Сочинение мастер и маргарита личность и толпа

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Афанасьевич Булгаков и сюжет его знаменитого романа "Мастер и Маргарита". Тема власти как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление. Герои романа, связь темы власти с темой творчества.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 30.09.2014
Размер файла 13,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Всякая власть есть непрерывный заговор.

Оноре де Бальзак

Я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Подобные документы

"Мастер и Маргарита" - главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера "Фауст" Гуно. Повесть "Золотой горшок" Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

Историк, сделавшийся писателем. Творческая история романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Главный прототип Маргариты. Москва как глобальный символ романа. Истинное лицо Воланда. Авторская правка, варианты названий. Символико-семантический аспект романа.

презентация [1,3 M], добавлен 21.04.2014

История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

дипломная работа [112,0 K], добавлен 26.03.2012

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе "Мастер и Маргарита".

реферат [44,8 K], добавлен 09.10.2006

История создания романа "Мастер и Маргарита". Идейно–художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Бал у сатаны - апофеоз романа. Роль и значение "темных сил" заложенных в романе Булгаковым.

Взаимоотношение личности и толпы прослеживается в первую очередь в судьбе главного героя романа – Мастера, написавшего библейский роман о Понтии Пилате. Мастер является личностью уже потому, что начал работать над произведением, отличавшемся от современной ему литературы, не задумываясь над популярностью выбранной им темы, а действуя по велению сердца. Поэтому и Маргарита называет героя Мастером, так как он выгодно отличается от современного ему литературного общества.

Мастеру противопоставляется литераторы МАССОЛИТа во главе с Михаилом Александровичем Берлиозом. Они не терпят свободомыслия, действуют по заказу правительства: это показано в самом начале произведения, когда Берлиоз обсуждает антирелигиозную поэму Ивана Бездомного о Христ

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 9 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та од­но­сто­ронне, так как не учтен важ­ней­ший пласт ро­ма­на: гла­вы о Ие­шуа, в ко­то­рых по­ка­за­на Ер­ша­ла­им­ская тол­па, же­ла­ю­щая смер­ти че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му еще так недав­но по­кло­ня­лась как про­ро­ку. Пред­став­лен­ные в со­чи­не­нии раз­мыш­ле­ния опи­ра­ют­ся на ав­тор­скую по­зи­цию и обос­но­вы­ва­ют­ся при­ме­ра­ми, но все-та­ки нет фор­му­ли­ров­ки глав­но­го те­зи­са, к ко­то­ро­му сво­дят­ся все рас­суж­де­ния: в ро­ли тол­пы в про­из­ве­де­нии Бул­га­ко­ва пред­ста­ет мас­са ли­те­ра­то­ров, от­вер­га­ю­щих ис­тин­но та­лант­ли­вое про­из­ве­де­ние Ма­сте­ра.
2. В текст со­чи­не­ния вклю­че­ны тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но они не ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Так, сле­до­ва­ло упо­мя­нуть о па­рал­ле­лиз­ме Ер­ша­ла­им­ских и Мос­ков­ских глав, па­рал­ле­лиз­ме су­деб Ие­шуа и Ма­сте­ра (и тот, и дру­гой ока­за­лись непри­знан­ны­ми тол­пой). Умест­ным бы­ло бы упо­треб­ле­ние та­ких тер­ми­нов, как ан­ти­те­за, иро­ния, сар­казм, фан­та­сти­ка, гро­теск.
3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (при­сут­ству­ют ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, об­ра­ще­ние к мик­ро­те­мам тек­ста и их ин­тер­пре­та­ция, раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии и т.п.).
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны меж­ду со­бой, но ни вступ­ле­ние, ни за­клю­че­ние нель­зя счи­тать пол­но­цен­ны­ми, так как вступ­ле­ние слиш­ком аб­стракт­но и про­сто кон­ста­ти­ру­ет мысль о при­сут­ствии в ро­мане про­бле­мы, за­яв­лен­ной в те­ме, а за­клю­че­ние про­сто по­вто­ря­ет те­му, при этом с ис­ка­же­ни­ем ис­то­ри­че­ской ре­аль­но­сти, так как вре­мя, изоб­ра­жен­ное в ро­мане, бо­лее со­от­но­сит­ся с кон­цом 1920-х - 1930-ми го­да­ми, чем с 1920-ми. За­клю­че­ние долж­но со­дер­жать вы­во­ды из при­ве­ден­ных в ос­нов­ной ча­сти те­зи­сов, а в пред­став­лен­ном со­чи­не­нии это­го нет.
5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

Личность и толпа в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. ЕГЭ по русскому

Мы напишем - Личность и толпа в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

В романе Мастер и Маргарита М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен.

В роли яркой личности выступает Мастер, отважившийся во времена интенсивной антирелигиозной пропаганды написать роман на библейскую тему о Понтии Пилате.

Мастер отличается от прочих своих современников тем, что не пытается заигрывать с толпой и не пишет в угоду публике низкопробных произведений. Мастер действует по велению сердца.

Он пишет о том, что волнует его уже многие годы, пытаясь разобраться в движущих мотивах Понтия Пилата и Иешуа, в котором каждый читатель узнает Иисуса. Маргарита не случайно называет главного героя Мастером. Именно такой человек может писать не как все и не то, что выгодно правительству.

Напротив деятели пера МАССОЛИТа действуют по указке свыше. Они не свободны в своем творчестве, так как исполняют заказы вышестоящих органов, как обычные ремесленники. Не зря в самом начале романа председатель МАССОЛИТа Берлиоз одобрительно обсуждает антирелигиозную направленность поэмы Ивана Бездомного.

Эти заказные писатели вовсе не пекутся о высшем призвании литературы будить лучшие душевные качества человека. Напротив, они погрязли в зарабатывании своими недалекими произведениями и в пустом времяпрепровождении в ресторанах и бильярдных. Ведь написать на скорую руку заказной роман не стоит труда и времени.

Тут нечего думать и размышлять над каждыми словами и фразами.

Истинный талант зачастую вызывает непонимание, зависть и раздражение у тех, кто таковым не обладает. Поэтому произведение на такую странную тему не выдерживает критики со стороны недалеких литераторов. Настоящая травля Мастера организованная критиком Латунским, доводит его до ужасного состояния.

Настоящее произведение, заслуживающее внимания, Мастер сжигает и, не выдержав эмоционального давления, попадает в больницу.

На примере Мастера и его незаурядного произведения, автор показывает, как толпа может унизить и растоптать великого человека, как порой трудно и невозможно ей противостоять даже в современном жестоком мире.


Задание 12 № 2189

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.4. Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне.

12.5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Комментарии к сочинениям

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Показывая сцены городской жизни, речь, на самом деле, идет уже не о частных эпизодах, а о преступном состоянии мира, в котором существование возможно лишь на унизительных условиях.

Последователями Некрасова в раскрытии темы города стали Брюсов, Маяковский, Блок.

Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова — это человеческое общество. Воланд — князь тьмы — по сравнению с ним мелкий хулиган. Прибыв на инспекцию в Москву 30-х годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить свое исконное зло. Все уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи. А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу — все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда — веселые шалуны.

По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже нечего делать. Перед нами не общество даже, сознательное, свободное, а толпа развращенных людей.

Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. А это уже трагедия для сильной личности, погубившая в разные времена многих талантливых царедворцев. И все же в сцене бесед с Иешуа Пилат, понявший, что судить можно только совестью, оказался на высоте. И помог ему в этом Иешуа Га-Ноцри, который смог противостоять толпе, не сломался, не отрекся от себя самого.

12.4. Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне.

Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей дав-но, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о душе, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.

Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества — идеала гуманистического — совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Вопрос о том, стоит ли будущее счастье такого моря крови, человечеством все еще не решен, но вообще подобная теория имеет множество примеров того, что случается, когда выбор делают в пользу убийства. И если все зверские инстинкты толпы в один прекрасный день высвободить, то такая свара, такая война наверняка в жизни человечества станет последней.

12.5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Читайте также: