Это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд дело сочинение

Обновлено: 30.04.2024

Презентация на тему: " ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРА Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии." — Транскрипт:

2 И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), иногда – хореография (балетные номера). Литературное изложение сюжета оперы - либретто. В переводе с итальянского слова – книжечка. Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. В переводе с итальянского слова – книжечка. Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Часто композиторы сами принимают участие в создании текста либретто. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть.

5 РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

8 В опере есть сольные, хоровые номера, ансамбли. Музыкальный портрет героя оперы называется ария. У арии могут быть разновидности: ариетта, ариозо, каватина, романс, рондо. У арии могут быть разновидности: ариетта, ариозо, каватина, романс, рондо.

9 БАЛЕТ Балет – слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую. Балет – слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую. Всему миру известны лучшие российские танцоры и хореографы – Г.Уланова, М.Плисецкая, Всему миру известны лучшие российские танцоры и хореографы – Г.Уланова, М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, Ю.Григорович и др.

10 Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, но как спектакль в театре балет появился лишь в XVIII веке. Конечно, задолго до этого в разных странах мира – Франции, Италии, России – на сцене театров уже шли музыкальные представления, в которых вместе с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима – выразительные движения под музыку. Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, но как спектакль в театре балет появился лишь в XVIII веке. Конечно, задолго до этого в разных странах мира – Франции, Италии, России – на сцене театров уже шли музыкальные представления, в которых вместе с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима – выразительные движения под музыку.

11 Первоосновой балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты, кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр, дирижёр, художники по костюмам и художники-декораторы. Первоосновой балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты, кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр, дирижёр, художники по костюмам и художники-декораторы.

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.

Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.

Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.

Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.

Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.

В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.

В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.

В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.

Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.

На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.

Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера - синтетический вид искусства (синтетический – от слова синтез – единство, целостность различных частей. В искусстве принято уточнять: художественная целостность, художественное единство). Её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже – хореография.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов - вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.

Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.

Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Если бы композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия. Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере.

Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный).

1. Самый значительный жанр вокальной музыки

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - опера, балет, оратория. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке. Это - "Руслан и Людмила", "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" и многие другие.


Опера - это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие. Но в отличии от античной трагедии сюжет в опере раскрывается через музыку.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою деятельность такие выдающиеся артисты, как Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Козловский, Антонина Нежданова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления - всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. Александр Бенуа, Михаил Врубель, Константин Коровин, Апполинарий Васнецов - вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей русской оперы.

Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, основанное на контрастах: борьбы добра и зла, света и тени, любви и ненависти, соединяется с музыкой сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), используется и хореография - балетные сцены.

В начальной школе изучались оперы русских и зарубежных композиторов. Вспомни и напиши названия этих сочинений, обязательно укажи композитора. Желаю удачи! Иллюстрации и фотографии из опер помогут тебе вспомнить знакомые оперы.

Сегодня мы побываем с вами в театре. А вы знаете какие есть театры в Кирове? Давайте вспомним:

Кировский областной драматический театр им. С. М. Кирова

Кировский государственный театр юного зрителя Театр на Спасской

Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева

Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

Сегодня мы отправимся в оперу. Открой тетрадь по музыке и запиши число и тему урока.

Чтобы создать оперный спектакль необходимо соединить разные виды искусства: музыка, Литература (сюжет), изобразительное искусство (декорации, костюмы) и даже хореография (иногда в опере танцуют).

Опера-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

"ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОПЕРА", изображение №4

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

Итак мы в театре…

"ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОПЕРА", изображение №5

В фойе можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто.

Либретто для оперы пишется специально. Его сочиняет литератор – либреттист, как правило, тесно сотрудничая с композитором, так как музыка – неотъемлемая часть оперного спектакля, являющаяся основным носителем и движущей силой действия. Только в единстве всех элементов действия содержание раскрывается наиболее полно.

"ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОПЕРА", изображение №6

Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных фортепианных произведений, романсов, трёх симфоний и т.д. Любимый жанр – опера. Именно его называют композитором-сказочником.

Читайте также: