Сочинение из истории сложных слов

Обновлено: 08.07.2024

Ладонь

У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова. Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

Зонтик

Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история. Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется “зоннедек”, что значит “покрышка” или “закрытие от солнца”. Но слово “зоннедек” оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик. Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно. Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали “карусель” (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает “хоровод в седле”. Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры. Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

Субботник

Во времена царской России субботником считался вовсе не праздник чистоты и порядка, как сегодня.

Хотя кое-какое отношение к порядку это понятие имело. В гимназиях XIX века по субботам ученикам устраивали Из истории культуры и письменности коллективные порки. Заядлые прогульщики и беспросветные двоечники были постоянными гостями субботников, так как пороли, в первую очередь, за плохую успеваемость и неподобающее поведение.

Теперь понятно, откуда у нас такое подсознательное нежелание посещать субботники.

Тянуть канитель

Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: “Тянет канитель”. Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась “канитель”. Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

Прописать ижицу

Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки. Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит “проучить, наказать”, а также “сделать внушение кому-нибудь”. Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. “От фиты подвело животы”, — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: “Фита да ижица — к ленивому плеть ближится”. Прописать ижицу буквально значило “выпороть розгами за невыученное”. Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу. Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: “жестоко наказать кого-нибудь, проучить”. Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

В ногах правды нет

“Садись, ведь в ногах правды нет”, — так издавна говорят в русском народе. Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие. Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть “нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком”. Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

Язык, речь и их связующее звено

Как уже было сказано, слово — компонент языка и речи. Одновременно с этим оно является и их связующим звеном. Известно, что язык может развиваться вне зависимости от человека, в то время как речь — индивидуальное его свойство. Через нее может проявляться своеобразие психики отдельной личности, помимо того что при помощи нее будет передаваться информация, производиться контроль и регулирование общения с окружающими.

Роль слова в жизни людей существенно зависит от того, кто и в каком значении его использует. Вот почему при рассмотрении его влияния важно учесть все стороны данного явления.

Корова и каравай

В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай? В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл “рогатая говядо”. И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так: Как на наши именины Испекли мы каравай! Вот такой высоты! Вот такой высоты! Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай! Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

Девушка

Получается, что у предков славян девушками считались только женщины, не просто достигшие детородного возраста, но уже родившие и кормящие своих чад. А вот в современном понимании наличие детей статус девушки исключает.

Рукавицы, перчатки, варежки

Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском. Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит “обвивающая руку”. Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть “обвивающая ногу”. В словацком языке ногавицы — это “брюки, штаны”, поляки и чехи называют ногавицами “штанины”, в словенском языке ногавицы — это “чулки или носки”. И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы. А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть “палец”. Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами). А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении “охранять, защищать”. Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это “варёные рукавицы”. В словаре Даля приведена такая поговорка: “Нужда рукавицу с варьгой сроднила”. Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека.

С древнейших времен люди старались говорить, используя определенные правила, коротко и ясно. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди понимали, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо потом придется раскаиваться.

На древнем Востоке считалось наибольшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике.

В противовес им добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в человеческую душу. Но, к великому сожалению, в современной жизни мы часто забываем или не хотим говорить ласковые и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стыдились и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Богом дан великий дар – язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о великой ответственности в обращении с ним.

Посмотрите эти сочинения

Красный

В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит “хороший, приятный”. А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают “лучшая птица” или “лучший зверь”, то есть “самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь”. Даль в своём словаре писал так: “Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие”. В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает “красивый, прекрасный, приятный”. В стихотворении Н. Некрасова “Крестьянские дети” есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении: Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает “разукрашенный” и “почётный, парадный”. То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь. Значения “лучший, приятный”, “красивый, украшенный” были самыми первыми значениями прилагательного красный. Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах. В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — “революционный”. В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке. Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

Небеса

Этому слову филологи дают Этимологический словарь Шанского Н. М., этимология слова небо довольно логичное объяснение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Доклад на тему:

Выполнил: ученик 9 класса,

Самадов Шамиль

Проверила: учитель английского и русского языков,

Бургакова Лана Джумберовна

с. Веселое, 2018г.

К несобственному сложению относятся и слова, сложенные с приставками, то есть:

1) с предлогами ( при ходить);

2) с наречиями ни , не , на и ( ни кто, не кто, не удача, наи добрейший).

Одними из самых сложных слов являются имена прилагательные, которые образованы путем сложения. Они могут писаться как слитно, так и через дефис:

Следующие разряды слов пишутся через дефис

1. Сочетания, представляющие собой повторение слова (часто с целью усиления), например: синий-синий, крепко-крепко, много-много, еле-еле, очень-очень, совсем-совсем, только-только, чуть-чуть; так же пишется сочетание ноль-ноль .

Сюда относятся и повторы местоименных слов все, всё, кто, что (в разных падежах), где, куда и др., например: Все-все приехали! Она всему-всему рада. Кто-кто только у него не бывал! Уж кем-кем, а им она довольна.

2. Сочетания-повторы экспрессивного (часто усилительного) характера, в которых одна из частей осложнена приставкой или суффиксом, а также сочетания элементов, варьирующихся по звуковому составу, например: красавица-раскрасавица, умница-разумница, волк-волчище, терем-теремок, горе-гореваньице, день-деньской, постольку-поскольку (наречие), сикось-накось, страсти-мордасти, фокус-покус, штучки-дрючки, шурум-бурум, тяп-ляп, тары-бары, трали-вали, не хухры-мухры, шахер-махер, шуры-муры.

3. Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью полу-, например: полугород-полудеревня, полунемец-полурусский, полусказка-полубыль, полусон-полуявь.

4. Сочетания соотносительных или близких по значению слов,например: грусть-тоска, путь-дорога, житьё-бытьё, гуси-лебеди, овощи-фрукты, хлеб-соль, ёлки-палки, кошки-мышки (игра), ложки-вилки, руки-ноги, один-единственный, жив-здоров, подобру-поздорову, нежданно-негаданно, худо-бедно, любо-дорого, туда-сюда.

5. Сочетания, имеющие значение приблизительного указания на количество или время чего-либо, например: день-другой, неделя-другая, напишет письмо-другое, год-два, два-три часа, раза три-четыре, человек двенадцатъ-пятнадцатъ, двое-трое мальчиков, вдвоём-втроём; Он вернется в марте-апреле .

Если в таких конструкциях количество обозначается цифрами, между ними ставится не дефис, а тире, например: человек 12–15; ей лет 30–35; рублей 200–300; это было году в 1950–1951-м.

6. Сложные слова с первой частью – буквенной или звуковой аббревиатурой, например: УКВ-передатчик, МВ-печь, ВИЧ-инфекция, ДНК-содержащий.

Следующие разряды существительных и сочетания существительных пишутся через дефис

1. Сочетания двух существительных, в которых первая часть обладает самостоятельным склонением:

а) сочетания-повторы разного типа, парные конструкции, сочетания соотносительных или близких по значению слов, например: умница-разумница, волк-волчище, горе-злосчастие, полусон-полуявь, друг-приятель, имя-отчество, купля-продажа;

б) сочетания с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, напр.: баба-яга, ванька-встанька, город-герой, ковёр-самолёт, лён-долгунец, мать-героиня, птица-носорог, рак-отшельник, рыба-попугай, скатерть-самобранка (устойчивые сочетания);дом-новостройка, журналист-международник, писатель-эмигрант, студент-медик, собака-ищейка, солдат-новобранец, садовод-любитель, студент-первокурсник, мать-старуха, девочка-красавица.

в) сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, например: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик, мудрец-писатель, проказница-мартышка. Такие приложения носят оценочный характер.

2. Сочетания с приложениями, в которых первая часть представляет собой несклоняемое существительное, например: кафе-автомат, каноэ-одиночка, меццо-сопрано, пальто-пелерина, ревю-оперетта, реле-станция, франко-вагон.

К ним относятся также:

а) сочетания названий нот со словами диез, бемоль, бекар: до-диез, соль-диез, ми-бемоль, ля-бемоль, ля-бекар и т. п.;

б) сочетания с первыми частями брутто, нетто, соло: брутто-вес, нетто-баланс, соло-вексель и т. п.;

в) названия производственных марок и изделий типа Ту-104, Ил-18 .

3. Сложные слова с несклоняемой первой частью, выраженной существительным в именительном падеже единственного числа, имеющим окончание, например: ага-хан, горе-охотник, луна-парк, чудо-богатырь, эхо-импульс .

Сюда относятся также термины с названиями греческих букв в качестве начальных элементов, например: альфа-частица, бета-распад, гамма-излучение, дельта-древесина, каппа-фактор, лямбда-характеристика, сигма-функция, тета-ритм .

4. Сложные слова с несклоняемой первой частью, выраженной существительным в именительном падеже единственного числа без окончания (с нулевым окончанием), например: адрес-календарь, бизань-мачта, бизнес-класс, бой-баба, огонь-девка, генерал-майор, джаз-оркестр, дизель-мотор, норд-ост.

Из этого правила имеется много исключений. Слитно пишутся по традиции все названия химических соединений такого строения, например: бромацетон, бутилкаучук, винилацетилен, метилбензол, метилкаучук, хлорацетон, хлорбензол, этилбензол, этилцеллюлоза. Примеры других слитных написаний: вымпелфал, костьутиль, лотлинь, планкарта, фальцаппарат, четвертьфинал, штормтрап, ялбот .

5. Слова с первыми частями диско- (муз.), макси-, миди-, мини-, например: диско-клуб, диско-музыка, макси-мода, миди-юбка, мини-платье, мини-трактор, мини-футбол, мини-ЭВМ.

6. Следующие группы существительных, образуемых с соединительными гласными:

а) названия сложных единиц измерения, например: койко-место, машино-место, пассажиро-километр, тонно-километр, самолёто-вылет, станко-час, человеко-день;

б) русские названия промежуточных стран света: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад, а также северо-северо-восток, северо-северо-запад, юго-юго-восток, юго-юго-запад.

7. Группа слов, обозначающих преимущественно должности и звания, с первыми частями вице-, камер-, контр-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, флигель-, штаб-, штабc-, а также экс- (в значении ‘бывший’), например: вице-губернатор, вице-канцлер, вице-консул, вице-президент, вице-премьер, вице-чемпион; камер-юнкер, камер-паж; контр-адмирал; лейб-гвардия, лейб-гусар, лейб-драгун, лейб-медик; обер-бургомистр, обер-мастер, обер-офицер, обер-прокурор; штаб-квартира, штаб-лекарь, штаб-офицер, штаб-ротмистр; штабс-капитан; экс-президент, экс-министр, экс-директор, экс-чемпион, экс-вице-премьер .

Слова экстерриториальный и экспатриация, где приставка экс- имеет другое значение, пишутся слитно. Так же пишутся музыкальные термины обертон и унтертон.

8. Названия, имеющие форму словосочетаний со служебным словом (поскольку они состоят из трех частей, то пишутся с двумя дефисами): иван-да-марья, мать-и-мачеха, не-тронь-меня (растения),любишь-не-любишь (игра).

9. Сочетания с пол- форм род. падежа существительных (а также порядковых числительных в функции существительных), если эти формы начинаются с гласной буквы или с согласной л , например:пол-оборота, пол-окна, пол-апельсина, пол-узла, пол-избы, пол-епархии, пол-ёлки, пол-экрана, пол-юрты, пол-яблока, пол-лимона, пол-листа, пол-одиннадцатого .

10. Существительные, образованные от пишущихся через дефис нарицательных существительных, например: вице-президентство, генерал-губернаторство, камер-юнкерство, приват-доцентура, тред-юнионизм, унтер-офицерство, унтер-офицерша (отвице-президент, генерал-губернатор, камер-юнкер, приват-доцент, тред-юнион, унтер-офицер ).

Исключения: зюйдвестка, пингпонгист, сальтоморталист, шахермахерство, яхтклубовец.

Список используемой литературы

Букчина Б. З. , Калакуцкая Л. П. Сложные слова / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР

Все слова русского языка разнообразны, и по своему строению отличаются друг от друга. Одна группа слов состоит из корня либо из корня и окончания, и называются такая группа простыми словами. В структуру других слов входят суффиксы и приставки образованные от простых слов и называют такие слова производными. Например: арка, дом, ком, лом, стол относятся к простым словам, а к производным словам относятся такие как домик, домашний, домостроение и эти слова образованны от слова дом с помощью суффиксов и приставок.

У каждого языка присутствует строительный материал для создания новых слов. Производные слова обладают важной особенностью: то есть всегда тесно связаны словом, от которого они были образованны. При разборке слова мы выделяем корень, который нам и указывает на смысл слова, либо на простое слово от которого пошло производное. Если проанализировать дополнительные составляющие слова в некоторых случаях, можно определить, при каких обстоятельствах оно было образовано. Например: использую такие слова как столик (Суффикс ик - уменьшительно ласкательный) и подорожник - который растет вдоль дороги, (суффикс ник). Смотря на образования слов, мы понимаем, что производных слов в четыре раза больше чем простых слов, от которых и были образованы производные. Если кто помнит статью, сколько слов в русском языке то, отталкиваясь от общего количества слов, мы можем определить, сколько слов простых и производных. Приблизительное число слов в русском языке 500 тыс. слов, нам известно, что производных слов приблизительно в четыре раза больше чем простых, значит (производные слова 4 + простые слова 1 = 5) делим на 500 тыс. это общее количество слов, получаем 100 тыс. слов на позицию. Берем полученную сумму в 100 тыс. и умножаем на 4 производные слова, получаем 400 тыс., после вычитаем из 500 тыс. производные и получаем оставшуюся сумму в 100 тыс. которыми и являются простые слова. Получив приблизительные данные можно смело подбить итоги, итак мы имеем следующую информацию, что в русском языке около 100 тыс. простых слов и 400 тыс. производных слов которые были образованны от первых. Зная историю, как появился славянский язык можно себе только представить, как язык развился за время существования, от первых простых слов с момента появления до нашего времени, где увеличился в четыре раза.

На протяжении времени слова изменяются, и все языки через это проходят. Многие слова, которые в прошлом были производными стали непроизводными и в настоящее время корень первоначальный в указанных словах выделятся перестал, из-за чего точно мы сказать не можем. А все это произошло из-за потери связи с родственными словами и теперь корень мы выделить не можем и историю таких слов трудно узнать. Конечно, узнать историю любого слова можно, но для этого необходимо проводить целое научное исследование. Этим занимается этимология - отрасль языкознания (греч. etymon - "истина", logos - "слово", "учение"). Основная цель этимологии выявить значение и звучание слова в первоначальном его виде, определить его родной корень, с которого было образованно слово.

Корень это история слова.

Как я уже выше писал, что выделив первоначальный корень из производного слова, мы узнаем его историю. Например: такие слова как следовать и следить, образованны от слова след и первоначальное значения этих слов было "идти по следу", а такое слова как пятно было образованно от слова пята, первоначально которое означало "след от ноги". Возможно, что указанные слова произошли в языке охотников. Впоследствии длительного времени значение слов изменялось, и связь с первоначальными словами разрывается, например: в настоящее время слово пятно имеет широкое распространение, и никто не скажет, что оно пошло от слова пятка.

Каждое слово обозначает какой ни будь предмет или явление. Но на протяжении истории развития общества некоторые предметы изменяются, да и сам язык изменяется, что приводит потери осознания корня в слове. Например: слово стрелять было образованно от слова стрела и первоначальное значения данного слова было пускать стрелы, то есть стрелять. На смену стрелам пришло огнестрельное оружие, а старое слово стрелять осталось и его стали применять ко всем видам стрельбы. Так мы наглядно видим, как из-за изменения в истории видов оружия потерялось первичное значения слова, то есть слово стрелять потеряло родственные связи со словом стрела.

В древние времена для письма использовалась краска черного цвета, и называли ее чернила, отталкиваясь от ее цвета. Спустя много времени в письменности стали использовать краски разных цветов, а названия осталась древнее чернила. Сейчас нас не удивляют сочетание слов синие чернила, желтые либо красные чернила. И когда мы слышим фразу черные чернила мы ее не воспринимаем как бессмыслица, хотя эта значит, что мы черное называем черным. И это из-за того, что мы спустя много времени забыли происхождение слова чернила .

Очень интересная история, связанная с появлением таких слов как рубль и копейка. Слово рубль появилось еще в древней Руси, когда основной денежной единицей была серебряная гривна. Данную гривну разрубывали на четыре части и называли эти части рубль (обрубком), то есть от слова рубить. Копейка пришла нам с XVI века, когда на Руси чеканились монеты с изображенным всадником прокалывающим копьем змея. Данные монеты стали "копейные деньги" или короче "копейки". Через время рисунок изменился, и деньги поменялись, а в народе слово копейка осталось, хотя общего с монетами уже ничего не было.

Существуют множество способов слияния слов. Чаще всего встречаются сложные слова, образованные с помощью слияния двух корней и более, самые сложные слова для написания и произношения: слова-значения величины, слова-названия химических соединений. Также русский словарь частенько пополняется путем заимствования слов с иностранных языков, многие из них имеют так же сложную корневую основу.

В последние годы русский язык активно пополняется новыми словами и большинство из них сложные.

Сложные слова в языке очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление.

Существуют множество способов слияния слов. Чаще всего встречаются сложные слова, образованные с помощью слияния двух корней и более, самые сложные слова для написания и произношения: слова-значения величины, слова-названия химических соединений. Также русский словарь частенько пополняется путем заимствования слов с иностранных языков, многие из них имеют так же сложную корневую основу.

Школьник чаще всего допускают ошибки в написании сложных слов. Поэтому чтобы в будущем преподавании русского языка помочь детям разобраться в этом многообразии и соответственно написании сложных слов, мы хотим выявить способы деривации лексем со сложными основами и расклассифицировать их.

Проблема заключается в определении наиболее часто встречающихся в современных публицистических текстах моделей образования слов со сложной основой.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Объект исследования: словообразовательная система русского языка как самостоятельный раздел языкознания.

Предмет исследования: способы образования сложных слов как процесс создания новых слов.

Цель исследования: изучение и описание способов сложного словообразования с точки зрения современного состояния языка.

В соответствии с предметом, объектом и целью исследования нами сформулированы следующие задачи работы:

) изучение и описание способов образования сложных слов;

) сбор и анализ сложных словоформ с точки зрения способа их образования и отнесенности к тематической группировке;

) определение частотности анализируемых явлений на языковом материале, отобранном из публицистических текстов.

Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ языковых единиц, отобранных из публицистических текстов.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Практическая значимость работы заключается в определении частотных моделей образования сложных слов при анализе языкового материала, отобранного из публицистических текстов. Так же эта работа может использоваться студентами филологического факультета при написании курсовых и дипломных проектов и для подготовки урока русского языка в школе.

В курсовой работе использовались исследования следующих авторов: Е.А. Земсковой, Л.Л. Федеровой, Гудиловой С.В., Немченко В.Н.,Шанского Н.В.

Краткое содержание и структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается цель и ставятся соответствующие задачи.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В заключении подведены общие итоги исследования.

Общий объем курсовой работы составляет __ страницы.

Список использованных источников включает __ наименований.

Положения, выносимые на защиту:

.Анализ явлений современного словообразования способствует формированию языковой и коммуникативной компетентности учителя.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В данной курсовой работе рассматривается проблема определения наиболее часто встречающихся в современных публицистических текстах моделей образования слов со сложной основой.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом:

Первая глава содержит определения основных теоретических понятий сложные слова.

Вторая глава посвящена анализу способов деривации лексем со сложными основами.

Третья глава представляет классификацию сложных слов.

В четвертой главе выборка сложных слов из публицистических текстов.

Работа выполнена печатным способом на … страницах с использованием … источников.

.Сложные слова. Понятие и определение

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сложные слова — слова, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.

Сложное слово — особая единица лексической и словообразовательной систем русского языка, являющаяся одним из основных объектов словообразования точно так же, как сложное предложение — одним из основных объектов синтаксиса.

.Способы деривации лексем со сложной основой

Словообразование — образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё.

Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим:

а) Морфологическое сложение — продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова, например пылесос, дисковод, самолет.

Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей.

Иногда для образования сложного слова необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец, рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый (целое слово не получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-). В этих случаях считается, что слово образовано сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно сложением основ и добавлением суффикса.

Таким способом образованы и большая часть прозвищей

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

б) При лексико-синтаксическом способе соединяются в одно целое устойчивые сочетания слов в том виде, как они обычно употребляются в речи. Происходит сращение слов без соединительных гласных для обозначения единого понятия — предмета, лица, признака или единого множества предметов, например: полцарства, Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело, гуси-лебеди.

2.2 Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ

Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.Мор-е-плава-тель□ ← мор-е, плава-ть — сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель — словообразовательный суффикс.

2.Хлеб-о-убороч-н-ый ← хлеб□, уборк-а — сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- — словообразовательный суффикс.

3.Мимоход-ом ← мимо, ход/и-ть — сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом — словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у-мир-о-твори-ть ← мир□, твори-ть — сложение основ мир-, твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.Умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа — ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

2.Сумасшедший — слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума, ср.: сшедший [откуда?] с умачеловек, с ума сшедший человек.

.Долгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго, ср.: пластинка, играющая[сколько? как долго?] долго, долго играющая пластинка.

.Классификация сложных слов

3.1 Аббревиатура — сокращение чего-либо на письме

А вообще различают следующие типы аббревиатур:

аббревиатуры инициального типа (образованные из начальных букв каждого слова в составе словосочетания: ЕГЭ — единый государственный экзамен; АСУ — автоматизированная система управления);

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

аббревиатуры слоговые (образованные из сочетания начальных частей слов, например: совхоз, колхоз);

аббревиатуры смешанного типа ( собес, КамАЗ);

аббревиатуры, состоящие из сочетания начальной части слова с целым словом: запчасти, сбербанк, оргработа;

аббревиатуры, состоящие из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой, комвзвода, управделами;

аббревиатуры, состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопед (мотоцикл-велосипед), эсминец (эскадренный миноносец);

. Слова, обозначающие научный термин (словообразование, морфологосинтаксический, прямоугольник, никотинамидадениндинуклеотидфосфат).

.Сложные слова, созданные путем добавления русских приставок (чрезмерный, внеурочный, безбилетный), а также приставок, которые являются частью иных языков (антициклон, ультрафиолетовый, субпродукты).

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5.Слова, образованные сложением повелительной формы глагола с существительным. Это — словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное -и. Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение — перекати-поле, пример неполного сращения), например: сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.

.Когда первая основа, сложного слова — основа числительного — порядкового, количественного или собирательного.

Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения — т.е. с соединительной гласной о/е — первоцвет, третьеклассник, троекратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный, стограммовый, тысячелистник. Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе — лексико-синтаксическим сложением: сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса): крокодил пяти метров длины => пятиметровый крокодил, роман из трех томов => трехтомный роман.

Обе эти модели непродуктивны. Зато продуктивна модель с основой трех- формой родительного падежа числительного три (трехдневный, трехсложный, трехведерный).

Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый, двуличный идвухместный. Основа дву- — это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре).

.Сложные слова, которые пишутся через дефис, могут быть:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

образованные способом слияния двух имен существительных: кресло-кровать, хлеб-соль.

повторением слова с целью усиления его значения: много-много, чуть-чуть, сильно-сильно

объединением изречений, близких по значению: фрукты-овощи, путь-дорога, руки-ноги

сложными словами, значение которых указывает на время или количество: два-три, день-два, завтра-послезавтра

этимонами, образованными путем сложения части полу — и существительного или прилагательного: полусон-полуявь, полутемный-полусветлый

словами, первая часть которых состоит из аббревиатур: ВИЧ-нифекция, СПА-процедуры, МВ-печь

.2Классификация сложных заимствованных слов по их принадлежности

. Профессии и ремесла.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Педагог — заимствованно из французского языка, где pédagogue


Есть такие люди которое не сдерживают своё слово, говорят одно, а делают другое - это люди которые недержат своё слово.

А человек который сдерживает своё слово он и крепит его делом.

Например мужчина пообещал что построет этот дом через неделю, а на самом деле он не чего не делал, вот он и не сдержал своё слово.


Сочинение на тему первый снег с 5 сложными словами?

Сочинение на тему первый снег с 5 сложными словами.


Придумай два сложных предложения сложно сочиненных?

Придумай два сложных предложения сложно сочиненных.


Пожалуйста составьте мне сложно сочиненое предложение со словом советовать?

Пожалуйста составьте мне сложно сочиненое предложение со словом советовать.


Сложно сочиненное предложение со словом спортсмен?

Сложно сочиненное предложение со словом спортсмен.


Напишите мини - сочинение из 5 - 7 предложений на тему "Осень" , чтобы у сочинения были сложные слова?

Напишите мини - сочинение из 5 - 7 предложений на тему "Осень" , чтобы у сочинения были сложные слова.


50 баллов?

Не надо сложных слов, сочинение для 4 класса.


Составить сложное предложение со словом сочинение?

Составить сложное предложение со словом сочинение.


Сочинение по картине А?

Сочинение по картине А.

А. Мыльникова "Верочка"(1964)с использованием сложных слов.


Напишите пожалуйста сочинение на любую тему со сложными словами )Пожалуйста?

Напишите пожалуйста сочинение на любую тему со сложными словами )Пожалуйста.


Помогите, пожалуйста, составить сложно сочиненное предложение со словом непримиримый?

Помогите, пожалуйста, составить сложно сочиненное предложение со словом непримиримый.


От двухсот двадцати восьми, к девятнадцати целым одной второй, около нуля целых двадцати одного, выше одного с половиной метра, в девятнадцатом веке, не более двадцати двух суток, пятеро сестер, трое мужчин, два приятеля, семеро котят, к трехстам сор..


От двухсот двадцати восьми, к девятнадцати целым одной второй, около нуля целых двадцати одной сотых, выше полутора (одного целого пяти десятых)метров, в девятнадцатом веке, не более двадцати двух суток, пять сестер, трое мужчин, два приятеля , семь ..


Есть разные люди. Бывают люди способные обеспечитьма себя, есть и те которые не могут найти себе дом. Чтобы помочь таким людям есть множество способов. Если каждый человек начнёт давать бедным людям хотя бы мелоч , то мир станет добрей и человек б..


Слова : вещь, рожь, мощь и сжечь, имеют словообразующее значение мягкого знака.


Словообразующее конечно, т. К. мягкий знак здесь по сути ничего не смягчает. Буквы щ ж ч мы читаем одинаково, как с мягким знаком, так и без него.


Как то так надеюсь верно.


1)Я люблю яблоки и апельсины. 2)Я люблю и яблоки, и апельсины, и мандарины 3)Я люблю яблоки, и мандарины, и апельсины 4)Я очень люблю свою семью : маму и папу, бабушку и дедушку, брата и сестру.


Катя(подлежащее) отвернулась(сказуемое), а(союз) Шарик(подлежащее) прыгнул(сказуемое) в лужу(обстоятельство) грязи(дополнение). [ _ = , a _ = ].


[подлежащее сказуемое], а [подлежащее сказуемое].


На счёт членов предложения я не уверена, а на счёт остального да. : ).

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: