Сочинение гуттаперчевый мальчик 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение.

место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;

эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;

Предмет исследования – прием антитезы.

Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.

Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Дать определение приему антитезы.

Выделить случаи использования приема антитезы.

Составить классификацию использования приема антитезы.

Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:

анализ средств художественной выразительности;

сопоставление приема антитезы на разных уровнях;

Основная часть.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. 1

Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:

название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;

гибель мальчика (кульминация).

2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.

Гуттаперчевый 2 – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.

Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.

Тем самым, автор подчеркивает не талант мальчика, а его сложившуюся несчастно жизнь.

3.Использование антитезы в композиции повести.

Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.

Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:

Жизнь и смерть мальчика.

Жизнь семьи графа Листомирова.

Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.

4. Прием антитезы при описании места действия.

Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.

В. Дом графа Листомирова.

5. Прием антитезы при описании времени действия.

Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.

6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.

Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.

7. Прием антитезы при создании образов.

А.Социальное положение.

В.Портретная характеристика.

С.Внутренний мир.

Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что

не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;

доброжелательное отношение ко всем;

привязан к животным, детям;

Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.

8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.

Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;

Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;

Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;

Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;

Герои повести и ее краткое содержание

  • Петя – гуттаперчевый мальчик. Ему 8 лет. Сирота – мать умерла, когда ему было 5 лет, отец погиб на войне. Бабушка оставила его у себя, подруга матери Варвара, забрав его на пару дней, продала ребенка в цирк. Его купил акробат Беккер;
  • Анна – мать Пети, взбалмошная и добрая кухарка, позже прачка. Неуклюжа, часто била посуду, переходила из дома в дом из-за этого и из-за постоянных романтических увлечений. Вышла замуж за швейцара, с которым жила в каморке под лестницей. От мужа родила Петю. Из-за криков ребенка мужчину лишили места швейцара, после призвали в армию, где он погиб. Второй раз вышла замуж за портного, но и этот брак не удался – он пил, невзлюбил Петю, после совсем пропал. Анна, не вынеся невзгод, постепенно угасла;
  • Варвара – прачка, продавшая Петю Беккеру;
  • Карл Беккер – цирковой акробат, выкупивший мальчика. С ребенком строг, может его ударить. Плохо знает русский язык и говорит на нем, коверкая слова;
  • Эдвардс – клоун в цирке, куда продали Петю. Хорошо относится к мальчику, дарит ему щенка, которого позже убивает Беккер;
  • Листомировы – дворяне. Отец семейства – граф. В семье трое детей – Вера, Зина и Павел. У детей есть гувернантка миссис Брикс. Вера Листомирова отправляется в цирк на представление с гуттаперчевым мальчиком, видит его падение с высоты.

После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.

Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.

Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.

Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.

Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.

Смысл произведения

Основная идея произведения – каждый ребенок должен получить счастливое детство, а не зарабатывать на жизнь, рискуя ей и собственным здоровьем. Необходимо оставаться добросердечными, защищать тех, кто слаб и не способен защитить себя. Больше всего в защите нуждаются дети — Петя не смог ничего сделать, когда его передавали в цирк. К сожалению, практически все взрослые в повести равнодушны к чужому горю, и больше всех переживает ребенок, доброта которого не потеряна, несмотря на богатство его семьи.

Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич

Название: Гуттаперчевый мальчик

Жанр: Повесть

Год написания: 1883 год


Главные герои

Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.

Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.

Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.

Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.

для самых рациональных -

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

План пересказа

  1. Петя остаётся сиротой и его берёт на воспитание акробат Беккер.
  2. Тяжёлые будни Пети.
  3. Эдвард – единственный друг.
  4. Случай с щенком.
  5. В ожидании похода в цирк.
  6. Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
  7. Жизнь продолжается.

Главная мысль

Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.

Чему учит

Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.

Отзыв

Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.

Пословицы

  • Без матери и солнце не греет.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Трудно тому, когда беда придёт к кому.
  • Кто сильнее, тот и правее.

Что понравилось

Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.

Читайте также: