Совесть без бога есть ужас сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.

(Письма. XXVIII/1. С. 176)

…Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня.

(Вступительное слово, сказанное на литературном утре в пользу студентов С.–Петербургского университета

Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся.

(Дневник 1881. XXVII. С. 85)

(Дневник писателя. XXIV. С. 48)

…Без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.

(Дневник писателя. XXIV. С. 46)

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

(Дневник 1881. XXVII. С. 56)

Дух Святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней…

Ничего нет лучше для исправления, как прежнее с раскаянием вспомнить.

(Идиот. VIII. С. 203)

…Бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится.

(Идиот. VIII. С. 183–184)

На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 290)

Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли.

(Бедные люди. I. С. 105)

Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила

…Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 64–65)

Тайна что? все есть тайна, друг, во всем тайна Божия. В каждом дереве, в каждой былинке эта самая тайна заключена. Птичка ли малая поет, али звезды всем сонмом на небе блещут в ночи — всё одна эта тайна, одинаковая. А всех бо́льшая тайна — в том, что душу человека на том свете ожидает. Вот так-то, друг!

(Подросток. XIII. С. 287)

О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!

(Униженные и оскорбленные. III. С. 422)

Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

(Записная тетрадь. XXIV. С. 308)

…Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить.

(Идиот. VIII. С. 181)

Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру… Бу́ди, бу́ди!

"Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос".

Ф. М. Достоевский. Дневник 1881г.
___

Вы так полагаете, Фёдор Михайлович?

Совесть без Бога НЕ МОЖЕТ заблудиться до самого безнравственного!

Конечно, хорошо, когда человек верит в Бога, с Богом.

Невозможно людей заставить поверить в бытие Бога, тем более, невозможно всех людей Земли заставить креститься, да ещё в православии, ибо фанатизм – ГОРДЫНЯ безапелляционно утверждает, что только православные спасутся, а остальные люди что, дрянь-дрянью?! Для гордыни – да, для Бога – нет!

НЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ ДАНО ЗНАТЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ.

Об этом говорится в Евангелие.

И если Бог не открыл кому-то тайны царствия Божия, то есть, если человек не крестился, не стал православным человеком, это не значит, что царство Божие для него закрыто, ему просто не дано креститься и стать православным. Почему? Потому что это прерогатива самого Бога, кому открыть тайны царствия Божия, а кому не открыть. Бог не открывает конкретным людям тайны царствия Божия не потому, что не желает, а потому, что творит это для СПАСЕНИЯ конкретного человека!

Один Бог ведает, что полезно любому человеку, что не полезно.

Это не значит, что тот, кому не полезно открыть тайны царствия Божия дрянь человек, как думают фанатики – гордыня.

И это всё – Промысл Божий – ВЕЛИКАЯ МИЛОСТЬ Божия!

"Бог не тимошка, видит немножко".

Бог знает, кого поставить руководить Россией, и какие люди должны быть при руководителе, верующие или неверующие, чтобы УДЕРЖАТЬ мир от уничтожения. Крещёный православный человек, ТЕМ БОЛЕЕ, человек, любого церковного ранга – духовный учитель, который этого не понимает, он сознательно или подсознательно противостоит Промыслу Божиему.

Что такое совесть?

Совесть является дивным отображением Божества в человеке, это говорят святые отцы.

Какое это отображение?

Ибо сам Бог милостивый.

У евангельского самарянина не было устойчивой системы взглядов – того комплекса убеждений, которые были у иудеев, которые основывались на Моисеевом Законе, потому иудеи НЕ ОБЩАЛИСЬ с самарянами, вообще не считали их за людей.

Значит, иудеи были нравственными людьми, ибо у них были правильные нравственные ориентиры, а самарянин не был нравственным человеком, ибо у него не было правильных нравственны ориентиров?

Господь Иисус Христос поставил в спасительный пример НЕ иудея, А самарянина.

Господь Иисус Христос поставил самарянина в спасительный пример ИУДЕЮ, у которого была устойчивая система взглядов – были правильные убеждения.

Потому что самарянин был МИЛОСТИВЫМ человеком, а милость зиждется на фундаментальном духовной основании человека – СОВЕСТИ, которую вложил в человека Бог!

Что такое спасительный пример?

Спасительный пример является ни чем иным, как подобием второй заповеди Божией – любовь к ближним, а это ЗНАЧИТ, что это подобие имеет благодатное соединение с самим милостивым Господом Иисусом Христом!

Советский народ в подавляющем большинстве был неверующим народом, ибо его окормляла Коммунистическая Партия, а не Русская Церковь, и этот великий советский народ пожертвовал своими жизнями и на фронтах, и в тылу, дабы была одержана небывалая в истории человечества Великая Победа 9 Мая 1945г.

На какой фундаментальной основе советские неверующие люди отдавали свои жизни во имя ближних – людей, во имя Родины любимой – коммунистического атеистического Советского Союза, да и во имя спасения ВСЕГО человечества от коричневой чумы?

Духовным основанием Коммунистической Партии Советского Союза являлась совесть.

Коммунистическая Партия Советского Союза окормляла – учила советский народ СОВЕСТИ!

А разве Церковь Господня, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, зиждется не на простой человеческой совести?

О евангельской совести люди познали от Господа Иисуса Христа, а простую человеческую совесть вложил в человека Бог при создании человека, поэтому Церковь Господня, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, зиждется на простой человеческой совести.

Не имея простой человеческой совести НЕВОЗМОЖНО стать истинным христианином, ибо Бог подаёт благодать в крещении ТОЛЬКО совестливому человеку.

Вот, что такое совесть!

Теперь поймите эту истину:

"Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом".

Евангелие от Луки 16:10.

Чтобы неверующему человеку пожертвовать собой ради людей, Родины, нужно ему было быть ВЕРНЫМ В МАЛОМ – быть милостивым человеком – искренне жить по совести, а если нет совести в душе, нет и милости в душе, тогда никогда на свете не сотворишь ВЕНЦА всем добродетелям – жертвенность.

Да, есть исключение.

Правый бессовестный разбойник, распятый на кресте, в самый последний миг стал благоразумным, так и по жизни бессовестный человек жертвовал своей жизнью в ВОВ, и это всего лишь исключение.

Не исключение – бессовестность, немилость одержали Великую Победу.

А закономерность – совесть, милость одержали Великую Победу!

Советский – в подавляющем большинстве неверующий народ – это МИЛОСТИВЫЙ САМАРЯНИН, через которого Бог спасал человечество от величайшего зла в 20 веке – коричневой чумы, и это зло обязательно появилось бы, и ни один народ на Земле с этим злом не смог бы совладать – победить, кроме, советского атеистического народа.

Крещёный человек, который этого не понимает, не познал, кто на самом деле есть Бог любовь!

Совестливый человек является МИЛОСТИВЫМ человеком, и если совестливый даже неверующий человек дружелюбно – доброжелательно – милостиво относится к ближним – людям, разве в таком человеке может иметь вид на жительство безнравственность?!

НЕ совесть без Бога МОЖЕТ заблудиться до самого безнравственного, а зарождающиеся в человеке, верующем или неверующем элементы БЕССОВЕСТНОСТИ могут привести человека до самого безнравственного!

Вот каким образом может образоваться ужас в человеке, верующем или неверующем.
___

П.С.
Фёдор Михайлович не познал, каким был советский народ, не познали многие умные люди, это понятно.

Интересно, были бы они такими, какими стали многие умные люди в 20 веке – верующими фанатиками?

А уж в нынешней РФ – полно таких?

ИМЕННО в душах этих верующих фанатиков были зарождены элементы БЕССОВЕСТНОСТИ, которые, в конце концов, привели каждого из них до самого безнравственного!

Верующие в Бога фанатики довели православную империю до краха, ибо ВЕКАМИ были НЕМИЛОСТИВЫМИ людьми – возлагали на простых людей бремена неудобоносимые, боролись против большевиков, которые желали, чтобы каждый простой человек носил бремя удобоносимое, как и указывает Господь Иисус Христос, ЗНАЧИТ, эти верующие фанатики боролись против промысла Божьего, против самого Бога.
ИБО!
Если бы была воля Божия, чтобы простые люди ВЕКАМИ носили бремена неудобоносимые, тогда бы Он не сказал такие страшные слова, что ГОРЕ тем, кто возлагает на простых людей бремена неудобоносимые.
Просто Господь Иисус Христос не отнимает свободу ни у совестливого человека, ни у бессовестного человека.
НО!
Приходит конец долготерпению Господнему в отношении немилостивых людей.

Ибо, если бы не настал конец долготерпению Господнему в отношении немилостивых людей, тогда ДАВНО не было бы ни России, ни Русской Церкви.
Только тогда, когда простые люди носят бремена удобоносимые, ОСОБЕННО в наше время, да и в последующие времена возможна жизнь и процветание России, а с нею Русской Церкви.
***


Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.

(Письма. XXVIII/1. С. 176)

…Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня.

(Вступительное слово, сказанное на литературном утре в пользу студентов С.–Петербургского университета

Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся.

(Дневник 1881. XXVII. С. 85)

(Дневник писателя. XXIV. С. 48)

…Без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.

(Дневник писателя. XXIV. С. 46)

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

(Дневник 1881. XXVII. С. 56)

Дух Святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней…

Ничего нет лучше для исправления, как прежнее с раскаянием вспомнить.

(Идиот. VIII. С. 203)

…Бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится.

(Идиот. VIII. С. 183–184)

На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 290)

Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли.

(Бедные люди. I. С. 105)

Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила

…Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 64–65)

Тайна что? все есть тайна, друг, во всем тайна Божия. В каждом дереве, в каждой былинке эта самая тайна заключена. Птичка ли малая поет, али звезды всем сонмом на небе блещут в ночи — всё одна эта тайна, одинаковая. А всех бо́льшая тайна — в том, что душу человека на том свете ожидает. Вот так-то, друг!

(Подросток. XIII. С. 287)

О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!

(Униженные и оскорбленные. III. С. 422)

Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

(Записная тетрадь. XXIV. С. 308)

…Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить.

(Идиот. VIII. С. 181)

Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру… Бу́ди, бу́ди!


Финал романа стоил Достоевскому не меньше трудов, чем художественное решение проблемы мотивов преступления.

Все это факты бесспорные: Достоевский действительно так думал. Но вот и другие, не менее бесспорные факты:

В ЧЕМ ЕСТЬ ПРАВОСЛАВИЕ.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания.

Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.

Гениальная еретическая проговорка: Творец, Бог сравнивается со стихотворцем, творение – со стихотворением.

Но вернемся к черновикам.

«NB. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОЧКА:

Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые явились примером победы художника над своей предвзятостью и одновременно – выражением сомнений, терзавших Достоевского.

Кроме религиозного варианта финала, были и другие. Например:

Пожар упоминается в черновиках не меньше раз десяти и даже в 3-й записной книжке (то есть уже тогда, когда первые части романа были сданы в печать).

Пожар до убийства – бесспорное доказательство существования у Раскольникова правых целей жизни, не целей преступления.

Убийство после пожара – столь же бесспорное доказательство перемены этих главных целей жизни, отступничества от них.

Али есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас. Сон.

Сон – это великое духовное (и художественное) событие.

И при этом у Достоевского здесь нет мистики, как нет ее в снах у Шекспира или у Пушкина. Достоевский и здесь развивает одну из самых животворных реалистических традиций мировой и русской литературы. Но, пожалуй, ни у кого из прежних писателей сны не были столь мощным орудием художественного познания человека и мира, как у Достоевского.

Художник выявляет ответственность человека не только за преступные результаты его действий, не только за преступные средства, но и за преступность скрытых помыслов. Человек ответствен, убежден Достоевский, даже за свои неосознанные желания.

Сны-кошмары у Достоевского – не зеркальное повторение происходящего наяву, не простой дубликат действительности. Это всегда чудовищная аберрация, но всегда – отражение действительности в кривом и увеличивающем зеркале.

Многие сны в классической литературе, не будь им предпослано специальное авторское объяснение, что это именно сны, – в сущности, ничем не отличаются от яви, они именно зеркально дублируют явь. Такие сны вполне могли бы быть заменены простым воспоминанием или ретроспективной картиной действительности. Такие сны – условно-рассудочный прием и с художественной, и с психологической точки зрения. Сны же у Достоевского не заменимы ничем (кошмар Ивана Карамазова с чертом – тот же сон). Это страшный трагический гротеск, позволяющий глубже понять реальность.

Объективность законов нравственности – есть она или нет? есть эти законы или их нет? – вот над какой проблемой заставляет задуматься Достоевский. И здесь, быть может, как ни в чем другом, искусство его сближается с наукой. Ведь что такое объективность законов? Это не только независимость их от человека, это еще и зависимость человека от них. Объективность законов в том и состоит, что если не считаться с ними, то они, так или иначе, прямо или косвенно, рано или поздно, покарают нарушителя, отомстят за себя, заставят признать себя, хотя бы через катастрофу.

Я поразился выражению лица одного ученика – какое-то счастливое и вместе с тем испуганное. Разгадку я узнал дома. Именно он, не знавши раньше и о существовании черновиков, – именно он оказался автором самого короткого сочинения, всего в одну строку:

Вот вдохновенный тайный замысел гения, и вот непосредственное – вдохновенное же – проникновение в этот замысел пятнадцатилетнего подростка.

Читайте также: