Сочинение каюм насыйри хэм татар фольклоры

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

IV .Список использованной литературы.

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории. Каюм Н асыйри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыйри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

К. Насыйри является великой личностью . Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки. В данной работе мы будем рассматривать его труды в области татарского языка.

Актуальность этой работы заключается в том, что богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыйри и сейчас является бесценным даром в воспитание молодого поколения.

Целью своей исследовательской работы мы определили изучение творческого наследия Каюма Насыйри.

Объект исследования: творчество Каюма Насыйри.

Предмет исследования: роль творчества Каюма Насыйри в развитии татарского языка и художественной литературе.

Гипотеза исследования: конкретные тематические исследовательские работы по изучаемому предмету способствуют более качественному усвоению знаний у учащихся.

Задачи работы:

1. Знакомство с биографией Каюма Насыйри;

2. Исследование трудов по развитию современного татарского языка;

3. Знакомство с просветительской деятельностью Каюма Насыйри;

База исследования: школьная библиотека Реченской ООШ, сельская библиотека с. Речное, Центральная библиотека пгт Алексеевское, информационные ресурсы.

Структура и объем работы : введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

II .Основная часть:

Каюм Насыйри (Габделькаюм Габденнасырович Насыров) — один из виднейших представителей татарской просветительской мысли, энциклопе дически образованный ученый, писатель, мыслитель-гуманист.

Родился будущий просветитель 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свия жского уезда Казанской губернии ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района. Отец и дед его были образованными людьми. Первоначальное образование по лучил в мектебе своего отца. В 1841 году для продолжения образования молодой Габделкаюм приезжает в Казань и на протяжении 15 лет учится в одном из признанных учебных заведений города. Здесь он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве усвоил родной язык и тайно от других изучал русский. Благодаря своему усердию и любознательности Каюм Насыйри превзошел других шакирдов. Медресе он заканчивает в звании пишкадама (лицо, окончившее полный курс медресе и оставленное в нем для подготовки к преподавательской деятельности). П осле окончания медресе в качестве вольнослушателя посещает лекции в Казанском уни верситете и там налаживает связи с русскими учеными. Учеба в медресе позволила ему изучить гуманистические традиции куль туры мусульманского Востока и приобщиться к наследию таких корифеев мысли, как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Али шер Навои и др. Посещение же занятий в Казанском университете и общение с русскими учеными открыли перед ним воз можность для приобщения к европейской науке и культуре.

В 1855 году К. Насыйри был приглашен учителем татарского языка в православное духовное училище, а потом в духовную семинарию. Работа в них продолжалась до 1871 года. После ухода из духовной семинарии он открывает школу для татарских детей по изучению русского языка.

Нелегко было организовать в то время школу для татарских детей. В 1876 году, вследствие расхождения с В.В. Радловым в вопросах методики обучения, Каюм Насыйри уходит из этой школы и посвящает все свое время литературной и научно-педагогической деятельности. В эти годы Каюм Насыйри написал лучшие свои произведения. Жил он на средства, получаемые от частных уроков, на поступления от составления прошений, переводов текстов татарских документов на русский язык и от продажи своих книг.

Всю свою жизнь Каюм Насыйри посвятил литературной и научной деятельности. Он умело организовывал свой рабочий день. Занимаясь большой научно-исследовательской деятельностью, он уделял время и физическому труду. Его работоспособность была необычайно велика. Прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, приготовлял крахмал и с помощью электричества (гальванизации) занимался серебрением и золочением; хорошо знал кулинарию; делал музыкальные инструменты, но больше всего любил столярное дело и до конца своей жизни систематически занимался им.

Каюм Насыйри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыйри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыйри с 1855 года до глубокой старости был активным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Он собирал, передавал на рассмотрение Общества материалы по татарскому фольклору, выступал с докладами на заседаниях.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюм Насыйри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями национальной культуры.

Скончался Каюм Насыйри 20 августа (2 сентября) 1902 года в возрасте 77 лет.

Из-под пера Каюма Насыйри всего вышло 40 произведений. Кроме того, он оставил огромный рукописный фонд.

В плане всестороннего освещения вопросов лексического богатства татарского

Как писатель-просветитель К. Насыйри внес существенный вклад в развитие татарской художественной литературы. С его именем связана новая полоса в истории татарской литературы, одной из характерных признаков которой является переориента ция на Запад. Старая татарская литература развивалась исключительно под влиянием восточных традиций. С литературной деятельностью К. Насыйри связаны первые шаги соединения этой традиции с художественной практикой Запада.

Он ставил задачу создания и распространения произведений национальной культуры, написанных на доступном широким народным массам языке. В осуществлении этой задачи значительную помощь оказало ему глубокое изучение богатого татарского фольклора.

Большое значение имели работы Каюма Насыйри по литературоведению, литературной критике и этнографии.

Каюм Насыйри вошел в историю татарской литературы как автор ряда художественных произведений. Его литературное наследие содержит краткие рассказы, новеллы и стихотворения. Наряду с созданием оригинальных сочинений он проводил большую работу по отбору лучших повестей, рассказов и новелл, изданных на арабском, персидском и турецком языках и переводу их на татарский язык. В своем литературном творчестве он широко опирался также на татарский фольклор.

Каюм Насыйри имеет известные заслуги и в области литературной критики. В свих научных докладах, публицистических статьях, в особенности в календарях, он немало потрудился над созданием литературной критики. Каюм Насыйри рецензировал книжные новинки, указывал на необходимость улучшения как содержания, так и оформления их. В его про изведениях встречаются первые попытки оценки творческого на следия татарских поэтов прошлого Г. Утыз-Имяни и Г. Кандалый.

Начатые Каюмом Насыйри труды, несмотря на упорное противодействие всех реакционных сил татарского общества, не остались под спудом. Эти труды в свое время оказали большую услугу в деле просвещения народа, они перешли и к молодому поколению, обогащая его положительной традицией. Татарские писатели начала ХХ века начинают свою литературную деятельность с изучения трудов Каюма Насыйри. Не случайно, что татарские народные поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в своих автобиографических очерках с уважением вспоминают, что они с самых ранних лет с увлечением читали произведения К.Насыйри.

Таким образом, К.Насыйри не только создавал научные труды и литературно-публицистические произведения, но и практически был заинтересован в том, как ими должны пользоваться народные массы. Просвещение народа для него было первым шагом к достижению цели и средством для улучшения жизни народа .

Произведение написано в фантастическом плане. Изображенные там события весьма далеки от реальной действительности, но под этими фантастическими образами защищаются идеи гуманизма, ведется борьба против бесправия и деспотизма.

Произведение написано сатирически и содержит много иронических описаний. Художественные качества произведения усиливаются вкрапленными в текст краткими диалогами и остроумными выражениями. Также имеет большое значение то, что разговоры отдельных персонажей даются со всеми присущими им особенностями, удачно используется для характеристики образов эпистолярная форма. Все эти средства улучшают художественные качества произведения и еще полнее раскрывают его идейное содержание.

III .Заключение

Каюма Насыйри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыйри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Каюм Насыри – известный в Татарстане ученый-этнограф, литератор, просветитель 19-го века.

Творчество каждого ученого-просветителя навсегда остается в истории философии. Не стал исключением и Каюм Насыри, татарский ученый, философ, первый новатор реформистского течения. К концу 19-го века наметилась необходимость формирования национальной татарской школы, и он внес в это дело свой внушительный вклад. Хотя остался чужим среди своих, его считали предателем и отступником. И только спустя много лет после смерти, труды Насыри признали духовным наследием, весомым вкладом в развитие национальной культуры, письменности и языка.

Детство и юность

Родился Габделькаюм Габденнасырович Насыров (полное имя ученого) в небольшой деревеньке Верхние Ширданы 2(14) февраля 1825 года. Его отец – известный богослов и мастер каллиграфии Габденасыр бин Хусейн, преподавал в мектебе. Там же получил свое первое образование и Каюм. Позже отец отправил сына в Казань, где он продолжил обучение в медресе. Молодой человек овладел персидским, арабским и турецким языками, отдельно интересовался и русским. После окончания медресе поступил в Казанский университет, посещал его на правах вольного слушателя.

Наука и творчество

Свою трудовую биографию Насыри начал с должности преподавателя казанского духовного училища. Позже, накопив достаточно педагогического опыта, молодой человек перешел преподавателем в духовную семинарию. Это решение Каюма не нашло поддержки у многих его соотечественников, как и то, что он увлекался изучением культуры России. Ему даже придумали прозвище – Урыс Каюм, что переводилось, как русский Каюм, и зачислили в ряды предателей своего народа.

Не обращая внимания на реакцию общественности, Каюм продолжает работать над совершенствованием своих знаний. Он много читает, особенно восточные рукописи и труды ученых из Европы. Именно в тот период он и начал писать собственные произведения.

Каюм Насыри

В 1871-м Габделькаюм Габденнасырович ушел из семинарии, организовал свою русско-татарскую школу. Это стало возможным, благодаря проведению реформ системы образования. Однако действительность оказалась не такой радужной, как хотелось бы Насыри, очень многие его идеи не находили поддержки, ни моральной, ни материальной. Дошло до того, что педагог содержал школу за свои средства, но и это не спасло ее от закрытия. Спустя пять лет разногласия с инспектором татарских училищ В.Радловым привели к закрытию учебного заведения.

Каюм Насыри

Каюм Насыри

Популярность ждала и календарь, составленный Каюмом в 1871 году. Он состоял не только из дат, но и полезной информации. Спустя некоторое время за ним закрепилось звание энциклопедического календаря.

Еще одному направлению Каюм Насыри оказывал пристальное внимание – литературному творчеству. Он стал автором поучительных рассказов и повестей, которыми зачитывались не только дети, но и взрослые. Все работы мыслителя выходили на родном языке, чтобы их могли прочесть его соотечественники.

Научное сообщество Казани также относилось к Насыри с огромным уважением.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Точных сведений о личной жизни ученого-просветителя нет. Согласно одним данным, Каюм обладал настолько скверным характером, что не мог найти себе девушку по душе и создать с ней семью. По этой причине он предпочел оставаться в одиночестве. А в других источниках есть данные, что он все-таки был женат, но жена его умерла во время родов. Это и стало причиной того, что Насыри больше не предпринимал попыток жениться. Все свое свободное время мужчина отдавал племянникам, воспитывал их в духе современных тенденций.

Каюм Насыри

В пользу первой версии о личной жизни Каюма свидетельствуют и воспоминания Д.Валиди, который характеризовал Насыри, как человека нервного, чудаковатого, замкнутого, который не любил общения с людьми, и не нажил себе сторонников, впрочем, даже и не стремился. Он писал, что Каюм так и состарился в маленькой квартирке, без жены и детей.

Смерть

До самой смерти Насыри проживал вместе с родственником, так как у него не было собственного жилья. Все имущество мыслителя умещалось в двух комнатах. Современники свидетельствовали, что Насыри имел большую библиотеку, каждая стена в комнате была заставлена полками с книгами. В 2002-м в этом доме организовали музей. В качестве экспонатов выставлены многочисленные рукописи Габделькаюма Габденнасыровича, а также фотографии его родных и близких.

Каюм Насыри

Молодая татарская интеллигенция конца 19 – начала 20-го веков, Фатих Амирхан, Габдулла Тукай, Галиаскар Камал, Галимджан Ибрагимов, которые стояли у истоков зарождения национальной профессиональной татарской литературы, искусства, театра, науки, считали Каюма Насыри своим кумиром.

Интересные факты

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Дед и отец К.Насыри были образованными людьми, являлись авторами ряда книг по филологии.

Биография

2 февраля 1825 г., деревня Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне село Малые Ширданы Зеленодольского района – 20 августа 1902 г., Казань.

Самостоятельно выучил русский язык.

В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее – в Казанской духовной семинарии.

В 1871 г. по предложению инспектора татарской, башкирской и казахской школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани научную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью.

Научная деятельность

Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению К.Г.Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой.

В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка.

Значительная часть научных исследований К.Насыри посвящены изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории.

В его исследованиях по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине.

Наследие К.Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.

Каюм Насыри. Молитва в бессонную ночь. 2009

Сочинения

Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1880. Том 5.

Краткая татарская грамматика, изложенная в примерах. Казань, 1960.

Книга о воспитании. Казань, 1992.

Әбугалисина. Казан, 1881.

Басылмаган әсәрләр. Казан, 1926.

Сайланма әсәрләр: 2 томда. Казан, 1974–1975.

Литература

Каюм Насыри. 1825–1945 (Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения). Казань, 1948.

Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар. Казань, 1955.

Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: сборник научных докладов. Казань, 1976.

Каюм Насыйри мәҗмугасы: вафатына егерме ел тулу мөнәсәбәте белән чыга. Казан, 1922.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каюм Насыйри родился в 1825 году в деревне Верхний Ширдан Зеленодольского района Республики Татарстан. Каюм Насыйри был старательным любознательным мальчиком. Здесь же в деревенском мектебе он получил начальное образование. В 1841 году Каюм Насыйри приехал в Казань, поступил в медресе, где он жил и учился в течении 14 лет. Но пытливого юношу не могли удовлетворить предметы, преподаваемые в старом медресе. Поэтому он занялся самообразованием. Каюм Насыйри упорно работал над изучением родного языка, собирал и изучал татарский фольклор, учился русскому языку.

Каюм Насыйри (Жизнь и творчество)

Каюм Насыйри родился в 1825 году в деревне Верхний Ширдан Зеленодольского района Республики Татарстан. Каюм Насыйри был старательным любознательным мальчиком. Здесь же в деревенском мектебе он получил начальное образование . В 1841 году Каюм Насыйри приехал в Казань, поступил в медресе, где он жил и учился в течении 14 лет. Но пытливого юношу не могли удовлетворить предметы, преподаваемые в старом медресе. Поэтому он занялся самообразованием. Каюм Насыйри упорно работал над изучением родного языка, собирал и изучал татарский фольклор, учился русскому языку.

После окончания медресе (1855г.) Каюм Насыйри работал преподавателем татарского языка в русском Казанском духовном училище, а затем В Казанской духовной семинарии. Общение с русскими учителями помогло ему углубить свои знания по русскому языку, понять и полюбить русскую классическую литературу. Впоследствии К.Насыйри пополнил свое образование в Казанском университете, куда он поступил на правах вольнослушателя.

С 1879 года К.Насыйри посвятил себя писательской работе. Он на свои средства издавал многочисленные учебники, словари, научно-популярные книги и распространял их среди своего народа.

Он переплетал свои книги, рисовал, чертил географические карты, занимался сбором устного народного творчества, изучал историю, традиции, обряды татарского народа и издавал их.

В 1885 году его избрали членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Великий просветитель, ученый, литература – Каюм Насыйри-полвека служил духовному (возрождению) развитию образования.

Жил в Казани. Умер в 1902 году. Похоронен в Казани, там же есть музей Каюма Насыйри. В его родной дерене поставлен бронзовый бюст К.Насыйри.

В последние годы Министерство образования и науки присуждает премию имени К.Насыйри передовым учителям, школам, лучшим авторам учебников и учебным заведениям.

Труды Каюма Насыйри.

Книга Каюма Насыйри “ Зобдәте мин тәварихе рус “ (“Краткая история России”, 1890 г.), написанная на родном языке, впервые ознакомила татарский народ с русской историей.

Читайте также: