Сочинение этюд примеры 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

А снег идет, а снег идет,
И все вокруг чего-то ждет,
Под этот снег, под тихий снег
Хочу сказать тебе:
Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег,
Он чист, как то, о чем молчу,
О чем сказать хочу:

- О чем же я хочу сказать вам сегодня? Вы наверняка догадались. Я хочу рассказать о том явлении природы, к которому мы давно привыкли, которое считаем простым и обычным. Но я уверяю вас, в нем много очарования и красоты. Я говорю о снеге. "Ах, этот снег, чарующий и хрупкий:"!

Подготовка к сочинению-этюду.

- Давайте на минуту представим себе, что мы на улице, день морозный и солнечный. Возьмите в руки горсть снега. Что вы видите? (ответы учеников)

- Это тысячи снежинок, рассыпанных на ладонях. Они сверкают своей неповторимой морозной белизной. А какие вы увидели снежинки? (ответы детей)

2) - Наверняка, для каждого снежинки разные.

Для одного человека (рассказ сопровождается музыкой) снежинка - маляр. Она каждый день летает и мажет детям щечки розовой краской. А когда она с этой работой покончит, то летит на небо и мажет облака голубой краской.

- Автор другого сочинения говорит о снежинке так: "Летела одна снежинка. Как только появилась она на свет, ей стало все интересно. Ей захотелось узнать, каков этот мир, куда она прилетела. Когда она опустилась на землю, другие снежинки объяснили ей, что подняться в воздух очень трудно. Надо сильно захотеть. Вдруг налетел сильный ветер, поднял и закружил снежинку и её подруг. Он понес её ввысь. И снежинка увидела внизу снежное царство. Оно всё сверкало. Дворцы, мосты, башни, деревья - все было изо льда и снега. Вихрь утих, и снежинка опустилась на шпиль дворца. Выглянуло солнышко, и она засверкала на шпиле как звёздочка."

3) - Для каждого снег разный. А ведь он не просто белый. Вспомните, каким вы видели снег? (ответы детей)

Быть может, и вы размышляли об этом,
Не лучше ли снег, обладающий цветом?
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?
Какой бы красивой была бы зима!
И были б не белыми снежные бабы -
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?

Не худо бы сбыться мечте этой смелой,
Но с неба по-прежнему падает белый,
Белый, белейший, нежный, нежнейший,
Снежный, снежнейший снег!

4) - Когда, если не зимой, увидишь все это великолепие?

- А какая зима у нас? Люди с юга говорят - холодная, снегу много. А житель крайнего севера скажет, что зима у нас вовсе не холодная и снежных буранов не много. Кто из них прав? И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд - все одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем.

А какой день зимой разный! Какое утро раннее неслышное, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах.

А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса.

- Времена года, как люди, разные на лицо и душой. Наша зима у поэтов - красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у Пушкина, холодная, но беспечная (Стихотворение "Вот север, тучи нагоняя:" читает ученик)

- Какие изобразительные средства использует поэт, рисуя зимний пейзаж? (Эпитеты, олицетворение, метафоры, сравнения)

- Но в зиме есть что-то молодое веселое. Поэт встречает зиму восклицанием: (читает ученик)

- С кем сравнивает зиму поэт?

5) мороз бодрит человека. А снег скользкий, и легкий, и красивый. Санки летят по снегу - захватывает дух; ловко брошенный снежок обжигает душу. Весело зимой! В стихах, как и в музыке, передается настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам. ("Чародейкою- зимою:" Ф.Тютчева читает ученик)

6) - Давайте вспомним немного стихов о снеге, о зиме. (Ученики зачитывают стихи, выясняют, какие средства выразительности использовали поэты; обсуждают подобранные по теме эпитеты, метафоры, олицетворения )

Написание сочинения-этюда.

- А теперь сами попробуйте сотворить словесный шедевр. А что такое этюд? Кто встречался с этим словом?

Этюд - это небольшое художественное произведение, посвященное какой- либо теме.

Этюды есть в изобразительном искусстве, в музыке, в шахматах и шашках.

В своем произведении опишите свой и только свой снег, зиму, которую любите вы (а может быть и нет). Опишите свои чувства, которые вы испытываете, идя по заснеженным улицам, гуляя по зимнему лесу.

Жанр этюда может быть любым: сказка, стихотворение, проза. Вы можете придумать свое название этюда.

Сначала работаете на черновике, проверяете, а затем переписываете в тетрадь.

Шел дождь. Оно лежало в траве газона, возле пешеходной дорожки. Странная поза не позволяла сразу определить, что это. Ноги были закручены так, будто их выжимали для того, чтобы снова раскрутить и собрать новой дождевой воды. Тело было изогнутым и напоминало колесо, накаченное для дальней дороги. Лицо было направлено в небо и сбивало с толку, что представляет из себя колесо, спину или грудь. Да и само лицо вызывало недоумение. Приоткрытый рот был полностью залит дождевой водой, образуя маленькое озерцо, из которого того и гляди выскочит золотая рыбка. Глаза, серые как небо, уставившиеся в одну точку, не закрывались, разучившись моргать. Только руки, по-прежнему оставались руками. Разбросанные в разные стороны, ладонями вверх, они чего-то просили, чего-то еще человеческого, живого. Может быть, как раз то, что лежало в одной из ладони, кажется правой - ключ, с пристегнутым брелком, голубой, увы не золотой, рыбкой. Вероятно, руки просили открыть какую-то дверь, за которой скрывалась дорогая, но уже далекая жизнь.
Когда дождь закончился все оставалось по-прежнему, вот только голубая рыбка исчезла. Видимо уплыла…

На высоте двадцати пяти метров ощущалась странная легкость, которая толкала к краю высоты. Ноги, как магниты с плюсом тянулись к минусу, желая соединиться замертво. Руки, обретавшие силу ветра, колыхались в такт его порывов. Тело заполнялось воздухом в ритме биения сердца и готовилось нырнуть в небо. И только голова, с безумными глазами и скривившимся ртом, тупо глядела вниз. Она - самая незначительная превратилась в огромный якорь, который размагничивал ноги, ломал руки, протыкал тело, выпуская из него воздух. Она возвышалась на вершине величия и наслаждалась своей силой, силой разума…

В коротком переходе подземки сквозь шарканье ног слышался одинокий стук. Лыжная палка без ограничителя выискивала место для движения. Одинокие ноги, натыкаясь на легкий металл, отскакивали от него, как от чужеродного существа. Хозяева ног, не вглядываясь в хозяина существа, бежали прочь. Лыжня целенаправленно стремилась в толпу, рожденную газетным киоском. Еще десять – пятнадцать тыков и … катастрофа. Но столкновение предотвратила сердобольная старческая рука, схватившая за рукав "лыжника". Вдвоем уже легче было ориентироваться в шумном пространстве. Обогнув столпотворение поводырь отделился как ненужная часть целого и стук снова стал выискивать путь. Тук – тук – тук…

Оставив позади дачную избушку, тут же съеденную утренним туманом, он стремглав бежал к реке, помогая своему юному полету правой рукой, вертящейся, словно пропеллер. Трава проминаясь под молодыми босыми ногами, огрызалась студеной еще не испарившейся росой; капканы сухих коряг пытались остановить бегуна – но все было тщетно. Раз, два… и он разбудил водную гладь! Взрывая ногами илистое дно, он все дальше убегал от берега; вот уже и руки вступили в борьбу с течением. Доплыв до середины реки, набрав как можно больше воздуха, он исчез. Расходящиеся круги, облизываясь потянулись к берегам…
Река, как и все живое, тоже хотела есть.

Утро. Оно приходит не заметно когда все спят, но если хочется подсмотреть, стать так сказать соглядатаем рождения нового дня, то лучше не ложиться, ибо сон украдёт самое интересное. Как роса начинает обволакивать траву, оставляя свои поцелуи на кончиках зелёных ресниц. Как солнце медленно украдкой начинает поглядывать из-за краешка земли, опасаясь спугнуть предрассветную мглу. Как лёгкое дыхание родного человека, в так биения твоего сердца начинает петь песню в унисон. Песню – рождения нового дня.

Обычным зимним вечером, император Мутсухито, уединился в своём кабинете, он любил вечерами посидеть один. Выкуривая сигару, подарок премьер-министра Великобритании Сэра Уи;нстона Леона;рдо Спе;нсера-Че;рчилля, запивая клубы дыма, чёрным крепким кофе, подарок бразильского президента Жао Батиста де Оливейра Фигейреду, император гладил лежащего на его коленках белого, сибирского кота Николашку, подарок императора Всероссийского Николая I. Восьмое февраля (по новому стилю) тысяча девятьсот четвёртый год. За окном идёт мягкий, пушистый снег, мерцает огонь в камине, хорошо, уютно, тепло.
С чего вдруг, Николашка встрепенулся, прыгнул на рабочий, императорский стол, на котором была разложена карта мира, и стал искать место. Мутсухито невозмутимо наблюдал за котом. Место найдено. Без всякого официального объявления, подарок императора Всероссийского Николая I,сделал, что хотел, продемонстрировал, что он закапывает свои испражнения, потянулся , прыгнул со стола и лёг на кожаный диван, стоящий возле камина. Император отложил подарок премьер-министра Великобритании Сэра Уи;нстона Леона;рдо Спе;нсера-Че;рчилля, отставил чашку с подарком бразильского президента Жао Батиста де Оливейра Фигейреду, встал, подошёл к столу.
Вся Япония была залита Николашкиной мочой.
9 февраля (по новому стилю) 1904 года без официального объявления войны, японский флот совершил нападение на русскую эскадру. Вот так и началась Русско-Японская война.

С каждым шагом, я не теряю надежды, что этот шаг будет последним, но сделав его, за ним следует другой. Где же ты, где же ты край, конец моего пути, смогу ли я дойти до тебя. Что я знаю о нём – ничего, я знаю, что должен идти, идти пока есть силы, пока передвигаются ноги. А если, этого не может быть, но если, если нет края, если нет конца и всё, во что я верю, это путь в бесконечность, доходил ли кто-то до края, или это всё сказки, легенды, рассказанные нам в детстве и мы повзрослев, отправляемся в дорогу, надеясь дойти до края, за которым другой мир, другая жизнь, жизнь не райская, со всеми возможными радостями жизни, а просто – свободная, свободная от лени, от чванства, от зависти, от невежества. Я не знаю, правда ли есть край, но я иду, делая шаг за шагом, иду, даже если это мираж, я всё равно иду, веря и надеясь, что я дойду до края, за которым будет свобода.

Друзья! В очередной раз "блуждала" в своих "закромах", нашла старенький документ. Почитала, вроде бы актуальности не потерял. Может быть, кому-то пригодится.

Сочинение-этюд как вид работы по развитию речи

СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД - это один из видов творческой деятельности учащихся по развитию связной речи, которая реализуется на основе непосредственных наблюдений как словесная зарисовка предмета с натуры с целью разработки какой-либо темы. Сочинение-этюд – это связное самостоятельное высказывание, мотивированное наблюдением объекта непосредственно в момент создания текста высказывания.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ СОЧИНЕНИЙ-ЭТЮДОВ

Содержание и тематика сочинений-этюдов позволяет привлекать на уроке русского языка широкий познавательный материал, что делает урок не только информативным, но и расширяет у школьников представления о мире, обнаруживает связи между различными явлениями, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов и развитии культуры, объясняет мир, вызывая интерес к познанию неизвестного, нового, углубляя взгляд на знакомое и привычное.

Объектом описания могут стать общественно значимые предметы (солдатская каска времен Отечественной войны, значки-символы, хлеб, хлебные колосья), различные предметы живой и неживой природы (домашние животные, птицы, аквариумные рыбки, букеты цветов, кораллы, ракушки, камни, янтарь). Яркие, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, изделия местных народных промыслов (хохломская посуда, расписные матрешки, дымковские игрушки, Павловские шали, вологодские кружева, жостовские подносы, гжельская посуда, ручное ткачество, вышивка, белорусская соломка, изделия из керамики).

В качестве подготовительной работы целесообразно проводить экскурсию. (Перед сочинением-этюдом – описание каравая и хлебных колосьев можно провести экскурсию на хлебозавод и т.д.)

Наблюдая, школьники учатся сравнивать предметы и явления, выделять главное в наблюдаемом, учатся словесно оформлять свои наблюдения в связных высказываниях. Привлечение широкого познавательного материала на уроках – одна из существенных особенностей сочинений-этюдов. Уроки способствуют формированию читательских интересов школьников в различных областях знаний, индивидуальные и поисковые задания приучают работать самостоятельно с учебником, справочной литературой, со словарями, что развивает интерес к языку, к литературе, искусству, к познанию мира вообще.

Второй существенной особенностью методики сочинений-этюдов является широкое применение наглядности вплоть до организации небольших тематических выставок на уроке. Отметим своеобразие использования наглядных пособий во время СЭ, их синтетический характер.

На первом плане – натуральные наглядные пособия (живые животные, птицы, рыбы, цветы), широко используются и другие виды зрительной и слуховой наглядности (выставка книг для внеклассного чтения по теме, схемы, тематические словари, слайды, фильмы, иллюстрации картин, географические карты, музыкальные произведения). Конечно, нужна не только методическая и эстетическая мера , но и психологическая дозировка .

Наглядность на широком фоне познавательной информации урока вызывает различные ассоциации, что влечет к использованию межпредметных связей в обучении. Темы СЭ требуют привлечения общественно-политических, исторических и естественнонаучных, филологических и этнографических, эстетических знаний. Межпредметные связи как средство обучения – это третья существенная особенность уроков по обучению СЭ.

К методическим особенностям урока можно отнести и его структуру:

Особенности структуры:

1) вступительное слово учителя , в котором привлекается внимание учеников к предмету описания. Цель этой части урока – подготовить к восприятию темы, объяснить задачи сочинения, увлечь предметом;

3) на каждом уроке проводится лингвистическая подготовка , она включает наблюдения над языком, анализ текстов-образцов, работу над словом, словосочетанием, предложением и связным высказыванием, работу по обогащению словарного запаса, предупреждение речевых, орфоэпических и правописных ошибок.

Тесно связана с этой работой и подготовка учащихся по теории сочинений : работа над темой , основной мыслью, композицией сочинений, жанровыми особенностями, заголовком сочинения.

4) Следующий этап урока – обобщение всего сделанного, четкое объяснение задачи самостоятельной работы, ответ на возможные вопросы учащихся. Возможна и устная работа над отдельными частями сочинения, стилистическая правка.

Урок завершается самостоятельной письменной работой, написанием сочинения-этюда. В конце урока можно прочитать две-три работы, сделать несколько замечаний, подвести итоги, дать домашнее задание. Возможно проводить сдвоенные уроки.

ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ:

1) Подготовительная работа

2) Вступительное слово учителя

4) Лингвистический комментарий

5) Наблюдения за предметом описания

6) Беседа с классом

7) Словарно-семантическая и словарно-стилистическая работа, работа по теории сочинения, предупреждение ошибок

8) Самостоятельная работа учащихся

Друзья! Ищете дополнительный материал для работы с учениками? Подписывайтесь - делюсь тем, что знаю, не жадничаю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока Сочинение-этюд по картине

Тип урока

Технологии

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Дидактико-технологическое оснащение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Урок развития речи

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа. Исследовательская работа; словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Составление плана сочинения. Создание и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.

Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.

Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу.

Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).

Эпиграф к уроку

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Знакомство с темой урока. Определение цели урока вместе с детьми.

Что вас заинтересовало в теме урока?

Понятия: сочинение, природа, картина, природа имеет свой язык, душу

Что хотим узнать?

- Как понимать язык , душу природы через изображенное в картине художника?

Жанр этюда в искусстве

- это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития исполнительской техники

- это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации

Танцевальный или пластический этюд

- это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук, упражнения на гибкость и т.п.

оригинальная позиция фигур

В музыке – развитие исполнительской техники

В театре - импровизация

В хореографии – отработка каких-то навыков

В шахматах – оригинальная позиция фигур

В живописи – картина, выполненная с натуры

Э -эмоции, экспромт

Т -творчество, темперамент

Д -дивное действо

Это художественное описание картины (чаще всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном восприятии

Что нужно для художественного описания?

1 совет нам дает художник слова Николай Рыленков

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

А теперь познакомимся с этюдами истинных художников слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)

- Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные средства использует каждый из них?

- Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих поэтов?

А теперь представьте, что наши сани попадают в атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите музыку…

Каковы первые эмоции?

Каков мотив картины?

Что помогает нам понять главный мотив картины?

Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением самого художника?

Кто знает историю создания этой картины?

Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)

Главная героиня - сосна

Какова цветовая палитра картины?

Что я вижу?
Что я чувствую?
Что я слышу?

эхо падающего в пропасть камня

Я чувствую (испытываю)

эхо падающего в пропасть камня

Сочинение-этюд
1. Эмоции в определении мотива картины
2. Ваши впечатления

3. Над чем заставила задуматься эта картина?

Итак, включаем воображение и создаем этюд…

Чтение работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование

А теперь слово юным художницам… (Свои работы показывают ученицы 7 класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы, написанные по отрывкам произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

- Подведение итогов урока. Определение важности домашнего задания.

Домашнее задание
1. Закончить работу над сочинением
2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной живописи, создав этюд по картине

- Эмоциональный финал (релаксация ) . Наблюдение за природой под музыку М.Таривердиева.

Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому совершенству…
А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.
Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы гармонии природа дарит нам … безвозмездно!

Читайте также: