Сочинение фразеологизм отражение народной мудрости и житейского опыта

Обновлено: 04.07.2024

Тема урока: Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.


Поговорка как образное выражение

Цель учителя: углубить представление обучающихся о пословицах и поговорках.

Задачи учителя:

- научить различать пословицы и поговорки;

- способствовать обогащению духовного мира учащихся, развитию коммуникативных навыков, умению правильно употреблять пословицы и поговорки в речи

- познакомить с историей происхождения некоторых поговорок.

- показать учащимся красоту и глубину народной мудрости

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-игра

Форма работы с учащимися: групповая

Опорные слова: пословица, поговорка

Организация пространства: 2-3 группы детей

Межпредметные связи: история (происхождение пословиц и поговорок), русский язык (грамотное написание пословиц и поговорок)

Планируемые результаты:

- различать пословицы и поговорки;

- давать толкование некоторым пословицам и поговоркам;

- соотносить поговорки с жизненными ситуациями

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать и выполнять творческие работы с использованием пословиц и поговорок;

- проводить исследование об истории поговорок

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

Литература. 5 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях (автор-составитель М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац); под редакцией Г.И. Беленького – М.: Мнемозина, 2013

- дополнительные: сайты Интернета, интерактивная доска, флипчарт, жетоны в виде цветов и ягод, задания для урока на листочках

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

всыпать по 1 число

два сапога пара

седьмая вода на киселе

ни пуха ни пера

как снег на голову

после дождичка в четверг

лёгок на помине

Работа не волк, в лес не убежит.

Не всё то правда, что говорится.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Дома и стены помогают.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Доброе слово и кошке приятно.

всыпать по 1 число

два сапога пара

седьмая вода на киселе

ни пуха ни пера

как снег на голову

после дождичка в четверг

лёгок на помине

Работа не волк, в лес не убежит.

Не всё то правда, что говорится.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Дома и стены помогают.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Доброе слово и кошке приятно.

Эмоциональное отношение к окружающим

Словосочетание, часть предложения

Логически завершённое изречение

Имеют рифму, как правило

Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится; Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А тот, кто правду прямо скажет; Что долог день до вечера, Коли делать нечего; Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит? Где растяпа да тетеря, Там не прибыль, а потеря. И, конечно, без труда Не вытащить и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут.

При солнышке тепло,

Птица радуется весне,

У детины заболит пальчик,

Нет милее дружка,

Коли есть отец да мать,

Мать кормит детей,

При солнышке тепло,

при матери добро

Птица радуется весне,

а младенец матери

У детины заболит пальчик,

а у матери сердце

Нет милее дружка,

чем родная матушка

Коли есть отец да мать,

так ребёнку благодать

Мать кормит детей,

как земля людей

на черновике – составить рассказ (не менее 10 предложений) с использованием пословиц и поговорок на любую тему.

Отгадав кроссворд, во второй строчке в кружочках вы прочитаете одну из поговорок

Мятеж, народное волнение (устар.)

Небольшая лесная птица, которая выводит птенцов зимой

Булка из сдобного теста

Часть конской сбруи

Детская русская игра в догонялки

Приложение 6

Свинью подложил. Сделал, устроил большую неприятность - вот что это значит.

По традиционному толкованию свинья в этом выражении означает вовсе не животное, а "строй клином, кабаном, кабаньей головой для пролома вражеских рядов, для нападения". Как вы помните из уроков истории, в 1242 году немецкие рыцари вклинились "свиньей" в расположение русских войск на Чудском озере, но попали в "русские клещи", особое контррасположение войск Александра Невского.

Но, как часто это бывает с фразеологизмами, не все ясно с происхождением подложенной свиньи. "Историческая" версия, уверяет языковед В. Мокиенко, не единственная. По другой - выражение "свинью подложить" могло восходить к религиозному запрету у мусульман (или, добавим мы, у иудеев) есть свинину. Представим себе, что некто мог коварно подкладывать верующим свинину, чтобы подстроить неприятность или зло подшутить.

Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Фразеологизмы.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель исследования: Познакомиться с особенностями фразеологизмов, углубить зн.

Цель исследования: Познакомиться с особенностями фразеологизмов, углубить знания в сферах употребления фразеологизмов Задачи исследования: Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах. Выяснить источники происхождения фразеологизмов. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка. Провести анкетирование среди учащихся и взрослых и проанализировать эти результаты. Составить свой словарь фразеологизмов. Гипотеза исследования: Как возникли фразеологизмы?! Возможно, их происхождение связано с историей русского народа?

Что такое фразеологизм? ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это несвободное, неделимое, устойчивое.

Что такое фразеологизм? ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется ФРАЗЕОЛОГИЕЙ.

Происхождение фразеологизмов Михаил Васильевич Ломоносов Виктор Владимирович.

Происхождение фразеологизмов Михаил Васильевич Ломоносов Виктор Владимирович Виноградов

Фразеологизмы (по происхождению) исконно русские интернациональные («собаку.

Роль фразеологизмов в русском языке Фразеологизмы отражают национальную самоб.

Роль фразеологизмов в русском языке Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

Фразеологические словари

Заговаривать зубы Не по дням, а по часам За тридевять земель Проще пареной р.

Заговаривать зубы Не по дням, а по часам За тридевять земель Проще пареной репы Повесить нос Стереть в порошок Витать в облаках Взять себя в руки Медведь на ухо наступил Родиться в рубашке Клевать носом Считать ворон

Результаты анкетирования среди школьников и взрослых

Результаты анкетирования среди школьников и взрослых

Памятка. Правильное употребление фразеологизмов Не заменяйте слова в составе.

Памятка. Правильное употребление фразеологизмов Не заменяйте слова в составе фразеологизмов. Не включайте во фразеологизмы новые слова. Не изменяйте грамматическую форму слов. Не изменяйте порядок слов во фразеологизме. Употребляйте фразеологизмы!

Выводы Таким образом, изучая историю происхождения фразеологизмов, мы знакоми.

Выводы Таким образом, изучая историю происхождения фразеологизмов, мы знакомимся с историческим прошлым народа, с его обычаями, поверьями и различными ремеслами. Знание этимологии фразеологизмов расширяет наш кругозор, а употребление в речи таких метких выражений обогащает словарный запас и делает речь образной и выразительной.

Русские фразеологизмы – наши бесценное культурное и национальное достоинство.

Русские фразеологизмы – наши бесценное культурное и национальное достоинство. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ реферат.docx

Окружной конкурс

исследовательских работ и проектов

Вид исследования: теоретический

Исследовательская работа на тему:

Филин Даниил Сергеевич

учитель начальных классов

Ляпина Ольга Юрьевна

Оглавление

1.Введение

1.1 Актуальность работы …………………………………………………… 3

2. Основная часть

2.1 Что такое фразеологизм? ……………………………………………………4

2.2 Происхождение фразеологизмов ……………………………………………4

2.3 Роль фразеологизмов в русском языке ……………………………………..5

2.4 Фразеологические словари ………………………………………………….5

2.5 В стране фразеологизмов ……………………………………………………6

2.6 Анализ анкетирования среди школьников и взрослых ……………………7

3. Заключение . 8

Приложения . 9

Введение

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Сотни слов родных и метких

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях. В.Шефнер.

Русский язык по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, центром духовной культуры народа, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

Цель исследования: познакомиться с особенностями фразеологизмов, углубить знания в сферах употребления фразеологизмов.

Задачи исследования:

1.Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах.

2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.

3.Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.

4.Провести анкетирование среди учащихся и взрослых и проанализировать эти

5.Составить свой словарь фразеологизмов.

Гипотеза исследования : Как возникли фразеологизмы?! Возможно, их происхождение связано с историей русского народа?

Объект исследования : фразеологизм

Предмет исследования: происхождение фразеологизма

Методы исследования

- чтение и обобщение литературы по теме;

-обработка результатов исследования.

2.1 Что такое фразеологизм?

Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.

Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы)

Фразеологизм – это крылатое выражение, употребляемое в разговорной речи, краткое выражение или словосочетание, имеющее часто не буквальное, а переносное значение, перевести которое на иностранный язык можно, лишь подобрав аналогичный фразеологизм в иностранном языке. Вообще, нельзя узнать язык, не изучая фразеологизмов.

Фразеологизм – это несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов.

Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.

2.2 Происхождение фразеологизмов

Узнав, что такое фразеологизм, я решил выяснить, как возникли эти выражения, откуда они пришли в наш язык?

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка.

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими , другие – заимствованными.

1.Истории и культуре России: собаку съел, стреляный воробей;

2. Художественным произведениям: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке;

5. Творчеству русского народа, русских писателей;

6.Старославянскому языку: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий;

7. Мифам разных народов: авгиевы конюшни.

2.3 Роль фразеологизмов в русском языке

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм – это краткое выражение длинной человеческой мысли.

Так же можно отметить, что фразеологизм – это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка.

В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональную окраску.

Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга , то сразу увидим печальную картину.

Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

2.4 Фразеологические словари

Многие фразеологизмы оказываются сложными для понимания в силу их грамматического оформления, неясного значения слов, их составляющих. Например, выражение глас вопиющего в пустыне означает призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа.

Для понимания значения фразеологизмов целесообразно обращение к фразеологическим словарям.

Фразеологические словари начали появляться в конце XIX – начале XX века. Это разновидность толковых словарей, точнее сказать, особый тип словарей, т.к. включают в себя устойчивые сочетания слов, объясняют значение фразеологизмов и их значение.

Существуют разные фразеологические словари. (Приложение 1)

2.5 В стране фразеологизмов

Познакомившись с разными фразеологизмами, я решил, что все они возможно устарели и в современной жизни не нужны.

В этом словаре фразеологизмы представлены в виде интересных и забавных картинок. Смотрите…… (Приложение 2)

2.6 Анализ анкетирования среди школьников и взрослых

После изучения научной литературы по выбранной теме , мне захотелось выяснить, а что знают о фразеологизмах мои одноклассники и их родители, и часто ли они используют фразеологизмы в своем общении.

Для этого мною была составлена анкета из 12 фразеологизмов. В анкетировании участвовали 71 учащиеся и 75 взрослых.(Приложение 3).

Обработав анкеты мне удалось выяснить, что правильно понимают значение этих выражений около 45% ребят и около 80 % их родителей. (Приложение 3).

Проанализировав анкеты, я понял, что учащиеся забыли или не знают, что такое фразеологизм, путают их с пословицами и поговорками, мало употребляют их в речи.

Мне стало интересно, сколько уроков русского языка отведено на изучение фразеологизмов в начальной школе, а также в среднем звене.

В эту игру можно играть и дома с родителями, и в классе с ребятами.

Заключение

Литература

Российские фразеологизмы бесценное культурное и национальное богатство народа. Фразеологизмы являются главнейшим и узким инструментом в творении творений устного народного творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только надежно хранятся в бессчетных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового зания.

В литературных твореньях, в жизни приходится сталкиваться с фразеологизмами и нам обязательно надобно знать их значение. Если мы будем знать смысл нередко употребляемых фразеологизмов, то сможем правильно использовать их в своей речи, не считая того, это

облегчит осознание разных текстов.

Фразеология (от греческого phrases оборот речи, logos - учение) особенный раздел лингвистики, в котором изучаются морфолого-синтаксические и стилистические необыкновенности фразеологизмов.

Во многих учебниках и словарях написано, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, которые просто можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца обмануть, колотить баклуши лодырничать. С иной стороны, разъяснить фразеологизм Вот тебе, бабушка, и Юрьев денек одним словом мы не сможем. Выходит, что это определение правильно, но не стопроцентно, так как не все фразеологизмы мы можем поменять одним словом.

Российская фразеология очень богата! О ее богатстве можно судить по количеству существующих синонимичных фразеологизмов. К примеру, водить за нос , морочить голову , заговаривать зубы , пускать пыль в глаза , крутить хвостом , играть в прятки - вот далеко не полный перечень фразеологизмов, входящий в синонимический ряд, который можно объединить под общим значением стараться одурачить, перехитрить кого-или .

Роль фразеологизмов в русском языке и литературной речи достаточно велика. Фразеологизмы выражают свое отношение к тому, о чем ведется речь в сочетании с образным переносным смыслом, делают речь яркой и образной.

Меткость, образность, чувственность российских народных говоров делает их золотым припасом всенародного языка

Что значит крылатое выражение

Определение крылатых выражений — устойчивые фразеологизмы, образно характеризующие те или иные жизненные обстоятельства или поступки людей, и прочно вошедшие в разговорную речь, выражая яркость и выразительность языка.

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно). И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.

Роль крылатых выражений

Мы часто употребляем такие выражения, зачастую не задумываясь откуда они взялись. По своему происхождению они многообразны и отражают историю народа. Часть из них родом из далеких эпох, другая часть родилась совсем недавно. Значение крылатых выражений многие из нас знают с детства и употребляют в повседневном общении. Они учат народной мудрости, пониманию нравственных ценностей, способствуют расширению жизненного опыта, развитию литературного вкуса и логического мышления. С помощью крылатых слов и выражений наш язык более яркий и выразительный. Их использование в художественных произведениях и разговорной речи воспитывают вкус к народному творчеству. Крылатые выражения относятся к особому пласту русского языка и являются частью культуры народа.


Рассказ с использованием фразеологизмов

Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра в школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.

Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось ударить в грязь лицом и снова быть на высоте.

Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…

-Вот, посмотри, что я тебе приготовила, — сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.

-Быстро спать, тебе нужно выспаться, — сказала мама.

Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.

И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.

Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.

очень быстро, стремительно бежать (нестись, бросаться).

усердно, старательно работать,

напряжённо, усиленно думать, стараться понять трудное, сложное; решать что-либо

быть лучшим, победить, соответствовать требованиям.

говорят о человеке, который безукоризненно умеет сделать всё, за

что ни возьмётся.

делать что-либо тотчас, немедленно.

вяло, еле- еле делать что либо;

крепко, беспробудно спать.

очень рано проснуться.

Герои крылатых выражений

Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.

Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы. В предложении выражаются одним членом.

Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид — это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции. К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые выражения. Устойчивые обороты, входящие в каждую группу, имеют свою уникальную историю происхождения.

Посмотрите эти сочинения

Крылатые слова и выражения из песен

Сочинение с крылатыми выражениями и словами из греческой мифологии про вьетнамскую войну.

Ответ оставил Гуру

Крылатые выражения из басен

Цитаты в роли народных пословиц

Почему же всё-таки выражения из этой комедии так полюбились всем читателям и ушли в итоге в оборот речи каждого русскоговорящего человека и находятся там вплоть до сегодняшнего дня? Ответ в целом прост: всё это — заслуга А. С. Грибоедова, который смог так точно, ярко и уместно описать абсолютно привычные и близкие каждому вещи при помощи компактных выразительных изречений, смог выявить закономерность в поведении русского человека и успешно перенести её на страницы произведения.

Значимость слова в характере персонажа

Сколько нужно реплик герою, чтобы читатель смог понять, какой это человек? Может быть, 10? В случае с Грибоедовым достаточно и одной — она способна рассказать о персонаже всё, касающееся его места в обществе, мыслей, желаний и стремлений, характера, но это не значит, что автор может удивлять только коротенькими афоризмами: в комедии есть место и массивным монологам, которые хранят в себе немалую долю великих цитат.

Чацкий и Фамусов

К основным перлам главного героя комедии следует отнести:


Обратив внимание на посыл этих фраз, можно сделать вывод, что Чацкий — человек прямой и свободомыслящий, настоящий патриот, высмеивающий преклонения общества перед заграничным; обладает острым критическим умом.

Высказывания Софьи и Молчалина

В целом, автор даёт понять, что Софья — умная, наблюдательная, гордая и своенравная девушка, которая могла бы стать союзницей Чацкого в основном конфликте комедии, однако сила влияния воспитания и сентиментальных романов слишком велика.

Её положительные качества деформированы обществом, которое её растило, сама она не виновата в том, кем является.

Возможно, один из неприятнейших героев комедии, Молчалин, несмотря на значение говорящей фамилии, успел вставить своё слово в действие произведения, которое характеризует его как человека лицемерного, лживого, беспринципного, готового на подлые поступки ради достижения цели.

Эти фразы дают понять, что мнение общества для Молчалина имеет огромнейшее значение в жизни, поэтому он стремится всеми доступными методами забраться как можно выше, чтобы быть наиболее влиятельным. Последнее, о чём может думать герой — о долге и чести, так как у него нет об этом внятных представлений.

Читайте также: