Сочинение ответ на проблемный вопрос

Обновлено: 04.07.2024

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.


Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. Часто такой вид работы используется на этапе подведения итогов анализа литературного произведения. Именно традиции методики преподавания литературы во многом обусловили включение задания такого вида в контрольные измерительные материалы. Однако анализ работ показывает: обучающиеся зачастую рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос, подменяют анализ текста пересказом, искажают проблематику произведения, не умеют аргументировать свои утверждения.

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений, раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. Причем иногда вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно.

При проверке такой работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста; нет ли подмены анализа пересказом; есть ли фактические ошибки и неточности.

Иными словами, требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая его традиционную композицию: тезис (прямой ответ на вопрос) — доказательства (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции) — вывод.

Прежде всего, надо предельно четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. Для этого выделим ключевые слова в формулировке вопроса: В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня? Необходимо разъяснить (самому себе) суть выделенных слов. Приблизительное понимание ключевых понятий вопроса ведет к поверхностным ответам.

1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка.

Оказалось: слово многозначное. В каком контексте оно использовано в вопросе? Скорее всего, в первом и третьем. Сделаем вывод: наш планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису.

Теперь можно уточнить проблему, переформулировав ее для себя так: Что вызывает смущение, неловкость именно Татьяны Лариной и воспринимается ею как позор, когда она пишет письмо Онегину?

1. Во время подготовки развернутого ответа с ограниченным объемом не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий.

2. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом — без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ.

3. Написав ответ, проверьте: выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте.

Теперь проанализируем ответы учеников, чтобы сделать важные выводы о принципах дальнейшей работы над ответом.

Скорее всего, чувство стыда, которое испытывала героиня, обуславливалось этикетом и моральными устоями общества, а также внутренним состоянием Татьяны.

Татьяна стыдится того, что пишет письмо Онегину. Она ему пишет о своих чувствах. В XIX веке женщине было не принято признаваться мужчине в любви. Было не принято открывать свои чувства, писать письма чужому человеку. Онегин хоть и был возлюбленным Татьяны, но он не был ей ни мужем, никем, он был чужим. Но она не могла больше ждать. Она написала ему о том, как его любит. О том, что не может без него. Но тогда так не делалось. Этого она стыдится.

В формулировках вопросов выделены ключевые слова, на которые надо обратить особое внимание при ответе. Проверьте себя: выделенные слова должны обязательно встретиться в тексте вашего ответа.

А между тем в ту самую пору по Т. у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его взяли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…

Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался; Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки — и пошел косить он по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

Церковь полна была кистенёвскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился — но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом — за ним и все дворовые — принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредко утирали слезы кулаком. Владимир и тех же трое слуг понесли его на кладбище — в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу — все присутствующие бросили в нее по горсти песку — яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистенёвскую рощу…

Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев — и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться — он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

Майор Ковалёв имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щёки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалёв носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалёв был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВСПОМИНАЕМ, КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Сегодня многие учителя открыто признают- ся в том, что в период отмены обязательного экзамена по литературе, а с ним обязательного чтения художественных произведений и сочи- нения они перестали обучать школьников пись- менной речи и нынешние старшеклассники не умеют писать. Это выдвигалось в качестве ос- новного аргумента против возвращения сочи- нения. Но сочинение вернули в школу и пра- вильно сделали.

Сегодня нельзя забывать, что умение пони- мать письменный текст и создавать свой — ос- нова информационного общества, и если чело- века этому не научить, то он всегда будет чув- ствовать недостаток в своём образовании.

ние, вид письменной работы.

Школьное сочинение можно определить как вид творческой работы — письменное выска- зывание в прозе (на основе изученного мате- риала) — средство формирования связной речи, закрепления и контроля лингвистических,

литературоведческих знаний учащихся, умений анализировать и интерпретировать художе- ственный и учебный текст.

Конечно же, написание учеником сочине- ния — деятельность творческая, однако требо- вания художественности и новизны к школьному сочинению не предъявляются. Важно, чтобы оно было самостоятельным, что означает: суж- дения ученика совпадают с утвердившимися в литературоведении взглядами, но переданы в его собственном речевом оформлении с опорой на текст художественного произведения, другой литературный материал.

В методике обучения литературе сочинения различаются:

— по тематике: литературная, публицисти- ческая тема и свободная (предполагает сво- бодный выбор материала для её раскрытия);

— по типу создаваемых текстов (описание, повествование, рассуждение);

— по функциональному стилю речи (научный, публицистический, в литературно-творческих ра- ботах — элементы художественного стиля);

— по жанру (сочинения на литературную тему: рассуждения, ответ на вопрос, на про- блемный вопрос, рецензия, литературно-кри- тическое эссе, характеристика героя, сравни- тельная характеристика героев, система пер- сонажей, роль изобразительно-выразительных средств в художественной речи; сочинения ли- тературно-творческие: очерк, репортаж, рас- сказ, басня, стилизация и др.);

— по методическому использованию в учеб- ном процессе (тренировочные упражнения, контрольные, проверочные работы, в том числе выпускные экзаменационные).

тически, начиная с пятого класса, выполнять тренировочные упражнения и репродуктивного, и творческого характера, что способствует вы- работке у них навыков и умений писать его са- мостоятельно (навык — действие, сформиро- ванное путём повторения; умение — навык, освещённый теоретическим знанием).

В отечественной методике обучения сочи- нению используются следующие виды трени- ровочных упражнений:

— изложение фрагмента произведения (учебного или научного текста) и определение его темы и основной мысли;

— выделение структурных частей текста, подобранного учителем, и своего сочинения;

— сравнение пейзажей, портретов героев, интерьеров и нахождение между ними сходства и различия;

— составление предложений или неболь- шого текста из предложенных слов абстрактно- го значения;

— составление небольшого текста с включением пословиц, поговорок, афоризмов;

— определение роли изобразительно-вы- разительных средств языка и речи в отрывках художественных произведений;

— составление статей для словаря теоре- тико-литературных понятий с примерами;

— составление из разрозненных частей учебного (научного) текста логического, связ- ного его изложения.

Рассмотрим, какие теоретические знания нужно освоить школьникам, какие упражнения они могут выполнить в ходе обучения написанию сочинения-рассуждения и ответа на вопрос, на проблемный вопрос.

Полное рассуждение состоит из трёх ча- стей. В первой содержится утверждение (тезис),

которое нужно доказать. Во второй приводятся доказательства (аргументы, примеры), необхо- димые для обоснования высказанной мысли. В третьей части содержится вывод.

В тексте-рассуждении, как правило, тезис и доказательство связываются союзами (потому что; так как), а также вводными словами (во- первых; во- вторых и др.), вывод присоединяет- ся словами: поэтому, таким образом, итак, сле- довательно, из этого следует, словом и др.

Рассуждение может быть сокращённым. Полное рассуждение распространено в научной и деловой речи, сокращённое рассуждение — в разговорной и художественной, где союзы чаще всего опускаются, может не быть вывода или примеров.

1. Запишите значения слов, придумайте с данными словами предложения: тезис (от греч. thesis — положение, утверждение) — высказан- ная мысль, истинность которой доказывается автором; тезисы — краткая, точная запись ос- новных мыслей текста в виде цитат или в сво- бодном изложении; аргументация — приведе- ние аргументов с целью убедить читателя в пра- вильности выдвинутого тезиса (аргументами могут быть ссылки на авторитетное мнение, тексты произведений, письма, факты); доказа- тельство — утвердительное высказывание, ис- тинность которого подтверждена аргументами.

2. Придумайте и запишите предложения со словами и словосочетаниями:

логичный, последовательный, связный, гар- моничный; мысль, идея, замысел, концепция; размышление, раздумье, помысел, думушка; творческий (труд, процесс, дар, подъём, путь).

3. Подберите синонимы к слову рассуждать, запишите сочетания этого слова с прилагатель- ными, существительными, глаголами.

Рассуждать (мыслить, строить умозаключе- ния; последовательно излагать свои суждения о чём-либо).

Рассуждать о чём: (о литературе, о музыке, о смысле жизни, произведения, о любви…).

Рассуждать о чём-либо с кем (с другом, с приятелем, с коллегами…).

Рассуждать на тему (запретную, научную, литературную, о войне, о природе…).

Рассуждать, как кто (как ребёнок, как взрос- лый, как дилетант…).

Научиться рассуждать как (правильно, верно, толково, умно, здраво, трезво, просто, зрело…).

4. Определите, к какому функциональному стилю относится этот текст. Выделите его струк- турные части.

«…Культура прежде всего понятие коллек- тивное. Отдельный человек может быть носи- телем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное.

Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных опреде- лённой организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Сферу социального общения обслуживает язык. Это означает, что она образует определён- ную систему знаков, употребляемых в соответ- ствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое ма- териальное выражение (слова, рисунки, вещи), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символиче- скую природу. Остановимся на этой последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеден- ный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употреб- ление, а не значение. Но когда мы произносим:

“Хлеб наш насущный даждь нам днесь”, — слово “хлеб” означает не просто хлеб как вещь, а име- ет более широкое значение: “пища, потребная для жизни…” (Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре).

Научиться писать сочинение-рассуждение на литературную тему помогает анализ отрывков из художественных произведений с ответом на вопрос, например: как в данном эпизоде про- является характер героя, или как выражено от- ношение автора к герою, или как портрет и речь героя раскрывают его характер, или какую роль играет в стихотворении олицетворение и др.?

Написать сочинение на тему, сформулиро- ванную в виде проблемного вопроса, поможет памятка:

— внимательно прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла отражение в этом вопросе;

— определите, как проблема, обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произве- дения;

— сформулируйте основные положения, утверждения, которые будете доказывать;

— приведите аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);

— используйте необходимые теоретико- литературные понятия;

— по возможности напишите о своей точке зрения;

— в том случае, если проблема имеет не- сколько решений, нужно чётко определить все и раскрыть их суть.

1. КАПИНОС В.И., СЕРГЕЕВА Н.И., СО- ЛОВЕЙЧИК М.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-пресс, 1994.

Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

Содержание части сочинения

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+

→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя. (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое. Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя. (ФИО). В центре внимания автора - проблема. (какая?)
Рассуждая о. (о чём?), автор задается вопросом: . (каким?).
→ Текст . (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - . (какой?) Автор заставляет нас задуматься о . (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое. В чём заключается. Почему. Как . Такие вопросы ставит в своем тексте писатель . (ФИО), посвящая его проблеме. (какой?)
→ Что значит быть. (каким?)? Зачем. ? В чём. Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема. (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя. (ФИО).

Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? . )

проблемы исходного текста

Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …

Пояснение к примерам:

→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами

(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь.

→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Мое отношение к позиции автора:

→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге. ) . (ФИО) читатель встречается с. (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)

Вывод - обобщение
моего рассуждения

→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать.
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…

Читайте также: