Сочинение махмуда кашгарского памятник истории быта нравов и языка тюркоязычных народов

Обновлено: 07.05.2024

Архитектура.В раннем средневековье на территории Казахстана шло быстрыми темпами развитие строительства. Археологические памятники выявили монументальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката (VII-IX вв.), жилые застройки в Кулане, Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Сооружались они из сырцового кирпича и глиняных блоков. Парадный зал Кедера - свыше 150 кв. м, стены украшены росписями, сохранились резные доски с изображением светских и культовых композиций. Буддийские храмы в Суябе и Навакете – стенные украшения, скульптуры Будды.

В X- начале XIII вв. в связи с распространением ислама начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Скромное убранство. В окрестностях города Тараз - памятники культового характера. Наиболее ранним является мавзолей Бабаджа-хатун (X-XI вв.) из жженого кирпича, шатровый купол. Также выдающийся памятник зодчества - мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.) - квадратное, однокамерное сооружение; массивные колонны. Украшен мавзолей терракотовыми плитками с орнаментом геометрического и растительного характера. Сохранился памятник также Караханидского зодчества - мавзолей Кара-хана (Тараз).

Большой популярностью пользовались бани. Их остатки обнаружены в Таразе, Отраре, Баласагуне. Таразские бани богаты украшениями, росписями. Отапливались жаропроводящими каналами (под полами), использовался водопровод.

В XI-XII веках получает распространение посуда, украшенная глазурью. Различные орнаменты. Цвета - в основном зеленые и коричневые.

Устное народное творчество. Возникло еще в древности, продолжало свое развитие в средневековье и позже. Представлено мифами, сказками, сказаниями, песнями, пословицами, поговорками, эпосом, поэтическими состязаниями. Борьба добра и зла.

Один из широко распространенных мифов - сказание о Коркуте − музыканте, композиторе, легендарном создателе кобыза, вступившем в борьбу со смертью. Он исходил все 4 стороны света, вернулся домой и попытался укрыться от смерти посредине озера. Он сидел на широком плоту и играл на кобызе чудную музыку, отпугивая смерть. Но Коркут устал и заснул. Смерть обернулась змеей и ужалила спящего поэта, от чего он и погиб. До сих пор люди указывают место, где захоронен легендарный жырау. Его могила, по преданию, находится 20 км. от Кармахчи по течению Сырдарьи. Там возведен памятник Коркуту в виде кобыза, так как умер он с инструментом в руках.

Письменность. С развитием государства большое значение приобретает письменность. Использование тюрками официальных грамот в дипломатических связях с др. государствами на тюркском языке.

Первыми о наличии письменности у тюрков упоминают китайские источники, указывая на похожесть ее с письменами согдийцев.

Наиболее древние памятники древнетюркской письменности - стелы (каменные плиты), найденные в севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.

Казахстанскую группу памятников составляют надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах, керамике и металле.

Идея буквенного письма на основе алфавита был заимствован тюрками у ираноязычных племен Центральной Азии (арамейского происхождения). Наиболее вероятный источник - согдийский алфавит, который был сильно изменен, приспособившись к тюркскому языку.

Наряду с древнетюркским письмом в VI-X вв. широкое распространение получило согдийское письмо. Согдийцы занимали важную роль при каганах. Начиная с IX в. распространение получает арабский алфавит и письменность.

Литература и наука.Вместе с появлением письменности развиваются литературные жанры (VII-X вв.). Рунические тексты Монголии и Енисея - не только исторические документы, но и выдающиеся литературные произведения. Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина - блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиции ораторского искусства и устного повествования о богатырских деяниях.

В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.

Яркие представители научного и литературного мира Тюркской эпохи:

Абу Наср аль-Фараби (870-950). На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби. Родился в округе Фараб (Отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби являлся энциклопедистом. Он подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика и медицина, космология и анатомия, философия и юриспруденция, математика и акустика.

Среди множества произведений аль-Фараби содаржатся трактаты о естественных науках, математических, о музыке и других темах. Он первый ввел квалификацию наук, описав их возникновение.

Биография: Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Сын эмира Караханидского государства. Точные даты жизни не известны. Первоначальное образование получил в городе Кашгаре, впоследствии совершил путешествие по Средней Азии и в Иран. Некоторое время прожил в Багдаде. В совершенстве знал арабскую филологию, занимался исследованием языка, истории и этнографии родного народа.

Религия.В период раннего средневековья тюркоязычные жители являлись язычниками. Поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Следующим по значению было женское божество Умай (покровительница очага и детей).

Почитание огня (обычай очищения огнем).

Наряду с собственными верованиями среди населения в IX-XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство.

Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов. Христианство проникло из Средней Азии (центром был Мерв). В VIII-X вв. христиане обратили в христианство джабгу карлуков, была образована карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви.

Конец IX-X вв. - начало исламизации населения Казахстана. XI-XII вв. – ислам проник в широкие слои оседлого и кочевого населения. Однако продолжали бытовать и оказывать сильное влияние старые культы и языческие верования.

Родившись в столице крупного тюркского государства, называемого ныне Караханидским, в местной знатной семье, он получил хорошее по тем временам образование. Учился в кашгарском медресе Саджиа, где преподавали известные в регионе учителя, такие как Имам Захид Хусейн. В 1056 году в Кашгаре к власти приходит дед Махмуда, Мухаммад Бограхан, сын Харуна (ал-Хасана) ибн-Сулеймана Бограхана[1][3]. Через 15 месяцев Мухаммад Бограхан решает передать власть своему сыну Хусейну, отцу Махмуда Кашгари, эмиру города Барсхана[4].

Примерно в 1080 году он возвращается в Кашгар. Год его смерти - по одной версии, 1101-й, по другой - 1126-й. Не подлежит, однако, сомнению, что Махмуд Кашгари был похоронен в селении Опал, близ Кашгара.

Махмуд Кашгари жил во времена расцвета тюрок-мусульман, когда тюрками были покорены многие земли, по его цитатам можно определить его взгляды, он был сыном тюркского мира и любил свой народ.


Махмуд Кашгари родился в городе Барскан[1] на берегу озера Иссык-Куль (ныне территория Иссык-Кульской области Кыргызской Республики). Он был сыном и внуком местных эмиров. Существует гипотеза, что на месте древнего Барскана (Барсхана) расположено село Барскоон[2].
Согласно некоторым источникам, Махмуд Кашгари происходил из карлукского племени Чигиль. Карлуки, образовав мощный племенной союз, на территории Семиречья создали своё государство, которое, однако, пало. Но в этот период карлуки не исчезли со сцены истории, после принятия ислама создав новую державу — Государство Караханидов. События последующих столетий всё же раздробили эту этнополитическую общность, сделали карлуков участниками сложения уйгурской, узбекской и целого ряда других народностей.

По этой причине национальность М. Кашгари является предметом серьёзных научных диспутов. И в эпоху Кашгари, и до, и после неё, участие разделившегося племени в этногенезе нескольких тюркских народов очевидно. В таком случае, соотнесение великого филолога с одним из современных тюркских народов представляется практически невозможным.


Поэтому не случайным является то, что в наши дни на его принадлежность к своему народу претендуют казахи, узбеки, уйгуры, туркмены. Но независимо от этих притязаний, Махмуд Кашгарский остаётся великим сыном и общим достоянием всех народов Центральной Азии, выдающимся учёным, внёсшим неоценимый вклад в историю и культуру этих народов.

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

947

В последнее время, увлекшись тысячелетним юбилеем выдающегося философа, государственного деятеля тюркских народов эпохи средневековья Жусупа Баласагына, мы как-то упустили из виду другого выдающегося ученого-тюрколога, энциклопедиста того же времени – Махмуда Кашгарского. Неслучайно в указе, подписанном Президентом А.Ш.Атамбаевым отмечено, что Караханидский каганат был крупнейшим государством X-XII веков, в составе которого предки современных тюркских народов достигли высокого уровня духовного, культурного, экономического и политического развития. Наряду с эпохой Кыргызского Великодержавия (IХ-X века) караханидский период сыграл огромную роль в развитии кыргызской государственности и требует глубокого исследования исторической наукой. Махмуд Кашгарский как первый тюрколог, энциклопедист внес весьма заметный вклад в развитии культуры Караханидского каганта в целом. Статья посвящена его деятельности.

Несомненно, Махмуд Кашгарский является одним из выдающихся тюркологов всех времен и первый в мире тюрколог, заложивший начало специальной отрасли в науке тюркского языкознания – научной тюркологии. Целая плеяда известных востоковедов-тюркологов (А.Н.Кононов, Н.А.Баскаков, Е.Е.Бертельс и др.), изучавших словарь Махмуда Кашгарского признают его как ученого, основоположника научной тюркологии. Это тот самый величайший труд, который не ограничивается изучением только тюркских языков, но и целого ряда отраслей науки – истории, литературы, культуры, традиций, обычаев тюркских народов, а также географии, картографии, астрономии, медицины, топонимики, этнонимы, природы и др.

Автор величайшего шедевра средневековья изучал тюркские слова с позиции и по правилам арабского языкознания. Это обусловлено рядом факторов:

2. Он посвящал свой труд правителю, который говорил, творил и мыслил по-арабски.

Это было время, когда многие отдавали дань уважения арабскому языку и культуре, создание такого шедевра был вызовом местного ученого к распространителям и сторонникам арабской культуры.

Однако это не значит, что он был против арабов или ислама, думаем, что он хотел показать богатую и приятную созвучность языков тюркских народов. И потом, не следуют забывать и тот факт, что для многих ученых того времени арабский язык был языком творчества всех видов.

Энциклопедическим этот труд назван потому, что содержит в себе информацию по истории, культуре, литературе, поэзии, фольклору, быту, астрономии, географии, религиозным представлениям тюркских племен. В ней также заключены ценные, во многих случаях единичные сведения о племенном составе тюрков, о землях, озёрах и реках, городах и населённых пунктах своего времени. Словарь также содержит названия различных должностей, блюд, напитков, животных, птиц, месяцев и дней недели, лекарств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины.

Большой интерес представляют названия животных, растений, насекомых и др. Не менее интересны обширная география гидронимов и топонимов. Например, интересные сведения встречается о городе Узген. Уз – свой, кенд – город, населенный пункт. Следовательно, город Узген имеет значение как свой, собственный город.

В его наследии также запечатлены термины этических норм и ценностей, традиции, обычаи, обряды, ритуалы тюркских народов, национальные игры, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными тюркскими народами и племенами на территории нынешней Центральной Азии.

Для нас большой интерес представляет то, что в карте центром земного шара указано не святилище мусульман – Мекка, а родина автора - Иссык-Куль и Центральный Тянь-Шянь. Там же указан только город Барскан, малая родина автора. А тот факт, что многие топонимы не указаны, дают нам основания считать, что, возможно, карта была не завершена автором.

Другая особенность - впервые в истории мусульманской картографии в ней указана на востоке Япония (Жабарка), город Катун сыны – столица уйгуров в Ганьчжоу (Е.Кычанов), на западе Венгрия (ал Мажар). Таким образом, он был среднеазиатским мусульманским картографом.

Книга М.Кашгарского содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Не зря ученые утверждают, что "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари яв-ляется единственным памятником тюркской диалектологии в эпоху средневековья. К сожалению, словарь нашего великого ученого в течение долгого времени оставался малоизвестным для научной общественности мира.

Словарь Махмуда Кашгарского действительно является неиссякаемой сокровищницей языкознания. В нем содержится сравнительный анализ тюркских языков, фактически, он оставил нам первый, причем удачный, образец сопоставительного анализа (фонетического, лексического, фразеологического, синтаксического) тюркских языков.

Не зря, спустя многие века, наследие выдающегося учёного, тюркского лексикографа, грамматиста и диалектолога Махмуда Кашгарского по-прежнему вызывает интерес читателей и всех, кому интересен язык, история тюркских народов не только региона Центральной Азии, но и пространства Евразии.

Изучая его жизнедеятельность мы бы хотели отметить, ряд моментов:

2. Он был выходцем из Барсхана, где родился и провел детские и юношеские годы. Однако он взял себе приставку не Барскани, а Кашгари, поскольку именно в этом городе он получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапуре. Там же он формируется как личность, ученый тюрколог, энциклопедист, куда, как мы предполагаем, перебрался в связи неблагоприятными для него политическими событиями. Именно в Кашгаре – в одном из административно-политических, научных и культурных центров он проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов и написал основную часть своей монументальной работы. Отсюда и его ныспа – Кашгари.

3. Он был разносторонне образованным человеком. Ряд ученых полагают, что он изучал и был знаком многими трудами географов, языковедов, энциклопедистов, историков, теологов тех лет. В частности, с трудами аль Беруни, Ахмеда Фархади, среднеазиатского арабиста-языковеда Исхака Фараби и мн.др. Вполне возможно, имеется их влияние на создание Махмудом своего знаменитого словаря. Его наследие впоследствии стало образцом творчества и эталоном разносторонне образованного человека для многих людей, своих современников и многих поколений последователей, которые чтили его творения и наследия.

4. Он сосредоточил в себе лучшие достижения науки, образования таких культурных центров средневековой Центральной Азии как Бухара, Самарканд, Кашгар, Баласагын, Фараб, Ош, Узген, Тараз и мн.др. Известно, во многих городах были свои редкие библиотеки, именитые медресе. В последних кроме основ ислама изучали литературу, философию, право, этику, логику и др. Благодаря им, вышли такие именитые ученые как Махмуд Кашгарский, Ж.Баласагунский, аль Фараби, аль Фергани и др.

5. Его работа является энциклопедией тюркских народов средневековья и величайшим памятником своей эпохи. Ибо в ней заключены ценные, во многих случаях единичные, сведения о племенном составе тюрков, о землях, озёрах и реках, городах и населённых пунктах своего времени. Словарь также содержит названия различных должностей, блюд, напитков, животных, птиц, месяцев и дней недели, лекарств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. В его наследии также запечатлены этические нормы и ценности, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными тюркскими народами и племенами на территории нынешней Центральной Азии.

Следовательно, можно сделать вывод, что Махмуд Кашгарский, действительно, великий ученый, энциклопедист, выдающаяся личность и достойный сын своей эпохи. Несомненно, он является великим современником величайшего, мудрого мыслителя и государственного деятеля Жусупа Баласагынского, тысячелетия которого мы ныне отмечаем.

Наследие и Махмуда Кашгарского, и Жусупа Баласагынского, живших и творивших в эпоху Караханидов имеет весьма важное значение не только для нашей истории, но и для истории всех тюркских народов как тогда, так и сейчас. Следовательно, мы и наш народ имеем полное право гордиться ими - выдающимися учеными, мыслителями, творцами своей эпохи.

Байболот Абытов, доктор исторических наук, профессор

ЕНТ-2022 - История Казахстана

4.1 Материальная культура

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

4.2 Духовная культура

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

ЕНТ-2022 - История Казахстана

4.4 Религии и верования.

ЕНТ-2022 - История Казахстана

4.5 Великий шелковый путь

ЕНТ-2022 - История Казахстана

41. Из Сыгнака через Аксунбе одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в: Центральный Казахстан
42. Самый восточный город Казахстана на ВШП: Жаркент
43. Самый северный город Казахстана на Великом Шелковом пути: Жанкент (Янгикент)
44. Ближайшим к Сыгнаку городом на Великом шелковом пути был: Сауран
45. В нижнем течении Сырдарьи находились города: Ашнас, Жанкент
46. Золотые византийские солиды на трассе Шелкового пути имели широкое хождение и применялись: в качестве международной валюты
47. Откуда через Шелковый путь вывозились кашемир, индиго, экзотические животные. из Индии
48. Откуда вывозили через Шелковый путь пушнину, лен, просо и мед? Русь
49. По Великому Шёлковому пути поставляли породистых лошадей из: Средней Азии
50. Литература и искусство стран, вовлеченных в орбиту Шелкового пути. Взаимовлияли
51. Расцвет городской жизни в раннем средневековье был связан с торговлей по: Великому Шелковому пути
52. Многочисленные подтверждения взаимообогащения и взаимовлияния культур найдены: На всем протяжении Шелкового пути
53. Примером влияния Великого Шелкового пути на развитие культуры являются: находки религиозных сооружений различных верований
54. По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с середины I в. до н.э. начал(-о) распространяться: Буддизм.
55. Буддийский паломник, который в VIII в. прошел по трассе Великого Шелкового пути из Китая в Индию, через территорию Тюркского каганата и оставил ценные сведения о тюрках Сюань-Цзянь
56. Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны XIII вв.: нашествием монгол
57. Великий Шелковый путь пришел в упадок из-за: нашествия монгол
58. Поток караванов по Великому Шелковому пути резко снизился в связи с: открытием морских торговых путей
59. Прекращение торговли по ВШП было связано с: открытием морских торговых путей
60. Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути продолжались до: XIII-XIV вв.
61. Время угасания значения Шелкового пути. XIV-ХV века.
62. Когда перестал функционировать Великий Шелковый путь? ХIV-ХV вв.

Читайте также: