Связующая нить времен сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Галкина Ирина Витальевна, Кривошеина Зоя Витальевна, учителя русского языка и литературы, Бутина Татьяна Анатольевна, учитель истории Чепеленко Нина Григорьевна, учитель английского языка, Золотарёва Наталья Моисеевна, учитель МХК.

- образовательная: активизировать интерес обучающихся к эпистолярному жанру;

- развивающая: развивать логическое, ассоциативное мышление;

- воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, своим родным, эстетический вкус, творческую, креативную личность, понимающую ценности.

(Участники просматривают слайды презентации, обращают внимание на то, что на столах лежат конверты, ручки и бумага. Высказываются предположения, что речь пойдёт о Вов, о письмах).

1 ВЕДУЩИЙ: Да, мы будем сегодня говорить о письмах. Но не просто о письмах, а о тех, что писались в годы Великой Отечественной войны. Совсем немного дней отделяет нас от празднования 70-летия Великой Победы. Давайте в знак причастности к этому событию прикрепим эмблемы, которые лежат у вас на столах!

( Участники, как и ведущие, прикрепляют эмблемы)

1 ВЕДУЩИЙ: Письма военных лет давно уже перестали быть просто личной перепиской, это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья Сегодня мы будем всматриваться в ту эпоху, в человеческие судьбы, листая письма. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, огромная вера в Победу…

В руках у меня шкатулка, а в ней письмо с фронта, их до сих пор бережно хранят во многих семьях вот в таких шкатулках. И у каждого письма своя история: счастливая или печальная. С начала боевых действий миллионы людей оказались на передовой. Война разлучила тысячи семей. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, не меньше шло писем и с фронта туда, где остались родные и близкие люди.

Как мало всё же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…

Это были письма, которые вселяли надежду, помогали жить. Письма, которые ещё хранили тепло любимых рук. Это те письма, к которым мы можем прикоснуться, чтобы понять, какую роль они играли в судьбе человека. Письма написаны бесхитростным языком, они о том, что волновало бойца в первую очередь, а это родной дом, их близкие и любимые люди.

Вроде бы всё просто. Только читать эти письма сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слёзы.

У меня в руках письмо от 26 ноября 1941 года, пожелтевшая от времени бумага, выцветшие буквы. Это было время, когда решалась судьба Москвы, судьба всей нашей страны. Может быть, в промежутке между боями писались эти строчки. Давайте познакомимся с содержанием этого письма, каждый выберет для себя то, что произведёт на вас наибольшее впечатление.

Какие чувства вы испытали, когда прочитали это письмо с фронта?

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Читая это письмо, мы невольно разговаривали с адресатом, соприкоснулись с тем суровым военным временем. Письма – это та ниточка, которая связывает нас с близкими нам людьми. В наших силах сделать всё возможное, чтобы и мы, и наши дети, и наши внуки помнили о тех, кто ценой своей жизни спас и защитил нас. Письма ждали не только с фронта, не меньше ждали их и на фронте.

Письма писали не только наши солдаты, но и немецкие, английские, американские.

Это письмо американского солдата.

I’m very glad to receive your letter. Now I am in France. There are many international soldiers in our army, especially Englishmen, French, Spanish and Russians. I want to tell you about Russian man Volodya. He is an aircraft mechanic. When we sleep, he doesn’t. He repairs our machines. He does everything that we come back home soon. And his mother is waiting him as you do. What a Great Russian fellow he is! What a Master he is!

My dear Amy! I miss you and our children very much. How are they? How is Tom getting at school? And is Betty OK?

I hope the war will soon over and the Great Victory will come. We think fascists Germany will capitulate.

I’m looking forward a letter from you.

With love , John .

Участникам мастер-класса предлагается перевести письмо. Даже если они не изучали английский язык, нужно догадаться о содержании письма по интернациональной лексике.

К удивлению всех присутствующих, дословно перевёл письмо ученик девятого класса:

Я очень рад вручить тебе это письмо. Сейчас я во Франции. В нашей армии много интернациональных солдат, особенно англичан, французов, испанцев, русских. Я хочу рассказать тебе о русском человеке Володе. Он механик самолётов. Когда мы спим, он – не спит. Он ремонтирует наши машины. И делает всё, чтобы мы скорее вернулись домой. И его мать ждёт его так же, как ты меня.

Что он за Великий Русский парень! Какой он мастер!

Моя дорогая Амии! Я очень скучаю по тебе и по нашим детям. Как они? Как дела у Тома в школе? Всё ли хорошо у Бетти?

Я надеюсь, что война скоро закончится и придёт Великая Победа. Мы надеемся, что Германия капитулирует.

Я жду от тебя ответа.

(См. приложение – презентация письма)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Фронтовые письма помогают сохранять память о нашей победе. Сегодня на мастер-класс собрались представители разных поколений. Всех нас объединяет память о великой победе. Я предлагаю обратиться к толковому словарю и вспомнить значение слова память.

Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

Но о памяти можно сказать иначе. Достаньте, пожалуйста, из конвертов зеленые листки и познакомьтесь с отрывком из письма Д.С.Лихачева.

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, че­ловеческого.

Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в совре­менность. В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошло­му.

Память — основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.

А сейчас в своих группах выберите и прочитайте слова, которые вы считаете наиболее важными. (Каждой группе предоставляется слово).

Письма, письма… С фронта и на фронт. На фронт и с фронта. Маленькие рассказы о большом, тяжёлом времени. Письма как голоса. Дано уже нет в живых многих их авторов, а письма живут, говорят с нами, разговаривают.

Письма фронтовые – из дома и домой. Как ждали почтальона – письменосец – так их называли на селе! Ждали с надеждой и тревогой, так как это были разные письма: и письма о том, что жив-здоров, и похоронки.

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах.

На бумаге налёт желтизны

И протёрты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

Не обычного требуют чтенья.

Тем их краткие строки сильны,

Что мы сами их продолжение.

Солдаты спят – они за день устали

Храпит прокуренный насквозь блиндаж

Под потолком коптилка замирает,

Трещат в печурке мокрые дрова…

Когда-нибудь потомок прочитает

Корявые, но жаркие слова. (С.Орлов)

Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рёв,

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожжённых городов.

О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет.

Писем белые стаи

Прилетели на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню

Казалось, что в мире дышало пекло,

Когда в раздумье сидя допоздна,

Я гладил строчки, пахнувшие пеплом,

Пробитого осколками письма.

Его писали раненой рукою

На дружески подставленной спине.

Мне виделись за каждою строкою

Глаза солдат, погибших на войне.

Мы вместо них. Мы не имеем права

Забыть ни лица их, ни имена…

Всем павшим за отчизну – честь и слава.

Да будет трижды проклята война.

Пишу письмо перед началом боя.

Заговорят орудия сейчас.

И может быть на солнце золотое

Сегодня я гляжу в последний раз.

Но я приду, уверенный в победе,

Расстреливать без промаха врага.

Коль сам погибну – живы будут дети,

Моя отчизна будет жить века (Фатых Карим, погиб в феврале 1945г.)

Во вражьем стане цели он разведал,

Мечтал о встрече с милой над письмом,

Читал письмо про скорую победу,

И вдруг – разрыв,

и он уже ничком.

Мы с друга окровавленного сняли

Осколком просверлённый партбилет,

А лейтенанту было 20 лет.

Её письмо на фронт.

Если будешь ранен, милый, на войне,

Напиши об этом непременно мне.

В тот же самый вечер.

Это будет тёплый, ласковый ответ:

Мол, проходят раны

Поздно или рано,

А любовь, мой милый, не проходит, нет!

Может быть, изменишь, встретишься с другой –

И об этом пишут в письмах, дорогой! –

Ну не в этот вечер…

Только будь уверен, что ответ придёт:

Поздно или рано,

Погрущу, поплачу… всё-таки пройдёт!

Но в письме не вздумай заикнуться мне

О другой измене – клятве на войне.

Ни в какой я вечер

Трусу не отвечу.

У меня для труса есть один ответ:

Все проходят раны

Поздно или рано,

Но презренье к трусу не проходит, нет!

Вы ушли недопитою песней,

Недописанным сердцем письмом,

О любви к ненаглядной невесте,

Не отправленным с фронта письмом

Вы рубцом расписались на сердце,

Землю кровью, как дождь, напоив.

И ковыль никнет к грустной землице.

Как войны остывающий взрыв.

Стонет тихо земля, небо плачет.

Скорбной тучей, бессильной грозой.

Здесь бойцы полегли, а иначе

Не смогли б защитить дом родной.

Эту песнь допоёт поколенье,

Те допишет сквозь слёзы стихи,

Как ковыль шелестит от волненья

Где остались лежать женихи. (Светлана Скакун)

В руках конверт почти истлевший,

На нём слова едва видны.

Внутри листочек пожелтевший –

Родная весточка с войны.

Я бережно держу другие –

Их нежно сохранила мать.

Они как будто бы живые,

И начинают все звучать:

«Проходим полем, близ села –

Так жалко ниву золотую,

Что преют в ней врагов тела,

Гноят кормилицу родную.

Но перетерпим это мы,

Дождёмся, когда все истлеют:

Мы не допустим другой войны-

- Солдат, в том нет твоей вины-

Держу письмо с другой войны:

«Ох, мама, пишу в последний раз-

Мы окружены со всех сторон,

Наносят нам большой урон.

Остались я, Иван, Серёга –

Письмо другое на клочке

В моей ослабленной руке –

Листок пробит осколком рваным,

Слова на нём – живые раны:

«Спроси у деда, спроси, отец,

Когда ж войне придёт конец?

Мы лезем выше, выше в горы,

Поддержки нет и нет опоры.

Свистят лишь пули, снарядов вой-

Идёт кровавый чеченский бой.

У них афганцы, турки, греки,

А за спиной у них обреки.

Рядом с ними в селе живём.

Наши планы, наш путь знают –

Словно в тире в солдат стреляют.

И метят разом – в спину, в грудь…

Живым останусь как-нибудь –

Молюсь я Богу – в нём спасенье,

Затихли письма фронтовые,

Ушли на отдых, на привал,

А голоса их, как живые,

Зовут к вершине, на привал. (1999г. Зинаида Королёва)

Письмо домой лейтенанта Алексея Ковалёва,

написанное 4 августа 1941года.

Этот вечер – бродяга отчаянный

Твою песню сумел донести.

Песня тронула сердце нечаянно,

А у парня – приказ на груди.

Да, родная, теперь не до радости,

Не до малых душевных тревог,

Ради нашего общего счастья

Выполняем свой воинский долг.

Когда небо рокочет моторами,

Когда пушки ведут разговор.

Ты-то знаешь, что я не изнеженный,

Я и сам ведь, как ветер степной,

По дороге большой и заснеженной

Прокачусь, обогретый тобой.

Вот окончим свинцовые вьюги,

Отгремит боевая гроза –

Снова нежно обнимем друг друга,

Снова нежно посмотрим в глаза.

Ну, а если в живых не останемся,

Пусть другие долюбят за нас.

С нашей жизнью не даром расстанемся

В этот грозный для Родины час.

Снова ветер-бродяга отчаянный

По дорогам степным проплывёт,

Что-то в сердце застонет нечаянно

Кто-то песню о нас пропоёт.

«Я пишу тебе с фронта, родная.

Поклонись от меня землякам…

Пусть они, как и ты, в меня верят и знают,

Я землю врагу не отдам.

Нам порою приходится туго,

Но спасибо счастливой судьбе:

Я живой, дорогая подруга,

И того же желаю тебе!

Ты не взыщи, мне разреши

Выпить горьких сто грамм фронтовых…

Если убьют в жарком бою,

«Здравствуй, папка! Мне ночью снится!

По ночам мы объекты бомбим.

Называют ночными нас ведьмами фрицы,

И спуску мы им не дадим!

Мы совсем позабыли про платья.

Всё война изменила в судьбе.

Ты прости, что я в военкомате

Лишний год приписала себе.

Славит молва наши У-2.

Свято веру в победу храня,

Смерти в бою я не боюсь –

«Тает сизый дымок самокрутки,

На нейтральной пока тишина.

И мечтают солдаты в такие минутки,

Что кончится скоро война…

А вчера к нам прибился парнишка,

Из сожжённой деревни пришёл.

Поцелуй, дорогая, сынишку:

Верьте мне, будет всё хорошо!

В дальнем краю, в милом краю,

Мы успеем с тобой постареть…

Фрицев добьём и допоём

Так летят, словно вещие птицы,

Наши письма сквозь пули и дым.

В треугольниках серых, как сердце, стучится

Надежда, что мы победим!

Эти письма, как вечную память,

Как молитву мы будем читать.

Звёзды взойдут. Майский салют

Над истерзанной грянет страной.

Кончится ад… Тихо солдат

Постучится в родное окно.

(Людмила Кириевская. 2005г.)

По семьям били похоронки,

Когда за братьев и отцов

Вставали яростно девчонки,

И снились срезанные косы,

И пахла порохом земля,

И жизнь стояла под вопросом

Не раз и мамы, и моя. (Елена Наумова)

Стихи в конвертах получают участники, сидящие по группам. Необходимо ответить на следующие вопросы:

- о чём говорится в стихотворении-письме?

- чувствуется ли в нём вера в победу, надежда на встречу?

- каким настроением проникнуто письмо?

- отразилась ли эпоха в письме солдата?

Ещё одно задание – подчеркнуть ключевые, самые важные слова в стихотворении, зачитать их.

И, конечно, обязательное выразительное чтение стихотворения или строчек из него.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях над Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега,

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Огромную роль в поддержании духа народа играли письма. Они согревали теплом, дарили надежду, поддерживали людей в годину суровых испытаний.

1 ВЕДУЩИЙ: С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. Сегодня рядом с нами ещё живут те, для кого Великая Отечественная война не только события истории страны, а факты личной биографии. Часто ли мы уделяем им внимание, благодарим их за их подвиг, за нашу мирную счастливую жизнь?

Да, мы редко сегодня говорим слова благодарности нашим уважаемым ветеранам. Поэтому сегодня мы с вами будем писать письма. Адресат – ветеран Великой Отечественной войны. Давайте скажем слова благодарности всем ветеранам войны! Пусть они почувствуют, что мы помним о них и о том суровом времени.

1 ВЕДУЩИЙ: Давайте послушаем, что у нас получилось!

(Зачитывается несколько писем по желанию авторов) Предлагаю свернуть наши письма в треугольники и сложить в этот большой конверт. Все эти письма будут вручены ветеранам Великой Отечественной войны на праздничном митинге в День Победы, пусть наши слова благодарности доставят им минуты радости!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования и науки Липецкой области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

hello_html_44a744a9.jpg

Выполнила: обучающаяся 10Б класса

города Лебедянь Липецкой области

Паршинцева Арина Александровна

г. Лебедянь, ул.Тургенева,11- 6

города Лебедянь Липецкой области

Раздобарина Алла Фёдоровна

Лебедянь 2018 г.

I .Введение

II .Основная часть.

История создания музея

Основные направления деятельности музея

Основные разделы экспозиции.

Сведения об экспонатах музея.

Роль музея в жизни гимназии.

III .Заключение

VI . Библиография.

V . Приложение.

I .Введение

Надо хранить прошлое…

Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Актуальность исследования.

Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Всё это помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Я уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.

Цель исследования – показать возможности школьного музея в воспитании и обучении школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

познакомиться с историей создания и этапами развития музея;

изучить нормативную документацию музея, программные документы;

исследовать основные направления и формы деятельности музея;

проанализировать результаты работы музея за последние годы;

показать положительную роль музея в образовании и воспитании обучающихся;

определить перспективы дальнейшей работы музея.

Объект исследования – роль школьных музеев в развитии, обучении и воспитании обучающихся

Практическая значимость: развитие познавательных способностей – работа с литературой, справочниками, документами, знакомство с архивными материалами, обучение наблюдению, анализу, приобретение навыков исследовательской деятельности.

Методы исследования: наблюдение; интервьюирование; анкетирование;

описательный метод; метод сравнительного анализа; обобщение.

II .Основная часть.

1.История создания музея

Время проходит, и мы забываем многие важные детали. Остаются уже всё более и более сухие факты, сводки, описания событий. Для того, чтобы сохранить воспоминания, в школе создан музей, где собирается и хранится память о нашем крае. Музей – это место, где продолжается память. Чтобы жила память о конкретном человеке, о народе, явлении, связанном с жизнью и деятельностью людей, в музее собираются вещественные источники, помогающие поддерживать эту память.

Мне выпала удивительная возможность стать экскурсоводом в школьном музее имени Е.Антонова, который посвящен памяти нашего земляка, прославленного военного летчика Евгения Сергеевича Антонова, сражавшегося в небе Испании и погибшего во время ВОв.

Во время подготовки и проведения экскурсий, я не раз задумывалась о том, какой богатый материал собран в музее. И мне захотелось узнать, как всё начиналось и насколько важна роль музея в жизни современных школьников.

Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с бывшим руководителем музея имени Е.Антонова Насулецкой Галиной Анатольевной, учителем русского языка и литературы и она с удовольствием поделилась воспоминаниями.

- В далёком 1984 году членами клуба была установлена связь с сыном легендарного лётчика Олегом Евгеньевичем Антоновым и собрана начальная информация о жизненном пути воина-интернационалиста;

- в 1999 году увековечено имя Е.С.Антонова на обелиске возле школы.

- в январе 2000 года состоялось торжественное открытие музея, на котором присутствовал Олег Евгеньевич Антонов, подаривший музею материалы и документы об отце, руководители города и района, ветераны Великой Отечественной войны и те, кто лично знал Евгения Сергеевича. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Цель деятельности музея – сохранение исторической памяти; формирование гражданско-патриотического сознания и российской идентичности подрастающего поколения.

Задачи музея :

воспитание гражданственности и патриотизма.

формирование познавательных интересов учащихся к истории родной школы, города, края.

овладение практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, экскурсионной деятельности.

совершенствование учебно-воспитательного процесса школы

развитие школьного самоуправления.

распространение передового опыта работы школьного музея в образовательной и культурной среде города и области.

сох ранность экспонатов и пополнение фондов музея.

Деятельность музея не ограничена рамками одного направления, ребята продолжают вести поисково-исследовательскую работу, неустанно пополняя багаж истории нашей страны:

- за годы работы собран и оформлен богатый материал об участниках и очевидцах военной истории, записаны и хранятся в фонде музея воспоминания ныне ушедших ветеранов и участников Вов, бывших узников концлагерей, тружеников тыла, которые делились с ребятами горькими, не стирающимися в памяти воспоминаниями. Все они долгие годы являлись почетными членами музея, частыми гостями на уроках Мужества, вечерах памяти, диспутах, конференциях. Память об этих людях бережно хранят члены музея;

- благодаря деятельности музея на школьном обелиске открыты новые имена погибших героев – учителей и выпускников школы, ушедших на фронт;

- поддерживается связь с ветеранами военных действий и военной службы;

- музей поддерживает тесную связь с Российским комитетом ветеранов войны г. Москвы;

- ведется работа по сбору материала о наших земляках – героях Советского Союза;

- налажен контакт с Липецким авиацентром, представители которого являются частыми гостями памятных встреч;

Музей имени Е. Антонова получил общественное признание. Его деятельность отмечена многочисленными грамотами, дипломами. За поисковую работу о Е.С Антонове клуб дважды награжден памятной медалью Российского совета ветеранов, а также памятными медалями и благодарственным письмом Ассоциации совета ветеранов испанских событий .(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

3.Основные направления деятельности музея Е.Антонова.

В ходе работы были исследованы основные направления деятельности музея:

1.Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2.Поиск и пополнение музейного фонда.

3.Ведение картотеки поступающих музейных предметов

1.Продолжение сотрудничества с О.Е.Антоновым.

2.Поиск материалов о ветеранах и истории ВОВ, вете-ранах трудового фронта, участниках ВОВ, узников фашистских лагерей, встречи с их потомками и интервьюирование.

3. Поиск материалов о героях Советского Союза – наших земляках.

4.Поиск материалов и документов о воинах - интернационалистах и участниках боевых действий – выпускниках гимназии и жителей города.

5. Выступление на научно- практических конференциях с темой исследований.

1. Проведён капитальный ремонт помещения музея.

4. Выпуск стенгазет, листовок, плакатов к памятным датам.

5. Оформление и обновление альбомов с информационным материалом.

6. Оформление тематических выставок.

1.Подготовка и проведение экскурсий по экспозициям:

- виртуальная экскурсия по музею для гостей гимназии.

2. Подготовка и проведение Уроков мужества и тематических классных часов к памятным датам; литературно-музыкальных композиций на примерах собранного материала о боевых подвигах почётных членов музея – ветеранов ВОВ, тружеников тыла, ветеранов военных действий

3. Корректировка и дополнение сопроводительных текстов экскурсий

Развитие детского самоуправления

1. Ежегодные выборы совета музея (9-11классы)

2. Формирование актива музея

3. Разграничение обязанностей профильных групп актива

Развитие сетевого взаимодействия

1.Сотрудничество и взаимодействие между объединениями военно-патриотической направленности школ района.

2. Сотрудничество с Липецким авиацентром

3.Взаимодействие с Российским комитетом ветеранов войны г.Москвы, Ассоциацией совета ветеранов испанских событий.

4. Участие в районных, региональных, Всероссийских смотрах, конкурсах, конференциях

5.Экскурсии в краеведческий музей города и области, музей Липецкого авиацентра

4. Основные разделы экспозиции (ПРИЛОЖЕНИЕ №8 )

В настоящее время под музей отведён отдельный кабинет, проведён ремонт, обновлены стенды и мебель, что позволяет представить накопленный материал в полном объёме.

Стеллажи

с альбомами:

- исследовательские работы обучающихся

- отчёты об участии в конкурсах и смотрах музеев

Застеклённые шкафы-витрины с экспонатами

а) Личные вещи и документы Е.С.Антонова

б) Подарки Липецкого авиацентра, почётных членов и гостей музея

Вспомогательный фонд

литература военно-исторического характера

Картины и изделия декоративно-прикладного твор-чества, подаренные музею местными художниками, народными умельцами и гостями музея

6. Роль музея в жизни гимназии. Школьный музей имени Е. Антонова с первого дня своего создания является центром патриотического воспитания обучающихся. Одна из его главных задач - сохранение преемственности поколений, воспитание обучающихся на принципах уважения к традициям учебного заведения, на примерах проявления патриотизма, высокого исполнения гражданского долга, милосердия.

Поисковая работа учащихся в музее не только хранит память о героическом прошлом, но и помогает сверять свои поступки, свою жизнь с высокой нравственной позицией участников Вов, ветеранов военных действий и военной службы.

Анализ документации школьного музея, работа с картотекой экспонатов основного и вспомогательного фондов музея показали, что материал, собранный за время работы музея огромный. Он служит основной для проведения экскурсий и исследовательских работ по разным направлениям. В выполнении такой работы и состоит обучающая и воспитывающая деятельность школьных музеев, обучающиеся учатся анализировать, оформлять и представлять информацию в виде экспозиций, докладов на районных и областных конференциях. Собранные материалы и исследовательские работы затем становятся частью вспомогательного фонда музея.

Созданный музей адресован детям и интересен для них. Для обучающихся и гостей гимназии проводятся ознакомительные экскурсии в музее, в ходе которых они получают ценную информацию.

Проведение экскурсий - одна из основных форм реализации музеем образовательно-воспитательной функции. Кроме руководителя музея экскурсии проводят обученные экскурсоводы из актива. Экскурсии проводятся не только для учащихся гимназии. В музее побывали учащиеся из школ города и района, воспитанники детских садов.

Количественные показатели деятельности музея Е.Антонова

Кол-во посетителей музея

Кол-во обученных экскурсоводов

Количество поступивших экспонатов

Остальные мероприятия на базе музея проходят в формате тематических вечеров, уроков мужества, встреч с участниками ВОвойны, тружениками тыла, с участниками военных действий в Афганистане и Чечне, литературно-музыкальных композиций и др., при этом задействуются также помещения актового зала, классных комнат, библиотеки. ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Музей обобщает и распространяет опыт работы по патриотическому воспитанию. Каждый учитель-предметник, классный руководитель или педагог дополнительного образования имеет возможность проведения своих уроков или занятий с использованием ресурсов музея.

Ежегодно 2 марта, в день рождения героя, проходят встречи памяти Евгения Сергеевича Антонова, на которых постоянно присутствуют высокие гости: О.Е.Антонов, представители районной администрации, отдела образования, лётчики Липецкого авиацентра, ветераны боевых действий и военной службы, представители генерального штаба РФ, ученики и учителя гимназии, а также школ города и района, работники краеведческого музея.

Постоянным гостем памятных встреч является О.Е.Антонов, чьё бережное отношение к памяти отца является ярким примером проявления сыновней любви и активной гражданской позиции для подрастающего поколения. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6)

Ежегодное проведение этого мероприятия – это подтверждение того, что в нашей гимназии бережно хранят память о людях, оставивших яркий след в героической истории России и нашего города.

Военная карьера Е.Антонова может служить примером патриотизма для ребят, желающих выбрать профессию военного. Гостями музея не раз были кадеты из с.Больше-Попово, а также кадетский класс нашей гимназии. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 9)

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея).

Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение активного образа жизни, сближает с родителями. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Разнообразные формы, используемые для патриотического воспитания молодежи, представлены в музее в виде фильмов, презентаций, методических разработок тематических вечеров, памятных встреч. Накопленный опыт, интересный экспозиционный фонд, широкое использование технических средств дают возможность воспитывать подрастающее поколение истинными патриотами России.

Перспективы своей работы активисты школьного музея видят в расширении экспозиций по материалам музея, техническом оснащении музея (выход в Интернет) и создание сайта музея, компьютерной базы данных, пополнение банка научно-методических материалов, оцифровку негативов и создание электронного каталога фотоархива.

III . Заключение

Проанализировав деятельность Музея имени Е.Антонова, я сделала выводы:

Музей работает системно и активно, оказывает определенное положительное влияние на обучающихся и социум.

Музей – это кладовая материала для нравственного и патриотического воспитания, где найдётся много примеров положительных качеств личности: самоотверженности, трудолюбия, уважения к старшим, честности, порядочности, скромности.

Деятельность музея помогает детям развивать навыки интеллектуального и физического труда, навыки исследовательской, музееведческой, источниковедческой, архивоведческой, литературоведческой работы и прививает детям навыки самоуправления и самоорганизации.

М ожно с уверенностью сказать, что в нашем образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся. Школьный музей имени Е.Антонова играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности.

Наш музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом.

Главное, что дает школьный музей, это духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит любить своих предков, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает человеку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.

Список источников и интернет-ресурсов

Фото и видео архив музея.

Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.

Личные воспоминания руководителей музея Насулецкой Г.А. и Раздобариной А.Ф.

Поэт в России – больше, чем поэт.
Е. А. Евтушенко.

П. А. Вяземский является одним из основателей отечественной литературы. Вместе с Н. М. Карамзиным, К. Н. Батюшковым, В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным он стоял у самых истоков русской словесности.

П. А. Вяземский и Н. М. Карамзин. Судьба второго удивительным образом отразилась в судьбе и на судьбе первого. Их связывали не только родственные узы: много общего было в общественных взглядах, во мнениях по различным вопросам жизни, и посмертные биографии обоих оказались сходными. Для князя Петра Андреевича Н. М. Карамзин являлся образцом человека и гражданина, авторитетом, личностью, на которую следовало бы равняться всем последующим поколениям.

П. А. Вяземский и К. Н. Батюшков – два поэта, очень схожих как в творческом, так и личностном аспекте. Их знакомство относится к 1810 году, когда К. Н. Батюшков после окончания войны со Швецией, в которой принимал участие, приехал в Москву. П. А. Вяземский высоко ценил поэтическое дарование своего близкого друга, ставил его рядом с В. А. Жуковским, считая К. Н. Батюшкова учителем А. С. Пушкина.

П. А. Вяземский и А. С. Пушкин - союз двух единомышленников-интеллектуалов. Писать они начали практически одновременно. Первые публикации произведений П. А. Вяземского относятся к 1808 году, А. С. Пушкина – к 1816. Влияние князя Петра Андреевича на становление А. С. Пушкина-поэта неоценимо: многие поэтические находки и обороты, скрытые и явные цитаты из произведений П. А. Вяземского можно встретить в стихотворениях А. С. Пушкина. Если П. А. Вяземский прокладывал путь русской литературе, создавал ее, предлагая всевозможные темы, жанры, лексические изменения в русском языке и метрическое разнообразие в стихосложении, то А. С. Пушкин, разрабатывая все это, делал язык ее легким и непринужденным.
Гений А. С. Пушкина вырос на творчестве В. А. Жуковского, Н. К. Батюшкова и П. А. Вяземского, удивительным образом соединив в себе поэзию чувств и поэзию мысли, поэзию отдохновения и поэзию деятельную.

П. А. Вяземский и Ф. И. Тютчев – два поэта, в лирике которых немало точек соприкосновения. Первая их встреча относится к середине 30-х годов XIX века, правда, дружеские отношения завязались спустя десятилетие после гибели А. С. Пушкина. Оба давали высокую оценку творчества друг друга, признавая, что произведения, ими созданные, предназначены для немногих, для тех, кто любит и понимает поэзию мысли.
К мнению П. А. Вяземского прислушивались друзья. Ему посвящали стихи А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Д. В. Давыдов, Е. Баратынский, К. Батюшков, Ф. И. Тютчев и др.

А. С. Пушкин
К портрету Вяземского
Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род – с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Вяземскому
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил, благодаря судьбе,
Смеяться весело над Злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.

Батюшков К. Н.
К портрету Вяземского
Кто это, так насупя брови,
Сидит растрепанный и мрачный, как Федул?
О чудо! Это он!… Но кто же? Наш Катулл*,
Наш Вяземский, певец веселья и любови.
(*Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 до н. э.) – римский лирический поэт, творчество которого оказало влияние на развитие римской, а значительно позднее – европейской лирики).

Самобытный художник, поэт мысли, экспериментатор в области языка, П. А. Вяземский искал свой путь в литературе и свои средства художественного выражения слова. Он ввел в литературу своеобразный тип стихотворения – стихотворный фельетон, в котором соседствует дворянская речь с народным просторечием и научная терминология с публицистической.
Для ясного выражения мысли ему приходилось жертвовать легкостью стиха, ломать синтаксические и грамматические нормы русского языка, вводить неологизмы. Именно им создан новый тип прозы – прозы в стихах.

Одним из первых П. А. Вяземский начал использовать в поэзии жанр частушки: эти стихи, содержащие и сатиру, и юмор, и грусть, и неожиданную оценку происходящему, явились своеобразным откликом на события, связанные с Крымской войной.

В начале XIX века, когда только-только образовывался язык отечественной поэзии и драмы, еще не существовало ни русской литературной критики, ни переводного прозаического слога – все это еще предстояло создать, и первые шаги в этом направлении были сделаны П. А. Вяземским.
Как литературный критик князь Петр Андреевич явился зачинателем новой отрасли русской филологии – истории русской литературы. Его монография о Фонвизине – первый опыт такого рода исследования в российской словесности. П. А. Вяземским написано немало статей, посвященных творчеству литераторов XVIII - первой половины XIX века, с обзором предшествовавших им литературных направлений и течений.

Историческая наука долгое время не замечала эту яркую и сложную фигуру, но ни одно серьезное историческое исследование, затрагивавшее первую половину XIX века, не смогло обойтись без упоминания имени и ссылки на высказывания этого многогранного и одаренного человека.

Писатель редкого дарования, человек пронзительного ума и высокой художественной культуры князь Петр Андреевич Вяземский был последним из тех деятелей, которые начинали свой жизненный путь в правление Александра I, как носители просветительских идей, а завершили в эпоху Александра II как проводники реформ, направленных на превращение абсолютизма в конституционную монархию.

II
Я родом и сердцем москвич.
П. А. Вяземский

Потомок удельных князей, Рюрикович, коренной москвич князь Петр Андреевич Вяземский родился 12 (23) июля 1792 года в богатой дворянской семье. Образование, в основном, получил домашнее, затем продолжил его в санкт-петербургском иезуитском пансионе, где проучился два года, и в пансионе при Главном педагогическом институте, где пробыл менее года. По возвращении в Москву в течение нескольких месяцев брал домашние уроки у профессоров Московского университета. Отсутствие длительного и систематического образования сказывались на всей последующей жизни князя Петра Андреевича.
Оставшись в 14 лет круглым сиротой, юный князь оказался на попечении Николая Михайловича Карамзина и его жены Екатерины Андреевны, старшей своей сестры, внебрачной дочери князя Андрея Ивановича Вяземского.

5 ноября 1807 года князь Петр Андреевич был зачислен юнкером в Московскую межевую канцелярию. 27 апреля 1808 года последовал чин титулярного советника, 22 марта 1811 года пожалован в звание камер-юнкера двора Его Императорского Величества.
В эти незабываемые годы П. А. Вяземский завел знакомство с В. А. Жуковским, А. И. Тургеневым, К. Н. Батюшковым, Д. В. Дашковым, Д. Н. Блудовым, А. А. Перовским, Д. В. Давыдовым, В. Л. Пушкиным, графом М. Ю. Виельгорским.

18 октября 1811 года девятнадцатилетний князь Петр Андреевич женился на княжне Вере Федоровне Гагариной (1790-1886), с которой прожил 67 лет. Умная, обаятельная, с веселым нравом, добрейшая княгиня, нисколько не уступавшая в талантах своему супругу, была подстать ему во всех отношениях.
Отечественная война 1812 года стала важной вехой в жизни П. А. Вяземского. В августе он вступил в московское ополчение, а накануне Бородинского сражения добился определения в адъютанты к генералу М. А. Милорадовичу. За подвиг и проявленное мужество князь Петр Андреевич получил орден Святого Владимира IV степени с бантом. Из-за внезапно обострившейся болезни легких молодой аристократ уволился из армии.

Князь Петр Андреевич хранил у себя рукописи агитационных песен, предсмертное письмо К. Ф. Рылеева к жене, предсмертное стихотворение С. И. Муравьева-Апостола, текст конституции Н. М. Муравьева. Последний документ попал к П. А. Вяземскому вместе с бумагами И. И. Пущина в 1840-е годы.
В 1826 году не стало Н. М. Карамзина. Сказались кровавые события 14 декабря, происшедшие на Сенатской площади, очевидцем которых он был, а так же последующие переживания за судьбу своего воспитанника П. А. Вяземского. В начале июня Екатерину Андреевну, вдову Николая Михайловича, вместе с детьми князь Петр Андреевич отвез в Ревель и до наступления осени не спешил возвращаться в Москву. Причиной столь долгого отсутствия явилась коронация Николая I в Первопрестольной.

В. А. Жуковский и Д. В. Дашков слали П. А. Вяземскому письмо за письмом с просьбой образумиться и помириться с императором. Княгиня Вера Федоровна ради будущего детей умоляла супруга уступить Государю. А. С. Пушкин удивлялся тому, что князь столь серьезно относится к истории с доносами. Император выжидающе молчал.

6 декабря 1830 года карантин в Москве был снят: холера отступила. А через десять дней в Остафьево приехал радостный А. С. Пушкин: закончилось и его трехмесячное затворничество в Нижегородской губернии. Он напомнил П. А. Вяземскому о предстоящей своей свадьбе и просил княгиню Веру Федоровну быть посаженной матерью.

В это тяжелое для П. А. Вяземского время пришло официальное признание его литературных заслуг: в 1839 г. он стал членом Российской Академии, а в 1841 - и Петербургской Академии наук.

Несмотря на продвижения по службе - в 1848 г. П. А. Вяземский был назначен управляющим Заемным банком, в декабре 1848 г. получил орден Станислава I степени, в мае 1853 стал членом совета Министерства финансов, работа в Министерстве не приносила ему должного удовлетворения.

В 1848 году под председательством Великого Князя Александра Николаевича был создан комитет для рассмотрения цензурных вопросов. П. А. Вяземский обратился к наследнику престола с запиской о необходимых преобразованиях в цензуре, понимая, что реализация его предложений, высказанных в записке, пока неосуществима. Он рассчитывал, что в будущем его идеи найдут применение, и не ошибся. Придя к власти, Александр II назначил князя Петра Андреевича на пост главного цензора Российской империи.

В 1873 г. П. А. Вяземский приступил к подготовке издания полного собрания своих сочинений. Для этого им были просмотрены все литературно-критические статьи и заметки в записных книжках: что-то было переработано заново, к некоторым публикациям даны примечания и комментарии, многое осталось без изменений. Первый том вышел в год смерти автора.

В год окончания войны П. А. Вяземского не стало. Он скончался в Баден-Бадене (Германия) 10 (22) ноября 1878 года в возрасте 86 лет. Прах его был перевезен в Санкт-Петербург и похоронен в Александро-Невской лавре рядом с В. А. Жуковским и Н. М. Карамзиным.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Времен связующая нить . Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Читайте также: