Сочинение историй как метод психокоррекции

Обновлено: 05.07.2024

В последнее десятилетие ХХ века психологи обратили внимание на возможности художественных историй, сочинённых специально для помощи как взрослым, так и детям. Был разработан общий подход к созданию и применению таких историй, а также написаны лечебные истории для самых распространённых проблемных ситуаций (истории для лечения отдельных детских страхов, некоторых проблем в общении и т.д.). Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализация образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиентов, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве.

Многие дети весьма неохотно воспринимают прямое вмешательство кого бы то ни было в свои личные трудности и проблемы. Слушая же специальную историю, написанную в форме сказки или рассказа, ребёнок невольно сопереживает герою, в котором также невольно узнаёт очень близкого себе человека с очень похожими проблемами. Такое сопереживающее слушание снимает упрямство и сопротивление советам извне. Ребёнок, видя, как близкий ему герой успешно справляется с проблемой, обычно загорается желанием повторить стратегию и тактику героя. Он либо сам применяет полученные из истории подсказки и советы, либо охотно откликается на помощь человека, который читал ему эту историю.

Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет отражать какие-то из жизненных ситуаций ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающими из фабулы рассказа. При этом важно иметь представление о ребенке, его жизни и быстро понять основную тему рассказа ребенка.

Использование рассказов при терапии включает сочинение историй, чтение рассказов из книг, написание рассказов, привлечение каких-либо предметов как материал для сочинения рассказов. В число таких предметов могут включаться разнообразные картинки, проективные тесты, куклы, узоры на песке, детские рисунки. Полезны театральные реквизиты и некоторые виды бытовой электронной аппаратуры, в частности магнитофоны и видеомагнитофоны, портативные радиопередатчики, а также воображаемые телевизоры.

Фланелевая доска (доска, обтянутая куском фланели) – еще одно вспомогательное средство для сочинения рассказов. Ребенок может создавать множество рассказов или сценок и манипулировать персонажами на фланелевой доске по ходу рассказа.

Выделяют следующие коррекционные функции рассказов: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Привлекательность историй для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
  2. Через образы ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь.
  3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте события. Главный герой- это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героям и стать участником.

Взрослый должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет ребенку с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психокоррекционная программа

Сочинение историй в коррекции воображения у подростков с нарушением интелекта

Пояснительная записка 3

Содержание программы 5

Пояснительная записка

Все мы , конечно знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его необходимо развивать в процессе обучения.

Метод сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у ребенка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется клиентом в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других детей, в результате происходит обогащение.

Цели программы – расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, эмоционально волевой сферы ребенка.

В соответствии с целью формируются задачи программы:

- создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей;

- развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения : программа расчитана но детей 10 - 14 лет и состоит из 10 заданий, которые проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 20-30 мин, группа может состоять из 5 - 7 человек.

Общая психокоррекция - Учебное пособие (Осипова А,А,)

§ 6. сочинение историй

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется клиентом в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в результате происходит обогащение.

. Изложение даже простых переживаний автора есть осязаемое произведение, отличающее

автора от других. Q Совместная работа над сочинением обогащает, усиливает чувство

удовлетворения. . Списывание в сочинении семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает клиенту

стать более непринужденным в отношении к внешнему миру, противостоять условностям. . Творческо-литературное дело выявляет реакции клиента на реальные и фантастические

события на фоне реакций группы в целом. . Члены группы оцениваются другими клиентами как думающие и творческие люди.

Клиенты группы своей работой выражают решимость более активно и самостоятельно двигаться по пути к самоизменению и самореализации.

Некоторые авторы отмечают, что вербализация внутренних переживаний клиента во многом ведет к освобождению от этих переживаний. Поэтому процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта клиента.

Метод сочинения историй успешно используется в работе с детьми. Так, P.M. Стиртцингер (1983) предложил метод "общего сочинения историй" ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе.

Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование "более здоровые" способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего "Я", осознать свой гнев и выразить его без опаски. В ответном рассказе взрослый представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы у ребенка не было необходимости быть порабощенным невротическими типами поведения.

Каждую историю начинает ребенок со слов: "Однажды. ", "Давным-давно. ", "Когда-то. ", "Далеко-далеко. " Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, которое помогает психологу выделить наиболее важные аспекты истории.

Метод "общего сочинения историй" может использоваться и для групповых занятий с детьми. При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рассказа, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные способы разрешения конфликта, более здоровые в социальном плане.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Раздел i. введение в практическую психокоррекцию
Читать: Глава 1. психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
Читать: § 1. психологическая коррекция и ее виды
Читать: § 2. основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы
Читать: § 3. требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Читать: Глава 2. особенности составления психокоррекционных программ
Читать: § 1. принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Читать: § 2. оценка эффективности психокоррекционных
Читать: Раздел ii. основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Читать: Глава 1. психодинамическое направление
Читать: § 1 коррекционные воздействия в классическом психоанализе
Читать: § 2. аналитическая индивидуальная психокоррекция а. адлера
Читать: § 3. клиент-центрированный подход к. роджерса
Читать: § 4. логотерапия
Читать: Глава 2. поведенческое направление
Читать: Глава 3. когнитивное направление
Читать: § 1. особенности когнитивной психокоррекции
Читать: § 2. рационально-эмотивная терапия (рэт) а. эллиса
Читать: § 3. когнитивный подход а. бека
Читать: § 4. реальностная терапия у. глассера
Читать: Глава 4. трансактный анализ
Читать: § 1. трансактный анализ э. берна
Читать: Глава 5. гештальттерапия ф. перлза
Читать: Раздел iii. методы практической коррекции
Читать: Глава 1. игротерапия
Читать: § 1. общая характеристика метода
Читать: § 2. основные виды и формы игротерапии
Читать: § 3. игровая комната и ее оснащение
Читать: § 4. требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
Читать: Глава 2. арттерапия
Читать: § 1. общая характеристика метода
Читать: § 2. музыкотерапия
Читать: § 3. библиотерапия
Читать: § 4. танцевальная терапия
Читать: § 5. проективный рисунок
Читать: § 6. сочинение историй
Читать: § 7. сказкотерапия
Читать: § 8. куклотерапия
Читать: Глава 3. психогимнастика
Читать: Глава 4. методы поведенческой коррекции
Читать: § 1. метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации
Читать: § 2. иммерсионные методы
Читать: § 3. методы, основанные на принципе биологической братной связи
Читать: § 4. "жетонный" метод
Читать: § 5. метод морита
Читать: § 6. холдинг
Читать: § 7. имаго-метод
Читать: Глава 5. психодрама
Читать: § 1. описание метода
Читать: § 2. формы и виды психодрамы
Читать: § 3. методики психодрамы
Читать: Раздел iv. индивидуальная и групповая психокоррекция
Читать: Глава 1. индивидуальная психокоррекция
Читать: § 1. показания к индивидуальной психокоррекции
Читать: § 2. психологические особенности индивидуальной психокоррекции
Читать: § 3. групповая динамика
Читать: § 4. руководство психокоррекционной группой
Читать: § 5. телесно-ориентированные группы
Читать: Раздел v. психокоррекция детско-родительских и семейных отношений
Читать: Глава 1. психокоррекция семейных отношений
Читать: § 1. семья как объект психокоррекционного воздействия
Читать: § 2. методики коррекции детско-родительских и семейных отношений
Читать: Библиография

Рассказывание историй — отличное средство создания комфортной и творческой атмосферы в группе независимо от возраста участников. Упражнения, предложенные в книге, помогут сделать работу более глубокой, а саму группу более сплоченной. Кроме того, они будут полезны тем, кто хочет научиться писать свободнее, рассказывать живее, кто хочет развить в себе креативность и интуицию. Истории позволят разбудить в себе творческое начало, лучше узнать себя, развить воображение, коммуникативные навыки. Книга будет интересна психотерапевтам, тренерам и психологам, ведущим групповые занятия, а также всем тем, кто стремится познать себя. .

Предисловие

Любовь к сказкам объединяет людей всех рас и национальностей. Даже народы, лишенные письменности, обладают своей собственной сокровищницей сказок, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Что же побуждает людей рассказывать и слушать? Одни истории воспитывают, передают жизненные ценности и мудрость. Другие сплачивают: слушая о битвах и победах, страданиях и счастье других людей, мы сближаемся с ними, и благодаря этому возникает ощущение, что мы уже не так одиноки перед лицом своих собственных проблем.

Во времена, когда не было ни кино, ни телевидения, люди собирались вместе, чтобы рассказывать друг другу истории. Часто представители разных поколений жили под одной крышей, и передача семейных анекдотов и историй происходила совершенно естественно, сама собой — вечерами за обеденным столом. Сейчас с этим сложнее, хотя большинство взрослых однажды все-таки принимают решение навестить родителей, бабушек и дедушек, чтобы наконец-то узнать что-нибудь об истории своей семьи. И многим очень тяжело рассказывать хоть что-нибудь о себе.

Само слушание чужих историй может быть целительным. Когда мы слушаем истории других участников группы, мы можем увидеть, что не одиноки в своих поисках, тревогах, проблемах и вопросах. У нас есть спутники на этом пути.

Но самым главным является то, что когда мы записываем или спонтанно рассказываем свои истории, мы идем по пути шаманов, жрецов и поэтов. Да, мы уподобляемся Создателю. Мы открываем то творческое начало, что спрятано в глубине каждого из нас. И оно связывает нас с силами, которые дают нам жизнь.

Примеры упражнений

Эпитафия

Здесь мы вновь используем краткую форму повествования. Это задание побуждает участников подумать над основами жизни и смыслом своего существования. Им предстоит взглянуть на свою жизнь из самой последней ее точки и при этом нарушить табу на обсуждение темы смерти. Ведь если мы занимаемся собственной биографией, то в ней присутствует и представление о смерти, по крайней мере, бессознательно. Сама жизнь разворачивается между рождением и смертью. Если не подавлять мысли о смерти, это даст больше творчества и свободы.

В этом задании могут проявиться подавленные страхи, которые будут для участников неожиданными. Услышать эти страхи, выразить их и подружиться с ними будет полезно. Страхи, связанные со смертью, сдерживают многих людей от тщательного прорабатывания истории своей жизни и от составления биографии.

Представьте себе, что вы умерли. Книга вашей жизни закрыта. Вы прожили свою жизнь. Вы мертвы, и ваше сердце больше не бьется. Что до вашей души — тут мы не можем сказать чего-либо определенного, хотя это очень интересный вопрос. Сейчас речь о другой, довольно практической проблеме: вам ставят могильный камень и нужна эпитафия.

Многие перекладывают задачу составления надгробной надписи на других из скромности или потому, что боятся взглянуть в глаза тому факту, что все мы умрем. В прежние времена было довольно привычным делом составлять не только завещания, но и указания относительно траурной церемонии и эпитафии. Это требовало мужества и определенной честности перед самим собой.

Сейчас вам предстоит составить эпитафию самим себе, такую, какую согласно вашей воле, высекли бы на вашем могильном камне. Если понадобится, можете вообразить себе достаточно большой камень.

Составьте текст от третьего лица единственного числа. Укажите год вашего рождения, а год вашей смерти и ее причину укажите со знаком вопроса.

Можете опираться на следующие вопросы:

  • Какой образ жизни был у этого человека?
  • Была ли эта жизнь волнующей? Спокойной? Или и то, и другое?
  • Шел ли этот человек прямо к какой-либо важной цели? Или его жизненный путь был извилистым?
  • Что он привнес в жизнь других?
  • Какие у этого человека были сильные стороны?
  • Каким этот человек останется в памяти других людей?
  • Что этот человек думает о том, что происходит с нами после смерти?

Сейчас ваша задача — работать быстро. Для выполнения задания достаточно первого наброска, черновика. (15 минут.)

Оптимальной будет работа в тройках, которая позволит прочитать вслух эти непростые тексты и даст возможность для углубленной работы.

Вопросы для заключительной дискуссии

  • Какие традиции существуют в вашей родительской семье по отношению к смерти и умиранию? Можно ли спокойно говорить об этом? Что является табу?
  • Когда вы впервые осознали, что такое смерть?
  • Каково ваше отношение к смерти на сегодняшний день?
  • Позволяете ли вы самому себе иногда размышлять о собственной смерти?
  • Как отношение к смерти и умиранию влияет на создание автобиографии?
  • Что главное в вашей жизни?

История рождения

Историю собственного рождения мы узнаем из вторых рук, от родителей или бабушек и дедушек, которые пересказывают эту историю на разные лады. История рождения важна не только тем, что это начало нашей биографии, но и тем, что это событие привносит в жизнь определенную энергию. Подробно рассматривая историю рождения, мы можем взглянуть и на отношения родителей между собой, и на отношение матери и отца к нам самим, мы узнаем об ожиданиях родителей по отношению к нам, чувствуем атмосферу семьи. Мы должны со всем этим соприкоснуться, и, если повезет, обнаружить, что родительская семья создавала для нас те условия, которые усиливали проявления нашего наследственного потенциала. Но может быть и так, что темперамент и потенциал ребенка являются вызовом для семьи. Тогда детям велят быть другими, не такими, какие они есть на самом деле. В таком случае им придется бороться за то, чтобы пойти собственным путем.

Рождение ребенка меняет отношения между родителями. Ребенку нужно много внимания, как в связи с этим мужчина справится с тем, что ребенок занимает центральное место в жизни женщины? Почувствует ли он себя менее любимым? Будет ли ревновать? Как будет распределена возрастающая нагрузка? Готов ли мужчина брать на себя равную часть семейных забот? Как скажется появление ребенка на профессиональных планах мужчины и женщины? Как партнеры обращаются друг с другом в новой для них ситуации? Как они регулируют неизбежные конфликты? Как это отражается на их душевной близости? Возникают ли треугольники, например альянс матери и ребенка против отца или наоборот? Для ребенка же самое важное — это получать любовь и защиту со стороны обоих родителей. Каковы перспективы стабильных отношений между родителями на момент появления ребенка?

Все эти вопросы указывают на то, что рождение — не только радостное событие, но и одно из испытаний отношений на прочность. Наивность и романтика предшествующего любовного периода должны пережить преобразование. Тут необходимы понимание, честность и определенная готовность жертвовать собой со стороны каждого. Многие пары не готовы к таким сложностям, но всем им с рождением ребенка приходится перераспределять время, деньги, рабочее время и любовь.

Будучи детьми, мы не подозревали обо всех этих проблемах. Однако сейчас мы можем попытаться заглянуть в прошлое и представить себе отношения наших родителей. Благодаря этому мы сможем лучше понять и почувствовать их. Если мы сейчас возьмемся писать историю собственного рождения, нам не хватит только известных фактов, нам будет нужно воссоздать психологические образы родителей. Для этого придется обратиться к фантазии и способности сопереживать, вживаться в роль другого человека.

Что именно значило ваше рождение для родителей? Были ли вы первенцем, и ситуация была для них совершенно новой? Были ли вы средним или самым младшим ребенком? Были ли вы желанным или появились незапланированно?

Какой была жизнь ваших родителей, когда вы появились на свет? Жили ли они вместе? Были ли женаты? Родились ли вы вне брака? Каким было профессиональное положение вашего отца? Ходила ли мама на работу перед тем, как вас родить?

В каких условиях росли сами родители? Были ли их родители компетентны, уверенно шли по жизни, знали, что нужно ребенку в первые годы жизни? Насколько уверенными или неуверенными оказались ваши родители в этой ситуации? Хотели ли они быть родителями? Какие надежды и опасения они связывали с вашим рождением? Что появление ребенка изменило в их жизни? Какие вопросы они себе задавали? Какие сомнения их одолевали? Получили ли они удовольствие от вашего рождения? Были ли они готовы к тому, что пол, темперамент, особые таланты, внешность ребенка могут оказаться для них неожиданными? Значило ли ваше рождение что-либо еще, например, не должны ли вы были заменить умершего ребенка? Не должны ли вы были укрепить связь между родителями или удовлетворить желания бабушек и дедушек? Не были ли вы обязаны прожить жизнь лучше, чем это смогли сделать ваши родители? Какой была атмосфера в этот значительный день?

Можете вспомнить об обстоятельствах времени. Родились вы ночью или днем? В какой день недели? В какое время года? Какой была в то время политическая и экономическая ситуация? Где вы родились: дома или в клинике? Присутствовал ли отец при вашем рождении? Как прошли роды? Были ли это простые и быстрые роды? Не было ли медицинских осложнений? Как вы думаете, какие чувства испытали ваши родители, когда они впервые увидели вас, когда впервые дотронулись, обняли вас? Ваше тело помнит о первых прикосновениях родителей. Можете ли вы представить, каким был первый телесный контакт?

Опишите день вашего рождения от лица отца или матери. Подумайте над тем, что должен помнить о вашем рождении каждый из них. Позвольте им говорить от собственного имени, т.е. от первого лица единственного числа. Проследите за тем, чтобы были отображены не только факты, но и атмосфера дня, и внутренний мир ваших родителей. Попробуйте составить историю своего рождения так, чтобы начало вашей жизни было изображено как можно более объемно. Возможно, уже на этом этапе вы увидите темы, желания и потребности, которые стали прелюдией вашей последующей жизни. Возможно, вы сможете разглядеть ресурсы, имевшиеся в вашем распоряжении, и требования, с которыми вам позже пришлось столкнуться. Ваши родители снабдили вас чем-то важным, отправляя в жизненный путь, независимо от того, насколько компетентными они были к тому моменту. В чем суть этих важных даров? Изложите историю вашего рождения как можно подробнее и без пробелов, однако постарайтесь уложиться в одну — две страницы. Дайте себе на это четверть часа. Доверяйте собственной интуиции и тем идеям, что придут к вам, пока вы будете писать.

Участникам лучше работать в парах, чтобы зачитать друг другу эти деликатные тексты и обменяться первыми впечатлениями о них.

Вопросы для заключительной дискуссии

© Фопель К. Мастерская историй: Сочинение личных историй как метод групповой психологической работы. М.: Генезис, 2013.
© Публикуется с любезного разрешения издательства

Читайте также: