Сочинение когда говорят пушки музы молчат

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование урока: мультимедийная презентация по теме урока, включающая в себя слайд-шоу, музыкальное сопровождение (песни военных лет), грамзаписи стихов поэтов-фронтовиков.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда вся страна ещё спала, гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.

Подвиг Советского народа в годы войны стал также и подвигом литературы. Поэзия воюющего народа опровергла известную поговорку: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

В первые дни войны число писателей-фронтовиков достигло двух тыс. Более трёхсот из них не вернулось с полей сражения (Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль). Фашизм занёс руку и на будущее советской литературы: на войне погибли десятки молодых талантливых писателей – Николай Майоров, Григорий Суворов, Павел Коган и мн. др.

И не случайно то, что мы литературу военных лет выделяем отдельно, отводим ей особое место.

Для самых первых стихов о войне характерна грозная речь, суровость интонаций. Отчётливо выступает плакатная образность стихов, жанр стихотворения-листовки. Наглядным примером может служить “Священная война” В.Лебедева-Кумача. (Звучит песня)

Сила этого произведения рождена временем, героическим порывом страны, вставшей на бой с фашизмом. В этом стихотворении голос души народа.

Вслед за “Священной войной” появляется “Песня смелых” Алексея Суркова. Её ритм совсем иной – напряжённый, торопящий человека в бой, зовущий в поход:

Песня – крылатая птица –
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

“Песня-птица” - это сравнение подтвердилось жизнью. Песню, а точнее стихи, только что написанные, пели на всех фронтах, облетая войска, она оставалась в сердцах, а затем, в письмах, возвращалась в тыл. Но, можно сказать, уже иная, выстраданная, прошедшая через солдатскую душу. Именно она – “солдатская душа” - стала героем лирики Алексея Суркова.

В этом особенность его поэзии.

Поэт с первого дня войны (с 26 июня) уже на фронте. Официально А.Сурков – военный корреспондент газеты западного фронта “Красноармейская правда”. Он, как участник всех сражений, перенёс и горечь отступлений, и тяжесть оборонительных боёв. Эти слова можно отнести ко всем поэтам-фронтовикам (Константину Симонову, Александру Твардовскому, Юлии Друниной). Поэты видят страдания народа и призывают (чаще в открытой форме) бить врага – это “Бей врага” Веры Инбер, “Убей его!” К. Симонова. Та же тема трактовалась, и более глубоко, в творчестве А.Суркова. Наиболее характерным является стихотворение “Человек склонился над водой”, написанное в 1941 году. Поэт рисует человека, не уточняя, кто он:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он бою жесток? (пауза)

Но не только призывы к защите родины, к уничтожению врага были темой военной поэзии. Именно в те годы появляются нежные, искренние стихи о любви, о верности, о счастье. Именно любовь бережёт солдата от пули, от смерти, она согревает в “холодной землянке”. Эта тема выявляется в стихотворении Суркова “Землянка” 1941гг.

Алексей Сурков говорил о своей песне: “А родилась эта песня случайно… Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”

Тема “заплутавшего” среди войны счастья не оставила поэзию, тема ожидания “всем смертям назло”. Именно так она трактуется у Константина Симонова (например, стихотворение “Жди меня”).

В его творчестве периода войны широко освещена тема Родины, русской матери. Наглядным примером является стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”, написанное в том же 1941 году. Автор выбирает форму стихотворения-посвящения А.Суркову. Повтор заглавной строки даёт возможность воссоздать картину народной трагедии путём воспоминаний, связанных с отступлением войск. Именно тогда автор впервые узнал “дорожную тоску”. Отступление тяжело переживается всеми. Но русская душа великодушна к своим воинам, поэтому и появляются слова старухи “покуда идите, мы вас подождём”…

(Звучит стихотворение в исполнении автора)

Поэзия укрепляла душу человека, и стихи создавались не только на фронте. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Позже она вспоминала:

“Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.

(Далее читается отрывок из “Февральского дневника” ч. 1, 2. Одновременно показ слайдов: разрушенный Ленинград.)

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Уходили на войну и ваши сверстники. И сегодня мы вспомним имя ещё одного поэта-фронтовика, вернее поэтессы, Юлии Друниной.

Только за месяц гастролей на Калиниском фронте ансамбль Утесова дал 45 концертов по полной программе. Условия для выступления были трудными, приходилось по нескольку раз в день переезжать с место на место. Но никто не жаловался, все понимали – это надо бойцам, это надо для Победы.
А сколько таких ансамблей, концертных бригад, театральных труп выступили перед бойцами в годы войны!

Приходили и необычные письма.
«Тов. Твардовский, спрашиваем вас: нельзя ли в вашей поэме заменить имя Василий на Виктор. Так как Василий – мой отец, ему 62 года, а я сын его – Виктор Васильевич Теркин, командир взвода. Нахожусь на Западном фронте, служу в артиллерии.
А поэтому, если можно, то замените и результат прошу сообщить мне по адресу:
П/п312668, арт.полк, 2-й дивизион.
Теркину Виктору Васильевичу.

Другой фильм "Радуга" показали в годы войны дипломатическому корпусу. После просмотра к режиссеру фильма Марку Донскому подошел американский посол в Москве Эверал Гарриман. "Ваша картина потрясла меня, - сказал он. - Вы не станете возражать, если мы покажем ее президенту Рузвельту и американскому народу?"

"Радуга" отправилась в Америку. Через некоторое время пришла телеграмма от президента Рузвельта:
"Дорогой господин Донской! В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм "Радуга". Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии, в сопровождении комментариев Рейнольдса и Томаса. С благодарностью, Ваш Франклин Рузвельт".
Советские дипломаты, работавшие в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. "Радуга" производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. Американцы присудили "Радуге" "Оскара".
А когда Шостакович сочинил знаменитую Ленинградскую симфонию, американцы сравнили ее со открытием второго фронта. Настолько сильно она поднимала дух на борьбу с фашизмом.

"Сквозь время – везде и всегда
Мучительно помним про это:
Пришла в 41-м беда
И лишь в 45-м Победа".

"Прошла война!
Прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем".


Образовательная: расширить представление обучающихся о жанрах литературных произведений, жанрах произведений изобразительного искусства и о роли искусства в годы Великой Отечественной войны.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.

Развивающая: Развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь обучающихся.

Ход урока

— Как вы понимаете эти слова?[1]

В конце этой фразы мы поставили вопросительный знак. В течение урока вы должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова.

В изобразительном искусстве первыми произведениями, созданными сразу после начала войны, стали плакаты. Что такое плакат?

Стихи, написанные в первые дни войны, отличались особой торжественностью. Это стихи-призывы, стихи-клятвы.

Чтобы поддержать боевой дух народа писателями создавались публицистические очерки, статьи. Их целью было воздействовать на читателей, затрагивая самые важные проблемы. А что было самым важным в то время? Защита Родины.

Почему А. Н. Толстой обращается к народной сказке? (Народный характер войны).

Какое народное, просторечное слово употребляет автор в конце очерка? (Сдюжим — одолеем, справимся). А чтобы одолеть сильного врага, нужно иметь недюжинную силу. Не случайно в русском фольклоре защитниками родной земли были…? (Богатыри).

Образ богатыря появляется и на плакате 1941 г. А что же богатырского в солдате, изображенном рядом с ним. (Сила духа, решительность, мужество).

Как называются стихи, в которых говорится о любви к Родине о стремлении защищать ее? (Патриотические).

В годы войны создавались не только такие произведения. Что еще придавало бойцам силы на фронте? Оком они думали, беспокоились? (О родных, близких, любимых). Так рождались стихи о любви, согревающей бойца на войне, вселяющей в него веру в победу. Это — лирические стихи.

(Аудиозапись песни + слайд)

(Исполнение песни ученицей)

Особая страница в истории военного плаката связана с творчеством художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Стихи-подписи к плакатам тоже сатирические. На что они похожи? (На частушки). В годы Великой Отечественной войны частушка получила новую жизнь. Почему? (Смех — тоже оружие против уныния, отчаяния, горя).

(Исполнение частушек военных лет учениками)

Плакаты отразили все важнейшие события войны. В яркой, образной и в то же время лаконичной форме они говорили о самом главном, обращаясь к сердцу человека.

Итак, согласны ли вы, что во время войны музы молчали? (Нет). С какими жанрами литературных произведений и произведений изобразительного искусства вы встретились сегодня на уроке.

[1] Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат — Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Последняя поговорка известна из речи (52 до н. э.) Марка Туллия Цицерона в защиту Милона. Иносказательно: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель литературы, Москва, Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, защита Родины, плакат, произведение, стих, учитель.

Похожие статьи

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок

Роль литературы о войне в нравственном воспитании. Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор.

Из огня пожарищ Великой Отечественной войны наша страна вышла стойкой и духовно закаленной. Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и высокой духовностью победили врага.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов искусств. В стороне от решения важнейших моральных общечеловеческих проблем, от попыток передать в художественных образах героическое напряжение народа не мог остаться.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой.

Истории развития плаката в Первой мировой войне посвящены работы Березовой Л. Г

Плакат — броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но.

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР. )

Ветеран Великой Отечественной войны и труда, участник обороны Москвы и Северного Кавказа Валентин

(Учитель предлагает участникам мероприятия на плакате «Агитокно «Чтобы не было войны

Выступления детей: — выразительное чтение стихов о войне и мире

Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной

Великая Отечественная Война наложила отпечаток абсолютно на все сферы

Москва, слайд, Великая Отечественная Война, День, народ, Сталинград, Россия, III.

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления

Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.

Методическая разработка мероприятия к 70-летию Победы.

Ведущий1: Великая Отечественная война. Ведущий2: Великие битвы. Ведущий1: Великие победы. Ведущий2: Битва за Москву.

Ведущий 1: Слово предоставляется члену союза писателей Берсеневу Сергею Витальевичу, стихи.

Особенности творческого процесса работы над советским.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать

Ефимов Б. Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках.

Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

И коль уж Музыка звучит. пускай оружие молчит.. .
Музы помогали нашим Солдатам в самые трудные минуты их Жизни.. .
Музы двигали их к Победе.. .
Музы возвращали их к Жизни. .
Музы не молчали никогда, даже когда гримели пушки. в Сердце Солдата всегда горел Огонь.. .

Коль музыка звучит..пусть оружие молчит. А Музы вдохновляли и вдохновляют храбрые Сердца .



Из-за грохота оружия музу не услышишь. Так зачем надрываться? Когда оружие замолчит, тогда придёт время музы.

Не молчат. Вспоминайте не слишком далекую ВОВ. Множество произведений, особенно поэтического ряда было написано и создано в годы войны. Бессмертное "Жди меня", или "Фронт", Катюша, которую знает весь мир, тоже родилась в период войны. Синий платочек. Примеров масса.
Тот же Гашек начал писать своего Швейка, когда еще гремели пушки первой мировой.

Вроде как правильно будет "Когда говорят пушки, музы молчат".
Потому что против снаряда искусством не выстоишь.

Это древнее изречение неверно. Даже в Спарте был поэт, который прославился своими военными песнями (имя не помню) . А уж песни нашей Великой Отечественной! Они же поются до сих пор, потому что действительно хороши.
Известно много прекрасных стихов, написанных на войне и о войне.
Роман Барбюса "Огонь" вышел в 1916 году, когда 1 мировая война еще гремела.

Спасибо Вам, Элла, за ответ !
Я тоже считаю, что Музы не молчат ) просто их не слышат те, у которых уши заложило от пушечных выстрелов )

Может быть потому, что ее просто не услышат, от грома и треска, а еще как-то не достойно Музе говорить, (петь, танцевать, читать стихи) если постоянно перебивают- Нет гармонии, совершенства и никакого творческого восторга, а Музы просто этого терпеть не может. Она вить творит и создает, а Оружие (когда гремит) все рушит-это две вещи не совместимы.

Чтобы не отвлекать от боя.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Когда говорят пушки…

Безусловно, военная наука достаточно строга, чтобы оставлять время для поэзии, музыки, танцев, но она и достаточно снисходительна, чтобы позволить своему адепту попробовать найти для всего этого возможность – рискни, мол, храбрец… И храбрецы находились!

Японских самураев наравне с фехтованием обучали каллиграфии, а ещё в них воспитывали умение видеть прекрасное, ценить его, любоваться красотами природы и произведениями искусства, поэзией и музыкой. Причём любовь к искусству была точно так же важна для самурая, как и военное мастерство, тем более, если воин-самурай хотел стать в мирное время хорошим правителем.

Примечательно, что великий полководец ошибся в отношении Евдокима Давыдова - младшего брата Дениса, предсказав ему гражданскую службу. При Аустерлице, получив пять ран саблей, одну штыком и одну пулей, Евдоким Давыдов был оставлен замертво на поле сражения. Пролежав до ночи, он пришёл в себя и кое-как добрёл до ближайшей деревни, занятой нашими ранеными. Затем был французский плен, впрочем, раненого офицера поместили в лазарет и лечили. Там Евдоким встретился с Наполеоном, который, обходя больных, спросил Давыдова:

- Семь, ваше величество, - ответил тот.

- Столько же знаков чести! - сказал Бонапарт.

Впрочем, великий полководец не ошибся в главном – представители рода Давыдовых были именно служилыми людьми, теми, на которых и держалась Россия, а такие всяко себя проявят, будь то военная служба или гражданская.

Как уже говорилось, Денис постигал военную науку с детства, но и также он учился французскому языку, танцам, рисованию и музыке. В общем, классическое домашнее образование дворянского отпрыска.

Первым серьёзным испытанием в жизни Дениса Давыдова стал его маленький полутораметровый рост (по другим данным - один метр пятьдесят пять сантиметров). В 1801 году отец определил Дениса Давыдова в Кавалергардский полк (тяжёлая гвардейская кавалерия), в который принимали высоких и физически крепких людей. Чего стоило добиться приёма Давыдову, сказать сложно, но в итоге он поступил именно в кавалергарды, выслужив через год офицерский чин. Служба не мешала Давыдову заниматься поэзией, но при этом он не без участия своего двоюродного брата графа А. М. Каховского всерьёз засел за учебники, постигая военную историю, фортификацию, картографию, экономические теории английских экономистов и, разумеется, словесность.

«… Коль ты имеешь право управлять,

То мы имеем право спотыкаться,

И можем иногда, споткнувшись,- как же быть,-

Смысл этой басни всякий знает…

Но должно - тс! - молчать: дурак - кто всё болтает.

Последовало наказание, впрочем, довольно мягкое: в 1804 году Давыдов был выпровожен из гвардии в Белорусский гусарский полк, стоявший в Подольской губернии в Малороссии.

Вообще, считается, что у Давыдова были свои причины для подобных выпадов в адрес императорской фамилии.

После смерти Екатерины попал в опалу Суворов, а вместе с ним и все его соратники. В полку, которым командовал Василий Денисович Давыдов, обнаружили недостачу в 100 тысяч рублей. Бригадир был уволен по решению суда, который также обязал его выплатить потерянную сумму. Говорили, что Василий Денисович не был виновен в недостаче, но хороший военачальник - не всегда хороший администратор, и сейчас сложно судить о степени его вины.

После восшествия на престол Александра I надежды служилого дворянства не оправдались, и, по сути, басни Давыдова отразили настроения таких же, как и он, молодых офицеров.

И при всём при этом поэт никогда не забывал, что он человек военный, а стало быть его место там, где Отечество воюет. Узнав о подвиге брата под Аустерлицем, Денис всеми правдами и неправдами добивается перевода в действующую армию.

В 1807-1810 годах Денис Давыдов участвовал в боях с французами, воевал в Финляндии и Молдавии. Ему посчастливилось служить под началом Багратиона, Кульнева и проявить себя не только отменным храбрецом, отмеченным высокими наградами, но и грамотным офицером.

В апреле 1812 года Денис Васильевич был произведён в подполковники и назначен командиром 1-го батальона Ахтырского гусарского полка.

Отечественную войну 1812 года Ахтырский гусарский полк встретил одним из первых и вплоть до 24 августа находился в постоянном соприкосновении с противником.

Буквально перед сражением Багратион подписал приказ о создании летучего партизанского отряда. Отряд состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков, которых Давыдов отбирал лично. Сразу же по завершению боя за Шевардинский редут отряд Давыдова отделился от действующей армии и отправился в рейд по тылам французской армии.

Следует сказать, что новатором в этом Давыдов не был. С 22 июля действовал партизанский отряд под командованием генерала Ф. Ф. Винцингероде, созданный по инициативе военного министра М. Б. Барклая-де-Толли.

Что же касается летучего отряда Давыдова, то во время войны он прославился небывалыми подвигами, вот лишь некоторые из них: с 50 гусарами и 80 казаками в одной из вылазок Давыдов умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, телегу с патронами и девять телег с провиантом; под Ляхово он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; при подходе к Парижу он вместе с казаками прорвался сквозь гусар бригады генерала Жакино к французской артиллерийской батарее и, уничтожив прислугу, решил исход сражения.

Войну он закончил генерал-майором.

А вот военная карьера Дениса Давыдова вдруг забуксовала. Вначале его отправили командовать драгунской бригадой, которая стояла под Киевом. Драгуны кавалеристами воспринимались не иначе, как посаженными на лошадей пехотинцами, но приказ есть приказ. И как вишенка на торте, Денису Васильевичу сообщили, что чин генерал-майора ему присвоен по ошибке, и он полковник конно-егерской бригады в Орловской губернии. Это было последней каплей. Давыдов отказался от назначения в письме императору, мотивируя тем, что носит усы, а егерям по форме одежды усы не полагались. Уже смирившись с отставкой и последующей опалой, Денис Васильевич вдруг вновь оказывается генерал-майором и возвращается в гусарский полк.

Шесть лет он посвятил литературной деятельности, ведению хозяйства, воспитанию детей. Их у Давыдова было девять.

В 1826 году, в день своей коронации в Москве, новый император Николай I предложил Давыдову вернуться на действительную службу.

В сентябре 1826 года Давыдов уже сражается на Кавказе. В 1827 году с успехом действовал против персов. Но двоюродный брат Давыдова А. П. Ермолов, командующий Отдельным грузинским корпусом, считался неблагонадёжным и был смещён с должности. И вновь Давыдову не нашлось в армии места.

Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Мастерская Джорджа Доу.

Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Мастерская Джорджа Доу.

Он не боялся ударов судьбы и шёл им навстречу, когда с саблей, а когда и с пером в руке. И судьба была к нему благосклонна, уважая то ли за храбрость и безрассудство, то ли за лёгкость пера и дар поэтического слова. Наверное, и за то, и за другое. Сам он считал, что не достиг подлинных успехов ни на военной службе, ни на поприще литературном.

Скончался знаменитый партизан и поэт 22 апреля (по григорианскому календарю - 4 мая) 1839 года на 55-м году жизни. Прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Читайте также: