег. Так Пьер Безухов помогает Наташе Ростовой не упасть в глазах знакомых людей.

Не только Василиса, но и большинство других героев пьесы не склонны к великодушию.

Великодушие – великое качество человека, но оно не может помочь, если люди не умеют ценить добро, если склонны только к низменным стремлениям. Месть для таких людей ближе и понятнее, потому что так они чувствуют себя лучше, сделав кому-то больно, они ощущают радость, не понимая, в чем настоящее счастье.

Когда бунтовщики захватывают крепость, Швабрин не защищает ее, а пользуется моментом, чтобы украсть Машу. Он долго ее удерживал в плену, пытаясь заставить выйти за него замуж. Однако Петр спасает возлюбленную при помощи Пугачева. Так как Пугачев был вне закона, то Швабрин, скорее всего именно он, пишет донос на Гринева, обвиняя его в том, что он является сообщником бунтовщика Пугачева. За такое преступление Петру грозит страшное наказание, но от злой судьбы героя спасает Маша. Она лично просит императрицу помиловать Гринева, ведь он не виновен и просил помощи у Пугачева только ради ее спасения, а не потому что был с ним заодно. Искренность девушки понравилась императрице - и Петра сразу отпустили.

От мстительного Алексея отличаются не только главные герои Петр и Маша, но и Емельян Пугачев. Он проявляет великодушие к Петру, даже, несмотря на то, что тот является врагом. Он способен отвечать добром на добро. Однажды в метель Пугачев указал путь Гриневу, и он за это подарил ему шубу. Когда Петра взяли в плен бунтовщики, Пугачев отпустил его в знак благодарности. Позже он вновь помогает Петру, освобождая из плена возлюбленную. И это, несмотря на то, что Петр не согласился примкнуть к бунтовщикам. Емельян не только не стал мстить, но и проявил великодушие. Пушкин показал, что не всегда союзники оказываются благородными и не всегда враги мстительные, все зависит от самих людей.

Однажды главный герой попытался защитить себя, ответив на насмешки тем, что если он уже родился, то значит нужен на этом свете. Однако прохожему это не понравилось - и он ударил его в больную грудь. Так Юшки не стало и все потому, что кому-то не понравились его слова. Люди стали чаще ругаться между собой, ведь им больше не было на ком сгонять злость безнаказанно.

Писатель рассказывает и о благородстве главного героя Артура Грэя. Этот мальчик с детства проявлял великодушие к окружающим. К примеру, он пожалел кухарку Бетси, когда она обожгла руку. Чтобы понять ее боль, он тоже тайно ошпаривает себе руку, но не подает виду, что ему больно. Он ведет Бетси к врачу, ведь он теперь точно знает, как ей больно. Так ребенок сам воспитывал в себе способность сопереживать.

Ее муж Алексей Каренин хоть и не был злым человеком, но не смог простить жену и низко мстил, не разрешая видеться с родным сыном. Героиня чувствовала вину - и это отображалось на ее отношениях с возлюбленным. И даже, когда она родила от него дочку, она не смогла ее полюбить так же, как сына. Возможно, потому что она считала отношения с любовником грехом, и дочь стала еще одним напоминанием о ее проступке.

Анна не признает это, но чувствует. Ее начинают терзать сомнения, а любит ли ее Алексей Вронский так, как любит его она? Ведь она пожертвовала ради него мужем и сыном, а что сделал для нее он? И неосознанно героиня начинает мстить Алексею за свои сомнения и муки. Она часто устраивала истерику, спрашивала, любит ли ее Алексей, однако его утвердительные ответы не убеждали Анну. Доведя себя до отчаяния сомнениями и угрызениями совести, Анна Каренина бросается под поезд, считая, что так сможет отомстить за свои муки.

Автор показывает на примере главной героини, как не стоит решать конфликты, как месть может привести к трагедии. А ведь ее можно было избежать, если бы герои проявили великодушие. Если бы муж не мстил, используя ребенка, если бы Анна смогла принять свой поступок и не винить в нем возлюбленного, скорее всего, финал мог быть не таким страшным.

Для контраста Толстой вводит в роман другого героя – антипода Анны, Левина. Он любит простую спокойную жизнь и сторонится страстей, которые так любила эмоциональная Каренина. Левин добивается своим упорством любви Кити и создает с нею хорошую семью, основанную не только на любви, но и на уважении. Девушка вначале не отвечала ему взаимностью, потому что была ослеплена красавцем Алексеем Вронским. Но Вронский выбрал яркую Анну, а не тихую Кити. И скорее всего для Кити так было лучше, ведь неизвестно, смогла бы она обрести счастье с таким, как Алексей Вронский. А Левин стал отличным мужем, ведь он благородный человек, умеющий по-настоящему любить и уважать.

Лев Толстой показал на примере главных героев, что месть разрушает семьи, и что великодушие помогает создать семью.

Главный герой Родион Раскольников – бедный студент, который живет в крохотной комнате и винит в своих бедах таких кровопийц, как ростовщица Алена Ивановна, ведь они отбирают последние гроши у нищих. В его голове зарождается опасная теория о том, что ради общего блага можно переступить кровавую черту. Он представляет себя мстителем, который воздаст по заслугам кровопийцам за то, что они обкрадывают народ. Ведь ради блага людей и ради высокой цели так поступали великие деятели, такие как Наполеон – почему же он не имеет права? Кто он: тварь дрожащая или право имеет?

Вот такие идеи роились в голове у голодного бедного студента, и он сам отчасти осознавал безумие своей теории. Но он все же решился воплотить ее в жизнь, совершив тяжкое преступление. Он зарубил несчастную старуху-процентщицу, но вместе с нею стала случайной жертвой ее сестра Лизавета, которая не делала никому зла. Так мститель Раскольников превратился в простого преступника, но не мог в этом себе признаться.

Помогает ему понять и раскаяться Соня Мармеладова, девушка с чистой душой. Она – благородный человек, несмотря на то, что ей пришлось продавать свое тело, ведь делала она это ради спасения своей семьи. Раскольников первым проявляет интерес к Соне, считая ее одной из жертв социальной несправедливости. Но не он спасает ее, а наоборот. Девушка узнает тайну Родиона, но не оставляет его, не обвиняет, а постепенно направляет на правильный путь. Она считает, что герой погубил не только своих жертв, но и самого себя, переступив кровавую черту. Но она искренне верит, что раскаяние может спасти героя. Так и происходит. Родион отбывает наказание на каторге, но рядом с ним находится Соня, которая поехала за ним. Она помогает Раскольникову прийти к вере, понять свой грех и по-настоящему раскаяться.

Главный герой рассказа вместе с другими ребятами трудился на благо общества, выкапывая картофель. Данное занятие приносило удовольствие детям, ведь здесь не было строго надзора и требований, как на уроках. Мальчики начали соревноваться, кто выше подкинет шарик из земли. И когда главный герой наклонился, чтобы сделать свой шарик, почувствовал предательский удар в спину. Он обернулся и увидел убегающего Витьку, с которым они раньше дружили. Герой обиделся, посчитав такой поступок несправедливым, ведь он защищал Витю, а если дрался с ним, то только, чтобы помериться силами.

Мальчик решает отомстить предателю за обиду. Он долго размышляет, как он это сделает. В результате приглашает его в лес, якобы для того, чтобы жечь костры. Витя сомневался, стоит ли ему идти, скорее всего, подозревая, что бывший друг хочет ему отомстить. Но герой сумел его убедить. Дети пошли в лес, и юный мститель хотел ударить обидчика в ухо, но отвлекся на общие занятия в лесу: они раскапывали отверстие, где жил шмель, пекли грибы на огне и ели куриные яйца. Потом они пошли речку купаться. Весело проведя время, главный герой забыл о своей обиде и больше не мучился из-за необходимости отомстить обидчику. Они снова стали хорошими друзьями.

Мальчишка сумел простить и почувствовал облегчение, отчасти из-за того, что в его душе и не было склонности к мести, и он искусственно пытался заставить себя мстить. Герой не смог поступить, как предатель, потому что был великодушным человеком.

Печорин – противоречивый человек, который часто поступает низко, но осознает аморальность поступков. Он – умная, эгоцентричная личность, считает, что познал жизнь и имеет право жить, как хочет. Когда он увидел красивую черкешенку Бэлу на кавказской свадьбе, то решил, что получит ее любым способом. Он подкупает брата девушки Азамата, пообещав ему коня Казбича, который славился суровым нравом. Бэла оказывается в плену у Печорина. Но молодой мужчина сумел подобрать ключ к ее сердцу. Девушка влюбляется в героя, но он, получив желаемое, теряет интерес. Печорин все реже приходит к ней. Возможно поэтому Казбичу, который решил отомстить, было не сложно украсть Бэлу. Мужчина был зол на Печорина, потому он украл у него коня. К тому же, раньше Казбич тоже любовался Бэлой, но она стала женщиной другого, что еще сильнее обозлило черкеса. Герой не смог простить и жестоко отомстил за обиду.

Когда он украл Бэлу, вслед за ними была погоня. Казбич не смог бы уйти от нее вместе с девушкой, поэтому он вонзает в нее нож и выбрасывает на дорогу. Юная черкешенка стала жертвой мести Казбича. Он хотел насолить Печорину, а пострадала Бэла. Чего добился Казбич своей местью? Не отомстил настоящему обидчику, погубил невинную девушку и свою душу. Месть не может принести добро, потому что совершается из чувства ненависти.

В этом романе есть еще один мститель – Грушницкий. Он старался казаться героем, но выходило это не правдоподобно. Ему нравилась княжна Мери. Когда главный герой это заметил, то решил позлить его, соблазнив Мери. Она всерьез восприняла ухаживания, и Грушницкий решил отомстить своему сопернику, обвинив в совращении княжны. Григорий не стерпел обиды и вызвал его на дуэль. Но Грушницкий струсил, и решил победить обманом, но Печорин это понял, и застрелил хитреца. Месть часто приводит к трагичному финалу. Грушницкий не совладал с эмоциями и даже хотел поступить подло, но месть обернулась против него же. Если бы он поступил великодушно и простил счастливого соперника, то, скорее всего, тот бы скоро утратит интерес и сам уступил ему Мери.

Выбирая между местью и прощением, стоит думать не только о своей гордости, но и о последствиях – одна из главных идей романа.

Мотив мести часто присутствует в трагедиях Шекспира. Именно она и приводит к трагическому финалу.

Клавдий понимает, что Гамлет хочет ему отомстить и делает попытки избавиться от мстителя: отправляет письмо, из-за которого его должны казнить, подговаривает Лаэрта на дуэль взять отравленную шпагу.

В финальной сцене Гамлет сражается с Лаэртом, в результате закалывая его. Клавдий пытается заставить героя выпить вино с ядом, но его случайно выпивает королева. Увидев все злодеяния Клавдия, Гамлет закалывает его, но сам погибает тоже. Его друг хочет пойти следом за ним, но герой просит его остаться в живых, чтобы рассказать всем, что произошло в их семье.

Месть в данном произведении отчасти справедливая вначале, но она влечет за собой слишком много невинных жертв. Все главные герои гибнут, а значит, никто не выиграл. Герой поддался разрушительному желанию отомстить – и в результате тоже стал виновником страданий невинных людей.

Популярный американский писатель О.Генри известен благодаря добрым, романтичным новеллам. Он прожил непростую жизнь, но не утратил веры в человека. В его произведениях мы часто встречаем великодушных людей.

Джонси, увидев листок утром, подумала, что даже растение борется за жизнь, поэтому и она должна. Она попросила поесть, и ее настроение стало лучше. Героиня быстро пошла на поправку, потому что ее воодушевил листок. Но на самом деле это была заслуга художника, который проявил великодушие, помог выжить молодой героине. К сожалению, сам Берман заболел и не смог прожить долгую жизнь. Он пожертвовал всем ради Джонси, не требуя ничего взамен. Это настоящий моральный подвиг великодушного человека.

Писатель показал, что настоящие шедевры создаются не для музеев, а для других людей.

Вывод

Понятия мести и великодушия относятся к нравственности, поэтому добрые люди не склонны к мести. Они предпочитают забыть обиду, а не опускаться до уровня обидчика. Хотя и бывает условно справедливая месть, она все равно оставляет в душе неприятный осадок.

В литературе есть много примеров, как месть разрушала семьи, судьбы людей, очерняла души героев. И наоборот, великодушие героев заставляет нас поверить в человека, в то, что есть еще доброта.

Целеустремленность

Великодушие и доброта

Взаимовыручка

Героизм

Подвиг

Патриотизм

Война

Мечта

Сознательность

Любовь

Сила духа

  1. Превратности судьбы Андрея Соколова заставляют нас, современных людей, живущих в довольстве, пересмотреть свои жизненные установки и понять, сила духа позволяет преодолеть любые трудности. Судьба с детских лет была сурова к Андрею. Семья сильно бедствовала. В гражданскую войну он воевал в рядах Красной Армии в дивизии Киквидзе. В 1922 году подался на Кубань, работал на кулаков. Семья Андрея — его отец, мать и сестренка, оставшиеся в воронежской области, умерли с голоду. Он остался совершенно один, но не пал духом, а продолжил бороться за жизнь. Через год вернулся в Воронеж, работал вначале плотником, затем слесарем на заводе. Через год женился и стал заботиться о супруге и детях. Эти годы были самыми счастливыми в его жизни. Но ведь он не достиг бы того, что получил, если опустил руки и перестал идти к цели. Именно сила духа позволила ему вырваться из нищеты и завести семью.
  2. Находясь на передовой, в первые годы войны, когда на долю защитников выпала очень суровая доля — отступать, Соколов не сгибается, не отчаивается, верит в будущие победы. Он понимает, что трудно не только бойцам на фронтах, но и женщинам и детям в тылу, когда они, работая почти круглосуточно, приближали будущие победы. Думая об этом, герой старается выполнить свой долг честно и работает водителем даже под градом пуль и снарядов. Сила духа позволяет ему держаться стойко не терять самообладание. Именно поэтому ему удалось не только пережить вражеский плен, но и сбежать оттуда, прихватив важного заложника. Так, обычный водитель выполнил задание разведчика и принес неоценимую пользу своей стране.

Счастье

Для большинства людей счастье заключается в мирной семейной жизни. Так, Андрей Соколов чувствовал себя счастливым, когда женился. Его супруга была сиротой из детдома. Она оказалась очень любящей, спокойной, доброй, понимающей. В семье всегда царили мир и покой. Жена Ирина умела очень тактично улаживать любые семейные конфликты. У них родилось трое детей – две дочери и сын Анатолий. В двадцать девятом году Андрея увлекли машины, он окончил автошколу и сел за баранку грузовой. Родители души не чаяли в детях. Дети росли умные, трудолюбивые, радовали родителей своими успехами. Сыну особенно хорошо удавалась математика, он получал награды и похвальные грамоты. За десять лет семья скопила немножко денег и перед войной построила небольшой домишко из двух комнат, с кладовкой и коридорчиком. Им отвели участок в шесть соток вблизи авиазавода. Жена купила двух коз. Андрей был счастлив, имея все это, ведь семья стала для него неиссякаемым источником радости. Да, он жил скромно, но это не мешало ему наслаждаться жизнью и любовью.

Правда

Самое тяжелое испытание для человека — необходимость выбирать между горькой правдой и успокоительной ложью. Так и Андрею Соколову было трудно решить, что лучше: успокоить родных или написать правду? Вспоминать первые месяцы и годы войны бывшему солдату было очень трудно, письма из дома он получал часто, а сам писал редко. Не хотелось писать бодреньких писем, когда на фронтах не все ладится, когда идет отступление. Однако и в таких условиях Андрей пытался успокоить домашних, уверяя их, что несмотря на то, что сейчас армия отступает, обязательно за этим последует мобилизация сил, и СССР обязательно даст отпор врагам. Андрею не нравилось, когда солдаты писали семьям жалостливые письма. Он понимал, что не легко тогда было всем, и хотел найти баланс между жестокой правдой и ложными надеждами, не желая обманывать или же пугать близких.

Смелость

Одиночество

Автор: Олеся Шавердова

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое взаимовыручка? (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 31.05.2019

Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое преданность? (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 11.09.2019

Аргументы из литературы для сочинения 15.3 на тему: Что такое счастье (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 21.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='4'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='5'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='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' data-block='13'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='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' data-block='14'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='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' data-block='15'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='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' data-block='16'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='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' data-block='17'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='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' data-block='18'>

Аргументы по направлению

Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.

Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.

Казбич убил отца Бэлы и Азамата, хотя и не имел прямых доказательств его причастности к похищению. Автор не упоминает, состоялась ли встреча Казбича с самим Азаматом, но месть приобрела гораздо более страшный характер.

Казбич, вероятно, догадывался или узнал, что платой за Карагеза стала Бэла. Он похитил девушку, а когда его стали настигать преследователи, нанес ей смертельный удар кинжалом.

В кульминационный сцене Сильвио все же проявил великодушие, когда молодая графиня стала умолять его сжалиться над мужем. Хотя истинно великодушным этот поступок назвать нельзя. Жажда мести Сильвио была удовлетворена видом смертельного испуга соперника и его жены.

Возмездие настигает главного героя в образе призрака графини. Она раскрывает секрет трех карт с непременным условием взять в жены Лизавету. Судя по всему, Германн вряд ли бы исполнил волю Анны Федоровны, поэтому во время решающей третьей игры к нему вместо туза приходит пиковая дама – символ справедливого возмездия. Проигрыш сводит главного героя с ума, что становится достойным наказанием за его алчность.

Несмотря на мистичность сюжета, следует признать, что и в реальной жизни негодяи достаточно часто подвергаются необъяснимой жестокой каре, напоминающей месть каких-то высших сил.

Образы Акулины Ивановны и Максима призваны доказать, что не все люди злобны и мстительны от природы. Проявление великодушия – показатель силы и величия духа человека.

Судьба Андрея Соколова поражает количеством перенесенных страданий: война и разлука с семьей, невыносимый фашистский плен, гибель жены и дочерей и, наконец, смерть сына. Казалось бы, настолько тяжелый груз должен был испепелить все человеческое в Андрее и превратить его в жестокого, мечтающего только о мести зверя.

Великодушие Андрея в полной мере раскрывается после войны. Человек, потерявший всю семью, изломанный физически и духовно, не знающий, для чего жить дальше, обращает внимание на беспризорного Ванюшку. Все страдания и лишения не смогли убить в нем жалость и доброту к людям. Усыновление несчастного мальчика – символ преодоления ужасных последствий войны благодаря многим великодушным сердцам.

Швабрин порочит в глазах Гринева Машу из-за ее отказа принять его предложение. Намереваясь любой ценой отомстить сопернику, он совершает коварный удар на дуэли. Наконец, величайшей подлостью становится донос Швабрина на Петра Андреевича после подавления восстания Пугачева. Этой ложью Швабрин уже не мог смягчить свою участь, следовательно, действовал, исходя лишь из одной злобы.

Символом великодушия, как это ни странно, в романе является Емельян Пугачев. Пушкин не идеализирует кровавого самозванца, но именно в Пугачеве парадоксальным образом сочетаются жестокость и милость к побежденным.

Старик-чеченец, у которого русские убили семь сыновей, посвящает всю свою жизнь мести. Он не может простить измены своему последнему оставшемуся в живых сыну и убивает его, обманным образом перейдя на сторону врага. Старик настойчиво требует казнить пленников. Только таким образом он может хоть немного утолить свою жажду мести.

Промежуточное положение занимает хозяин пленников – Абдул. Он уже не стремится истреблять всех без исключения русских. Абдул держит их в плену с целью получить выкуп, а Ивана Жилина даже начинает уважать за его умелые руки. Поведение Абдула, конечно, нельзя считать великодушным, но оно гораздо человечнее неукротимой злобы старика.

Тем не менее, постепенно Дина проникается жалостью к пленникам и в конце концов помогает Жилину бежать. Причина заключается не только в забавных куклах, которые делает пленник для девочки. Жалость к врагу, способность увидеть в нем человека – признак изначально присущего всем людям великодушия.

Когда-то давно Петро убил своего родного брата Ивана вместе с малолетним сыном. Бог сам предложил Ивану выбрать наказание для братоубийцы. Месть действительно оказалась изощренной.

В повести ярко изображена и сила человеческого великодушия. Катерина осуждает и даже отрекается от своего грешного отца, но не может подавить в себе жалость к приговоренному к смерти. Поверив обещаниям колдуна, она выпускает его из подвала. Великодушная женщина не подозревает, что тем самым подписывает смертный приговор себе, своему мужу и ребенку.

Трагическая ошибка Катерины – пример ситуации, когда великодушие и доброта могут помешать свершиться правосудию и привести к тяжелым последствиям.

Читайте также: