Печорин не жестокий себялюбец а мыслящая и страдающая личность сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.

В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.

Выбор Печорина

В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.

Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки).

И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.

Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе

Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь обладает нездоровыми причинами и проявлениями, ранит тех, кто ее испытывает и либо стремительно гаснет после более близкого знакомства, либо перерастает в нечто пугающее и травмирующее, как в случае чувств Веры и Мери. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но таким его делает вовсе не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти заглушают его.

Одиночество Печорина

Герой всячески старается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Он сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, рождена именно тем, что герой закрылся от людей, оставив в кругу своих интересов только собственную персону. Печорин, возможно, мог бы любить людей, найти настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая одиночество.

Таким Печорина сделало общество. Он сам говорит об этом, беседую с Максимом Максимычем или Мери. Но в итоге Печорин стал личностью, закрывшей свою душу от всего доброго и хорошего, что могло бы в ней поселиться. Таких людей можно только пожалеть, ведь достичь счастья, имея такую циничную натуру просто невозможно. Каждый человек – хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись испытывать чувства искренне и длительно, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.

Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин

одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

Проблема личности в персонаже романа "Герой нашего времени" Печорине

Автор дал понять уже в предисловии к роману, что его интересуют не события и их внешнее развитие, а именно личность главного героя. Это следует из самого названия романа.

На первый план выходит духовный мир Григория Печорина, его противоречивость внутреннего мира и конфликт с окружающим обществом. Не будем забывать и о самой литературной эпохе. Так, романтики бы сказали, что человек _ это тайна, а герой времени - личность исключительная, не признающая компромиссов с потребительским и пошлым обществом.

И здесь Лермонтов сделал два важных открытия. Первое: каждый человек несвободен от общества. Хотим мы это признавать или нет, но оно непосредственно влияет на становление личности. Герой эпохи не только незаурядный человек, он очень ярко отражает обыкновенные черты своего времени. Поэтому герой - это еще и портрет своего поколения.

И Печорин, и его автор - люди одного поколения, черты которого переданы в "Думе" разочарованность, бездействие, разумное созерцание и скептицизм. Таковы признаки общественной болезни. Однако, изобразив общее состояние потерянности и неспособности к действию, автор решил вникнуть в причины того, что молодые и талантливые люди не нашли для себя достойного дела. Но какова в этом степень вины общества, на идеалах и принципах которого они были воспитаны?

Именно поэтому автору интересен его герой. Он проводит исследование личности Печорина и создает психологический портрет. Люди, события, обстоятельства жизни - все это внешние факторы, позволяющие проявить те или иные его черты, заставить реагировать на окружающий мир и раскрыть себя перед читателем. Лермонтов не дает образ Печорина в развитии, его не интересуют события из его прошлого (мы можем лишь догадываться, почему герой оказался на Кавказе). Поскольку герой уже состоялся как личность и имеет сложившийся характер: у него есть свои убеждения, взгляд на мир, ярко выраженные качества: ум, смелость, наблюдательность, знание людей и вместе с этим презрение, равнодушие, безразличие к страданию других. Но мы не можем сказать, что герой _ это безнравственный человек. Писателя интересует не развитие личности, а именно история человеческой души.

Здесь Лермонтов приходит ко второму открытию: любой человек противоречив по своей природе. В нем борются "высокое" и "низкое", разумное и чувственное. Печорин - яркая и сложная личность, которая должна принимать законы, нравственные ценности своего общества и своей эпохи. Но что делать, если сами ценности общества бездуховны и лицемерно прикрывают его внутреннюю пустоту и несостоятельность? Печорин не романтический злодей и не демон зла. В нем присутствуют и личное обаяние, и благородство.

Его потенциал гораздо выше, чем требует от него общество. Отсюда презрение к его мнимым ценностям и эгоцентризм. Мы не случайно употребили именно это понятие. Чем же отличается оно от эгоизма? Эгоист - это человек, который сознательно живет для себя и не замечает других. А что делать, когда ты можешь дать значительно больше, чем от тебя требуют? Тогда человек словно отгораживается от мира и замыкается на собственном "я". Оно становится для него вынужденным Центром всего. Презрение Печорина к миру - от безысходности в поиске идеалов и применения собственных сил и талантов. Романтический конфликт получил реалистическое решение.

Лермонтов попытался понять, что происходит с человеком, который состоялся как личность, но обществу не нужен. Где ему найти область для применения себя и своих способностей. Печорин не романтик-идеалист, который ставит себя выше прочих, он бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду. Это человек не столько эпохи высоких чувств и страстей, сколько эпохи мысли, Поэтому предметом его интереса становятся другие люди и возможность изучить человеческую натуру. Он похож на шахматиста и кукловода, Не найдя для себя стоящего дела, герой разыгрывает отношения с людьми как шахматную партию, просчитывая поступки других на десяток ходов вперед, а еще он любит манипулировать людьми, словно управляя ими за невидимые нити. И здесь автор показывает, что личные чувства не утратили своей полноты и искренности. Существуют и настоящая любовь, и преданная дружба. Но Печорин не готов к проявлению подлинных чувств людям, которые встречаются у него на пути.

Именно неспособность поверить настоящие чувства, и нежелание открыть свою душу поворачивают к нам героя другой стороной. В нем нет чувства жалости и сострадания, он не готов жить ради других. Герой придумывает этому объяснение: он топор судьбы, который падал на голову обреченной жертве, всегда без сожаления и без злобы. И здесь один из главных моментов в трагедии Печорина. Многое зависит от общества, но еще больше зависит от человека.

Душа Печорина зачерствела среди пошлости и лицемерия, но в нужный момент она не сумела оттаять, поверить в простые чувства, жить ради других. Поставив себя выше общества, он оказался его дурным порождением, "сделался нравственным калекой" и сгинул без следа. В своем неприятии мира людей герой заходит слишком далеко. Обратим внимание, что у него нет даже детских воспоминаний. Он ничего не говорит о своих родителях, отце и матери. Печорин - это человек без корней и памяти, а потому и без будущего.

В молодости Печорин был другим, казалось, что он любил весь мир, но его порывы и стремления, так никто и не понял, что и привело к эмоциональной сухости. Герой романа стал любить только себя и жить в свое удовольствие.

В отношениях и дружбе мужчина всегда является ведущим, ведь он не может быть ведомым, по той простой причине, что он не готов потерять свободу. Готов поскупиться даже честью, но свобода – это для него все.

Даже для любимых и близких людей Печорин не способен пойти на жертвы, он высасывает их чувства, и никто не получает в итоге счастья. Разум у главного героя всегда на первом месте, он подавляет истинные чувства. Печорин постоянно анализирует, взвешивает, просчитывает действия и поступки. Все это бесспорно мешает ему быть настоящим и показывать свои искренние эмоции. Он глушит свои чувства и находит этому рациональное объяснение для самого себя, поэтому герой романа и одинок.

Печорин невольный эгоист, который не готов к искренней дружбе или сильной и всепоглощающей любви. Да он и не дает себе влюбиться или заиметь сильную привязанность. Мужчина может, если захочет испытать настоящие эмоции и полюбить, но все это очень быстро ему наскучивает или опять же, просыпается разум и берет вверх над чувствами.

В романе Григорий Печорин позволял себя любить другим, теша свое самолюбие, все кто находился с ним чувствовали себя несчастными. В итоге главный герой одинок и несчастлив.

Позиция Печорина

Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.

В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Такой человек не имеет цели, разочаровывается в жизни. Он не способный к упорному, долговременному труду, не знает, в чем смысл жизни, каждое занятие ему наскучивает, им овладевает хандра. Люди данного типа личности не могут завязывать долгосрочные отношения, имеют отличные от общепринятых суждения и интересы. Такой человек обречен на одиночество.

Печорин был одинок, потому что он не мог найти себе места среди других людей.

Строить отношения с людьми юноша не умел. Так, он влюбил в себя Бэлу, но со временем девушка стала ему неинтересна. Влюбленная в героя княжна Мери нужна ему лишь для того, чтоб доказать самому себе своё превосходство над Грушницким, дружба с которым Печорина тоже тяготила, так как он не видел в ней смысла. Только лишь Вера и Вернер знали о переживаниях и чувствах героя, о его терзаниях и страданиях, но с Верой отношения у Печорина не сложились, потому что девушка была замужем, а Вернер, как и следовало, Печорину наскучил. Невозможность долгосрочных отношений с дру

Выбор Печорина

В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.

Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки). И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.

Бремя силы

Автор с самого начала даёт понять, что его герой является нетипичным для общества человеком. В своей жизни он старается выбирать самые сложные пути и предпочитает идти по ним, иногда вопреки здравому смыслу. Его странность проявилась и в истории с Бэлой, когда он, добившись её после долгих и целенаправленных ухаживаний, вдруг меняет вектор отношения и становится безразличным к её любви.


Однако он это сделал осознанно, а не по случайной прихоти рассудка. Понимая, что жизнь его кончится после того, как он обвяжет себя любовью с девушкой, он всеми силами старается вырваться из её уз, потому всякому душевному огню необходимо пространство для реализации. Без него он задохнётся и погаснет. Во всех историях без исключения внутренняя сила будет толкать его ко всё новым испытаниям, не давая надышаться запахом счастья.

На основе его поведения можно составить некий психологический портрет с набором определённых качеств. К ним относятся:

  • спокойствие и холодный рассудок;
  • мудрый взгляд на вещи;
  • смелость;
  • незаурядный ум;
  • азартность;
  • душевный поиск.

Рабство дружбы

Он имел случай познакомиться с некоторыми людьми и общаться с ними довольно продолжительное время (Максим Максимыч, Грушницкий), но друзьями их не считал. К слову, за это Максим Максимыч и обиделся на него, когда после долгой разлуки с ним Печорин всего лишь коротко улыбнулся и протянул руку, когда тот на радостях хотел обнять друга. Если подумать, то он был прав. Каждый человек в той или иной степени самолюбив и не умеет общаться с другим, даже если тот его друг. Он говорит, слушает и думает только о себе, а если и интересуется жизнью другого, то просто ради приличия.

Одиночество как привилегия

Дружба всегда обязывает к чему-либо, и это является её главным минусом. Многие люди закрывают на это глаза, ведь плюсов от неё гораздо больше, как им кажется. Имеющий друга человек всегда располагает следующими преимуществами:

  • ощущение значимости;
  • отсутствие скуки;
  • возможность взаимовыручки.

У одиночества же есть только один плюс и он заключается в независимости. Можно долго спорить, что же лучше: быть одиноким или окружённым многочисленными друзьями. Стоит сказать только, что быть одному гораздо тяжелее в моральном плане, т. к. свобода всегда дорого обходится человеку.

Выбрав этот путь, он изначально обрёк себя на несчастное существование. Нельзя утверждать, что для него это было вполне терпимо. Ощущение силы и отсутствие каких бы то ни было связывающих цепей в отношениях иногда поднимают в нём горький забытый осадок, заставляющий задуматься о смысле своего существования.

Одиночество Печорина

Герой всячески старается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Он сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, рождена именно тем, что герой закрылся от людей, оставив в кругу своих интересов только собственную персону. Печорин, возможно, мог бы любить людей, найти настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая одиночество.

Таким Печорина сделало общество. Он сам говорит об этом, беседую с Максимом Максимычем или Мери. Но в итоге Печорин стал личностью, закрывшей свою душу от всего доброго и хорошего, что могло бы в ней поселиться. Таких людей можно только пожалеть, ведь достичь счастья, имея такую циничную натуру просто невозможно. Каждый человек – хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись испытывать чувства искренне и длительно, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.

Скука спокойной жизни

Как следствие, он вынужден искать его в других жизненных ипостасях. Его внутренний голод заставляет двигаться и не засиживаться долго на одном месте, чтобы не думать о своей горькой доле одинокого человека, думы о которой только съедают всю жизненную энергию и загоняют в тоску. Кроме того, он постоянно ищет способ развлечь свою тоскливую душу.

Неспокойный и язвительный характер Печорина часто склоняет его к самым изощрённым выдумкам и участию в историях. Однажды он чуть не задавил на своей тройке близ проходящего чиновника, за что последний глубоко обиделся и начал питать к нему сильную ненависть. Усугубилось это ещё и тем, что Печорин огласил это смешное, по его мнению, происшествие своим приятелям, тем самым высмеяв чиновника.

Естественно, тот не захотел оставить это просто так и просил публично принести извинения. Беспристрастный Печорин отказал ему в этом и в ответ на его возмущения предложил драться. Это и кончилось бы дуэлью, если бы не семейные обстоятельства чиновника, смерть которого была бы недопустимой для его одинокой матери, которую он содержал.

Помимо этого, у него были и другие выходки. К ним можно отнести:

Клеймо убийцы

Если невинные, хотя и злорадные выходки Печорина могут только повеселить читателя, то последняя история с Грушницким заставит их вскинуть брови. То, как поступил главный герой, было по меньшей мере неожиданностью. Сразу вспоминается предостережение самого Лермонтова во вступлении, где говорилось о крайней нечеловечности персонажа.

На фоне предшествующих событий, где герой представал перед глазами как человек тонкого юмора и сильного благородного характера, его последний поступок вызывает когнитивный диссонанс. Его дуэль с Грушницким была не совсем честной. Последний со своими секундантами хотели подсунуть Печорину пустой револьвер. Он случайным образом узнал об этом заговоре и в нём вскипела сильная злость на своего приятеля.

Несмотря на это, Грушницкий не решился убить его (хотя мог), а лишь ранил в ногу. В главном герое же продолжала гореть обида и он пошёл на чёрный компромисс со своей совестью, убив своего обидчика. Если в смерти Бэлы он не был непосредственным виновником, здесь от его руки действительно ушёл из жизни человек. Он убил его потому, что тот не хотел публично принести извинения за клевету в его адрес. Неизвестно, на что ещё пойдёт человек принципа, если он готов за него взять на себя такой грех.

Самобичевание героя

Вряд ли он не осознавал, что убийство его приятеля не будет иметь трагических последствий в первую очередь для его души. Он знал, что такому человеку будет тяжело жить, постоянно скрывая в себе боль и слёзы раскаяния. Каким-то неведомым образом он принял решения взять на себя эту тяжёлую долю и продолжать жить с ней. Неудивительно, что спустя некоторое время после дуэли его нервы не выдержали, и он долго омывал слезами землю.

Этому способствовал ряд событий, виновником которых и был он сам. Отвергнув влюблённую девушку и загнав её в болезнь, он параллельно с этим разрушал другую семью. В него была влюблена старая знакомая, которую и он очень любил. Ради него она бросила мужа, но он, несмотря на свою любовь, продолжал её мучить, не подавая надежды на совместную жизнь. В последний момент он спохватился и захотел последний раз встретить её перед отъездом, но его конь пал в пути от истощения.

В этот момент он был вынужден оказаться в жалком положении духа: раскололось и улетучилось как дым всё его хладнокровие и выдержка. После двух бессонных ночей, напряжённых нервов и всех прошедших событий он не выдержал и горько зарыдал. Создаётся впечатление, что человек нарочно всё это делал, и это есть его идеальная жизнь, когда в ней полно страданий и есть причина для душевных мук. Это, возможно, и есть причина, почему Печорин несчастлив.

Что случилось с Печориным в Тамани?

В Тамани Печорин как раз и встретился с Ундиной, которая пыталась его утопить. Но, обо всем по порядку. В самом начале Печорин приехал в Тамань и попросил поселить его в каком-нибудь свободном доме. Оказалось, что из свободных домов есть только один с какой-то очень странной историей и вообще там творится какая-то чертовщина. Поселившись в доме Печорин обнаружил там гуляющего неподалеку слепого мальчика, у которого было бельмо на обеих глазах и из-за него он якобы ничего не видел.

Ночью Печорину не спалось и он увидел как этот мальчик с каким-то свертком идет к воде. Он решил проследить за ним и так обнаружил лодку с контрабандистом Янко, который вместе со слепым и Ундиной разгружал какие-то тюки. Они были так увлечены, что не заметили Печорина.

На утро он попытался сначала разговорить слепого мальчика, но тот только хныкал и отбивался. Тогда он начал пугать девушку, которую видел ночью, что сдаст ее коменданту вместе со слепым, как контрабандистов. Она не нашла ничего лучше как начать соблазнять Печорина: целовать, извиваться вокруг него и звать покататься ночью на лодке.

Что было дальше вы уже знаете – Печорин выкинул Ундину из лодки и сам доплыл домой, она, почему-то вплавь доплыла гораздо быстрее чем он. Девушка и Янко, бросив слепому мальчику какие-то деньги уплыли на лодке, опасаясь, что Печорин сдаст их.

Сам Печорин тягостно пережил этот момент думая о том, зачем он вообще растревожил жизнь “мирных” контрабандистов. После чего уехал из Тамани.

Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения. Она влечет героя к новым и новым впечатлениям. Он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу. При этом герой испытывает не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности. Конечной целью жизненной активности становится познание смысла действительности pi своей личности. Эта устремленность к высшим целям выделяет Печорина из среды, сообщает масштабность его личности и характеру. Однако опыты Печорина каждый раз демонстрируют ему бессмысленность бытия и роковую неопределенность цели его жизни.

Ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. Отсюда вырастает мысль о смертр! как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределенного круговращения. В итоге Печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Великое предназначение, уготованное ему, необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но обернулись страданием и мукой. Он мужественно несет этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьезный смысл своему пребыванию в мире. Вот эта непримиренность Печорина с самим собой, со своей долей свидетельствует о неуспокоенности и значительности его личности.

В романе сообщается о новой попытке найти пищу для души — Печорин отправляется на Восток. Его развитое критическое сознание обращено к сущностным проблемам жизни человека и мира. Оно не завершилось и не обрело гармоничной цельности. Лермонтов дает понять, что в России Печорин обречен на прежнее состояние. Путешествие в экзотические, неведомые страны также мнимо, ибо убежать от себя герой не может.

В истории души дворянского интеллигента середины XIX века изначально заключена двойственность: сознание личности ощутило свободу воли как непреложную ценность, но приняло болезненные формы, личность противопоставила себя окружающему и столкнулась с такими внешними обстоятельствами, которые рождали скучное повторение норм поведения, сходных ситуаций и ответных реакций на них, способных привести в отчаяние, обессмыслить жизнь, иссушить ум и чувства, подменить непосредственное восприятие мира холодным и рассудочным, вынести из всего этого горького опыта лишь отрицательный взгляд на мир.

К чести Печорина, он ищет в жизни положительное содержание, верит, что оно есть и только ему не открылось, сопротивляется негативному жизненному опыту и надеется на то, что история его души обогатится и обретет способность к свежему и здоровому восприятию бытия. В этом побудительном мотиве, относящемся в большей мере к читателю романа, чем к его герою, и состоит то духовное завещание, которое передано нам Лермонтовым.

Для Бэлы главный герой стал хозяином, господином, поэтому она вела себя с ним как раба. Именно по этой причине чувства Печорина к ней остыли. Он добился ее расположения и потерял интерес, герою стало скучно.

11аслаждаться Решено всеми удовольствиями… и, разуа

Но Онегин обрел Любовь к Татьяне, хотя и поздно; он испы­тал горе, печаль, раскаянье, страсть — и расстались мы с ним на перепутье, с надеждой: может быть, жизнь его еще напол­нится…

Исповедь Печорина исключает надежду: Я надеялся,

«ьо мне душа испорчена светом, воображение беспокойное,

If

Княжна Мери

Образ Печорина — вариант 4

Читайте также: