Преподобный сергий радонежский в истории русского государства сочинение

Обновлено: 17.06.2024

изнеописание Сергия Радонежского было написано Борисом Зайцевым в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Повествование о жизни очень известного и весьма почитаемого на Руси святого не могло не заинтересовать читателей, принадлежавших к различным слоям общества. Сам автор признается, что выбранная им тема не могла бы быть раскрыта в дореволюционные годы, когда жизнь текла относительно неторопливо и спокойно. И действительно, после прочтения этого произведения возникает непоколебимая уверенность в том, что именно в периоды сильнейших потрясений государственного строя, обывательской жизни, самого мироустройства может появиться такое повествование, проникнутое искренней печалью, светлой любовью, неугасимой надеждой – теми чувствами, которые переполняют душу человека, любящего свою Отчизну и страдающего вместе с ней. Святой старец изображен в жизнеописании традиционно, образ русского святого раскрыть полно и многопланово. Основным качеством Сергия Радонежского Зайцев называет “скромность подвижничества”. Главный герой произведения не проявляет никаких особенных талантов, не владеет ораторским искусством и даром убеждения, но при этом от него исходит какой-то особый немеркнущий свет, который показывает дорогу заблудшим душам и выводит их на путь истинный. Жизненный путь самого Сергия к вершине человеческого бытия – святости – был постепенным, лишенным драматических потрясений и героических поступков, словно святость, как некое душевное качество, накапливалась в нем постепенно, в течение всей жизни. Сергий Радонежский, несмотря на свою безусловную доброту, вовсе не мягок характером – в своем смирении и кротости он твердо стоит на свое линии, не участвуя в волнениях и зная, чего он хочет от жизни. Например, во время во время возмущений среди монахов Сергий не участвовал в выражении недовольства, при этом он и не стремился наставить своих братьев в Христе на путь истинный – он, будучи уже весьма немолод, взял свой верный посох и ушел прочь, “в дикие места”, где впоследствии основан монашеский скит Киржач. Святой также не принял от своего хорошего друга, московского митрополита Алексия, золотой крест, сказав следующие слова: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”. На мой взгляд, автор жития преподобного Сергия Радонежского ставил перед собой задачу не просто описать подвиг всей жизни святого и его помощь в победе русских во время Куликовской битвы. Сей исторический факт известен всем и не нуждается в дополнительной демонстрации. Суть произведения заключается в понимании, как же отроку Варфоломею удалось достичь полного самоотречения, как он сумел подняться к самому главному подвигу всей его земной жизни. Да, ему не удалось полностью освободить родную землю от пришлых захватчиков, но именно Сергий, как талантливый строитель, сумел заложить прочный фундамент духовности, который в дальнейшем стал основой новой России.


в конце какого предлога есть слово сто?

5)В уравнении x^2+px-16=0 один из корней равен 8. Найди второй корень и коэффициент р
по? ?огите пожалуйста.

Разобрать по членам предложения и частям речи:
Вода под колёсами запенилась и побежала через омут.
На другом берегу омута стояла старая,водяная мельница.
На место вчерашних луж хрустели ледяные корочки.
В зелени заблестели беленькие цветочки земляники.
Перепархивал редкий снег.
Стены и толстые столбы были покрыты зелёными водорослями.

1. В молекуле ДНК 750 гуаниловых нуклеотидов это составляет 35% от общего количества. Подсчитайте остальные нуклеотиды в этой молекуле.
2.Нуклеотидов аденина в цепи ДНК 284, а цитозина в три раза больше. Сосчитайте общее количество нуклеотидов цепи и ее длину в нм.
3. 24% в молекуле ДНК составляет тимин это 624 нуклеотида, узнайте количество других нуклеотидов в этой молекуле. Какова молекулярная масса ДНК
4. В молекуле ДНК 46000 нуклеотидов на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 22%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК и количество водородных связей.
5. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 324300, из них 110400 приходится на долю цитозина.
Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.

Разложить на множетели:2x^2-20xy+50y^2

Почему говорят, что животные, обитающие в почве, повышают её плодородие?

морфологический разбор редеет

Помогите решить очень нужна помощь!
Решите задачу с помощью уравнения :
Катер прошел 40км по течению реки и 6 км против течения,затратив на весь путь 3 ч. Найдите скорость катера в стоячей воде ,если известно ,что скорость течения равна 2 км/ч .

5040*3:9-3050:5*8 распишите пож в действиях

Почему природа степей нуждается в охране? Назови животных степной зоны занесённых в Красную книгу России

Сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский” в истории Русского государства

Ответы:

Роль Преподобного Сергия в истории русского государства

Вопрос:

Сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский” в истории Русского государства

Ответы:

Решающее значение имела беседа Сергия Радонежского и Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Великий князь был в смятении, так как не знал, идти ли против татаро-монгольского войска или отступить. Сергий выразил уверенность в том, что битва будет выиграна, и посоветовал Дмитрию молится об этом. Непосредственно перед боем игумен через гонца передает послание, в котором укрепляет боевой дух ратников. Даже огромное количество врагов не смогло посеять панику в русских воинах. Таким образом, слово святого, его мудрость и наставления помогли придать силу духа солдатам.

После победы Дмитрий Донской возвел в указанном Сергием месте монастырь, посвященный Пречистой богоматери.

Благодаря Радонежскому на Руси появилась огромное количество монастырей и церквей, ставших центрами духовной культуры. Самые известные — Свято-Троицкая лавра, монастырь на Киржаче, Андроников и Симоновский монастыри. Игуменами новых обителей Сергий назначал своих учеников, таких же богопочитаемых людей. Известно, что всего Радонежским было образовано 40 обителей.

Еще одно важное дело, которое совершил Сергий, примирение великого князя Дмитрия и князя Олега рязанского. Мудрый наставник отправился пешком за двести километров, чтобы своими богоугодными речами отговорить Олега от военных действий с Москвой. Рязанский князь, известный своим вспыльчивым и несдержанным нравом, спокойно выслушал Радонежского и пошел на перемирие с Москвой. С тех пор князья стали действовать воедино, положив конец междуусобной войне.

Жизнь одного человека повлияла на тысячи судеб других людей. Нравственные качества Преподобного Сергия — любовь, доброта, смирение, позволили народу выстоять под татаро-монгольским игом, не сломиться, а стать сильнее, мужественнее и терпимее.

В истории Руси Радонежского помнят как человека, совершившего много чудес. Он избавлял от тяжелых болезней, помогал обуздать в людях такие пороки, как злость, гнев, раздражение, обиды. Святой мог предвидеть будущее и мудро советовал, как поступить в том или ином случае. О лечил души людей не наказанием, а добром и молитвой.

Он смог прикоснуться к неведомым тайнам, так как только ему пришлось увидеть божественный огонь и пообщаться с Пречистой Богоматерью. Этому есть свидетельства, изложенные в летописи Епифанием Премудрым.

Сергий Радонежский отказался от мирских благ, выбрав главной целью своей жизни — служение Богу и Отчизне. Его примеру последовали тысячи людей, которые также сыграли важную роль в истории Российского государства. Одни из них — Афанасий Галицкий, Павел Обнорский, Преподобный Феодор, Ферапонт Бороневский. Им суждено было после смерти учителя продолжить его великие дела и начинания.

Первым важным направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное воспитание русского народа на основе идеалов православия. Этому он посвятил всю свою жизнь. Своим даром убеждения, а также личным примером отец Сергий показывал: надо прилежно трудиться, быть смиренным, добрым человеком, желать ближним только хорошего и жить по законам справедливости.

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский в 1345 году основал Троицкий монастырь и ввёл в нем общежитийный устав, который затем был принят в прочих русских монастырях. Этим уставом отменялось принятое ранее раздельное жительство монахов. Иноки обязывались обеспечивать себя самостоятельно – своим трудом, а не подаянием; быть примером нравственности для населения. Следствием распространения такого уклада монастырской жизни стало превращение монастырей в крупные корпоративные организации.

Когда Дмитрий Донской решился открыто выступить против монголо-татар с оружием в руках, отец Сергий поддержал его в этом смелом, но опасном и неясном по последствиям деле. Он благословил князя и его соратников на битву, а также послал вместе с ними двух монахов-воинов – Пересвета и Ослаблю.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

Причинами подвижнической деятельности Сергия Радонежского были усиление процесса объединения русских земель вокруг Москвы и желание игумена способствовать этой интеграции русского народа. Следствием данной деятельности – духовное обоснование правильности политики Дмитрия Донского, укрепление единства русского народа и его веры в свои силы.

С 1452 года он почитается Русской Православной церковью святым в лике преподобных и считается величайшим подвижником нашего Отечества, духовным покровителем Руси. Отец Сергий не оставил никаких письменных трудов. Но его личность была настолько сильной и высоконравственной, а духовная деятельность – такой простой, справедливой и убедительной, что Сергий Радонежский оставил яркий и неизгладимый след в отечественной истории.

Агольцева Елена Викторовна

На Руси были, люди, устремлённые в места необитаемые, глухие, пустынные,- монахи. Их так и называли пустынниками. Они основывали там обители, монастыри. Вокруг монастырей развивалась хозяйственная жизнь. Монахи трудились во славу Господа и себе на пользу. Одним из самых православных пустынников, о котором я хочу рассказать, был преподобный Сергий-игумен Радонежский, в миру Варфоломей

Мать сразу же решила, что сыну суждено посвятить себя служению Богу. Её убеждение передалось ребёнку.

Есть в описание жизни отрока Варфоломея и неожиданные сведения. Вот одно из них: братья его Стефан и Пётр быстро овладели грамотой, а вот Варфоломею она давалась трудно. Учился он плохо. По-видимому, его больше привлекала природа, чем книжная премудрость.

Варфоломей с малых лет был приучен к деревенскому быту. Однажды ему пришлось пойти на поиски заплутавшего жеребёнка-стригунка. Вдруг увидел отрок на опушке леса инока- черноризца. Варфоломей подошёл к нему, поклонился и подождал, пока тот окончит молитву. Инок поинтересовался:

-Что тебя так сильно печалит?

-Святой отец, отдали меня учиться читать. А я никак не могу уразуметь из того, чему меня учат.

Инок сотворил молитву, благословил его и сказал:

- Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумения, о котором прочишь. И сам уразумеешь, и других сможешь учить. С той поры произошла удивительная перемена: отрок Варфоломей стал прилежно и успешно постигать книжные премудрости. Так всё было или нет, встретил он инока или увидел во сне ангела, остаётся тайной. Но случай этот вполне правдоподобный. Ведь нередко нам просто не хватает уверенности собственных силах и упорства. Обращение к Богу, поддержка со стороны авторитетного человека помогают обрести уверенность в себе, сосредоточиться и преодолеть слабость.

Стефан не выдержал тяжёлое, однообразное житьё в пустыни и ушёл в Московский Богоявленский монастырь. Остался Варфоломей один. Иногда к нему заходил из дальнего прихода старец- духовник, совершал богослужение. По просьбе Варфоломея он постриг его в монахи и нарёк именем Сергий.

Сергий Радонежский лично участвовал в строительстве храмов. Возвел Благовещенский монастырь на реке Киржач. В память о Куликовской битве на пожертвования князя Дмитрия Донского основал Дубенский монастырь. И многие другие храмы возникли по благословению Сергия. Ещё при его жизни ученики основали 40 монастырей, ученики учеников- еще 60.

В речи на собрании Духовной академии в память преподобного Сергия академик В. Ключевский сказал, что святой со своею обителью и учениками был образцом и начинателем в оживлении монастырской жизни.

Отец Сергий неплохо понимал жизнь природы. Там, где на склоне выходили подземные воды, он расчистил место от глинистых наносов и почвенного слоя, и источник забил.

Слава о праведнике и чудотворце Сергии распространилась по всей земле русской. У него исцелились больные и укрепились духом немощные. Московский митрополит Алексий, чувствуя приближение смерти, призвал к себе преподобного Сергия и просил принять свой крест архиерейский, украшенный золотом и самоцветами. Сергий же отказался от бремени церковной власти.

Великий князь Дмитрий не раз обращался к преподобному Сергию за советом и помощью. В 1385 году благодаря Сергию Дмитрий московский заключил вечный мир с князем Олегом рязанским.

Когда хан Мамай с войском двинулся на Русь, Сергий благословил русский народ на священный бой с врагами, направил в ополчение своих богатырей, иноков Пересвета и Ослябю, а великому князю Дмитрию предрёк победу:

-Иди против супостатов, отвергни сомнения, и Бог поможет тебе.

Вернувшись после победы на Куликовом поле, Дмитрий пришёл вы обитель Сергия и благодарил его за помощь.В горе и радости Руси Сергий- участник, по- государственному мыслящий и действующий человек. Он не только созерцатель, но и деятель.

Незадолго до смерти было Сергию видение Богоматери с апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий умер в 1392 году. Он был причислен к лику святых. Первое же условие святости требует чудесных видений и совершения чудес. Это и происходило неоднократно в удивительной жизни святого Сергия. Собственным примером, высотой благих устремлений Сергий Радонежский поднял дух своего народа, пробудил в нём веру в свои силы. Он учит нас самому важному: правде, прямоте, мужественности, труду, благородству и вере. Жизнь святого Сергия должна служить назиданием для каждого последователя Христа Спасителя. Спасение, как показал нам преподобный, должно быть главной целью земной жизни человека, которая служит приготовлением к вечности.
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых. Его пастырское дело не пропало. Целую плеяду замечательных учеников воспитал он.
Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения. И наше русское православное богословие совершается водительством святых угодников – боговидцев, в числе которых ближе всего стоит к нам великий Игумен земли русской преподобный Сергий Радонежский. Своё богословие заключил он не в книгах, но явил всей своей жизнью. Он учит нас боговедению не словами, но молчаливо - делами своими. И никогда в церкви Божией не умолкнут хвалы преподобному Сергию, ибо в память вечную будет праведник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уж семь столетий вереницей

В обитель Сергия идут

И пред святой его гробницей

Поклоны ревностно кладут.

И преподобный выручает

Из всех напастей и невзгод.

Большую радость получает

У раки страждущий народ.

Игумен Виссарион (Остапенко)

Он прожил долгую и праведную жизнь, его биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии и был назван Варфоломеем.

hello_html_m4c3fd2e3.jpg

hello_html_m56509066.jpg

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский.

Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда умерли родители. Вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице - Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Вскоре по ближним городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Так появлялись и селились рядом люди, желавшие спасаться под руководством Преподобного. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые потом основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны. По их настоянию он становится священником и игуменом монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни. Беседуя с людьми, он открывал им те истины, которые он познал в многочасовых молитвах, Сергий многих наставил на правильный путь.

hello_html_m3152caeb.jpg

История Куликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателя Троице - Сергиевой лавры – Сергия Радонежского. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия Радонежского", в 1380 году преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков - Пересвета и Ослябя, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч и защитили свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

hello_html_m65982248.jpg

hello_html_1e0d69f9.jpg

Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице - Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч людей. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.

Великий игумен земли Русской - преподобный Сергий - никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас, когда участились войны во всем мире, как никогда люди должны особенно усердно обращаться к его помощи.

Я считаю, что Сергий Радонежский – это воплощение национального нравственного идеала, благодатный воспитатель русского духа. Преподобный Сергий был очень близок к простому народу и прославился тем, что исцелял людей своими беседами, наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении. Примером своей жизни, высотой своего духа добром и любовью, смирением и терпением, мужеством и стойкостью Преподобный Сергий дорог людям и в наше время.

Читайте также: