Сочинение кто из людей не испытывал наслаждения

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Текст для прослушивания

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

(По В.В. Шахиджаняну)

Информация о тексте для сжатого изложения

Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.

Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

2) последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;

3) точность передачи информации в каждой из микротем.

АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

2 балла по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если он точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.

Пример. [1]

Призвание – это маленький росточек таланта, который может превратиться в могучее дерево, а может и засохнуть без трудолюбия и самовоспитания. Найти своё призвание – это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов, равнодушных к своему делу, ненавидящих его. Такое случается, если в молодости была совершена ошибка при выборе профессии. Главное – любить своё дело, увлекаться им.

В приведённой работе есть все микротемы исходного текста, основное содержание прослушанного текста передано верно.

1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или может упустить микротему, неточно поняв её.

Пример.

Призвание - росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание и утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие специалисты ненавидят свою профессию, потому что в молодости сделали неправильный выбор.

Пример.

Призвание – росточек таланта, превратившийся в дерево. Без трудолюбия росток засохнет. Найти призвание – в этом заключается источник счастья.

Многие плохие специалисты ненавидят своё дело. Они ошиблись в выборе профессии. Главное – любить свою работу и с увлечением относиться к ней.

В творческом труде заключается наслаждение жизни. Если человек любит труд, то хочет, чтобы в результате получилось что-то красивое.

Если бы я был учителем, врачом, то ничего не вышло бы. Надо, чтобы в человеке разразилась искра. Тогда получится человек.

0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый, передавая основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более 1 микротемы.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, самовоспитания этот маленький росточек засохнет.

Есть много плохих специалистов равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда. Это значит, что в молодости они совершили ошибку при выборе профессии.

Основная мысль третьей микротемы передана верно.

Таким образом, при понимании общей проблематики текста учащийся всё же не справился с задачей адекватной передачи информации двух микротем, поэтому он получает 0 баллов по данному критерию.

СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

По этому критерию оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

· исключение одного или нескольких из синонимов;

· исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

· исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

· исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

· замена однородных членов обобщающим наименованием;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением .

· слияние нескольких предложений в одно;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена сложноподчинённого предложения простым;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена прямой речи косвенной.

3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил приёмы сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

Пример.

Призвание – росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Если человек ненавидит свою профессию, это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Человек должен знать, любить свою профессию, относиться к ней с увлечением.

В первом абзаце экзаменуемый использовал один из основных приёмов компрессии текста – приём сжатия текста за счёт исключения фрагмента предложения, содержащего причастный оборот (превратившийся в крепкое, могучее дерево). За счёт использования приёма упрощения два предложения исходного текста объединены в одно, что позволяет учащемуся избежать повтора словосочетания маленький росток. Получившееся предложение не теряет своей информативности и правильно передаёт основное содержание первой микротемы.

Третья микротема исходного текста также передана с использованием приёма упрощения: третий абзац исходного текста начинается с вопросно-ответной формы изложения, которая перерабатывается экзаменуемым в одно утвердительное предложение. В третьем предложении заключительного абзаца учащийся заменяет сложноподчинённое предложение простым, а далее исключает фрагмент текста, передающий второстепенную информацию (5 и 6 предложения третьего абзаца исходного текста). В последнем предложении изложения приёмы компрессии не используются.

Экзаменуемый применил несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всей работы, и продемонстрировал хорошее владение этими приёмами. Работа может быть оценена 3 баллами.

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил приёмы сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

Проиллюстрируем это примером.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Люди, равнодушные к своей профессии, не знают радости труда. Они ненавидят свою профессию. А это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Главное - любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался применить приём сжатия информации, но не справился с задачей: пропуск одного из однородных определений (крепкое, могучее дерево) не может считаться приёмом компрессии.

Во втором и третьем абзацах изложения использован один приём сжатия – исключение фрагмента текста, содержащего второстепенную информацию.

1 балл ставится, если приёмы компрессии применены для сжатия 1 микротемы.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов, равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. А это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В первом абзаце изложения учащийся опускает одно из однородных определений. Такой пропуск слова не относится к приёмам сжатия текста.

Во втором абзаце изложения никаких приёмов сжатия текста экзаменуемый не применил.

В третьем абзаце использовано несколько приёмов компрессии: из текста изложения исключён фрагмент исходного текста, сложноподчинённое предложение с двумя придаточными заменено на сложноподчинённое предложение с одним придаточным (упрощение).

0 баллов оценивается изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.

Если экзаменуемый продемонстрировал неумение использовать какие бы то ни было приёмы сжатия текста, то в этом случае эксперт также должен поставить по этому критерию 0 баллов.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания росток может засохнуть на корню.

Многие люди равнодушны. Они работают, зарабатывают себе на хлеб, а на самом деле ненавидят своё дело. Значит в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Любить и с увлечением относиться к своей деятельности – это главное в выборе профессии.

Если бы я стал учиться на инженера или врача, то из меня получился бы человек, зарабатывающий на хлеб. Надо, чтобы человек был влюблён в свой труд. Тогда и получится настоящий человек.

В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался использовать приём компрессии , однако исключил из текста не второстепенную, а главную информацию.

При передаче содержания второй микротемы из текста изложения учащийся исключает второстепенную, на его взгляд, информацию. Но неправильное использование приёма исключения привело к деформации содержания этой части исходного текста.

Те же ошибки присутствуют при передаче информации третьей микротемы. Смысл её искажён, основная мысль данной микротемы не передана.

Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый не владеет приёмами компрессии. В изложении есть повтор, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной.

СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

2 балла ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Приведём пример такой работы.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, но без трудолюбия и самовоспитания он не сможет развиваться. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Если человек равнодушно относится к своему делу и ненавидит его, то из него получается плохой специалист. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться.

1 балл ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Пример.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, без самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие плохие специалисты, совершив в молодости ошибку в выборе профессии, ненавидят своё дело. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться.

В первом абзаце работы объединены две микротемы, то есть допущено нарушение абзацного членения текста. Нарушений смысловой цельности, связности и последовательности изложения нет.

0 баллов оценивается работа, в которой допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения.

Пример.

Призвание – это росточек таланта, постепенно превращающийся в большое дерево, но без труда оно может засохнуть.

Найти своё призвание – счастье. Я много видел специалистов, равнодушных к своему делу. Возможно, в молодости была совершена ошибка в выборе своего будущего занятия. Поэтому, человек так халатно к ней относится.

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц - никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие "звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках, они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои голоса, разные днём и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

Пример сжатого изложения

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы? Что может сравниться с пением птиц? Дикая природа обладает зрительной и звуковой красотой. Насекомые, звери, птицы дополняют друг друга в ритмах звучания, исполненных красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Есть мнение, что для лесных жителей каждое дерево имеет свой голос. От ветра елки стонут, ясень шипит, березы шелестят. Даже злаки имеют свои голоса.

Природа не производит шум. Во всех ее звуках есть неизведанная гармония, которую можно сравнить с симфонией, в которой недосягаемая идеальная ценность.

В своём эссе я бы хотела рассмотреть высказывание А.П.Чехова: "Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют". Я согласна с этой точкой зрения писателя. Действительно, творчество приносит наибольшее наслаждение человеку, чем какие-либо другие виды деятельности. Рассмотри на примерах: Человек способен испытывать некое наслаждение при удовлетворении своих физиологических (бытовых) потребностей: утолив голод или выспавшись после тяжёлого трудового дня, человек может испытать наслаждение, удовлетворение, но оно будет рутинным, мимолётным, незначительным, забудется очень быстро; При прогулке на природе человек также может временно отвлечься, отдохнуть от нависших над ним проблем и дел, нерешённых вопросов, но, вернувшись домой с прогулки, всё возвращается на круги своя. Из всех видов деятельности, приносящих наслаждение человеку, я выделяю именно творчество, так как оно позволяет человеку не просто временно отвлечься от действительности, а именно выплеснуть свои эмоции через различную творческую деятельность: рисование, игра на музыкальных инструментах и так далее.

По своему опыту я могу сказать, что музицирование очень хорошо помогает расслабиться в конце тяжёлого дня, приносит удовольствие. Творчество помогает открыться человеку, позволяет раскрыть его характер, индивидуальность. Помимо удовольствия от самого процесса занятия творческой деятельностью, значительное удовольствие человек может получить и от результата. Например, художник, написав картину, над которой достаточно долго и старательно работал, получит огромное наслаждение, завершив работу, увидев плоды своих трудов. И, конечно же, человек будет доволен и удовлетворён, если плоды его творчества признают, одобрят другие люди. В таком случае наслаждение не будет мимолётным: каждый раз, вспоминая о своей работе, художник будет испытывать гордость, удовлетворение от результата. Третий путь наслаждения творчеством - наслаждение работами других людей, получение эстетического удовольствия. Таким образом, рассмотрев много различных ситуаций, я могу подвести итог: творчество действительно приносит человеку бОльшее наслаждение, чем другие виды деятельности. И, действительно, "кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На первый взгляд кажется, что слова Антона Павловича Чехова – неоспоримая истина. Но, если подумать, напрашивается вывод, что мысль весьма субъективная. Да, наслаждение творчеством, несомненно, одно из лучших наслаждений, которые способен испытать человек. Но оно далеко не единственное. И его нельзя сравнивать с каким-либо другим удовлетворением – каждое наслаждение призвано затрагивать отдельные струны человеческой души. Это мое субъективное мнение. Я не могу всецело согласиться с данным высказыванием, но оспорить его также не могу, так как существуют примеры, подтверждающие как слова автора, так и мои слова.

Стоит также уточнить, что такое наслаждение. Наслаждение определяется, как высшая степень удовольствия. В свою очередь удовольствие рассматривается, как составная часть положительных эмоций в виде субъективного переживания индивида в ходе получения удовлетворения одной или нескольких потребностей. В разные временные промежутки удовольствие отождествлялось то со счастьем, то со страстью, вызывающей привычку и зависимость. С точки зрения современной науки удовольствие – ощущения, которые создают положительный эмоциональный фон и контролируются определенным участком головного мозга.

От чего же ещё, помимо творчества, человек может испытывать наслаждение? У каждого индивида свои критерии высшей степени удовольствия. Кто-то испытывает наслаждение от своей профессиональной деятельности независимо от её направленности. Для кого-то высшее счастье – заботиться о семье и детях, и больше ничего не нужно. Наслаждаться в высшей степени можно чем угодно – путешествиями, общением, музыкой, чувствами одного человека к другому, вкусной едой, в конце концов.

Кажется, что сравнительно с творчеством, это вещи абсолютно низменные, не ровня созданию авторских духовных и материальных ценностей. Однако это не так. Вид наслаждения определяется лишь субъективным восприятием удовольствия каждым человеком. И если поэт не видит дня и ночи без пера и бумаги, то путешественник не мыслит свою жизнь без открытия новых горизонтов, ведь для него увидеть каждый уголок нашей планеты так же важно, как поэту издать сборник стихотворений.

Но вернемся к высказыванию Антона Павловича Чехова. Он утверждает, что человек творческий видит наслаждение только в творчестве. Подтвердить эти слова не трудно, ведь есть масса примеров, когда творческие люди всю свою жизнь не видели и не замечали ничего вокруг, помимо своей страсти – творения произведений искусства, литературы, научных открытий, что тоже можно прировнять к творчеству. Ярким примером человека, посвятившего себя творчеству во многих его проявлениях (живопись, музыка, наука, кулинария) был Леонардо да Винчи. Человек, не видящий себя ни нотариусом, которым желал видеть его отец, ни мужем, ни отцом. Можно совершенно точно сказать, что этот человек испытывал наслаждение лишь в творчестве, создавая всё новое и новое наследие для последующих поколений.

картина Леонардо да Винчи

Leonardo da Vinci

Но можно привести уйму примеров, когда творческие люди находили наслаждение в чём-то другом, помимо своего творчества. Заслуженная артистка России Людмила Зорина, некогда построившая головокружительную театральную карьеру у себя на Родине в Саратове, посвятила значительную часть жизни карьере мужа Олега Янковского, а после и сына, отказавшись от собственного успеха. Она гордится тем, что посвятила жизнь семье, несмотря на то, что творчество было её призванием с самого начала.

Наши отечественные артистки, да и многие заграничные звёзды, служат ярким примером того, как человек, испытавший наслаждение творчеством может открыть для себя и другие наслаждения, не менее значимые. Поэтому я остаюсь при своём мнении и утверждаю, что автор прав в своём суждении. Но прав субъективно. И его субъективное мнение могут разделять или не разделять ещё десятки и сотни людей. Это говорит о том, что каждому своё. Кому-то творчество, кому-то любовь, кому-то – и то, и другое. И чем больше наслаждений, тем ярче и полнее жизнь. В конце концов, творить добро – тоже творчество. И пускай оно будет доступно каждому из нас.

Читайте также: