Сочинение исследование тургенев психолог ася

Обновлено: 30.06.2024

Великий русский писатель И.С. Тургенев в своих произведениях использовал прием "тайного психологизма", который дает читателю возможность самому поразмышлять, понять психологию героев. В повести "Ася" автор произведения также использует этот прием. Я выбрала эпизод, где Ася первая признается в любви к господину НН.

И.С. Тургенев описывает лишь внешнее состояние героев, доверяя читателю их внутренний мир ."Она дышала быстро и вся дрожала,"- из одной фразы мы можем понять, что девушка очень взволнована и испугана. Ее чувства были сильнее разума, она оказалась не в силах бороться с нахлынувшими на нее эмоциями. Ее внутренняя борьба проявилась в ее внешнем виде.

Господин Н тоже не мог оставаться спокойным:"Я сам ходил и говорил как в лихорадке." Что же заставило всегда сдержанного и внешне спокойного мужчину потерять контроль над собой? И.С. Тургенев намекает , что и НН умеет чувствовать, и он умеет любить. Мы можем только представить Господина Н ходящего из угла в угол" как в лихорадке", внутри которого происходит настоящая борьба здравого смысла и искренних чувств к юной девушке.

Вечер мог бы закончиться совсем иначе, если бы не неожиданная реакция Аси :". она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла. " Чувства молодой девушки были задеты, она не выдержала нападок со стороны Господина Н. Ей было страшно и стыдно одновременно. Она догадывалась, к чему может привести ее поступок, ведь о ее признании мог узнать брат, Гагин. Гордость и обида заставили Асю убежать: из того дома, в который она так любила приходить, от Господина Н, и даже от себя самой.

Таким образом, на примере отрывка из повести "Ася", мы доказали, что тайный психологизм- способ описания психологического состояния героя. Метод И.С. Тургенева делает читателя действующим лицом произведения.

"В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко ее. Я подошел к ней. Она еще больше отвернула голову.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня - и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.

- И вот теперь все кончено! - начал я снова. - Все. Теперь нам должно расстаться. - Я украдкой взглянул на Асю. лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. - Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне.

Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед - и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась. Я не выношу женских слез: при виде их я тотчас теряюсь.

- Анна Николаевна, Ася, - твердил я, - пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте. - Я снова взял ее за руку.

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла. "

И. С. Тургенев вошел в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме. Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести “Ася” (1858). Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования.

Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести “веет поэзией”, светом, радостью.
Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся

в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далекие дни молодости уже в одиночестве. Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей.

На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.
Искренность, правдоподобность описываемых событий передается через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина,

вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну. Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь.

Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.
Этот прием позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни. В молодости господин N – это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша. Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, “сияющей прозрачностью воздуха”.
Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор дает тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.
Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть свое сердце истинному чувству, взять на себя ответственность. По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своем искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его. Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.
Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить ее внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными. Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной.

Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей “Матушку, голубушку” и дичком.
Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.
Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием ее чувство. Вначале Ася предстает перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго.

Поэтому его брала досада, глядя на Асю.
Вместе с тем у нее проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемленным самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву.

Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Все существо Аси стремилось к правде.

Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые ее окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-“хамелеон”, как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всем правды, откровенности.

Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом.
Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через свое чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда.

Тургенев показывает, какой силы, духовного взлета достигало чувство Аси, когда она признается, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – “ваша”! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы ее считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределенности в отношении к ней главного героя.

А тот в свою очередь стал упрекать ее за чрезмерную открытость, искренность.
Только спустя много лет, после приобретенного опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки.

Мастерство тайного психологизма И. С. Тургенева в этой повести находит свое выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далеких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Все герои писателя проходят испытание любовью. Именно это испытание оказывается самым главным и самым сложным. Но именно оно определяет нравственную основу, сущность человека.

Кроме того, данную повесть можно назвать учебником психологии - так тонко и глубоко показал писатель характеры героев, их внутреннюю жизнь их сущность.

Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, господин Н.Н. сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. Такая героиня не могла не привлечь внимания героя. Встретившись с Асей, он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его. Но мы понимаем, что эти чувства во многом наиграны. Да и сам герой признается в этом. Искреннее чувство сумела вызвать у него лишь Ася. Тургенев рисует нам зарождение любви, ее становление и разлуку героев.

Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе. Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в его душе. Может быть, это была его единственная любовь, и, упустив ее по своей вине, он до конца жизни остался одиноким и несчастным. Или, может быть, у героя были еще шансы полюбить стать счастливым, но он прошел мимо. Потому что по своей натуре он не дорос до любви, боится сильных эмоций и кардинальных изменений в жизни.

Таким образом, на мой взгляд, господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь Аси только по своей вине. Это мы понимаем, читая сцену свидания господина Н. с Асей. Здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной Любви. В отличие от Аси, господин Н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья. Герой отказывается от новых сильных, высоких чувств, от напряженных духовных переживаний. Образ жизни светского бездельника приучил господина Н. к мимолетным увлечениям, к поверхностным переживаниям, к легкомысленному отношению к жизни и чувствам. Поэтому, при первом серьезном испытании, когда от героя потребовался выбор, он отступает.

Тургенев работал над повестью в течение полугода. Такой медленный темп написания был связан с болезнью автора и его усталостью. По словам Тургенева, идея написания "Аси" появилась от увиденного мимолетного момента. Однажды, находясь в немецком городке, автор взглянул на дом. Там находилась пожилая женщина ,которая выглядывала из окна первого этажа, а сверху, из окна выше, выглядывала молодая девушка. Тургенев попытался представить судьбу этих людей. Так появилась повесть.

Почему повесть так называется?

Название произведения "Ася" говорит нам о той, в кого был влюблен лирический герой. Именно эту девушку позже будет вспоминать герой. Ответить однозначно по поводу названия достаточно сложно. Есть предположение, что Тургенев вынес на первый план имя Аси, для того, чтобы показать важность истории, связанной с ней. В данном случае девушка является образом любви и внутренних изменений нескольких людей.

Жанр: повесть или рассказ?

В данном случае, произведение является повестью. Отличием является не только размер. Рассказ, как правило, затрагивает одно событие. В повести же событий несколько и все они объединены в одну сюжетную линию. Помимо всего, повесть, в отличие от рассказа, может иметь лирическое отступление, описание природы. Произведение "Ася" по всем параметрам является примером повести.

О чем повесть?

Повесть рассказывает об истинной любви; о том, как важно ценить миг, который есть в данный момент; о необходимой смелости и умении принимать важные решения вовремя. Своевременность часто стоит во главе различных жизненных ситуаций. Так и в повести, юноша влюбился в девушку. Их связь развивалась тонко и постепенно, а затем переросла в глубокое чувство. Не хватило одного важного шага со стороны героя, чтобы быть вместе с любимой женщиной. Главный герой потерял свою любовь. Ему оставалось только с тоской вспоминать о ней все последующие годы.

Главные герои и их характеристика

Господин Н.Н. - рассказчик, от лица которого идет повествование. Молодой человек 25 лет, который предпочитает жить спокойно, ищет свой смысл и от этого много путешествует. Стремится к душевному равновесию в жизни. Ищет любви. Вначале думает о "коварной вдове", затем уже об Асе, его настоящем глубоком чувстве. Жизнь дала герою возможность проявить себя и получить шанс быть счастливым, но его нерешительность сыграла с ним злую шутку.

Ася (Анна Гагина) - юная, обаятельная, искренняя девушка, при этом обладает импульсивностью и живым характером. Образ героини ассоциируется с непосредственностью и молодостью. Асю отличает простота и душевная чистота. Героиня была внебрачной дочерью от связи барина со служанкой, поэтому Ася уже с юных лет понимала свое место в обществе и стеснялась этого. Со слов Господина Н.Н., Ася довольно хорошо говорила по-французски, но было заметно, что она с детства не была в женских руках. В ее движениях было что-то неспокойное. "Это вино еще не бродило".

Гагин - брат Аси. Добрый, воспитанный, ответственный молодой человек. Имеет способности к живописи, хочет быть художником, но посвящает свою жизнь своей сестре.

Фрау Луизе - пожилая женщина, которую навещает Ася. Именно в доме Фрау Луизе встречаются лирические герои: Ася и Господин Н.Н.

Тема

В повести поднимается тема любви, искренней и при этом несчастной и навсегда утраченной.

Проблематика

Произведение поднимает проблему своевременности, а также необходимости отбрасывать нерешительность в нужный момент в пользу важных решений. "Завтра я буду счастлив!" - слова, произнесенные Господином Н.Н. так и остаются в памяти, потому что его завтра оказывается пустым. Лирический герой позже еще долго будет прокручивать в голове все диалоги и ситуации, связанные с Асей, понимая, что теперь он может только вспоминать об этом.

Смысл романа

Автор предлагает читателю задуматься о том, что такое настоящая любовь и показывает, как может изменить человека истинное чувство. Иногда, это испытание любовью, и не каждому удается его пройти. Кроме этого, смысл произведения в том, чтобы подумать о способности быть смелым и бороться за свое, даже когда внутри страшно сделать шаг. Иногда наши страхи и нерешительность побеждают, но это цена за то, что мы получаем в итоге. Так и в произведении, герой потерял свою любовь, но получил свой опыт.

2 вариант

Через все произведение читатель может услышать внутренний монолог главного героя. Можно сказать, что этот герой – лирический. Н.Н. рассуждает о том, что когда-то давно он упустил свой шанс на обретение счастья. Кто в этом виноват? Вопрос остается открытым для нас, читателей. Просто герой не понимал, что он стоит в шаге от любви, он боялся этого чувства. Сюжет говорит нам о том, что его медлительность и необоснованные раздумья лишили его жизненного счастья. Опыт показал Н.Н., что отложенное на завтрашний день может больше никогда не произойти.

Иван Сергеевич позволил читателю самостоятельно поразмыслить над ситуацией. Автор никак не комментировал эту историю и не выражал свое личное отношение к героям. Опять же, это все благодаря тому, что рассказчик и главный герой – одно лицо. Маленькая повесть о не сложившейся любви актуально до сих пор. Внутренние переживания персонажей присущи и сегодняшним молодым людям, поэтому текст читается очень легко и воспринимается как часть жизни.

Ася - анализ произведения

Повествование ведется от первого лица (господин Н.Н.), что делает его более убедительным и правдивым.

Главная героиня произведения – юная девушка Ася лет 17-ти, приехавшая в Германию со своим старшим сводным братом Гагиным, который очень тепло и внимательно относится к сестре.

По сюжету повести господин Н.Н. приезжает в Германию, где встречает людей со своей родины – девушку Асю и молодого человека Гагина.

В течение произведения между Н.Н. и Асей завязываются романтические отношения, на возникновение которых повлияла дружба мужчин. Они признаются друг другу в чувствах, но из-за недопонимания, происходит неловкая ситуация, что создает напряжение между сторонами. Ася и Гагин скоро уезжают из Германии. Н.Н. понимает, что потерял Асю навсегда и больше никогда ее не увидит. Главный герой никогда в жизни больше не испытывал подобных любовных и страдал от одиночества.

В среде критиков существует несколько предположений о том, кто мог бы являться прототипом главной героини. Тургенев мог бы написать повесть о своей незаконнорождённой дочке Полине Брюэр, которая напоминает свой несмелостью Асю. Также есть вероятность, что образ Аси списан с сестры писателя Варвары Житовой.

После общения с господином Н.Н. у Аси просыпаются ранее неведомые и непонятные чувства. Юная девушка не знает, как справится с ними. Этим можно объяснить ее странное и капризное поведение. Она не знает, что с ней происходит, не понимает, что влюбилась. Но после осознания этого признается сначала Гагину, а после и виновнику ее душевных терзаний.

Можно предположить, что было бы, если б Гагин смог остановить сестру от необдуманных поступков и вразумить ее, но он этого не сделал. Почему? Скорее всего, зная эмоциональную натуру Аси он испугался. Пострашился последствий, которые это за собой повлечет.

Почему же господин Н.Н. так поступил с девушкой… Когда Гагин рассказал, что Ася незаконнорожденный ребенок, то женитьба Н.Н. с ней вызвала бы недоразумение в высших кругах. Н.Н. просто думал о своей репутации.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Ася

Популярные сегодня темы

Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами

Серебряный век - смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов

Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далёкие дни молодости уже в одиночестве. Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей. На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.

Искренность, правдоподобность описываемых событий передаётся через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну. Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь. Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.

Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор даёт тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.

Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть своё сердце истинному чувству, взять на себя ответственность. По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своём искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его. Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки. Мастерство тайного психологизма в этой повести находит своё выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далёких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Читайте также: