Сочинение катерина гроза и катерина леди макбет мценского уезда

Обновлено: 05.07.2024

Произведения "Леди Макбет Мценского уезда" и "Гроза" были написаны в 19 веке. После прочтения данных книг трудно не задуматься о сравнении Катерины Измайловой и Катерины Кабановой. В чём заключается схожесть героинь и в чём их различие?

На первый взгляд, девушки имеют очень много общего. Обе героини являются жёнами купцов, за которых они вышли замуж не по любви. Они никак не могут завести детей. Самое важное — обе Катерины несчастны, но каждая по-своему.

Жизнь Катерины Измайловой скучна, полна безделья и тоски. Муж совершенно не уделяет ей внимания, не проводит с ней ни капельки времени. В то время как Катерина Кабанова имеет строгую свекровь, которая постоянно унижает её и во всём упрекает, а её муж бездействует, так как обладает слабым характером и не способен возразить матери и защитить свою жену.

Из-за несчастной жизни обе девушки влюбляются в других мужчин и изменяют мужьям.

Кабанова после совершенного поступка во всём сознается своему мужу и раскаивается в измене. Свекровь начинается ещё больше оскорблять и ругать девушку. Катерину мучает совесть, и она решает покончить жизнь самоубийством и сбрасывается с обрыва в воду. В отличие от Кабановой, Измайлова не считает себя виновной. Напротив, она совершает ещё более страшные поступки: убивает свёкра, самого мужа и маленького наследника имущества ради любовника. После совершенных преступлений девушка продолжает любить Сергея, а он её нет. Во время дороги на каторгу она становится ему неинтересна, он выбирает себе другую девушку. Из-за ревности Измайлова бросается на неё, переваливается вместе с ней за борт и тонет.

Стоит заметить, что каждая героиня проявляется себя по-разному по отношению к совершенному поступку. Катерина из "Грозы" осознает свою вину. Она не хочет никого обманывать и становится жертвой угнетения семьи. В то время как Катерина из "Леди Макбет Мценского уезда" охвачена слепой страстью к Сергею, из-за которой она идёт на убийства. Она не думает о других людях и о том, какие могут быть последствия, врёт и убивает. Именно поэтому Кабанова вызывает у читателей сострадание и сочувствие к себе, а Измайлова только отвращение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на самом деле девушки имеют очень малого общего, а в каких-то моментах являются абсолютными противоположностями друг другу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Катерина Измайлова и Катерина Кабанова не любят своих супругов. В их семьях нет детей. Обе женщины живут в достатке, но не чувствуют любви и заботы от близких. Катерину Кабанову огорчают бесхарактерность мужа и придирки свекрови. Она надеется на понимание со стороны мужа, но в их жизни главенствующее место занимает мать.

Главные героини по разному переживают измену мужу. Кабанова воспринимает это как ужасный проступок — грехопадение. Для Измайловой измена — это приятный аттракцион. Ей понравилось ощущать себя желанной. Ей вовсе не хочется каяться и возвращаться к мужу. Любой человек, порицающий ее прихоти, сразу становится врагом Катерины Львовны.

Любовник Борис не стал центром притяжения для Катерины Кабановой. Любовь к Борису для нее менее важна, чем личная духовная гармония, которую разрушали укоры совести. Она мучается, возносит покаянные молитвы. Издевательства свекрови доводят ее до самоубийства. Любящий супруг никак не может смягчить эту ситуацию.

Измайлова даже не раскаивается в измене мужу. Она с легкостью отправляет на тот свет многих неугодных людей. Приказчик Сергей становится для нее главной отрадой в жизни. Предательство Сергея рушит выдуманный мир Катерины Львовны. Без страстной любви ей незачем жить. Она убивает соперницу и погибает сама.

Таким образом, Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — два женских образа, которые вызывают различные эмоции у читателя. Одна Катерина похожа на воплощение зла, а другая — на луч света в темноте.

Автор: Дионисия Вяземская

Автор: Самый Зелёный · Published 29.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.01.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

“Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского.

Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском

Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех.

Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает “чистая, непорочная”. Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она “луч света в темном царстве” города Калинова, ее образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным.

отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, ее образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – “непорочная”, Львовна – “звериное, дикое”, Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини “Грозы” есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому “греху”, Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание.

И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг – самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.

Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа.

И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

Лесков относился к своей работе, как к мрачному этюду, в котором был показан образ сильной женщины. В планах у писателя было опубликовать сразу несколько работ, описывающих российских женщин, занимающих разное положение в обществе. Он хотел написать:

Леди макбет мценского уезда

  • рассказ о дворянке;
  • о крестьянке;
  • о повитухе.

Катерина Измайлова и Катерина Кабанова не любят своих супругов. В их семьях нет детей. Обе женщины живут в достатке, но не чувствуют любви и заботы от близких. Катерину Кабанову огорчают бесхарактерность мужа и придирки свекрови. Она надеется на понимание со стороны мужа, но в их жизни главенствующее место занимает мать.

Главные героини по разному переживают измену мужу. Кабанова воспринимает это как ужасный проступок — грехопадение. Для Измайловой измена — это приятный аттракцион. Ей понравилось ощущать себя желанной. Ей вовсе не хочется каяться и возвращаться к мужу. Любой человек, порицающий ее прихоти, сразу становится врагом Катерины Львовны.

Любовник Борис не стал центром притяжения для Катерины Кабановой. Любовь к Борису для нее менее важна, чем личная духовная гармония, которую разрушали укоры совести. Она мучается, возносит покаянные молитвы. Издевательства свекрови доводят ее до самоубийства. Любящий супруг никак не может смягчить эту ситуацию.

Измайлова даже не раскаивается в измене мужу. Она с легкостью отправляет на тот свет многих неугодных людей. Приказчик Сергей становится для нее главной отрадой в жизни. Предательство Сергея рушит выдуманный мир Катерины Львовны. Без страстной любви ей незачем жить. Она убивает соперницу и погибает сама.

Таким образом, Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — два женских образа, которые вызывают различные эмоции у читателя. Одна Катерина похожа на воплощение зла, а другая — на луч света в темноте.

Автор: Дионисия Вяземская

В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна — людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея — влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни…

Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна — Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно…

И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий — вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это — внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства — огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело — Лариса. Её трагедия — в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина — хозяйка ситуации, а Лариса — лишь игрушка в руках судьбы.

Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.

Читайте также: