Сочинение мцыри воспоминания детства

Обновлено: 02.07.2024

План :
" Мцыри-свободолюбие М. Ю Лермонтова "
I. Свободолюбивый характер лирики Лермонтого.
II. Какие стороны личности Мцыри близки Лермонтову .
1. Воспоминания детства .
2. Стремление к счастью.
3. Любовь к Родине
4. Стремление к свободе .
5. Храбрость .
6. Целеустремлённость
III. Причина близости поэтического образа героя и его автор.

Кругом гордо возвышались заснеженные вершины. На горе стоял монастырь. Там жили тибетские монахи и ели свою похлёбку из чечевицы. Дело было на Кавказе. Там шибко красиво, потому что там есть природа и пейзажи. А это здорово влияет на характер романтиков. Там и Лермонтов был и в его башку лезли стихи и поэмы. Он ничего не мог с ними поделать и однажды отнёс их в газету, чтобы напечатали на беду нынешним школьникам. В один прекрасный день, когда солнце уже клонилось к закату, в ворота монастыря зашёл Мцыри и направился прямо к Ламе в упочивальню. Но не дошёл. Из-за угла выскочила тигра и слопала бедного Мцыри. И шибко красивая природа ему не помогла. Тигра не любил природу, а только мясо. С тех пор над морем, вблизи этого монастыря, гордо реет буревестник, яркой молнии подобный и сеет страх на всех. А тот тигра потом стал старый и сошёл с ума, и бросился он со скалы и разбил свою башку об камни. В разные стороны брызнула кровь и на том месте, куда она попала, там выросли тюльпаны. Такой пейзаж открылся--я тебе дам! Туда приходил Лермонтов и рвал их своей любимой Пенелопе. Но это не принесло им счася и он застрелился в Чёрной балке, так и не познав прелестей любви, за что был осуждён посмертно на вечные муки Архимадритом Каином 4-м в 1889 году. А тот монастырь потом разобрали и перенесли на Тибет на 400-х мулах и 200-х монгольских лошадях и написали манускрипт на папирусе про всё это, и стали продавать его русским туристам в Египте за 10 долларов за штуку. Так появилась поэма "Мцыри", которую стали изучать в советской школе, а потом и в наше время. Но парнеги и тёлги не хотят учить литературу и просят написать им на Ответах сочинение типа изложения про Мцыри, которому так и не удалось убежать из монастыря. Нет печальней повести на свете. Чем эта.

У генерала

Прошлое Мцыри до монастыря очень короткое. Русский генерал увез его в шестилетнем возрасте, когда ребенок уже все осознает, понимает, помнит. Что стало с его родителями, можно только догадываться, учитывая, что и как говорит Мцыри об отце. Возможно, аул был захвачен, а горцы, воспротивившиеся русским, или пленены, или убиты. Я не думаю, что ребенка забрали от живых родителей. Скорее всего, он где-то сидел и плакал один. Генерал пожалел ребенка и забрал его с собой. Может быть, хотел его сам воспитать. Но мальчик заболел в дороге. Его болезнь, вероятнее всего, была сопряжена со страшным потрясением от увиденного. Дети в таком состоянии замыкаются в себе. Мальчик тоже долго и упорно молчал, отвергая еду, и не желая ни с кем общаться. Поэт приписал это состояние детской гордости, но это был шок, следствием которого стала болезнь.
Рассказывая о своем детстве в родном ауле, он ничего не говорит о том, что произошло, и как он оказался у генерала. Ему тяжело вспоминать тот роковой день.

Жизнь в родном доме


До шести лет он жил в ауле с родителями, которых любил. Дома селения были рассыпаны вокруг горного ущелья, в низине которого бежала небольшая речка. Мцыри уходил играть к этому потоку. Ему нравилось следить за сверкающими на солнце, бегущими волнами, за ласточками, которые перед дождем летали низко над потоком, и касались крылом воды. Утром горские крестьяне выгоняли скотину, и все вместе они создавали общий гул, образуемый их мычанием и топотом. Вероятнее всего это были буйволы. Их охраняла свора сильных, больших собак. Но ребенок не боялся их. Они не бросались на людей без причины, и тем более, не трогали детей.
Во дворе, где жил маленький Мцыри, нередко собирались аксакалы. Это говорит о том, что его отец или дед были не последними людьми в ауле. Возможно, они были княжеской крови. В семье были старшие сестры, и скорее всего, мальчик был последним ребенком, единственным сыном. Тогда можно представить, как отец любил его и лелеял.
Девочки играли с ним, пели колыбельные, разговаривали между собой. Они были счастливы и беззаботны, и этим счастьем светились их глаза. Он запомнил их смех и звук речей. Сколько было сестер у Мцыри, он не говорит.
Мцыри ничего не говорит о старшем поколении семьи, но вероятнее всего отец и мать его отца, то есть дедушка и бабушка тоже присутствовали в его жизни. Это от них он мог слышать

Образ отца в его памяти сохранился в одежде боевой. Он запомнил звон кольчуги и оружия.
Эти воспоминания, которые он хранил в своей душе долгие годы, пока жил в монастыре, звали и манили его. Они толкнули его на побег.
Поэма была завершена 5 августа 1839 года, и через год опубликована в последнем прижизненном сборнике стихотворений.

(голосов: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)

Поэт ярко изобразил в своем творчестве духовный мир людей-интеллектуалов начала 19 века. В нем показаны рассуждения о предназначении человека, его личности, ее отношениях с окружающим светом. А еще хорошо раскрыта национально-патриотическая тема и история декабристов.

Постигая этот жанр, Михаил Юрьевич Лермонтов научился показывать героя как внешне, таки изнутри, его полное развитие. Поэмы Михаила Лермонтова явились чем-то средним между прозой и стихотворениями.

Самым главным событием за все действие поэмы является побег центрального героя из монастыря. Побег является классическим романтическим символом бегства от гнета. Примечательно то, что герой бежит не в мир, а попасть на родную землю. Побег Мцыри – ответ на позыв родной земли. Душа юноши смешивается с природой, которая перевоплощается из дружеской силы во враждебную. Природа, которая буквально недавно была добра, теперь кажется герою бессмысленным, лишним, молчащим миром.

А вот героизм юноши показан в сцене борьбы с барсом. Мцыри отважно показывает себя в схватке с диким зверем, как будто в схватке с самой матерью-природой.

Михаил Юрьевич Лермонтов создал поистине великое своей глубиной произведение, в котором раскрываются проблемы стремления к свободе.

2 вариант

В основном произведение напоминает рассказ или даже исповедь главного персонажа. Он словно ненавидит жизнь. Мальчика сироту из Грузии в раннем возрасте отдали в монастырь на содержание и воспитание. Его туда определил русский генерал. Все это время маленький мальчик чувствовал себя несчастливым. Он хотел быть свободным, но монастырь был для него настоящей тюрьмой. Он не имел там настоящих друзей, и ему не с кем было поговорить и рассказать о своих чувствах. Парень все держал внутри себя.

Он часто думал о побеге из монастыря. Мальчик чувствовал себя там не комфортно. С ним обращались хорошо, не обижали, не пытали, но он не мог находиться в монастыре. Он чувствовал себя в заточении. Парень хотел обрести настоящих друзей и единомышленников. Ему хотелось общаться. Мальчик был сиротой, он не знал, что такое любовь родителей и материнская ласка. Парень хочет убежать из монастыря чего бы это ему не стоило. Он даже готов потерять жизнь только что бы не находится в заточении. Он хотел быть на воле, поэтому, когда парню удавалось вырваться на свободу, он чувствовал себя самым счастливым человеком. Это моменты он помнил и считал их лучшими. Парень мог делать, что ему хочется, на воле ему нравилось тем, что никто не командует и не говорит, что ему нужно делать. Побывав на свободе три дня, мальчик начал чувствовать себя счастливо. Он теперь перестал переживать по поводу своего заточения, он был рад от того, что смог несколько дней побывать на воле.

Парень часто прокручивает в своей голове воспоминания о своем детстве, он помнит отца. Будучи свободным, он познакомился с прекрасной грузинской девушкой. После он повстречался с барсом. Юноше пришлось с ним сражаться, для него это было сложно. Потому, что в монастыре парня не обучали искусству борьбы, он совершенно не умел драться и бороться. Но, несмотря на это парню удалось побороть врага. Юноша в бою получил сильные травмы. Он был избит и обессилен. В таком состоянии он бродил три дня по городу, а в итоге вернулся в монастырь. Он чувствовал, что умирает. Он хотел, что бы его похоронили в саду, это была последняя воля юноши.

Сочинение про произведение Мцыри

Мцыри, если перевести с грузинского языка, будет означать "послушник", "пришелец" или человек, по каким-то причинам не имеющий близких.

Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году. Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру. Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли. Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

Тот, кто не проходил через битву, любовь и не смог ощутить единение своей души с природой, под конец обязательно поймет, что жизнь его оказалось неполной, что в ней не хватает каких-то ценных элементов и именно потому жизнь Мцыри "без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней"

4 вариант

На Кавказе Лермонтов обрел долгожданную свободу. Он наслаждался прекрасными пейзажами, яркой зеленью, звездами в ночной темноте и седыми вершинами гор. Так же и Мцыри сбежав наслаждался мнимой свободой.

Молодой затворник решил посмотреть, что же находится за забором монастыря. Он и не ожидал, что вкус свободы настолько силен. Он из рода горцев, гордых и бесстрашных воинов. Наконец, понял, что ему не хватало все эти годы. Да жизнь полна опасностей, но несмотря на это она очень интересна. И лучше прожить так несколько дней чем много лет в безопасности. Да здесь надо добывать пропитание самому, в лесу страшно и холодно, но это настоящая жизнь о которой мечтают все юноши.

Мцыри наконец понял, что так его манило из монастыря это жизнь полная опасностей и красоты. Оказывается он столько не знал и не понимал. И только оставшись один на один с дикой природой ему стало понятно к чему надо стремиться. Он печалится только о том что перед смертью мало что может вспомнить. Рассвет на воле, ночь полная тишины и опасности. Девушку, которая разожгла страсть в груди. Бой с диким зверем и все. А ведь он мог быть не последним воином у себя на родине. Это маленькое приключение дало Мцыри понять, что он достойный сын своего народа. И от этого ему становится спокойно на душе. Он не жалеет что сбежал. Если бы можно было вернуть время, то он совершил побег еще раньше.

Поэма интересна тем, что не поэт ведет рассказ о жизни юноши, а он сам рассказывает о своих страданиях и мечтах. Чернец слушает исповедь Мцыри не перебивая его. Молодой человек боится, что его не поймет человек, который его вырастил. Но больше не кому рассказать о своих переживаниях. Мцыри умирает счастливый. Все-таки он узнал что такое настоящая жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.

Произведение Антона Павловича поднимает очень актуальную для всех времен тему. Мечта. Каждый человек мечтает о чём-то, исходя из этого планирует, думает, строит. Однако, далеко не всем мечтам суждено сбыться.

Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь - Софья Павловна Фамусова.

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости

Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

Описание героя

Предыстория Мцыри

Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри

Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества.

Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу.

Духовные страдания Мцыри


Иллюстрация Д. Константинова

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Побег на свободу


Иллюстрация И. Глазунова

За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители.

Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту.

Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом


Иллюстрация В. Полякова

осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем.

Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель.

Исповедь


Иллюстрация Л. Пастернака

Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека.

Роль героя в произведении

Автор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни.

В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами.

Развитие героя по мере сюжета

Подобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе.

Отношение автора к герою

М.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням.

Прототипы

Существует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре.

Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной.

Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности.

Экранизация героя

Читайте также: