Сочинение на тему термины

Обновлено: 03.07.2024

Предлагаю материал, который учителя-словесники и репетиторы могут использовать при подготовке учеников к ОГЭ.

Суть задания

Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке одного из выдающихся лингвистов или писателей.

Формулировка задания

Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ

Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ. художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.

Словарик лингвистических терминов

Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у читателя, воздействовать на его разум и чувства.

Грамматика — это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, эмоциональную окраску, законченность предложений и др.

Лексическое значение слова — это соотношение слова с предметом, его смысл.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Образ — это обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

Пунктуация — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.

Речь — это универсальное средство выражения мысли, форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.

Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает правила построения словосочетаний, предложений и текстов.

Слово — основная единица языка, выполняющая номинативную функцию, то есть дающая название определённому понятию.

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, фразеологизмы и др.).

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками.

Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Язык — это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

Другие определения можно найти в любом словаре лингвистических терминов, например, здесь .

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.

Структура сочинения-рассуждения

  1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
  2. Доказательства (аргументы) + примеры.
  3. Вывод.

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова.
  2. Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях

или явлениях идет речь. Дайте определение понятию.

3. Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).

4. Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.

5. Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).

6. Составьте план сочинения (Памятка 1).

7. Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2).

8. Напишите черновик.

9. Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3 – 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!

10. Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.

План сочинения

  1. Цитата. Пояснение смысла цитаты.
  2. Первый аргумент + пример из текста.
  3. Второй аргумент + пример из текста.
  4. Вывод.

Клише

Клише для 1 части (тезиса)

Клише для 2 части (аргументов)

Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое понятие). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).

Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).

Клише для 3 части (вывода)

Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) .

Работа с цитатой

В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру. Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:

Примеры

Что искать? Местоимения.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов и 2) связывают части предложений или предложения в тексте.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…

Что искать? Фразеологизмы.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) помогают дать оценку герою или его поступку и 2) делают речь более образной, эмоциональной.

– (21)Привык на уроках ворон считать ! – завелась она с пол-оборота.


Люди часто разбрасываются словами, не понимают их значения, не понимая для чего они и зачем созданы, я считаю это самой большой глупостью, ведь словом можно убить, ранить душу до такой степени, что человек будет убит морально и духовно, а ведь это самое ценное что у нас есть, но так же словом можно спасти, помочь в трудную минуту, даже, я бы сказала исцелить, как священой водой.

Словам подвласно все!

Наконец я скажу, только слова придают реальность явлениям и ваши слова - это ваши поступки, поэтому словом можно убить, но так же словом можно спасти!


Написать сочинение - рассуждение на тему : ЛЮБИМЫЕ МНЕ МЕСТА?

Написать сочинение - рассуждение на тему : ЛЮБИМЫЕ МНЕ МЕСТА.


Сочинение рассуждение "зачем нужны слова термины?

Сочинение рассуждение "зачем нужны слова термины?


Помогите написать сочинение рассуждение на тему Если бы я была волшебницей?

Помогите написать сочинение рассуждение на тему Если бы я была волшебницей.


Написать сочинение рассуждение на тему какие мы?

Написать сочинение рассуждение на тему какие мы.


Написать сочинение - рассуждение на тему храбрость?

Написать сочинение - рассуждение на тему храбрость.


Написать сочинение на тему "Хорошо быть грамотным " рассуждение?

Написать сочинение на тему "Хорошо быть грамотным " рассуждение.


Написать сочинение - рассуждение на тему Сила слова?

Написать сочинение - рассуждение на тему Сила слова.


Написать сочинение рассуждение на тему "Что такое сострадание"?

Написать сочинение рассуждение на тему "Что такое сострадание".


Написать сочинение рассуждение на тему моя мечта?

Написать сочинение рассуждение на тему моя мечта.


Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему словосочетание ?

Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему словосочетание ?

Вы находитесь на странице вопроса Написать сочинение рассуждение на тему Термин? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.



Старик - ед. Ч. , м. Р. , И. П. ; Кот - ед. Ч. , м. Р. , И. П. ; Епифан - ед. Ч. , м. Р. , И. П. ; Рыбу - ед. Ч. , ж. Р. , В. П. ; Рыбку - ед. Ч. , ж. Р. , В. П. ; Коту - ед. Ч. , м. Р. , Д. П. ; Епифана - ед. Ч. , м. Р. , Р. П. ..


Во время войны песни играли большую роль, они были нужны не только для поднятия настроения, но и были важны для боевого духа солдат. С песнями освобождали Сталинград, брали Берлин, и возвращались домой. И даже после окончания войны песни не забывал..


КСК - Кооперативы собственников квартир КТК - Коммерческий телевизионный канал МВД - Министерство внутренних дел.


Посмотреть (приставка - по), начертить (приставка - на), подсчитать (приставка - под), пробег (приставка - про), прабабушка (приставка - пра), отодвинуть (приставка - от, - о) дотронуться (приставка - до), подойти (приставки - по, - до).


Посмотреть - приставка "по". Начертить - приставка "на". Подсчитать - приставка "под". Пробег - приставка "про". Прабабушка - приставка "пра". Отодвинуть - приставка "ото". Дотронуться - приставка "до". Подойти - приставки "по" и "до". Удачи)..


1) усадьбе 2)жаловался 3)никто 4)навещяет 5)росположились 6)комнате 7)будто 8)не розговаривал 9)спорит 10)семьей 11)отдохнуть 12)построили 13)спортплощядку 14)поручением 15).


Д. о. И. е. О. а. Д. о. Я. е. Т. о. А. о. Е. е. Е. о. О. о. Е.


1)Встреча с Григом 2)музыка Грига 3)Взрослая Дарни 4)Вся красота музыки.


Звуки л, м, н, р, й - звонкие и у них нет глухой пары.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Термины (от лат. terminus ‘граница, предел’) — слова и словосоче­тания, служащие для обозначения специальных понятий какой-либо области знания, сферы производства, науки или искусства. В основе термина лежит определение (дефиниция), или толкование, называемо­го им объекта — по возможности, предельно точное, строгое и сжатое.

Среди терминов можно выделить две большие группы, различаю­щиеся, прежде всего, сферой их употребления и особенностями на­зываемых ими реалий:

    общенаучные термины — те, которые представлены в разных областях знаний и имеют высокую частоту употребления (эквивалент­ный, гипотеза, реакция, система, функция);

В некоторых работах специальные (или узкоспециальные) тер­мины противопоставляются терминам общепонятным — таким, кото­рые известны подавляющему большинству носителей данного языка, что обычно связано с изучением основ разных наук в средней школе. К общепонятным терминам можно отнести такие, как эпитет, ямб, хо­рей в литературоведении и склонение, падеж, сказуемое в лингвистике.

Драгоценная книга — это книги, которые развивают воображение человека, дарят ему новые впечатления, закладывают основы добра. Такие книги должны быть у каждого человека.

Подвиг — это героический поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает что-то, что не под силу обычному человеку.

Доверие — это чувство уверенности в порядочности того, кому ты поверил, открылся, на кого понадеялся в трудный час. Но в жизни, к сожалению, не ко всем можно испытывать это чувство, так как ты должен быть полностью уверен в человеке.

Любознательность — это стремление к получению новой информации об окружающем мире, любовь к знаниям. Любознательные люди хотят как можно больше знать о самых различных вещах и разбираться во многих сферах жизни.

Ответственность — это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства и поступки. Это качество невозможно без душевной щедрости, внимания, надежности, внутренней силы.

Нравственность – это духовные качества, которыми руководствуется человек, это совокупность ценностей конкретного человека. Это всегда поступки и поведение с позиции добра и зла. Нравственность не может быть одинаковой у всех.

Преданность – это качество верного человека, который не способен на предательство и низость по отношению к другу. Она свойственна и животным. Это чувство очень сильное, поэтому преданным людям и животным иногда свойственно самопожертвование.

Смелость – это свойство сильного духа, применимое в экстренной ситуации, когда необходимо выручить животное или человека. Проявление смелости часто сопряжено с опасностью для здоровья и жизни того, кто ее проявляет. Поэтому ее можно назвать самопожертвованием с целью помочь ближнему.

Честь – это стремление человека всегда сохранять свое достоинство, не поступаться принципами, беречь свои нравственные качества в любой ситуации. Всегда следует поступать по совести, быть человеком честным, смелым и ответственным перед людьми.

Культурным человеком можно назвать такого человека, который знает и всегда готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

Под духовностью подразумевают совокупность четырех качеств: осознанности, веры, безусловной любви и душевного покоя. Духовный человек считает служение людям своим приоритетом.

Выбор — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. В жизни каждый из нас ежедневно делает какой-либо выбор: что надеть, куда пойти, кому позвонить… А иногда нам приходится выбирать при решении серьезных жизненных вопросов, и не всегда этот выбор может стать верным.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства. Это способность человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.

Дружба — это бескорыстные отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

Надежда это состояние человека, при котором он не теряет веры в положительный исход своего ожидания. Надеяться – значит быть уверенным в том, что рано или поздно все чаемое (ожидаемое) произойдет. Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации.

Равнодушие (черствость) – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности.

Сострадание – это способность переживать несчастья и горести другого человека (или животного) как свои, умение войти в положение ближнего, при этом оказав поддержку и помощь тому, кто нуждается в этом.

Эгоизм – это качество, которое отличает тех, кто привык думать только о себе, а не об окружающих. Это чрезмерное внимание к собственным потребностям, сильная любовь к себе. Эгоист не стремится сочувствовать окружающим и понимать чужие желания.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом, чувство, позволяющее сохранять человеческие качества в любой обстановке.

Красота – это проявление привлекательности человека, живого существа, произведения искусства. Красота бывает внешней, то есть проявляется в притягательности для других людей. Но красота бывает и внутренним качеством души человека. Внутренняя красота – это доброта, богатый внутренний мир.

Сильные люди – это особенные люди. В них сочетается ум, выносливость, моральный дух, смелость, способность быстро воспринимать новую информацию, выдержка, равновесие и гармония. Сильные люди обладают не только физической силой, но и способностью разумно действовать в экстремальной ситуации.

Неуверенность в себе – качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, большим количеством психологических комплексов. Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей.

Родина – это место, где ты родился, вырос, познавал мир. Родина в широком смысле слова – родная страна, родной язык, семья и люди, которые связывают человека с определенной землей.

Справедливость – это умение рассудить по совести, грамотно взвесить происходящее, поступить по закону и морали. Справедливый человек умеет правильно оценить ситуацию и объективно охарактеризовать окружение.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Человечность - система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в обществе.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману.

Самовоспитание – это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.

Целеустремлённость – это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.

Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации.

Жизнелюбие – это такое человеческое качество, которое даёт возможность в полной мере наслаждаться своей жизнью, ценить её, замечать её красоту. Жизнелюбивый человек заражает своим настроением других.

Ответственность – это прекрасное качество, которым владеет сильная личность. Это умение взять шефство над более слабым человеком, над коллективом, это способность добросовестно относиться к учению и работе. Ответственные люди всегда вызывают уважение у начальства и у окружающих, потому что обладают мощным внутренним стержнем и моральной выносливостью.

Скупость – это жадность, которая делает из человека раба материальных ценностей. Это особое качество, которое присуще скрягам. Скупцы больше всего на свете дорожат вещами и деньгами, сохранение которых становится главной целью их существования. За своей жадностью они перестают замечать близких людей и теряют друзей.

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. Но можно сказать, что счастливец – это тот, кто имеет хорошее здоровье, достаточное количество материальных благ, любовь, дружбу, прочные социальные связи и полноценную семью.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности понести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Читайте также: