Сочинение гоголь наш современник

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования и науки Тамбовской области

(представлен на студенческую

научно- практическую конференцию)

Автор – составитель:

студент I курса Бирюков Сергей

преподаватель русского языка

и литературы Кузнецова О.В.

Тамбов 2013

3.1. Иван Александрович Хлестаков

3.2. Антон Антонович Сквозник – Дмухановский

3.3. Полицейский Держиморда

3.4.Артемий Филиппович Земляника

3.5. Пётр Иванович Добчинский и Пётр Иванович Бобчинский

3.6. Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин

3.7. Иван Кузьмич Шпекин

3.8. Низшее сословие

I . Введение .

Смех – великое оружие. Люди, по признанию Белинского, согласны слыть злыми и жадными, жестокими и глупыми, но только не смешными. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься читателя о их причинах, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.

Цель данной работы - раскрыть жизненную основу комедии, доказать, что, спустя столько лет, она не потеряла своей насущности и по-прежнему интересна.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

1. Изучение учебно-методической литературы по данной теме.

4.Оценка актуальности проблем комедии в наше время.

II. Вступление.

Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Из его спешных замечаний своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Везде царят беззаконие и произвол.

Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий.

Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевского почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене.

Говоря о замысле "Ревизора", Гоголь отмечал, что в этом произведении он решился ". собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем. ". Так возник город "Ревизора", который автор назвал "сборным городом всей темной стороны".

Писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.

Прочитав это произведение, невольно примеришь его к настоящему времени и, к сожалению, никаких кардинальных изменений за такое большое количество лет не произошло. В комедии нет ни одного честного героя, ни из одного сословия. Над каждым из персонажей властвуют несколько пороков, однако некоторые из них проявляются сильнее. Все то, что высмеивал Гоголь в своей бессмертной комедии, присутствует на протяжении многих лет и до наших дней …

3.1. Иван Александрович Хлестаков.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве. " Он настолько завирается, что сам начинает верить в свою значительность. Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновника. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма.

Огромна роль лжи в современной жизни. Мир полон лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно. Люди живут в страхе, и ложь есть орудие защиты. Структура сознания меняется функцией лжи, порожденной страхом. Наибольшее значение имеет ложь, утверждаемая как долг. Это она заполняет жизнь государств и обществ, поддерживает цивилизацию, это ею гордятся, как предохранением от распада и анархии. Ложь современного мира не ложь в смысле греха, а ложь как выражение глубокого перерождения сознания. Из мира все более исчезает личная совесть и все меньше слышится ее голос. Но это не значит, что вообще совесть исчезает, она меняет свой характер. Просто, человек, солгав, перекладывает эту ответственность на общество, жизненные трудности.

3.2. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Его образ актуален и в наше время. Сплошь и рядом мы слышим призывы к борьбе со взяточничеством, не реже сталкиваемся с ним непосредственно. Получение взятки - одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений. Тем временем в современном мире взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству.

Подхалимство, свойственное городничему, в наше время не менее распространенное явление. Подхалим - низкий льстец, лакействующий человек, готовый на подлость ради достижения своих целей, личных выгод. Тот, кто угодничает, лебезит, заискивает перед кем-либо, старается расположить к себе, добиться чего-либо.

3.3. Полицейский Держиморда.

Полицейский Держиморда – грубый, деспотичный человек. Он без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом.

Имя его стало нарицательным для неумного, исполнительно-ревностного и беззастенчивого администратора, не брезгующего полицейскими методами. Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность – все это характерные черты современной правоохранительной системы нашей страны.

Преступления, совершаемые сотрудниками полиции, стали нормой. Буквально каждую неделю СМИ сообщают о новых убийствах, грабежах, избиениях, фигурантами которых становятся люди в форме.

Ни для кого не секрет, что граждане России боятся полицейских зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД стали привилегированным классом, по сути, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника полиции фактически позволяет не соблюдать законы, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.

3.4. Артемий Филиппович Земляника.

К несчастью, казнокрадство и равнодушие Земляники имеет место быть и в современном мире. Потери государства от казнокрадства никто пока не оценивал. Можно только сказать, что они не могут превышать размер государственного и местных бюджетов, вместе взятых.

Но это только по объему, и если считать прямой ущерб. Косвенный ущерб от казнокрадства намного выше: здесь и работающие со сбоями, а то и не работающие вовсе государственные механизмы, и разрушенная мораль, а в конечном итоге этот ущерб измеряется в человеческих жизнях.

3.5. Пётр Иванович Добчинский и Пётр Иванович Бобчинский.

Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена — они и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с огромным количеством ненужных подробностей каждый раз утверждают, что они просто сплетники и обыватели.

С точки зрения психологии, позиция обывателя - это свобода от ответственности, причём, прежде всего, от внутренней, которая появилась бы, если бы он брался действительно разрешать те или иные значимые вопросы. Вместо этого обыватель находит удовлетворение в том, что произвольно и сиюминутно выбирает то, что для него наиболее выгодно и просто.

Сплетники обычно являются чьим-то инструментом и используются для каких-то негативных целей. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей

Вероятность возникновения слухов повышается в ситуации однообразия и скуки. Неудивительно: сплетни - это развлечение. Когда-то, до появления средств массовой информации, слухи были единственным способом информирования людей. А в современном обществе сплетни возникают, как правило, там, где есть недостаток информации.

3.6. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.

Равнодушие и безразличие проявляется во всём и проникает всюду. Они - причина заниженной самооценки, недоверия к людям, неумения и нежелания правильно устраивать своё будущее. Эгоизм, цинизм, высокомерие, поверхностность - качества, порождённые равнодушием.

Вместе с тем духовная культура людей остаётся на низком уровне, постепенно стирается грань между благородным, истинно ценным и пошлым. Недаром говорят, что безразличие – это яд для сердца.

3.7. Иван Кузьмич Шпекин.

Почтмейстер Шпекин — не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции. Делает ли он это из любопытства или просто от скуки — неважно, но он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: “. нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать. ”

Ни для кого не секрет, что действия Шпекина являются посягательством на тайну переписки, уголовно наказуемым деянием. В современном мире это считается преступлением, однако Шпекиных становится все больше. Появляются новые средства связи, появляются и люди, готовые прочитать чужую переписку. Возможно, из – за отсутствия личного общения, возможно, просто из праздного любопытства, но факт остаётся фактом. Электронные почтовые ящики взламываются, телефонные разговоры прослушиваются. В результате чего глубоко личное, тайное становится общественным достоянием.

3.8. Низшее сословие.

В современном, достаточно агрессивном мире, сохранить чувство собственного достоинства довольно трудно. Самооценка – личный внутренний судья человека. Эта величина так часто бывает непостоянной: то вознесется до небес, в случае какой-то победы, успеха, то кинется в омут самобичевания, разъедая изнутри вязким кнутом за допущенные ошибки.

Низкая самооценка часто присутствует в жизни людей, которые занимаются нелюбимым делом, живут с нелюбимыми людьми. Внутренне они это прекрасно понимают, но сделать ничего не могут, тихо ненавидя себя за бессилие, порождающее злость ко всем окружающим. В результате этого появляется непреодолимая тяга к деньгам, как показателю достоинства, благородства и значимости.

Люди всеми способами пытаются доказать себе, а в первую очередь окружающим, что они выше остальных, несмотря на мелкие недостатки личной жизни. Это, наверное, является самым страшным. Человек, превозносящий общественное мнение над своим, теряет чувство собственного достоинства, то есть теряет себя в современном мире.

IV. Заключение .

Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют. Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего. Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняют сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслит иного исхода кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев, что характерно для любого времени.

И всё же, чаще мы встречаем добрых и отзывчивых людей, которые своими поступками стремятся изменить мир к лучшему. Они не похожи ни на Хлестакова, ни на городничего: у них другие идеалы. Благодаря таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять в тяжелые времена и сохранить свое достоинство по сей день.

Список литературы.

Н.В.Гоголь. Ревизор. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерство Просвещения РСФСР, 1952.

Ю.В. Манн. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1985.

Н.А.Бердяев. Философия неравенства. – М.:АСТ, 2006.

Н.А.Бердяев. Самопознание. – М.:Вагриус, 2004.

В.Р. Спиридонов. Мифология взятки.//Психологическая газета: Мы и Мир, №3, 2000.

Николай Васильевич Гоголь — выдающийся русский писатель, чьё творчество стало классикой литературы.

Н. В. Гоголя всегда интересовали самые насущные проблемы: ложь, коварство, хитрость, взятничество. Двигаясь в русле критического реализма, в своих произведениях он показал жизнь в реальном свете. Я абсолютно согласен(на) с утверждением, что Гоголь — наш современник. Его произведения интересны современному читателю. Ведь в своих поэмах и рассказах он затрагивает важные проблемы, которые актуальны как в 20 веке, так и в наше время. Не смотря на то, что Н. Гоголя от нас отделяют десятки лет, его мировозрение не отличается от нашего: Гоголь так же, как и мы воспринимает грань между добром и злом, честью и ложью, достоинством и унижением.

Ясным доказательством тому, что Гоголь наш современник, является его поэма "Мертвые души". В данном произведении писатель охватил все проблемы современного общества. Хотя, конечно, современные герои гоголевской поэмы выглядят по-иному, зато суть остаётся той же. Думаю, она не изменится и через лет двести, и триста. Гоголь не просто востребован временем, его герои ходят среди нас, похожими на Хлестаковых и Маниловых.

"Мёртвые души", по выражению В. Г. Белинского "творение, выхваченное из тайника народной жизни''. Эта "народная жизнь" не поменялась в современности. Духовная смерть — главная проблема поэма, которая занимает немаловажное место и наше время. "Мёртвыми душами" автор называет чиновников, которые умерли духовно. Наигранный пафос доминирует во всех чиновниках. Несомненно, такие чиновники существует и в нашем мире. Они, так же, как и гоголевские герои, стремятся не к душевному обогащению, а к материальному.

В заключении хотелось бы сказать, что Николай Васильевич Гоголь, беспощадно разоблачив пороки общества, стал востребован временем. Творчество этого замечательного писателя всегда будет актуальным. Ведь Гоголь поистине наш современник.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Главные герои произведения – чиновники небольшого провинциального городка Саратовской губернии, но среди них не нашлось ни одного положительного персонажа. Один герой, но не один порок. Гоголь описывает в комедии не конкретные личности, а человеческое общество, в котором правили жадные, трусливые, невежественные людишки, готовые на любые подлости для достижения своих целей, бьющие поклоны богатству.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь создал удивительную комедию "Ревизор", которая является актуальной на протяжении продолжительного времени. Даже в наше время картина крайне актуальна и современна, поэтому может привлечь к себе внимание публики. Все дело в том, что каждый может в этой комедии отметить для себя наиболее актуальные моменты, которые покажутся ему более важными.

Актуальность темы того или иного произведения всегда достаточно спорна, так как она напрямую зависит от того, о каком именно произведении идет речь. Отметим, что каждый автор, создавая свои произведения точно знал их актуальность заранее. Это позволяло ему добиваться признания своей работы у широкой публики.

Если читать произведение вдумываясь, то можно задуматься о том, что у каждого негативного явления в нашей жизни есть веские причины, которые обязательно нужно учитывать. В противном случае крайне сложно понять смысл всей жизни и ее предназначение. Обратите внимание, что в действительности не всем можно вовремя понять актуальность той или иной проблемы, отсюда не сразу приходят пути и способы ее решения.

Важным моментом становится тот факт, что пороки чиновников взяты из реальной жизни, поэтому кажутся наиболее реалистичными и правдивыми. Конечно, в любом случае нужно понимать, что каждый чиновник имеет какие-то рычаги управления подчиненными. Становясь чиновником, служащий получает определенную власть, которой он придерживается на протяжении всей процедуры правления.

Портрет чиновников был нарисован Гоголем очень явно. Именно в том, что чиновники имеют определенную власть в мире, заключается актуальность темы произведения. Выпустив, его Гоголь хотел прежде всего обратиться к чиновникам, которые должны задуматься на тему того, что именно они делают и на основании чего решают, что имеют право на большие преимущества.

В произведении актуальность показана и в отношении простых людей, которые вынуждены жить простой жизнью и подстраиваться под желания их властей. Само произведение наполнено яркими моментами, которые делают его более выразительным и увлекательным. Далеко не каждый школьник может сразу же понять суть произведения, но сделать это важно, так как это позволяет в дальнейшем правильно организовывать свою собственную жизнь и рабочую деятельность, уважая мнение других людей, их взгляды на жизнь, интересы и увлечения.

Также читают:

Картинка к сочинению Актуальность комедии Ревизор в наше время

Популярные сегодня темы

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Наследие Гоголя прочно вошло в жизнь людей. Его книги издаются массовыми тиражами и стали неотъемлемой частью духовной жизни каждой семьи. По сведениям Книжной палаты, они выходили в нашей стране более 1100 раз общим тиражом около 90 миллионов экземпляров на 59 языках. По числу изданий Гоголь уступает только Л. Н. Толстому, А. С, Пушкину, А. П. Чехову, И. С. Тургеневу.

углубить их этические и; эстетические: взгляды, понимание добра, красоты, развивают чувства гуманности, любви к Родине. Гоголю принадлежит почетное место в, отечественной, и, мировой духовной культуре.

Гоголевские образы помогают острее развенчивать предательскую сущность врагов, пустую мечтательность некоторых деятелей различных партий, которые примкнули к революции и предавали ее интересы на каждом шагу. Манилов, например,- это и народник, и либеральный буржуа, и социал-демократ, скатившийся в болото оппортунизма, и меньшевик, и представитель контрреволюционного блока. Гоголевские образы и сегодня можно

встретить в публицистических статьях, фельетонах и международных хрониках. Как заметил академик М. Б. Храпченко, “почти каждая эпоха порождает своих Хлестаковых, ноздревых, маниловых, Плюшкиных.

Наше время не составляет здесь исключения. В ином облике, в иных одеяних герои Гоголя – люди, похожие на них, родственные им,- существуют, действуют и в наши дни. С этой точки зрения вполне правомерно говорить о жизни произведений писателя, жизни его героев, которая в различные исторические периоды наполняется неоднородным содержанием”

Гоголевская сатира с огромной силой обличает и всевозможные уродства, характерные для капиталистического мира. С годами она не потеряла своей действенности и актуальности. Царство аферистов Чичиковых, диких собакевичей, жуликов сквозников-дмухановских, держиморд и т. д. в новом обличье предстает в этом мире. Еще В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский отмечали, что гоголевский Чичиков в другом платье шествует по Англии и Франции не за мертвыми душами, а за тем, чтобы подкупать живые души на парламентских выборах или заниматься биржевыми и фабричными спекуляциями.

А если гоголевские типы все еще существуют в реальной жизни, то, естественно, попадают в поле зрения журналистов и международных обозревателей.

Однако значение Гоголя состоит не только в том, что его художественные образы получают иную интерпретацию, оживают в новых исторических условиях, но и в том, что не потеряли своей значимости, продолжают волновать читателей. Мы гордимся тем, что произведения Гоголя есть почти в каждой семье, и советские люди с детства знакомятся с его замечательными творениями. Известный поэт С. Я. Маршак с гордостью говорил: “Гоголь неразлучен с нами всю жизнь.

Мы знакомимся с ним в годы нашей ранней юности, и первое свежее впечатление от этого знакомства остается у нас в памяти навсегда, уживаясь с более сложными впечатлениями зрелых лет.

Традиции “Тараса Бульбы” ощутимы в повести Г. Л. Горбатова “Непокоренные” как в самом пафосе показа народной борьбы против фашизма, так и в аналогии имен основных героев, в использовании фольклора, романтических приемов изображения, развитии психологизма, углублении гуманистической и гражданской направленности произведения, наконец, в ритмическом повторении фраз. Но, очевидно, самое главное то, что Б. Горбатов вслед за Гоголем изображает своих героев в неразрывной связи с народными массами, с борьбой всего украинского народа, Образы Тараса, Степана, Насти при всей их монументальности ярче видятся именно в сочетании со всей многоликой народной средой, в недрах которой таятся силы, помогающие выстоять в жестокой борьбе. Смысл жизни для обоих Тарасов – в свободе их Родины и народа. Сравнивая многие эпизоды из жизни героев, поступки Тараса Бульбы и Тараса Япенко, Остапа и Степана, Андрия Бульбы и Андрия Яценко, отношения отцов к своим детям, находим немало сходного.

Но это не слепое подражание, а творческий, новаторский подход к использованию традиций великого предшественника.

Гоголевские традиции заметны в творчестве современных писателей С. В. Михалкова, С. П. Залыгина, В. И. Белова, Е. И. Носова, В. В. Липатова, В, А. Чивилихина, В. Г. Распутина и других. Интересно использует характеристику Добчинского и Бобчинокого В. П. Астафьев в романе “Печальный детектив” для изображения современных людей, подобных гоголевским типам.

Читайте также: