Сочинение господин де лень

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 183 0

Группа: C -14 КР/|18

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-инсценировка

Тип занятия: обобщающий (закрепление изученного материала)

- формирование завершенного представления о романе и его герое ,

- формирование активной жизненной позиции у обучающихся;

- развитие умений аргументировано высказывать свою точку зрения;

- развитие ассоциативного, критического мышления;

- формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Студент должен знать:

- содержание изученного литературного произведения;

- основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь:

-анализировать и интерпретировать художественное произведение;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

- участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций:

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

Социальный ролик о работе

Демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, слова для выступлений.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия; создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия.

Межпредметные связи: русский язык, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

Добрый день, всем!

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы:

Друзья, перед вами пословица

Вставьте пропущенное слово и объясните смысл всей пословицы!

От труда здоровеют, а от …болеют.

- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот.

Сегодня мы завершаем разговор о романе Гончарова.

- Скажите, Почему мы начали урок с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

- Что такое синонимы?

Синонимы - слова, близкие по лексическому значению.

Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

слайд № 7. Выбор такой темы неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, я говорила, что роман во многом автобиографичен, т.к. в образе Ильи Ильича мы видим некоторые черты самого автора.

Сегодня у нас не совсем обычный урок – мы ни разу не проводили в такой форме, но, надеюсь, что все у нас получится.

Наш суд призван РАС-СУДИТЬ. Согласитесь, между этими понятиями дистанция огромного размера!

Цель урока -

Выяснить, виновен ли сам герой, что бесцельно прожил свою жизнь?

Кто прав? Кто виноват? а может быть, у вас возникнут другие вопросы, и вы сделаете самостоятельные выводы.

Секретарь (учитель): ИТАК, Встать! Суд идёт!

Судья: Можно садиться. Господа! Прошу внимания! Объявляется слушанье дела Обломова Ильи Ильича, 33 лет, помещика, владельца родового поместья Обломовка, в прошлом служащего.

Заседание суда ведёт судья - ______________________________

Сторону обвинения поддерживает прокурор - _________________

Сторону защиты осуществляет адвокат - ______________

На суде присутствуют присяжные заседатели, студенты и преподаватели, которые призваны помочь нам разобраться в этом нелегком, запутанном деле.

В вышеназванном деле фигурируют свидетели обеих сторон – обвинения и защиты, они будут представлены позже.

Есть ли у сторон ходАтайства, отводы?

Прокурор (раздражённо): Нет, отводов нет. Может, заставим всё–таки обвиняемого появиться и сесть в зале суда?

Адвокат (заискивающе) Нет, отводов нет. Может, прикроем форточки, как бы Илья Ильич не простыл?

Судья: Начинаем слушанье. Пусть будет все как есть. Ничего не будем менять. Пригласите, пожалуйста, обвиняемого….

Появляется Обломов в сопровождении Захара.

Обломов (капризно): Захар, чего хотят эти люди? Что вы меня переполошИли чуть свет!

Захар: Батенька, уж полдень давно, вон солнышко уж висит, палит нещадно. Ложитесь, голубчик мой, укладывайтесь…

Обломов укладывается на диван, Захар укрывает его одеялом, подтыкает ему одеяло, заботливо оправляет.

Судья: Прошу вас, господин прокурор, изложите суть дела.

Прокурор (встает): Прошу вниманья, господа! Обвинительной стороной произведено тщательное расследование всей биографии Ильи Ильича Обломова и на основании выводов следственная группа вынесла обвинение по нескольким пунктам:

Обломов, имея прекрасное, цветущее, можно сказать, здоровье, нигде не работает, а только и занимается тем, что лежит в домашнем халате на диване!

Получив образование в высшем учебном заведении, обвиняемый не работал на службе.

Он неумело вёл дела в своём родовом имении, отчего его крестьяне разорялись с каждым годом, а поместье в итоге пришло в упадок.

Он убил в себе любовь к Ольге Ильинской! Страшнее преступления нельзя назвать!

Обломов: Захар! Захар!

Захар: Ну что ещё?

Обломов: Ты как с барином разговариваешь! Который час?

Захар: Уж десятый час, батенька. Встали бы, я уж водицы принес из колодца, подогрел. Умыться бы надо…( подходит к Обломову, подтягивает ему кувшин)

Обломов (зевает): Рано ещё. Полежу. Темно ещё. (Отворачивается).

Судья: Обвинение предъявлено. Начнём по пунктам.

Обломов неумело вёл дела в своём поместье, в итоге оно пришло в упадок…. Кто из вас, господа готов подтвердить этот пункт?

Адвокат: Ваша честь! У меня есть свидетель, который существенно расширит портрет нашего героя…, простите,… нашего обвиняемого.

Это друг детства Ильи Ильича – Андрей Штольц.

Андрей Штольц: Ваша честь! Мы с Ильёй полная противоположность. Я встаю вместе с солнцем. Утренняя пробежка. Душ. Завтрак. Служба. Карьера занимает в моей жизни всё время. Сколько раз я твердил Илье: встань, сделай зарядку, приведи себя в порядок. Тебя ждут великие дела! Так его же невозможно вытянуть из-под одеяла! Но я этого дела так не оставлю!
(грозит Обломову пальцем)

Я звал его за границу. Что такое заграница? Это прогресс! Сервис! Высший класс! Новые технологии! ….. Так он заграничный паспорт полгода не мог оформить! Пришлось ехать без него!

Да…Крестьяне жаловались: хороший у нас барин, дескать, добрый, ласковый, да больно … доверчивый, бесхарактерный…

Илью погубила ОБЛОМОВЩИНА! Между прочим, это я придумал это меткое определение.

Согласитесь, недопустимый образ жизни! Лень, ничегонеделание, сонное равнодушие к тому, что происходит в стране, в обществе, с самим собой, в конце концов! Господа! Это гибель, деградация! А мой идеал – достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.

Судья: Господа! Следующий пункт обвинения гласит: “Получив образование в учебном заведении, обвиняемый Обломов не работал на службе.”

Господин прокурор, вы запаслись свидетелями этому факту биографии обвиняемого?

Прокурор: А как же, ваша честь! На судебное заседание явились и ожидают своего часа два свидетеля: господин Судьбинский и господин Алексеев.

Судьбинский: Ваша честь, обязуюсь говорить одну только правду. Да – с! Поступив на службу в канцелярию, где нужно было выполнять мелкую работу, господин Обломов почувствовал отвращение к такому труду. Он так и говорил: “Где же тут человек? Он не захотел, по его выражению, “тратить мысль, душу свою на мелочи”. Служба не удалась, так как Обломов не видел в нём смысла и робел перед начальством. Более того . После допущенной оплошности (Илья по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск), он вышел в отставку. У меня всё, ваша честь. Да-с.

Алексеев: И я правду скажу. Общество, в котором ему приходилось бывать, не интересовало его, потому что, как он говорил, в нем нет идеалов, великой цели. Он замкнулся в себе и, лежа на диване, весь отдался жизни, полной мечтам…..

Судья: Господа! Прокурор очень горячо огласил следующий пункт обвинения: дескать, обвиняемый Обломов Илья Ильич преступник! Он убил в себе любовь к Ольге Ильинской! Посмотрим, готов ли господин прокурор представить нам доказательства этому. Вы готовы, господин прокурор?

Прокурор: Не сомневайтесь, ваша честь! На судебное заседание приглашена девица Ольга Ильинская. (Ольга Ильинская встает к трибуне)

Ольга Ильинская: Когда Обломов пришёл к нам в первый раз, он был такой смешной…Его Андрюша привёл…Андрей Штольц…Это его самый близкий друг… …Рассказывал про свою деревню…Обломовку…Такой милый…

А потом…Мы читали стихи в саду перед орешником… Всю ночь Илья простоял перед моим окном… …Он сделал мне предложение ….. и я согласилась. Илья сбросил свой халат, приходил к нам в парадном костюме, …Но вскоре его любовь стала остывать.

(достаёт платочек, промокает глаза)

Я говорила ему: “Ты кроток, честен, Илья, ты нежен. Но что погубило тебя? И он мне ответил: “Обломовщина…” Опять надел этот свой халат. Я ничего не понимаю… Не могу! Простите.

(закрывает лицо рукой, убегает из зала суда)

Судья: Господа! Пришла пора выслушать других свидетелей. И я предоставляю слово литературному критику.

КРИТИК: Господа! Литература нас учит тому, чтобы мы учились извлекать уроки из любой ситуации, из любого события. Давайте подумаем, какой же урок мы можем извлечь из обсуждения литературного персонажа Обломова. Кто такой Обломов?

- Маменькин сынок, привыкший отсиживаться за чужой спиной? ……Не торопитесь с ярлыками. Заведомо плохих черт в нём нет. Мы слышали выступление Ольги Ильинской. Он добрый, ласковый. Никого никогда не обидел, не оскорбил. Он из тех, кто зазря мухи не обидит!

Да он же ещё дитя! Ребёнок! Инфант!

Просто он так и не научился самостоятельно думать, самому принимать решения. Как же ему помочь.

С другой стороны – нужна ли ему наша помощь.

Судья: Слушаем второго литературного критика… Может, теперь что-нибудь прояснится… Пожалуйте за трибуну!

2 КРИТИК: Я тут подготовился, прежде чем прийти к вам. Вот книгу Гончарова прочитал…..

Я обращаюсь к вам, господин Обломов! Встряхнитесь, встаньте с мерзкого, продавленного дивана, сбросьте надоевший старый халат – какая пошлость! Возьмите себя в руки! С понедельника…начните менять себя!

Судья (прерывает): Достаточно. Ваши призывы услышаны.

Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемому.

Обломов: Захар! Захар!

(прибегает Захар, помогает ему усесться на диване, подтыкает подушки, надевает тапочки, поправляет чулки, затем усаживается рядом )

- Что же делать, Захар?

Захар: Что ты, что ты, миленький, успокойся, чайку попей. Я чаёк свеженький заварил. С мятой. Попей, попей… Хочешь? Я принесу…

Обломов (обречённо):

Да…и заново заставить жить… Жизнь – то одна, брат Захар! Одна!

(всхлипывает, в отчаянии падает в подушку лицом)

Гончарова считают мастером детали. Автор изображает халат, как что-то живое, что живет своей жизнью, что-то уютное, мягкое и ненавязчивое, олицетворяя тем самым характер главного героя.

Халат Обломова — это символ лени, пустоты, нежелания переменить жизнь. Снять халат для Обломова — значит начать менять свою жизнь. Это показано автором романа в эпизоде отношений Обломова с Ольгой Ильинской. Благодаря любви к этой женщине герой оживает, просыпается от долгого сна и снимает халат, Но после разрыва с Ольгой он опять достает уютный халат из чулана, закрывается и возвращается к прежней медлительной, ленивой жизни.

Итак,прошу всех встать. слушаем

Заключительную речь судьи: Прошу садиться. Господа! Суд взвесил показания обеих сторон, учёл мнения всех присяжных заседателей и свидетелей.

Да… Жалкое впечатление производит наш герой. Не реализовал он свой жизненный потенциал, растерял все самое лучшее и сам этого не понял.

Вряд ли вы, молодые, здоровые, умные и энергичные, захотите хоть сколько – нибудь повторить его путь.

Но мы не можем варварски поступить с замечательным романом И.А.Гончарова, ведь он так интересно сумел показать нам слабый характер, который прячется от действительности в мягкой постельке.

Мне показалось или……. вам захотелось самим подумать о своей жизни.

Работа с картами plikers .

- Попробуйте узнать персонажа по портрету :

Цель нашего урока была - Выяснить, виновен ли сам герой, что бесцельно прожил свою жизнь?

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас.

- Попробуйте сформулировать свои определения лени.

Лень - нежелание что-нибудь делать.

Лень - отдых от тяжелой или неинтересной работы.

Лень - бесполезное прожигание жизни.

Лень - болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.

Понятно, что лень - порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что главным способом борьбы с ленью является работа.

Для вас сейчас работа – это учёба.

Как побороть лень в этом случае?

В первую очередь, нужно поставить цели.

Во-вторых, уметь планировать свою деятельность.

В – третьих, необходимо себя мотивировать.

4)В – четвёртых, систематический труд – длительный, повседневный. Пахать, пахать и ещё раз пахать.

5) В - пятых, конечно, надо уметь заставить себя заняться учебной работой, которая бывает и не очень интересной. Для этого требуется воля, сила воли.

ВОЛЕЙ называется качество личности, позволяющее преодолевать трудности для достижения поставленной цели.

Волевой человек должен заставлять себя делать то, что не хочется, отказываться от того, что хочется. Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от чего-либо отказаться.

Особенно нужна воля в учебной работе. Вспомните, сколько раз в вашей жизни возникло желание учиться лучше, начать всё сначала, но оно так и осталось бесплодной мечтой, так как не хватало воли осуществить задуманное. Сколько задач осталось нерешёнными, сколько страниц учебника так и не поняты по той же причине – не смогли волевым усилием преодолеть возникшие трудности.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли.

Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие – источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Характер Обломова

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили — они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Случалось ли вам погружаться в состояние апатии? А может быть, кого-то из ваших близких вот уже несколько лет невозможно сдвинуть с дивана? Причиной такого личностного изменения может быть эндогенное заболевание, которое в конечном итоге приводит к инвалидности.

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке


Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, — принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.




Как распознать первые признаки заболевания?

Интересно отметить, что такие психопатологические феномены, как потеря интереса к окружающему и различные фобии, были во многом списаны автором, Иваном Гончаровым, с самого себя.

Наш герой явно относится к первому варианту синдрома, названного его именем.

Может ли влюбленность вернуть к нормальной жизни?

Даже столь мощный психогормональный стимул, как влюбленность, оказался не в силах изменить уже патологически нарушенную личность нашего героя.

Казалось бы еще немного и отношения с любимой женщиной вернут героя к нормальной жизни. Но Обломов быстро устает от той активности, которой отдается деятельная Ольга.

Разорвав отношения с обаятельной Ольгой Ильинской, наш герой вступает в прозаическую связь с домохозяйкой Агафьей Матвеевной, у них рождается ребенок. Через несколько лет Илья Ильич умирает от повторного кровоизлияния в мозг.

Мечтательность в характере Ильи, или Как в деревне

Зачастую Илья Ильич упрекает в неряшливости собственного слугу, которого зовут Захар. Но тот как будто подстроился под характер хозяина, а возможно, и сам изначально был недалек от него, совершенно спокойно реагирует на неопрятность жилища. По его рассуждениям, нет никакого смысла убирать комнату от пыли, так как она все равно там скапливается вновь. Так в чем же смысл жизни Обломова? Человека, который даже собственного слугу не может заставить навести порядок. Он не может управлять даже своей жизнью, а существование окружающих ему вообще неподвластно.

Абсурдность жизни главного героя произведения

С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в свой комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.

Единственное занятие Ильи Ильича — это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Депрессия развивается постепенно

В образе Ильи Обломова можно отметить четкие симптомы депрессивного состояния. Это идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии.

Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах позволяют назвать описываемую картину апатической депрессией.

И это не удивительно: некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого Ивана Гончарова.

А что же Лиза? Она молода, тщеславна и кокетлива. Ей безусловно льстит внимание маститого писателя и приятно подобное поклонение. Однако ей вовсе не хотелось становиться музой и смыслом жизни этого старого — 25 лет разницы в этом возрасте не шутка — и порой весьма скучного господина. Вместо того чтобы танцевать, говорить комплименты и украдкой нежно сжимать ее локоток, он сидит за столом и произносит какие-то неинтересные вещи. В его письмах нет ни одной пикантной строчки, только пустые рассуждения (хотя и они, конечно, приятны), но все-таки Ивану Александровичу явно не хватает блеска и задора: тогда как другие кавалеры похожи на глоток шампанского, он больше напоминает чай без сахара. А потому Лиза предпочла поискать любви в другом месте, предлагая Ивану Александровичу лишь дружбу.
Свое сердце Лиза Толстая отдала молодому ротмистру, блестящему офицеру и признанному красавцу. Александр Илларионович Мусин-Пушкин довольно быстро покорил Лизаньку гусарской удалью и красивыми ухаживаниями. И скоро Лиза засобиралась замуж, о чем не преминула сообщить влюбленному Гончарову. Для него это стало настоящим ударом. Потянулись бессонные ночи, посвященные размышлениям. Безусловно, Иван Александрович понимал, что у него, чиновника на пятом десятке, нет ни единого шанса против красавца-офицера, но эти рассудочные доводы не приносили ему облегчения. Он пытался утешить себя тем, что Лиза будет гораздо счастливее, если выйдет замуж за молодого ротмистра, нежели за скучного писателя, но было невыносимо думать, что отныне его Лизанька станет недосягаемой.

Неожиданно приготовления к свадьбе натолкнулись на серьезное препятствие. Толстая и Мусин-Пушкин доводились друг другу двоюродными братом и сестрой, и церковь не одобряла подобный брак. В расстроенных чувствах Лиза обратилась за помощью к Ивану Александровичу, чтобы он, пользуясь своим влиянием, помог преодолеть все формальности.

Гончаров больше не искал встреч с Елизаветой Толстой, но любовь к ней он сохранил до последнего дня. Человек, не веривший в любовь, оказался однолюбом. Гончаров тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире из трех комнат, на Моховой, где он и умер в сентябре 1891 года. Гончаров не был женат, свое имущество и литературную собственность завещал семье своего старого слуги.

Posted on Oct. 24th, 2005 at 03:32 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Цель экспедиции: исследовать предпосылки создания произведений И. А. Гончарова: определить авторско-личностный, историко-литературный контексты возникновения произведений писателя; заниматься самостоятельной исследовательско-поисковой работой; заинтересовать учащихся личностью писателя и его творчеством.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; презентация в программ POWERPOINT 2003; на письменном столе находятся предметы: парусник, подзорная труба, свеча, перо с чернильницей, компас, глобус, чертежи фрегата “Паллада”; произведения писателя.

… У меня есть (или была) своя нива, … свой мир наблюдений, впечатлений, воспоминаний, и я писал только то, что мыслил, что любил, что близко видел и знал…

1. Вступительное слово учителя. Ребята, обратите внимание на предметы, которые находятся перед вами. Как вы думаете, о каком человек пойдёт сегодня речь? Что могут сказать эти предметы о нём?

(Предполагаемые ответы: “Это морской офицер. Человек, который любил путешествовать. Человек, влюблённый в море. Человек, который писал о море.)

(Слайд 1, портрет писателя.) Зовут этого человека Иван Александрович Гончаров. Писателя привлекли к участию в морской экспедиции. Это дело в России было новым и объяснялось исключительной важностью миссии (подготовка к подписанию с Японией договора о торговле и границах). Это путешествие имело огромное значение в жизни И.А.Гончарова.

А вот друзья писателя были очень удивлены, как это Гончаров, человек, привыкший к домашнему уюту, малоподвижный, – прозванный в салоне Майковых де-Лень, вдруг отправляется в кругосветное путешествие.

(Слайд 2. Тема урока, эпиграф.) И поэтому тема сегодняшнего урока звучит так.

Обратите внимание на слово ДЕЯНИЕ. Это значит действие, поступок, свершение.

(Прочитывается и объясняется эпиграф.)

Мы сегодня с вами тоже отправляемся в экспедицию. (Слайд 3. Цель экспедиции.)

В экспедицию отправляются современники И.А.Гончарова, люди, которые жили с ним в одно время и следили за его творчеством и которые могут поведать нам о таинственном господине де-Лень. (Их представляют учащиеся, которые самостоятельно исследовали предпосылки создания произведений писателя.)

Пока судовой журнал представляет разрозненные страницы (страницы прикреплены к доске). Наша экспедиция будет следовать по определённым направлениям. Каждая страница журнала соответствует определённому направлению.

1-ая страница и 1-ое направление, по которому отправится наша экспедиция, звучит так: “Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова”. Заполняет её

1-ая группа читателей XXI века.

2-ая страница и 2-ое направление: “ Роман “Обыкновенная история” – “первое произведение, достойное печати” – 2-я группа читателей.

3-я страница и 3-е направление: “Фрегат “Паллада” – уникальный образец жанра путешествий” – 3-я группа.

4-я страница и 4-ое направление: “ Роман “Обломов” и всемирная известность И.А.Гончарова” – 4-я группа.

5-я страница и 5-ое направление: “ Роман “Обрыв” – “была моя жизнь…” – 5-я группа.

6-ую страницу заполняет 6-я группа: “Выводы экспедиции”.

Слайды к 1-ому направлению: – портрет Гончарова кисти Крамского;

– дом писателя;
– Трегубов – крёстный писателя, мать писателя;
– г. Симбирск
– Летописец семьи;
– Санкт-Петербург;
– салон Майкова.

Слайды к 3-ему направлению:

– фрегат “Паллада”;
– фрегат “Паллада” (снимки);
– географическая карта, на которой отмечен путь.
Фрегата “Паллада”;
– чертёж фрегата (названия парусов);
– 2-ой чертёж фрегата.

Слайды к 4-ому направлению: – портрет Гончарова, его дом;

– портреты Гончарова и Толстой.

3. Завершение экспедиции.

Учитель. Экспедиция завершает свою работу. Какие же были предпосылки для создания произведений И.А.Гончарова и его героев?

Послушаем ребят из 6-ой группы, которые сделали выводы по окончанию экспедиции.

Выводы экспедиции.

  1. Через изучение опыта экономической, государственной, культурной жизни других стран и народов Гончаров пришёл к пониманию изменений, происходивших в России XIX века, готовившейся встать на путь капиталистического развития.
  2. Сопоставляя культурно-экономический уклад капиталистической Англии с замкнутым феодальным укладом Японии, Гончаров смог предвидеть историческую необходимость появления в России собственных Штольцев и Тушиных в качестве антагонистов Обломова, Райского и Волохова.
  3. Гончаров пытается предугадать историческое будущее России, которой рано или поздно суждено разорвать свою духовную культурную изоляцию и влиться в семью европейских народов.
  4. Некоторые страницы “Фрегата “Паллада” звучат прямым гимном гению человека, его упорству, неустанному труду, его силе и мужеству, что отражается в последующих произведениях И.А.Гончарова.
  5. Через мимолётные зарисовки быта и нравов Гончаров пытается определить тайну национального характера.

4. Подведение итогов.

Учитель. Теперь соединим страницы судового журнала. Вот, что у нас получилось. (Показывает журнал.)

Продолжите предложения.

  1. Прочитав эпиграф к уроку, я понял, что Гончаров…(искренне и правдиво признаётся в том, что отражал в своих произведениях современную ему действительность).
  2. Моё исследование помогло мне понять, что…(все великие деяния были совершены Гончаровым для и ради России).
  3. Сегодня на уроке я узнал, что…(Гончаров стал всемирно известным после написания романа “Обломов”; преодолев лень, отправился в путешествие).
  4. Сегодня на уроке я был удивлён тому, что…(все романы Гончарова начинаются на букву О).

Учитель. Среди современных школьников старших классов провели опрос: изучение произведения какого автора вам скучно? Большая часть ребят ответила: “ “Обломов” Гончарова”.

Я думаю, что после сегодняшнего урока, вы поймёте, что это не так. С удовольствием прочтёте роман “Обломов” и перечитаете биографию писателя.

Домашнее задание:

1) заполнить оставшиеся страницы судового журнала;
2) прочитать 1–10 главы романа “Обломов”.

Читайте также: