Сочинение культура моего края хакасия

Обновлено: 05.07.2024

Мой родной край — это солнечная республика Хакасия. Расположенная в юго-западной части Восточной Сибири, она отличается особым климатом и своеобразным рельефом.

Большую часть территории региона занимают Саянские горы. Подчас высота их вершин достигает отметки более двух тысяч километров, поэтому здесь можно увидеть самые настоящие ледники. На северо-востоке горы сменяются лесистыми холмами и тундрой, а далее следуют бескрайние степи. Такое разнообразие климатических зон является отличительной чертой Хакасии.

В моём регионе много живописных водоёмов. Самой широкой и известной рекой считается Енисей. В него впадает река Абакан, на которой стоит мой родной город, имеющий одноимённое название.

Саму Хакасию также справедливо можно назвать музеем под открытым небом. На её территории сохранилось множество памятников древних культур. В их числе курганы, наскальная живопись, руины оборонительных сооружений и вертикальные камни под названием менгиры. К последним у местных жителей особое отношение. Они верят в целебные свойства менгиров и их способность исполнять желания. Есть у моих соотечественников и другие интересные традиции.

Например, даже сейчас некоторые деревенские жители проводят различные обряды поклонения духам гор и воды. И эти церемонии нередко сопровождаются традиционными плясками и песнопениями. Подобные танцы в национальных костюмах также можно увидеть и во время городских торжеств.

Словом, хакасы — очень одухотворённый, весёлый и добрый народ. Кроме того, по сей день они являются прекрасными скотоводами и ремесленниками.

Доклад на научно-практическую конференцию. Рассказывается о традициях и обычаях хакасского народа.

ВложениеРазмер
доклад на НПК "Традиции и обычаи хакасского народа" 27.25 КБ
презентация на НПК "Традиции и обычаи хакасского народа" 1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Золотая Хакасия, солнечный край,

Полюбились навек мне родные просторы,

Вековая тайга, твой ореховый рай,

Богатырь Енисей и Саянские горы.

Нежно краски твои мне ласкают глаза,

Я парю, глядя в даль на Таштыпское поле,

Вот река Абакан, вот родной Абакан,

Табуны скакунов, что резвятся на воле.

Здравствуйте! Меня зовут Араштаева Сабина. Я учусь во 2 классе в Весенненской школе. Я хочу вам рассказать о традициях и обычаях хакасского народа. (Слайд 1)

(Слайд 2)Хакасы — древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале 18 века. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом.

Немалую роль в формировании культуры хакасов сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.

В жизни народов Хакасии большое значение имеют традиции с их обычаями, обрядами и ритуалами. Каждый народ создает свою систему учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культура предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды.

(Слайд 3) Цель работы : рассказать о традициях и обычаях хакасского народа.

1.Изучить всю доступную литературу по данной теме.

2.Рассказать о народных традициях и обычаях хакасов.

3.Подготовить презентацию и доклад по данной теме.

Я считаю, что если мы живем в Хакасии и Хакасия — это наша малая родина, значит мы должны знать культуру, обычаи и традиции хакасского народа.

Традиции и обычаи

1. (Слайд 4) Поклонение природе. Воспитание бережного отношения к природе.

Испокон веков хакасы собирали ягоды, кедровые орехи, черемшу, чабрец и другие пищевые травы. Но хакасы никогда не забывали и всегда оставляли питание для лесных жителей в снежную суровую зиму. Они бережно относились к лесным животным. Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков.

2. Уважение к старшим, забота о младших

3. (Слайд 5) Уважительное отношение к своему роду, родовому древу

5. Разведение скота:

6 . (Слайд 6)Духовное наследие

Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Духу животных посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.

(Слайд 7) Шаман (по хак. — хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой и шаманский костюм. Шаманы сохраняли и передавали народные знания следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах, место зарождения шаманов.

Почитание духа огня

(Слайд 8)Хакасский народ почитал духа огня. Он является оберегом семьи и дома. Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи, из дома не выходили. На очаг нельзя было сметать мусор. Запрещается плевать на огонь. Огонь в другую юрту не давали. Для сохранения благополучия семьи женщины были обязаны ежедневно кормить духа огня. В огонь запрещалось бросать что попало.

Велика была роль огня в традиционной хакасской медицине. Как правило, ни одна лечебная процедура не обходилась без использования огня. Большое значение огонь имел в семейно-бытовых обрядах. Огню поклонялась молодая женщина, вступающая в брачную жизнь, молодая кормящая мать. При родах в доме обязательно должен был гореть огонь. Значимая роль огня в погребальном обряде.

(Слайд 9)Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда — шелк, парча, плис (черный бархат) , ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор. Типичным женским украшением был нагрудник пого. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями из кожи. Замужние женщины носили две косы. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, мастерстве изготовителя одежды.


Современные хакасские праздники

Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.

праздник начала года

До начала Чыл пазы на всей территории аала весь мусор тщательно убирался. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай - оставить возле дверей дома, в углу небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

22 марта, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом.

2.Ритуал очищения души. Все грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрную ленту, а затем бросают в костёр.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Привязывая на ветки березы разноцветные ленты, человек говорит пожелание самому себе, своей семье, – здоровья, любви, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

праздник первого айрана

(Слайд 11)У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам. Тун-пайрам — это праздник первого айрана. Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Старец подходил к коню, мыл его молоком. К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю. Затем желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивные мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном.

Первый айран считался лекарственным напитком. Поэтому во время праздника его нельзя было проливать на землю.

(Слайд 14) В ходе работы я открыла очень много нового для себя. Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много своих традиций, праздников, все они связаны с различными обрядами.

Я хотела бы и дальше продолжить узнавать что-то новое и интересное о традициях, культуре и быте хакасского народа.

Хакасы - древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен.

В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. А, по сути, это потомки населения государственного образования енисейских кыргызов, история которого насчитывает целое тысячелетие. Где были и невероятные взлеты, когда этому государству подчинялись обширные просторы от Иртыша до Байкала, и горесть утрат и упадка после набегов многочисленных центральноазиатских завоевателей.

Героическая, насыщенная событиями и в тоже время трагическая история предков хакасского народа во многом отразилась на их традиционной культуре. Это придало ей особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху.

Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.К настоящему времени многие стороны традиционной культуры Хакасии хорошо изучены. Стараниями многих ученых собран огромный этнографический материал.

Исследованием хакасской этнографии занимались Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, В.В. Радлов, Е.К. Яковлев, Н.Ф. Катанов, С.Д. Майнагашев, Л.П. Потапов, П.И. Каралькин , Ю.А. Шибаева, К.М. Патачаков. В последние десятилетия большую работу по изучению хакасской этнографии проводит В.Я. Бутанаев, которому удалось собрать и обобщить богатейший материал практически по всем сторонам жизни традиционного общества хакасов. Необходимо сказать, что авторы-составители тематических статей по этнографии, размещенных на этом сайте, в основном использовали материалы и научные труды этого хакасского ученого.

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Хакасии.

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования.

Задача нашего педагогического коллектива - организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного (выставки, праздники, игры, но и через культуру общения. Ребенок—взрослый.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причем у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группах уголка регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии и др. Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа.

Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Хакасии, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование орнаментов и пейзажей и т. д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского народа.

В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Работа с детьми ведется и через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки и т. д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов. В этом мире все, что окружает человека, и его социально-общественные отношения воплощены в мифе. Раскрывая детям всю глубину мифов, открываем им богатство культуры, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.

Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например:

• обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье, хакасская рубаха, пого и т. д., в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища хакасского народа. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях. В день осеннего равноденствия проводим праздник Уртун Тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник, он очень нравится детям. Праздник заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”. Дети вместе с родителями демонстрируют блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Детишки поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы.

На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов, загадывая желания. Все всегда сопровождается хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой и подвижными играми, различными сюрпризами.

Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

Таким образом, этнопедагогические традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка. Хакасская пословица гласит : “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. В наших детях – историческое бессмертие народа. Хакасы говорили : “Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках”. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по приобщению детей к традициям и культуре хакасского и других народов, поскольку считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувства любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством приобщения их к национальной культуре хакасского народа Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое. Николай Доризо [1, с. 63]. В современном обществе, начиная с дошкольного.

Читайте также: