Сочинение инструкция 6 класс русский язык

Обновлено: 07.07.2024

Как научится писать сочинение, 6 класс, Практикум, Издание для дополнительного образования, Пособие для учителей, родителей и школьников, Куманова Н.В., 2006.

Пособие предназначено учителям, старшеклассникам и их родителям для индивидуальной и классной работы. Брошюра может быть использована не только для индивидуальной, но и для классной коллективной работы.

Подготовка к сочинению - работа трудная и кропотливая. Эта брошюра поможет научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать роль художественных средств.

6. Пишем сочинение.

1. Положи перед собой чистые листы бумаги.

2. Постарайся задать себе все возможные вопросы, которые помогут в раскрытии темы.

3. Все пришедшие в голову вопросы запиши на черновике.

4. Подумай, помогут ли ответы на них отразить идейно-художественные особенности произведения, выявить необходимые для анализа фрагменты, эпизоды, сцены произведения; полностью ли отражена тема, звучат ли в вопросах ключевые слова темы.

5. Распредели записанные вопросы по темам или по степени сложности.

6. Постарайся выстроить их в нужной логической последовательности.

7. Сначала ответь на каждый из них устно, затем письменно.

Содержание.
1. Требования к умениям и навыкам
2. Чего следует избегать.
3. Виды вступлений
4. Размышляем над проблемами
5. Сочинять - значит думать
6. Пишем сочинение.
7. А зачем заглядывать в словари?.
8. Вспомнить все.
9. Работа над темой и текстом сочинения.
10. Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения.
11. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок.
Упражнения 1-6.
12. Как готовиться к написанию сочинения
I часть. Сочинения по литературе 19 века
Упражнения 713.
II часть. Сочинения по лирике русских поэтов 19 века
Упражнения 14 - 15.
III часть. Сочинения по литературе 20 века.
Упражнения 16 - 19.
Приложение 1. Словарь
Приложение 2. Знаки препинания при цитатах
Приложение 3. Размер стиха
Ключи


Предложен конспект урока для подготовки учеников к сочинению и потом само написание сочинения. Материалы и упражнение для написания сочинения взяты с учебника.


Содержимое разработки

Конспект урока развития речи в 6-м классе

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование: школьная доска, учебник.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.


-75%

Тема. Развитие речи. Подготовка материалов для домашнего сочинения.

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию;
  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями;
  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:
Воспитательные: стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту природы родного края.

  • Образовательные: формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию.
  • Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию;
  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
  • Способность адекватно выражать своё отношение к изображаемому предмету; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом
  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
  • Владение устной и письменной речью.
  • Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия: сочинение-описание, лексические средства выразительности.

Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, география

Ресурсы: Презентация по теме, раздаточный материал, фото рек

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 – 4 человека)

Используемые образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В.Ф., развитие критического мышления, ИКТ.

Мы с вами продолжаем изучать тему дня, а именно …

Соберите название темы по русскому языку из распавшихся слов:

Как вы думаете, что необходимо повторить, чтобы написать сочинение о реке?

Функциональные стили языка.

Лексические выразительные средства.

Попробуем составить план урока:

  1. Словарная работа.
  2. Особенности стилей и типов речи.
  3. Подбор тропов для сочинения.
  4. Домашнее задание.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

И начнём мы с нашего ассоциативного жучок:

Берег левый - берег правый,

По воде есть переправа,

Что же это за вода,

И течет она куда? -

Вдаль бежит-течет. (река)

Бывает у любой реки:

Когда озёра, родники

Её воды питают ток

В самом начале. Он . (исток)

Там, где реку море впустит,

Часть реки зовётся. (устье)

Река, исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Исток – место, где река берет начало.

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

Речная система – главная река со всеми притоками.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

3. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ

Какие из этих слов можно отнести к научному стилю речи?

Говоря о реках на географии, какие функциональные стили речи вы использовали? (научный, художественный). Давайте вспомним особенности стилей речи (приложение 1).

Задание: вставить пропущенные понятия (выделено жирных шрифтом, а у детей на карточках – пропущено).

С какой целью употребляем?

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Воздействие на слушателей, для агитации и пропа-ганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Все богатства лексики

И особенности типов речи. Какой тип речи вы будете использовать в сочинении?

В продолжение словарной работы научимся без ошибок записывать названия рек.

Реки – Амазонка (Южная Америка – Бразилия и др.), Волга, Гвадалквивир (Испания), Янцзы (Китай), Енисей, Нил (Египет, Эфиопия и др.), Миссисипи (США), Терек.

Одной из задач нашего урока мы назвали подобрать материал для описания рек. Как вы думаете, какие реки мы с вами будем рассматривать? (предположения). Я подскажу: какой предмет мы с вами изучаем? Значит, на территории какой страны, скорее всего, протекают нужные нам реки? (Россия). Это – Волга, Енисей, Терек.

Посмотрите на изображения этих рек. Как вы думаете, где какая река? Какими вы бы назвали эти реки? (Мощными, могучими, многоводными). Мы подобрали красочными прилагательные. Как называется это лексическое средство выразительности? (Эпитет).

Чтобы легче было написать сочинение-описание, подберём художественные средства выразительности. Начнём готовить материал для сочинения.

Мощные, могучие, полноводные.

Реки – вены и артерии Земли. Как голубые ленточки.

Играют солнечными лучами. Красуются перед горными вершинами.

В древности люди считали нашу планету живым организмом.

Они вежливо называли её матерью. Чтобы попасть из одной части организма в другую, нужно найти артерию, которая вас с потоком крови доставит туда, куда вам надо. Вернуться обратно можно с помощью вены, венозная кровь доставит вас обратно. Таким образом можно путешествовать по всему организму.

Понятно, что венами и артериями древние люди называли реки, пересекающие континенты и материки, а также океанские течения.

Сибирская река Лена, по которой плавают коренные жители эвены и эвенки, называется ими именно Эльвена.. .

А в Северной Америке находится озеро Виннипег, по которому, возможно, плавал индеец Винету. )

(Подбираем сравнения и метафоры)

- А теперь проследим, какими же средствами выразительности пользуются писатели и поэты в описаниях рек. Давайте выберем художественные средства выразительности из описания Енисея А.П.Чехова, которое дано у вас в учебнике географии (работа по парам). Подчеркните волнистой линией эпитеты, используемые в тексте, и выпишите сравнения и метафоры. (проверка)

Енисей: два описания великой реки

Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовётся песнью; яркие, золотые надежды сменились у него немочью, которую принято называть русским пессимизмом, на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая с страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!

Обратите внимание на построение текста-описания:

Словарь современных географических названий

4. ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Попробуйте в описании природы (в тексте-клише), где пропущены прилагательные и глаголы, подобрать наиболее целесообразные лексические выразительные средства. Обратите внимание на то, что Терек – это горная река.

Сколько рек на Земле! Сколько горных и равнинных, могучих и скромных водных артерий планеты дарят нам свою живительную влагу!

Высоко в горах берёт начало _______________ (неторопливая, бурная) река Терек. Воздух вокруг прозрачен и свеж. Величавая природа Кавказских гор (наблюдает, смотрит) за тем, как разливается весной Терек, (питаясь, вбирая в себя) влагу после таяния снегов и весенних гроз. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в реке вместе с рыбками.

Восхищайтесь Тереком, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу, как восхищались этой __________ (бойкой, весёлой, гордой) рекой великие поэты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.

Вложите клише в папки. Это тоже будет помощью в подборе тропов.

Работа в группах.

Я предлагаю вам метафоры, связанные с разными реками. (Метафоры размещены по всему классу, учащиеся выбирают подходящие для конкретной реки). Выберите те, которые подойдут конкретно к указанной реке. Разместите выбранные метафоры на доске и допишите по 2 метафоры, придуманные группой.

Запишем метафоры в учебные проекты.

- Я предлагаю вам ещё раз вернуться к научному стилю и определить, что означают географические понятия?

А Главная река со всеми притоками

Б Место, где река впадает в море, озеро или другую реку

В Крутой уступ, с которого вода реки падает вниз

Г Это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки

Д Место, где река берет начало

- Составьте по 1 вопросу своим одноклассникам на повторение темы сегодняшнего урока (5-7 вопросов для проверки усвоения темы звучат в классе).

Написать сочинение-описание реки (на выбор – Волга или Терек)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)


Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду.

Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры

Презентация к уроку представлена в моём портфолио.



Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ.

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сочинение – инструкция.. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Я – великий повелитель птиц! Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят синицы, снегири, щеглы, воробушки. Я – великий повелитель птиц! Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят синицы, снегири, щеглы, воробушки. Вы думаете, что у меня есть волшебная палочка? Нет! У меня есть …..

К чему прикрепить кормушку? Подвесить на верёвочке к дереву. Сделать подставку. Помните: ничего нельзя приколачивать к стволам деревьев.

План написания инструкции Какие материалы нужны? Как изготовить кормушку? К чему прикрепить кормушку? Какой корм насыпать?

Начинай так. Для изготовления кормушки (надо взять, нам понадобится) …….. Нужно ….. Готовую кормушку….. Насыпьте в неё…..

Орфографическая подготовка Фанера, картон, дощечки, пластиковая бутылка, стеклянная банка, коробка из под сока или молока, поддон, отверстие, верёвочка

194942 194919 194907 194934 194922 194909 194912 194951 194936 194923 194913 194911 194910 194944 194950 194941 194945 194918 194929 194947 194949 194948 194933 194946 194943 194935 194932 194940 194906 194930

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: