Сочинение как вы понимаете фразу приумолкли города и снова на руси веселье полегло

Обновлено: 08.07.2024

— 3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.
— А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.
— Присматривать за кроликами оставим Нюру.

— (1)3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.

— (2)А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.

— (З)Присматривать за кроликами оставим Нюру.

(4)Кроликов в школе было немало: больше ста, а именно — сто четыре.

— (5)Ну наплодились. — сказала Нюрка на следующий день, когда все ушли на картошку.

(б)Кролики сидели в деревянных ящиках, а ящики стояли вокруг школы, между яблонями. (7)3а забором мальчик Витя жужжал на специальной палочке: жжу.

(8)Дежурить Нюрке было нетрудно. (9)Вначале девочка дала кроликам ботвы и веток. (Ю)Они жевали, шевелили ушами. (11)Потом Нюрка вымела клетки. (12)Кролики пугались веника, порхали1 от него. (13)Крольчат Нюрка выпустила на траву, в загон, огороженный сеткой.

(14)Девочка прошлась по школьному двору: всё было в порядке. (15)Она зашла в чулан и достала сторожевое ружьё.

(18)Но ястреб не налетал. (19)Он кружил вдалеке, высматривая цыплят.

(20)Нюрке стало скучно. (21)Она залезла на забор и поглядела в поле. (22)Подошёл Витя, тот самый, что жужжал на палочке.

— (23)Видишь это ружьё?

(24)Витя приложил к глазам кулаки, пригляделся, как бы в бинокль, и сказал:

— (25)3наешь, как тут на что нажимать?

—- (27)Вот что, — сказала Нюрка. — (28)Садись на крыльцо, сторожи. (29)Если налетит ястреб, кричи изо всех сил, зови меня. (30)А я сбегаю за ботвой для кроликов.

(31) Витя сел на крыльцо, а Нюрка убрала в чулан ружьё, достала пустой мешок и побежала в поле.

(32) На краю поля были сложены гора из картофельной ботвы и картошка.

(ЗЗ)Набив ботвой мешок и набрав картошки, Нюрка пригляделась: далеко ли ребята? (34)Они были далеко, даже не разобрать.

(36) В этот момент ударил выстрел.

(37) Нюрка помчалась обратно. (38)Она вбежала на школьный двор и услышала жужжание. (39)Ружьё лежало на ступеньках, а Витя сидел и жужжал на своей палочке.

— (40)Кто стрелял? — крикнула Нюрка.

(41)Но даже и нечего было кричать. (42)Ясно было, кто стрелял, — пороховое облако ещё висело в бузине.

— (45)Ври-ври! (46)Ястреб над птичником кружит.

(47)Нюрка поглядела в небо, но ястреба не увидела.

— (48)Он в крапиве лежит.

(49)Ястреб действительно лежал в крапиве. (50)Крылья его были изломаны и раскинуты в стороны.

(51) Глядя на ястреба, Нюрка не верила, что это сделал Витя.

(52) С поля прибежали ребята. (53)Они завопили от восторга, что такой маленький Витя убил ястреба.

(54)А Федюша Миронов гладил его по голове и кричал:

— (56)А мне ястреба жалко, — сказала Нюрка.

— (57)Да ты что! (58)Сколько он у нас кроликов потаскал!

(59)Всё равно жалко., (60)Такой красивый был!

(61)Тут все на Нюрку накинулись.

— (62)А кого тебе больше жалко, — спросил Федюша Миронов, ястреба или кроликов?

— (63)И тех и других.

— (64)Вот дурёха-то! (66)Кроликов-то жальче! (66)Они ведь махонькие. (67)Скажи ей, Витька. (68)Чего ж ты молчишь?

(69) Витя сидел на крыльце и молчал.

(70) И вдруг все увидели, что он плачет. (71)Слёзы у него текут, и он совсем ещё маленький. (72)От силы ему шесть лет.

— (73)Не реви, Витька! — закричали братья Моховы.

— (74)Убил птицу — пускай ревёт, — сказала Нюрка.

— (75)Нюрка! (76)Имей совесть! (77)Тебя же поставили сторожить. (78)Сама должна была убить ястреба.

— (79)Я бы не стала убивать. (80)Я бы просто шуганула его, он бы улетел.

(81) Нюрка стала растапливать печку, которая стояла в саду, поставила на неё чугун с картошкой.

(82) Пока варилась картошка, ребята всё ругались с ней, а Витя плакал.

— (83)Вот что, Нюрка, под конец сказал Федюша Миронов, да~ Витька к ястребу не лез. (84)Ястреб нападал гг Витька защищался.

(85) Это были справедливые слова.

(86) Но Нюрка ничего не ответила. (87)Она надулась и молча вывалила картошку из чугуна прямо на траву.

(По Ю. И. Ковалю)

В предложениях 23-30 Нюрка учит Витю пользоваться ружьём. Оно может потребоваться герою, если прилетит ястреб, пока девочка ходит за ботвой для кроликов. Этот разговор подготавливает читателей к восприятию дальнейших событий. Вите действительно приходится выстрелить.

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: Нюрка почувствовала обиду, когда ребята поругались с ней, пытаясь доказать свою точку зрения. Она не хотела признавать свою ошибку и поэтому обвинила другого человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Так, например, в 14-17 предложениях говорится о том, что Нюра взяла сторожевое ружьё, потому что оно могло пригодиться. Девочка подумала о ястребе, который может навредить кроликам. В дальнейшем она сама показывает мальчику Вите, как пользоваться ружьём.

В 79-80 предложениях героиня отмечает, что никогда не стала бы убивать ястреба. Она осуждает Витю и обвиняет его в случившемся. Однако слова Нюрки противоречат её поступкам. Девочка пытается защитить саму себя: она не должна была оставлять кроликов, которых обещала сторожить. Кроме того, ей не нужно было давать ружьё мальчику, если Нюрка не собиралась убивать ястреба.

Таким образом, единственное, что девочка могла сделать в данный момент, - это понять Витю и встать на его сторону. Однако, к сожалению, человеку не всегда легко признавать собственную вину.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

В чём проявляется человечность? В первую очередь, конечно, в добром, внимательном отношении к людям. Нужно учиться выслушивать другого человека, ведь это важнейший шаг к взаимопониманию.

Таким образом, человечность – это уважение к людям, способность к сопереживанию и готовность помочь другому человеку. В нашем мире очень важно сохранить в себе это качество.

Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.

“На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
Как же автор выражает эту мысль в произведении?

Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…

“Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.

Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.

Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.

Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.

Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.

На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”..

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.


Задание 5 № 247

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.2. В чём заключается своеобразие пейзажной лирики Ф. И. Тютчева? (По 2–3 стихотворениям поэта.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 244

1.1.1. Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?

Комментарии к сочинениям

5.2. В чём заключается своеобразие пейзажной лирики Ф. И. Тютчева? (По 2–3 стихотворениям поэта.)

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
“На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
Как же автор выражает эту мысль в произведении?
Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
“Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
“На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
Как же автор выражает эту мысль в произведении?
Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
“Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
“На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
Как же автор выражает эту мысль в произведении?
Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
“Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
“На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. – Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
Как же автор выражает эту мысль в произведении?
Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
“Хочу, – сказал, – копье преломить на границе поля Половецкого”.
Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси – половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать – земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, – это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, – отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, – пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь – половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья – защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Читайте также: