Сочинение ломоносов и державин

Обновлено: 05.07.2024

Текст: Ольга Лапенкова

Тут-то и выступил на сцену Михаил Васильевич Ломоносов — первый российский автор, получивший образование за границей и заложивший фундамент, на котором выстроено, без преувеличения, всё колоссальное здание русской литературы.

  • Я знак бессмертия себе воздвигнул
  • Превыше пирамид и крепче меди,
  • Что бурный аквилон сотреть не может,
  • Ни множество веков, ни едка древность.
  • Не вовсе я умру; но смерть оставит
  • Велику часть мою, как жизнь скончаю.
  • Я буду возрастать повсюду славой,
  • Пока великий Рим владеет светом.
  • Где быстрыми шумит струями Авфид,
  • Где Давнус царствовал в простом народе,
  • Отечество мое молчать не будет,
  • Что мне беззнатный род препятством не был,
  • Чтоб внесть в Италию стихи эольски
  • И первому звенеть Алцейской лирой.
  • Взгордися праведной заслугой, муза,
  • И увенчай главу дельфийским лавром.
  • 1747

Вооружимся стопкой энциклопедических словарей, найдём толкование каждого непонятного слова и выясним, что:

Итак, стихи Ломоносова действительно современному читателю не очень-то понятны, — но без его трудов не было бы ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого и Достоевского, ни любого другого российского классика.

Г. Р. Державин

  • Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
  • Металлов твёрже он и выше пирамид;
  • Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
  • И времени полёт его не сокрушит.
  • Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
  • От тлена убежав, по смерти станет жить,
  • И слава возрастёт моя, не увядая,
  • Доколь славянов род вселенна будет чтить.
  • Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
  • Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
  • Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
  • Как из безвестности я тем известен стал,
  • Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
  • О добродетелях Фелицы возгласить,
  • В сердечной простоте беседовать о боге
  • И истину царям с улыбкой говорить.
  • О муза! возгордись заслугой справедливой,
  • И презрит кто тебя, сама тех презирай;
  • Непринуждённою рукой неторопливой
  • Чело твоё зарей бессмертия венчай.
  • 1795
  • Река времён в своём стремленьи
  • Уносит все дела людей
  • И топит в пропасти забвенья
  • Народы, царства и царей.
  • А если что и остаётся
  • Чрез звуки лиры и трубы,
  • То вечности жерлом пожрётся
  • И общей не уйдет судьбы.
  • 1816

Однако не будем забывать, что Гавриилу Романовичу не был чужд и юмор. Не пожалейте времени, чтобы прочитать ещё одно стихотворение, пусть оно и не входит в школьную программу:

  • Не сожигай меня, Пламида,
  • Ты тихим голубым огнем
  • Очей твоих; от их я вида
  • Не защищусь теперь ничем.
  • Хоть был бы я царём вселенной,
  • Иль самым строгим мудрецом, —
  • Приятностью, красой сраженный,
  • Твоим был узником, рабом.
  • Всё: мудрость, скипетр и державу
  • Я отдал бы любви в залог,
  • Принёс тебе на жертву славу
  • И у твоих бы умер ног.
  • Но, слышу, просишь ты, Пламида,
  • В задаток несколько рублей:
  • Гнушаюсь я торговли вида,
  • Погас огонь в душе моей.
  • 1770

Так что, читая произведения поэтов XVIII века, не судите их слишком строго. И поразмыслите вот о чем: первобытные люди, какими их рисуют в учебниках истории — толпятся себе в пещере, на плечах шкуры, в руках дубинки, — кажутся нам, конечно, очень смешными; но где бы мы сейчас были, если бы один гений из их числа не изобрел колесо?

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди­аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо­вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов.

Об этом выдающемся деяте­ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он “сам был первым

русским университетом”. Уни­версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его “отцом нашей стихотворной речи”, и в собственных поэтичес­ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин “классицизм” произошел от латинского слова “classicus”, что значит “образцовый”. В основе этого литера­турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью

Он должен быть пре­ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен­но и героями произведений классицистов могли быть не ря­довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти­тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию “трех штилей”, разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже­ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос­хваления высших достижений человека, для выражения глубо­ких философских идей, а также для прославления лиц, сто­ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север­ного сияния”. В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос­клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является “Ода на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы­разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо­го славил в других своих произведениях, утверждая: “Несрав­ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не­возможно”. Начало оды – это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под­разумевается мирное развитие государства.

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну­тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: “Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет”. Воздав за это хвалы императрице, Ломо­носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз­ни человека:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо­сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны – умеренность в том, “что может собственных Платонов и быст­рых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ­ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.

Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе ХVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов. Во всем он поэт со своим лицом, со своей программой, со своей правдой. Он смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему.

Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта, не только о сильных мира сего, о важнейших государственных вопросах его стихи, и не только в этом сказалось его новаторство. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия.

Ко времени создания этого своеобразного поэтического манифеста Державину было уже 41 год. Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого важнейшего его произведения.

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись,

Исполнены твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения:

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий –

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

В то же время именно по сравнению с духовными одами Ломоносова державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

В державинской оде – человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества,

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Ломоносов хочет проникнуть за грань непознанного:

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И, что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи.

Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединено материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и всеобщее:

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие твое.

Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью — так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 79 226 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Творец, покрытому мне тьмою

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Читайте также: