Сочинение фразеологизм отражение народной мудрости и житейского опыта
Обновлено: 04.07.2024
Тема урока: Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.
Поговорка как образное выражение
Цель учителя: углубить представление обучающихся о пословицах и поговорках.
Задачи учителя:
- научить различать пословицы и поговорки;
- способствовать обогащению духовного мира учащихся, развитию коммуникативных навыков, умению правильно употреблять пословицы и поговорки в речи
- познакомить с историей происхождения некоторых поговорок.
- показать учащимся красоту и глубину народной мудрости
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-игра
Форма работы с учащимися: групповая
Опорные слова: пословица, поговорка
Организация пространства: 2-3 группы детей
Межпредметные связи: история (происхождение пословиц и поговорок), русский язык (грамотное написание пословиц и поговорок)
Планируемые результаты:
- различать пословицы и поговорки;
- давать толкование некоторым пословицам и поговоркам;
- соотносить поговорки с жизненными ситуациями
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать и выполнять творческие работы с использованием пословиц и поговорок;
- проводить исследование об истории поговорок
[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]
Литература. 5 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях (автор-составитель М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац); под редакцией Г.И. Беленького – М.: Мнемозина, 2013
- дополнительные: сайты Интернета, интерактивная доска, флипчарт, жетоны в виде цветов и ягод, задания для урока на листочках
[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]
всыпать по 1 число
два сапога пара
седьмая вода на киселе
ни пуха ни пера
как снег на голову
после дождичка в четверг
лёгок на помине
Работа не волк, в лес не убежит.
Не всё то правда, что говорится.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Дома и стены помогают.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Доброе слово и кошке приятно.
всыпать по 1 число
два сапога пара
седьмая вода на киселе
ни пуха ни пера
как снег на голову
после дождичка в четверг
лёгок на помине
Работа не волк, в лес не убежит.
Не всё то правда, что говорится.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Дома и стены помогают.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Доброе слово и кошке приятно.
Эмоциональное отношение к окружающим
Словосочетание, часть предложения
Логически завершённое изречение
Имеют рифму, как правило
Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится; Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А тот, кто правду прямо скажет; Что долог день до вечера, Коли делать нечего; Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит? Где растяпа да тетеря, Там не прибыль, а потеря. И, конечно, без труда Не вытащить и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут.
При солнышке тепло,
Птица радуется весне,
У детины заболит пальчик,
Нет милее дружка,
Коли есть отец да мать,
Мать кормит детей,
При солнышке тепло,
при матери добро
Птица радуется весне,
а младенец матери
У детины заболит пальчик,
а у матери сердце
Нет милее дружка,
чем родная матушка
Коли есть отец да мать,
так ребёнку благодать
Мать кормит детей,
как земля людей
на черновике – составить рассказ (не менее 10 предложений) с использованием пословиц и поговорок на любую тему.
Отгадав кроссворд, во второй строчке в кружочках вы прочитаете одну из поговорок
Мятеж, народное волнение (устар.)
Небольшая лесная птица, которая выводит птенцов зимой
Булка из сдобного теста
Часть конской сбруи
Детская русская игра в догонялки
Приложение 6
Свинью подложил. Сделал, устроил большую неприятность - вот что это значит.
По традиционному толкованию свинья в этом выражении означает вовсе не животное, а "строй клином, кабаном, кабаньей головой для пролома вражеских рядов, для нападения". Как вы помните из уроков истории, в 1242 году немецкие рыцари вклинились "свиньей" в расположение русских войск на Чудском озере, но попали в "русские клещи", особое контррасположение войск Александра Невского.
Но, как часто это бывает с фразеологизмами, не все ясно с происхождением подложенной свиньи. "Историческая" версия, уверяет языковед В. Мокиенко, не единственная. По другой - выражение "свинью подложить" могло восходить к религиозному запрету у мусульман (или, добавим мы, у иудеев) есть свинину. Представим себе, что некто мог коварно подкладывать верующим свинину, чтобы подстроить неприятность или зло подшутить.
Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Фразеологизмы.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель исследования: Познакомиться с особенностями фразеологизмов, углубить знания в сферах употребления фразеологизмов Задачи исследования: Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах. Выяснить источники происхождения фразеологизмов. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка. Провести анкетирование среди учащихся и взрослых и проанализировать эти результаты. Составить свой словарь фразеологизмов. Гипотеза исследования: Как возникли фразеологизмы?! Возможно, их происхождение связано с историей русского народа?
Что такое фразеологизм? ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется ФРАЗЕОЛОГИЕЙ.
Происхождение фразеологизмов Михаил Васильевич Ломоносов Виктор Владимирович Виноградов
Роль фразеологизмов в русском языке Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
Заговаривать зубы Не по дням, а по часам За тридевять земель Проще пареной репы Повесить нос Стереть в порошок Витать в облаках Взять себя в руки Медведь на ухо наступил Родиться в рубашке Клевать носом Считать ворон
Результаты анкетирования среди школьников и взрослых
Памятка. Правильное употребление фразеологизмов Не заменяйте слова в составе фразеологизмов. Не включайте во фразеологизмы новые слова. Не изменяйте грамматическую форму слов. Не изменяйте порядок слов во фразеологизме. Употребляйте фразеологизмы!
Выводы Таким образом, изучая историю происхождения фразеологизмов, мы знакомимся с историческим прошлым народа, с его обычаями, поверьями и различными ремеслами. Знание этимологии фразеологизмов расширяет наш кругозор, а употребление в речи таких метких выражений обогащает словарный запас и делает речь образной и выразительной.
Русские фразеологизмы – наши бесценное культурное и национальное достоинство. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выбранный для просмотра документ реферат.docx
Окружной конкурс
исследовательских работ и проектов
Вид исследования: теоретический
Исследовательская работа на тему:
Филин Даниил Сергеевич
учитель начальных классов
Ляпина Ольга Юрьевна
Оглавление
1.Введение
1.1 Актуальность работы …………………………………………………… 3
2. Основная часть
2.1 Что такое фразеологизм? ……………………………………………………4
2.2 Происхождение фразеологизмов ……………………………………………4
2.3 Роль фразеологизмов в русском языке ……………………………………..5
2.4 Фразеологические словари ………………………………………………….5
2.5 В стране фразеологизмов ……………………………………………………6
2.6 Анализ анкетирования среди школьников и взрослых ……………………7
3. Заключение . 8
Приложения . 9
Введение
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. В.Шефнер.
Русский язык по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, центром духовной культуры народа, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Цель исследования: познакомиться с особенностями фразеологизмов, углубить знания в сферах употребления фразеологизмов.
Задачи исследования:
1.Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах.
2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.
3.Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.
4.Провести анкетирование среди учащихся и взрослых и проанализировать эти
5.Составить свой словарь фразеологизмов.
Гипотеза исследования : Как возникли фразеологизмы?! Возможно, их происхождение связано с историей русского народа?
Объект исследования : фразеологизм
Предмет исследования: происхождение фразеологизма
Методы исследования
- чтение и обобщение литературы по теме;
-обработка результатов исследования.
2.1 Что такое фразеологизм?
Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.
Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы)
Фразеологизм – это крылатое выражение, употребляемое в разговорной речи, краткое выражение или словосочетание, имеющее часто не буквальное, а переносное значение, перевести которое на иностранный язык можно, лишь подобрав аналогичный фразеологизм в иностранном языке. Вообще, нельзя узнать язык, не изучая фразеологизмов.
Фразеологизм – это несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов.
Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.
2.2 Происхождение фразеологизмов
Узнав, что такое фразеологизм, я решил выяснить, как возникли эти выражения, откуда они пришли в наш язык?
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка.
По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими , другие – заимствованными.
1.Истории и культуре России: собаку съел, стреляный воробей;
2. Художественным произведениям: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке;
5. Творчеству русского народа, русских писателей;
6.Старославянскому языку: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий;
7. Мифам разных народов: авгиевы конюшни.
2.3 Роль фразеологизмов в русском языке
Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм – это краткое выражение длинной человеческой мысли.
Так же можно отметить, что фразеологизм – это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка.
В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональную окраску.
Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга , то сразу увидим печальную картину.
Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.
2.4 Фразеологические словари
Многие фразеологизмы оказываются сложными для понимания в силу их грамматического оформления, неясного значения слов, их составляющих. Например, выражение глас вопиющего в пустыне означает призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа.
Для понимания значения фразеологизмов целесообразно обращение к фразеологическим словарям.
Фразеологические словари начали появляться в конце XIX – начале XX века. Это разновидность толковых словарей, точнее сказать, особый тип словарей, т.к. включают в себя устойчивые сочетания слов, объясняют значение фразеологизмов и их значение.
Существуют разные фразеологические словари. (Приложение 1)
2.5 В стране фразеологизмов
Познакомившись с разными фразеологизмами, я решил, что все они возможно устарели и в современной жизни не нужны.
В этом словаре фразеологизмы представлены в виде интересных и забавных картинок. Смотрите…… (Приложение 2)
2.6 Анализ анкетирования среди школьников и взрослых
После изучения научной литературы по выбранной теме , мне захотелось выяснить, а что знают о фразеологизмах мои одноклассники и их родители, и часто ли они используют фразеологизмы в своем общении.
Для этого мною была составлена анкета из 12 фразеологизмов. В анкетировании участвовали 71 учащиеся и 75 взрослых.(Приложение 3).
Обработав анкеты мне удалось выяснить, что правильно понимают значение этих выражений около 45% ребят и около 80 % их родителей. (Приложение 3).
Проанализировав анкеты, я понял, что учащиеся забыли или не знают, что такое фразеологизм, путают их с пословицами и поговорками, мало употребляют их в речи.
Мне стало интересно, сколько уроков русского языка отведено на изучение фразеологизмов в начальной школе, а также в среднем звене.
В эту игру можно играть и дома с родителями, и в классе с ребятами.
Заключение
Литература
Российские фразеологизмы бесценное культурное и национальное богатство народа. Фразеологизмы являются главнейшим и узким инструментом в творении творений устного народного творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только надежно хранятся в бессчетных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового зания.
В литературных твореньях, в жизни приходится сталкиваться с фразеологизмами и нам обязательно надобно знать их значение. Если мы будем знать смысл нередко употребляемых фразеологизмов, то сможем правильно использовать их в своей речи, не считая того, это
облегчит осознание разных текстов.
Фразеология (от греческого phrases оборот речи, logos - учение) особенный раздел лингвистики, в котором изучаются морфолого-синтаксические и стилистические необыкновенности фразеологизмов.
Во многих учебниках и словарях написано, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, которые просто можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца обмануть, колотить баклуши лодырничать. С иной стороны, разъяснить фразеологизм Вот тебе, бабушка, и Юрьев денек одним словом мы не сможем. Выходит, что это определение правильно, но не стопроцентно, так как не все фразеологизмы мы можем поменять одним словом.
Российская фразеология очень богата! О ее богатстве можно судить по количеству существующих синонимичных фразеологизмов. К примеру, водить за нос , морочить голову , заговаривать зубы , пускать пыль в глаза , крутить хвостом , играть в прятки - вот далеко не полный перечень фразеологизмов, входящий в синонимический ряд, который можно объединить под общим значением стараться одурачить, перехитрить кого-или .
Роль фразеологизмов в русском языке и литературной речи достаточно велика. Фразеологизмы выражают свое отношение к тому, о чем ведется речь в сочетании с образным переносным смыслом, делают речь яркой и образной.
Меткость, образность, чувственность российских народных говоров делает их золотым припасом всенародного языка
Что значит крылатое выражение
Определение крылатых выражений — устойчивые фразеологизмы, образно характеризующие те или иные жизненные обстоятельства или поступки людей, и прочно вошедшие в разговорную речь, выражая яркость и выразительность языка.
Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи
Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.
Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.
Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно). И то мы не создали ещё выражение.
Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.
Роль крылатых выражений
Мы часто употребляем такие выражения, зачастую не задумываясь откуда они взялись. По своему происхождению они многообразны и отражают историю народа. Часть из них родом из далеких эпох, другая часть родилась совсем недавно. Значение крылатых выражений многие из нас знают с детства и употребляют в повседневном общении. Они учат народной мудрости, пониманию нравственных ценностей, способствуют расширению жизненного опыта, развитию литературного вкуса и логического мышления. С помощью крылатых слов и выражений наш язык более яркий и выразительный. Их использование в художественных произведениях и разговорной речи воспитывают вкус к народному творчеству. Крылатые выражения относятся к особому пласту русского языка и являются частью культуры народа.
Рассказ с использованием фразеологизмов
Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра в школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.
Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось ударить в грязь лицом и снова быть на высоте.
Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…
-Вот, посмотри, что я тебе приготовила, — сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.
-Быстро спать, тебе нужно выспаться, — сказала мама.
Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.
И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.
Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.
очень быстро, стремительно бежать (нестись, бросаться).
усердно, старательно работать,
напряжённо, усиленно думать, стараться понять трудное, сложное; решать что-либо
быть лучшим, победить, соответствовать требованиям.
говорят о человеке, который безукоризненно умеет сделать всё, за
что ни возьмётся.
делать что-либо тотчас, немедленно.
вяло, еле- еле делать что либо;
крепко, беспробудно спать.
очень рано проснуться.
Герои крылатых выражений
Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.
Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы. В предложении выражаются одним членом.
Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид — это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции. К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые выражения. Устойчивые обороты, входящие в каждую группу, имеют свою уникальную историю происхождения.
Посмотрите эти сочинения
Крылатые слова и выражения из песен
Сочинение с крылатыми выражениями и словами из греческой мифологии про вьетнамскую войну.
Ответ оставил Гуру
Крылатые выражения из басен
Цитаты в роли народных пословиц
Почему же всё-таки выражения из этой комедии так полюбились всем читателям и ушли в итоге в оборот речи каждого русскоговорящего человека и находятся там вплоть до сегодняшнего дня? Ответ в целом прост: всё это — заслуга А. С. Грибоедова, который смог так точно, ярко и уместно описать абсолютно привычные и близкие каждому вещи при помощи компактных выразительных изречений, смог выявить закономерность в поведении русского человека и успешно перенести её на страницы произведения.
Значимость слова в характере персонажа
Сколько нужно реплик герою, чтобы читатель смог понять, какой это человек? Может быть, 10? В случае с Грибоедовым достаточно и одной — она способна рассказать о персонаже всё, касающееся его места в обществе, мыслей, желаний и стремлений, характера, но это не значит, что автор может удивлять только коротенькими афоризмами: в комедии есть место и массивным монологам, которые хранят в себе немалую долю великих цитат.
Чацкий и Фамусов
К основным перлам главного героя комедии следует отнести:
Обратив внимание на посыл этих фраз, можно сделать вывод, что Чацкий — человек прямой и свободомыслящий, настоящий патриот, высмеивающий преклонения общества перед заграничным; обладает острым критическим умом.
Высказывания Софьи и Молчалина
В целом, автор даёт понять, что Софья — умная, наблюдательная, гордая и своенравная девушка, которая могла бы стать союзницей Чацкого в основном конфликте комедии, однако сила влияния воспитания и сентиментальных романов слишком велика.
Её положительные качества деформированы обществом, которое её растило, сама она не виновата в том, кем является.
Возможно, один из неприятнейших героев комедии, Молчалин, несмотря на значение говорящей фамилии, успел вставить своё слово в действие произведения, которое характеризует его как человека лицемерного, лживого, беспринципного, готового на подлые поступки ради достижения цели.
Эти фразы дают понять, что мнение общества для Молчалина имеет огромнейшее значение в жизни, поэтому он стремится всеми доступными методами забраться как можно выше, чтобы быть наиболее влиятельным. Последнее, о чём может думать герой — о долге и чести, так как у него нет об этом внятных представлений.
Читайте также: