Как написать сочинение по философии

Обновлено: 02.07.2024

Как писать эссе по философии

Структура эссе по философии

Эссе не имеет четко выделенной структуры (однако, это не касается содержательной стороны эссе), в отличие, например, от реферата (введение, основная часть, заключение), представляя собой сочинение сравнительно небольшого объёма (от трех до десяти страниц машинописного текста), написанное на конкретную тему.

Виды эссе по философии

  1. Эссе как размышление. Этот тип работы, нося творческий характер, требует серьезной подготовительной работы. Так, темой такого типа эссе, как правило, становится законченная мысль философа (афоризм). Для понимания афоризма необходимо знать философские концепции, понятия, категории. В процессе написания эссе-размышления студенту предоставляется возможность наиболее полно отточить навыки критического мышления. Алгоритм работы над эссе-размышлением таков: уяснив суть вопроса, найти в литературе альтернативные пути её решения, изучить дополнительную литературу с целью подбора цитат, подкрепляющих аргументацию, сформулировать окончательный вывод.
  2. Эссе как рецензия представляет собой критический разбор какого-либо первоисточника (из области науки, философии и т.д.). Написание рецензии/аннотации предполагает не только оценочные суждения, выражающие личное отношение к произведению. – Автору эссе-размышления необходимо дать аргументированный анализ/разбор текста, опираясь на изученные в ходе учебного процесса понятия, категории, концепции. Алгоритм работы над эссе-рецензией таков: исследовать библиографию рецензируемого первоисточника, кратко изложив содержание, дать личную оценку, изложить ключевые идеи и их смысл, с Я-позиции обосновать актуальность представленных идей. Во-первых, целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробный пересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность). Следующий важный этап работы – это анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, авторское понимание цели рецензируемой работы и пр. Заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.

Человек – существо смысложизненное. Каждый человек имеет на сознательном или подсознательном уровне понимание своего смысла жизни. Жизнь без представления о ее смысле невозможна. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о том, для чего живет человек? Для чего он пришел в этот мир, если жизнь заканчивается смертью? Вопрос о смысле жизни, следовательно, есть вопрос о предназначении человека. Однако не всякий человек задумывается над глубинными вопросами бытия, будучи поглощенным удовлетворением своих растущих материальных потребностей. От понимания смысла жизни зависит то, как человек будет организовывать свою жизнь, какие выберет ценностные ориентиры, какие дела предпочтет делать, а какие нет.

С точки зрения экзистенциального подхода смысл жизни у каждого человека свой. Сколько жизней, столько и смыслов. Каждый человек сам определяет свой смысл жизни. Если каждый сам определяет свой смысл, то нельзя вести речь и о предназначении человека, потому как предназначенность предполагает, что смысл задан изначально. Отсюда следует и отрицание общих критериев нравственности, что приводит к стиранию грани между добром и злом. Такая позиция ведет к оправданию любых поступков, вседозволенности. Экзистенциональное понимание смысла жизни, по сути дела, перечеркивает смысл жизни как таковой. Когда речь ведется о высшем смысле человеческого бытия, что и является предметом философии, речь ведется о том смысле, который объединяет людей в единое сообщество, выделяет их от всего остального живого мира. Поэтому у людей не может быть разного смысла жизни. Смысл один. А пути к нему разные. Экзистенциальный подход истинен тогда, когда под различными смыслами понимаются различные пути, способы реализации того единого смысла, который задан человеку как родовому существу.

Представители общественно-исторического подхода утверждают, что смысл жизни человека – это служение обществу, будущим поколениям, содействие делу созидания светлого будущего человеческого рода. Однако если вопрос о смысле жизни возникает в связи с осознанием смертности человека, то этот вопрос остается также открытым, когда на него отвечаем с позиции общественно-исторической. Почему? Потому, что будущие поколения так же, как ныне живущие, смертны. Сведение смысла жизни к служению обществу, которое состоит из смертных людей, не предает жизни высший смысл. Этот смысл появляется только тогда, когда мы допускаем наличие смысла в самом Универсуме. Нет ни у отдельно взятого человека, ни у человечества как совокупности людей, народов, цивилизаций никакого жизненного смысла, нежели нет этого смысла у самого Универсума.
Истинный смысл жизни, по моему мнению, может быть раскрыт именно с религиозной точки зрения. Почему лишь религиозному сознанию открывается эта истина? Почему лишь наличие Бога делает нашу жизнь в высшей степени осмысленной? В пользу подтверждения истинности религиозно понимаемого смысла жизни можно выделить несколько доводов.

Во-вторых, только в религиозном сознании происходит установление отношения с тем бытием, которое существует за пределами чувственно воспринимаемого мира, без признания которого человек не может реализовать высший смысл своего существования. Лишь допуская бытие Высшей Сущности, человек может обрести истинный смысл жизни, следовательно, и истинную нравственность. То, что истинная нравственность не существует вне религиозного сознания, доказала сама история, причем ярче всего история нашего народа. Человек понимает и чувствует свою причастность к делу приумножения добра в мире только тогда, когда осознает себя как частичку целенаправленного развития мирового целого, а не как результат слепой игры бессознательных сил. Только религиозное объяснение мира дает человеку надежду на целесообразность своего бытия. Вне связи с бесконечным миром (Богом) разрушается метафизическая сущность человека. Человек не может жить без идеи Бога, потому как в нем заложена неистребимая потребность устанавливать отношение с бесконечным миром.

В современном высшем образовании форма эссе приобрела широкое распространение, поэтому многие студенты сталкиваются с этим вопросом – а как его писать? Эссе пришло к нам из англо-саксонской образовательной традиции, где оно является одним из базовых элементов обучения (особенно в первые годы). В вузах США и Великобритании существуют объемные курсы, изучающие принципы создания и виды эссе, у нас же – пока лишь немногие факультеты могут себе позволить хотя бы коротенький семестровый курс по академическому письму. В силу этого пока еще не устраненного дисбаланса Concepture предлагает свой разбор вопроса написания эссе.

Свободная форма


Что же касается качественного эссе, то с ним ситуация немного иная. Одно дело вспомнить как вы писали сочинения в школе и выдать что-то подобное, совсем другое – взять на себя ответственность за то, как текст будет взаимодействовать со своей аудиторией. Нет ничего проще, чем написать интересное эссе, если вы уже научились писать тексты, которые дочитывают. Соответственно, нет ничего труднее, чем сделать такое эссе, если вы даже не начинали учиться.

Поймать внимание читателя

В любом случае стоит помнить, что начало текста определяет многое. По этой причине вводная часть эссе должна содержать в себе что-то, что позволит читателю не уснуть и не бросить ваш текст на середине. Для этого существует несколько приемов, выделим два наиболее очевидных.

Первая стратегия – это выбрать интересную тему и предельно четко ее озвучить в начале эссе. Подумайте, кто ваша аудитория (например, университетский преподаватель) и избегайте банальных тем, если только не собираетесь поразить читателя сверхоригинальной трактовкой чего-то привычного. Важно помнить, что у каждой темы есть не только потенциал и содержание, делающие ее актуальной для определенного читателя, но также – подача.


Огромное количество неудачных эссе начинаются с неумелой подачи темы, которая могла бы быть интересной. Если у вас есть хоть какое-то соображение о том, чем ваш подход к теме отличается от других – это необходимо упомянуть уже в начале. Поэтому запомните: тема сама не вывезет, важно ее четко и интересно сформулировать в начале текста. Иначе вы рискуете: даже вынужденный дочитать ваши вирши преподаватель – прежде всего читатель, который обычно неосознанно создает себе впечатление о тексте по первым абзацам.

В большинстве случаев для этого есть два инструмента – интрига и стиль. Вы либо тонко намекаете на что-то, либо увлекаете красотами слога, от чего читатель хочет и продолжает читать. Поэтому часто рекомендуют начинать эссе с вопроса (интрига) или яркой фразы (стиль). Свободный стиль и композиция в эссе для того и придуманы, чтобы текст обладал некоторой изюминкой.


Даже если вы ощущаете нехватку каких-то собственных интересных мыслей, эссе может быть качественным – если в нем виден автор, его взгляд, язык, ритм текста, поиск аргументов. Как и в любом тексте (особенно небольшом) автору стоит помнить о чередовании коротких фраз и длинных, а также избегать сложных терминов, общих фраз, голословных утверждений.

Реплика думающего индивида

Когда вы определитесь с началом, то можно задуматься и об основном содержании. Эссе стоит отличать от научной статьи, литературного очерка, событийной заметки и философского тезиса. Эссе не претендует на исчерпывающий взгляд на тему, а также не нуждается в строгости определений или привязке к фактам. Как малая форма эссе ближе всего к небольшому монологу, проговариваемому в уме или в привычной компании. Именно поэтому эссе – это скорее попытка структурировать мысль, чем готовая последовательность или схема.

Собственно, французское слово essai и означает пробу, попытку. Отсюда и ориентация на разговорную интонацию, образность, откровенность, иногда предельную сжатость мысли (без излишних пояснений). Хорошим тоном для умного человека еще с XVI-XVII века (когда появляется эта форма) также считается умение оппонировать себе самому, поэтому в эссе часто используют имитацию диалога с читателем или мышление антитезами.


В конечном счете стоит помнить о том, что эссе – это нечто среднее между рассказом о себе и строгим философским рассуждением. Это реплика думающего индивида. Эссеист – не исповедуется, но и не прячет себя. В то же время он философствует, но философствует без строгих обязательств формы.

Одним из ярких примеров такого сочетания может быть критическое резюме: критикуя событие, произведение, автора, мы в равной степени сообщаем и о себе (своих вкусах, ценностях, убеждениях, уровне понимания), так и о предмете критики. Иными словами, эссе как таковое не предполагает, что вы действительно сообщите что-то новое, однако оно стремится к оригинальности – прежде всего в умении по-своему структурировать опыт и знания.

И здесь стоит отметить, что эссе, которые пишутся в вузах, обычно намного проще, т. к. ориентированы главным образом на демонстрацию навыков самостоятельного рассуждения. Многие нюансы эссе стоит знать только если вы рассчитываете на чуть более широкую аудиторию, чем один вузовский преподаватель. В большинстве случаев преподаватель, задающий вам эссе, желает убедиться в двух вещах.


Во-первых, умеете ли вы связно излагать мысли? Нет ли скачков мысли, потерь причинно-следственной связи, ничем необоснованных и неочевидных суждений?

Во-вторых, способны ли вы к диалогу и минимальной самокритике? Последняя предполагает, что автор не только ощущает потребность в аргументах, подкрепляющих его позицию, но и может таковые придумать.

Или еще проще: эссе должно быть внятным (ясность темы и содержания) и не голословным (понимание сути, выраженное в наличии адекватных аргументов).

Как оценивается эссе?


Впрочем, встречаются и неадекватные преподаватели, и здесь вам можно лишь посочувствовать. Такие обычно ждут, что вы, обозначив тему, займете строго определенную позицию (ту, что, по его мнению, правильная). Писать эссе для таких читателей – один сплошной геморрой, т. к. необходимо угадывать по сказанному на лекциях и семинарах ценностные ориентации препода и подстраиваться под них. Но и это муторная, однако не сказать, что очень сложная задача.

Классический шаблон

Иногда, правда, и вышеупомянутых советов оказывается недостаточно. Например, когда у человека очень мало опыта в написании текстов и он боится, что мысли в тексте спутаются. Как ни странно, но во многих вузах (а иногда и в школах) создаются шаблоны по структуре эссе (можете даже поискать стандарты на сайте вашего учебного учреждения). Вообще надо сказать, что писать эссе по заданной (не вами) структуре – это значит писать не эссе, а что-то совершенно другое. И все же, на наш взгляд, не стоит пренебрегать и этим: лучше начинать с жестких структур, чем не пытаться учиться вовсе.


Впрочем, если вы действительно хотите научиться самостоятельно рассуждать, то, тогда стоит обратиться к более сложному представлению об аргументации в науке и философии – например, к модели аргумента по Стивену Тулмину.

1. О чем я собираюсь писать (Тема)?

2. Почему эта тема достойна, чтобы о ней писать (это именно попытка личного ответа на вопрос, а не бубнеж о ее актуальности для мирового хозяйства)?

3. К какой позиции, оценке или подходу к теме я тяготею?

4. Как звучит мое отношение/решение (Тезис)?

5. Что я могу сказать в его подтверждение (Аргумент(ы))?

6. Какие могут быть вопросы, претензии, сомнения к выше сказанному (Анализ/Полемика)?

7. Какие выводы можно сделать из всего рассуждения (Заключение)?

К сожалению, вузовские эссе, как и многое в образовании, тяготеют к рутине и упрощению. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание на то, чтобы сказанное было ясным, понятным и обоснованным, в т. ч. автор должен понимать с какой целью пишется каждый раздел его текста. Проблема только в том, что с таким подходом ставка делается прежде всего не на субъективное личностное начало, раскрываемое в эссе, а напротив – на эссе, стремящееся к (никому не нужному) объективизму. А ведь одна из важнейших задач высшего образования – это содействие самопознанию. Эссе не сделает вас профессионалом, но оно может участвовать в формировании и самопонимании личности (а это однажды поможет понять на что опираться в становлении профессионалом). Увы, личностное начало даже в университетах с большим трудом отвоевывает себе место. И это, видимо, повод озаботиться о нем самому.


Эссе по философии и политологии — это очень сложные работы, требующие от автора багажа знаний, навыков письма и способности мыслить широкими категориями. Давайте разберемся, как правильно написать и оформить эссе по этим непростым предметам и с какими вопросами можно столкнуться во время написания.

Эссе по философии и политологии

Эссе представляет собой сочинение небольшого объема на свободную тему. В нем автор выдвигает собственное мнение по тому или иному вопросу, размышляет, предлагает решение поставленной проблемы.

Эссе по философии отличается относительной сложностью, так как для его написания автору необходим не только определенный багаж знаний, но и гибкость ума для рассуждений. То же самое касается политологии. Автор должен не просто иметь отличные знания по истории, но и ориентироваться в сфере политики. Кроме того рассуждения по политологии часто имеет множество отсылок и к философии.

Как правильно написать эссе

Главное условие для правильного написания сочинения — это свободное владение темой. Это необходимо, так как на основе собственных рассуждений, нужно будет приводить аргументы и делать выводы. А корректно размышлять на тему, в которой не ориентируешься — невозможно.

Единственное формальное правило при написании такой работы — это наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной, нет одного четкого шаблона. Однако условно его все же можно разделить на пять частей. Следует понимать, что такое разделение существует для упрощения написания работы.

Основные характеристики работы

У философского эссе есть свои отличительные черты. Соблюдая их в собственной работе, вы точно не ошибетесь с формированием ее жанра.

  1. Небольшой объем текста. Обычно подобная работа занимает не больше десяти страниц компьютерного текста. Конечно, количество может колебаться в зависимости от темы. Если поставленная проблема требует долгих рассуждений и объемной аргументации, страниц в работе может быть и больше. Но помните: краткость — сестра таланта. Гораздо выше ценится работа, в которая написана просто, легко и логично. Без лишних слов для заполнения пространства.
  2. Определенная тема работы. Тема для сочинения может быть абсолютно любой. Главное требование к автору — это стараться придерживаться выбранного вектора и не впадать в бесконечную полемику.
  3. Эссе пишется в произвольной манере. Нет никаких требований к тому, как должен выглядеть текст сочинения. Какие слова и термины там должны использоваться, сколько должно быть аргументов и т.д. Это творческая работа, которая требует от автора лишь глубокого понимания темы.
  4. Выражает личное мнение автора. Если вы не разбираетесь в теме, скорее всего, написать свои мысли по ней у вас не получится. Поэтому важно изучить как можно больше информационных источников, найти множество доказательств, аргументов, мыслей и идей. Только после всей проделанной работы можно сформировать собственное мнение и обосновать его в сочинении.

Этапы написания

Написание

Работу над написанием эссе можно поделить на четыре этапа:

  1. Разбор сути вопроса, создание собственного мнения. Как и говорилось выше, прежде чем писать, необходимо сформировать собственную точку зрения. Сделать это возможно только путем сбора различных факторов, теорий и идей.
  2. Поиск мнений в литературных источниках. По теме, которую вы разбираете, скорее всего написано уже множество научных работ, диссертаций и эссе. Для начала стоит ознакомиться с несколькими из них.
  3. Изучение дополнительных источников. Это может быть что угодно: видео-лекции, подкасты, мнение ваших преподавателей.
  4. Общий вывод в заключительной части работы. То, что вы напишете в самом конце вашей работы — это подведение итогов всего вашего исследования и рассуждения. Изучив большое количество источников, вы получили компетенцию для выражения собственного мнения и теперь можете сделать определенный вывод из всех ваших рассуждений.

Правильное оформление работы

Клавиатура

Согласно правилам ГОСТа, существуют определенные требования для корректного оформления эссе:

  • Формат листов. Это должен быть печатный текст, исполненный на компьютере. Распечатывать его следует на листе А4 только с одной стороны.
  • Параметры текста. Если учебное заведение не выдвигает своих требований по оформлению текста, должны соблюдаться следующие стандарты: шрифт Times New Roman, размер 14, цвет букв черный, интервал между буквами — 1,5. Текст выравнивается по ширине. На одном уровне должна быть красная строка с отступом 1,25.
  • Поля и нумерация. На каждой странице должна быть соблюдена сквозная нумерация арабскими цифрами. Отсчет начинается с титульного листа, но номера страницы на нем быть не должно. Оформление полей: слева — 30мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм.
  • Обязательное наличие титульного листа и списка литературы. Примеры их оформления представлены ниже.

Титульный лист

Список литературы

Типичные вопросы для эссе

Зачастую в самом тексте эссе авторы задают вопросы. Они могут задаваться как читателю, так и самому себе или вовсе не иметь адресата.

Примеры готовых эссе

Ниже приведены ссылки на готовые эссе в качестве образцов.

А если вы заплутали в философских темах и забыли выполнить важное задание по учебе, сервис Феникс.Хелп вас выручит.

Пишем эссе по социально-гуманитарным дисциплинам на высший балл

Эссе — вид творческой работы, который пишут по любому предмету. Мы уже рассказывали, как писать эссе по праву, обществознанию, литературе, истории, иностранным языкам и даже по естественным и техническим дисциплинам. Теперь поделимся информацией о том, как получить высокую оценку за эссе по социально-гуманитарным наукам.

Чтобы не пропустить ни одного полезного совета по учебе или работе, подпишитесь на наш телеграм-канал. Тогда регулярно будете получать интересную информацию о разных сторонах студенческой жизни.

Философия

Чтобы получить хорошую оценку за такое эссе, покажите глубокое понимание темы и знание теоретических основ.

План эссе по философии состоит из следующих пунктов.

  1. Вступление (формулировка проблемы).
  2. Актуальность проблемы.
  3. Авторская позиция.
  4. Аргументы (из теории философии).
  5. Заключение.

Стандартный объем работы — 300-700 слов, но иногда может доходить и до 2000.

Социология

Социология — наука об обществе, она изучает все аспекты его деятельности, поэтому темы эссе по социологии бывают разные.

Начинать работу лучше с актуальности темы, после — излагать свою позицию. Убедительно ее докажите, используя в качестве аргументов факты, статистику, современные исследования, социальный опыт, надежную информацию из СМИ и пр.

Эссе украсит яркое высказывание. Цитаты по социологии для эссе:

Объем работы составляет от 200 до 600 слов.

Политология

Распространенные темы эссе по политологии:

В таких эссе нужно выразить согласие/несогласие с высказыванием, показать отношение к проблеме. Личное мнение подкрепите теоретическими сведениями, мнением известного ученого или фактами из общественной жизни.

Объем работы составляет 300-600 слов, в отдельных случаях может быть увеличен до 1000.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Важное правило эссе: соблюдение баланса между личным мнением и объективными фактами

Психология

Темы психологических эссе разнообразны. Они посвящены:

Чтобы написать эссе по психологии, нужно хорошо владеть теоретическим материалом и уметь излагать его в лаконичной форме, сопровождая собственными выводами.

Эссе не предусматривает аргументов из собственного опыта, используйте проверенную научную информацию: факты, статистику, результаты экспериментов.

Объем эссе — 400-800 слов.

Педагогика

Этот предмет изучают многие студенты, особенно в магистратуре. Темы эссе по педагогике могут быть разными.

Главное правило — соединить теоретическую базу с собственным взглядом на роль и задачи педагога.

Объем эссе по педагогике больше, чем по другим предметам и составляет от 300 до 1200 слов.

Общие рекомендации

Правила оформления эссе по перечисленным предметам такие же, как и для других учебных работ, например, эссе по обществознанию.

Структура тоже традиционная:

  • вступление;
  • постановка проблемы;
  • личное мнение;
  • аргументы;
  • заключение.

Читайте также: