Сочинение по картине серова девочка с персиками 6 класс урок

Обновлено: 05.07.2024

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 3 класса по опорным словам

На картине Серова изображена Катя Мамонтова двенадцати лет. Она расположена в центре композиции. Главная героиня находится в большой и светлой столовой с окнами почти во всю стену. Она сидит за длинным столом. На белоснежной скатерти яркими пятнами выделяются четыре бархатных персика. Из самых примечательных элементов полотна автор составил его название.

В портрете тщательно прорисована каждая деталь. На круглом, смуглом лице проступает румянец здорового и активного ребенка. Большие карие, широко распахнутые глаза внимательно смотрят на нас. Черные густые волосы немного растрепаны. Энергичная девочка активно провела день, была занята. Она не любит прихорашиваться каждую секунду. Катя позирует художнику. И старается не шевелиться.

Главная героиня принарядилась специально для этого случая в праздничную, светло-розовую кофточка. Ее украсил пышный, черный в белую горошину бант. Стол перед девочкой устлан белоснежной скатертью. На ней размещен небольшой натюрморт из серебряного ножа и четырех смугло-розовых персиков. Один из них окружен осенними, уже пожелтевшими листочками.

За спиной Кати расположены большие окна с серовато-белыми рамами. Сквозь идеально чистые стекла льется поток солнечного света. Серебристо-дневное освещение указывает на позднее лето. Вероятно, это утро или полдень. Солнечные блики играют на всех поверхностях в комнате. И воссоздают радостное, летнее настроение. Воздушное, светлое цветовое решение полотна контрастирует с темной древесиной старинной мебели.

Друзья, мне понравилась реалистичность изображения. Главная героиня отличается от наших школьниц только необычной одеждой. Портрет передает эмоции девочки. Это любопытный, внимательный и умный человек. Кажется, что она сейчас задаст вопрос или что-то расскажет. Еще мне понравились условия, в которых она проживает. Художник использует все разнообразие палитры белого и светло-серого цвета. В результате просторная комната наполнилась чистым воздухом и солнечным светом.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику 6 класса

Перед ней мы видим еще три спелых плода с листочками и нож. На светлом фоне контрастными пятнами выделяются темно-коричневые стулья и деревянный стол с подсвечником. За окном виднеется плетение изумрудной, салатовой и зеленой листвы. Вероятно, место действий – вместительна столовая на первом этаже старинного дома.

Доброжелательное и открытое лицо девочки сияет ярким румянцем. Она много времени проводит на свежем воздухе. Поэтому кожа покрыта легким загаром. Привлекают внимание большие карие, почти черные глаза с длинными ресницами. Пристальный и немного озорной взгляд указывает на живой и любознательный характер ребенка.

Образ дополняют черные волосы средней длины. Они немного взлохмачены, что придает портрету особое очарование. Края пухлых красных губ немного приподняты. Создается впечатление, что Вера сдерживает себя, чтобы не рассмеяться. И ей очень хочется посмотреть, что именно нарисовал художник.

Главная героиня одета празднично. Вероятно, она принарядилась специально для встречи с художником. Нежно-розовое платье дополнено большим черным бантом с белым горохом. Посередине – украшение в виде пышного красного цветка. Движения девочки спокойные и уверенные, она доверчива к окружающему миру.

Основные мысли описаний: дружелюбный характер, выражающая уверенность в себе поза, любопытное выражение выразительных глаз, красивый и праздничный наряд. Собирательный образ ребенка, который живет в окружении любви и заботы.

Меня поразило то, насколько большой, чистой и солнечной кажется комната. Стол устлан светлой скатертью. Светло-серые оконные рамы почти сливаются со свежевыбеленными стенами. В верхнем углу, возле дверного проема, висит белоснежная декоративная тарелка с синим узором. Белый цвет символизирует невинность и совершенство. Серову удалось изобразить реалистичный образ счастливого ребенка на отдыхе.

Вариант 3. Пример сочинения к учебнику 8 класса

Рассмотрите картину Серова Девочка с персиками. Опишите своё впечатление от этой картины. Продолжим работу с картиной В. А. Серова «Девочка с персиками. Ощущение свежести, молодости, радостно-спокойного настроения возникает прежде всего тогда, когда мы рассматриваем девочку. Попробуйте описать лицо, позу, мимику, жесты девочки.

Примерный план сочинения:
1. Описание позы, лица и мимики девочки с персиками
2. Особенности наряда главной героини
3. Радостное и спокойное настроение сюжета
4. Мои впечатления от картины

Девочка, держащая в руках персик

Рассматривая лицо девочки, мы видим карие, широко открытые глаза, обрамленные пушистыми и длинными ресницами. Над ними – ровные дуги черных бровей. Задумавшись или мечтая, ребенок внимательно смотрит на нас. На смуглой коже выделяется яркий румянец, указывая на то, что ребенок много времени проводит на природе. Полные губы, слегка приоткрывшись в сдержанной улыбке, немного приподняты. Немного растрепанные черные и короткие волосы дополняют образ энергичного и подвижного ребенка.

Девочка одета в нарядную, нежно-розовую розовую блузку. Большая гвоздика, украшая черный с белым горохом бант, выделяется на общем фоне. Возможно, художник, любуясь героиней, невольно сравнивает ее с бархатной свежестью золотистого персика. Сочные фрукты, расположившись на столе в случайном порядке, привлекают внимание реалистичностью. Желтоватые плоды с румяными боками, дополненные свежими листиками, выглядят как аппетитный натюрморт.

Используя светлые и теплые краски, художник передает радостное настроение девочки. Оно передается зрителю. Яркие желтые солнечные лучи, освещая поверхности комнаты и умилительную фигурку, воссоздают безоблачное детство. Сочная изумрудная зелень за окном, радуя глаз, указывает на лето и время отдыха. Я думаю, автору удалось изобразить обобщенный образ счастливого детства.

Вариант 4. Пример сочинения к учебнику 9 класса

Радостная встреча первого снега

На картине Пластова мы видим зимний пейзаж. Снег сплошным ковром укрыл улицы и дворы. Даже на клумбе прошлогодние растения спрятаны под снежные шапки. Место действия – небольшая деревенька с деревянными срубами. На дощатый порог одного из домов вышли дети, чтобы полюбоваться первым в этом году снегопадом. Дело близится к вечеру, и сизое, почти темно-синее небо растворяется в снегу на линии горизонта.

Мальчик и девочка застыли на месте, и на их лицах читаются радость и удивление. Главная героиня стоит в светло-сером пальто и огромном оранжевом платке, и ей совсем не холодно. Она смотрит на вальс снежинок, и ее лицо разрумянилось на морозе. Темные глаза широко распахнуты, и на губах играет улыбка – все говорит о приподнятом настроении. Ее меньший братик в черном тулупе и шапке-ушанке ведет себя по-взрослому, и он не показывается чувств и эмоций. Ребенок спокойно осматривает окружающий ландшафт, и ему нравится зимняя сказка вокруг.

Автор использует художественные детали, и они делают картину более уютной, позитивной. Возле самодельного забора, под березой, бродит птица. Это сорока или ворона, и она важно вышагивает в поисках еды. Возможно, ее удивляет отсутствие земли и растений. Такие птицы не мерзнут зимой, и они не боятся людей. Я думаю, за ней остается цепочка отпечатков маленьких, когтистых лапок.

Падающий снег украсил все вокруг, и нет ни одного участка полотна, где нет пушистых снежинок. Они запутались в гибких ветвях стройного дерева, и их цвет гармонирует с белоснежным стволом. Большие и круглые, они кружат в воздухе, и мне кажется, что невесомые красавицы с помощью ветра взлетают ввысь. Снежинки ласково опускаются на кожу детей, и мне не жаль, что через мгновения они превратятся в капельки воды.

Картина вызывает у меня приятные эмоции и воспоминания о зимних каникулах в деревне. Когда в доме горит живой огонь в печи или в камине. На улице царит морозная и снежная Зима, и она заявляет о себе морозными узорами на стеклах. Детей ожидает целая вереница праздников, начиная от Нового года и заканчивая Крещением. А первый снег на картине – это только радостное начало увлекательных приключений и путешествий.

Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

  1. I. Вступление:
  2. II. Основная часть (описание картины):
  3. III. Заключение:

I. Вступление:

1. Валентин Александрович Серов ещё в молодые годы стал знаменитым русским портретистом. Он начал заниматься живописью в детстве. Маленький талант брал уроки живописи у художника Ильи Репина. В возрасте 16 лет Серов уже был учеником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Больше всего он любил работать над портретами. В его ранних работах просматриваются черты импрессионизма. Позднее он писал в стиле модерн. Активный период творчества Валентина Серова совпал с тем временем, когда русская живопись очень нуждалась в обновлении. Художники искали новые жанровые формы, стили, сюжеты. Серов был необычайно успешен в поисках этой новизны. Его ранние работы проложили путь русскому импрессионизму.

II. Основная часть (описание картины):

3. Сюжет картины на первый взгляд очень прост. Девочка сидит за столом в уютной и просторной столовой богатого дома загородной усадьбы. Девочка держит в руке персик. Он говорит о времени созревания плодов. За окном начинающий желтеть сад. Кончается лето, но комната наполнена теплом и светом. Особое очарование придаёт ей девочка. Она полна жизни и внутреннего света юного и чистого существа. При внимательном взгляде можно почувствовать в картине философский посыл. Художник показывает быстротечность времени. Лето сменяет очень, а юность тоже быстро проходит.

4. На переднем плане картины мы видим стол. Он покрыт белой скатертью. На скатерти лежат осенние листья, серебряный нож, крупные персики и руки девочки. На белизне скатерти детские руки выглядят очень загорелыми. Мы можем сказать, что девочка провела лето на свежем воздухе за городом. На втором плане изображена сама девочка. Она серьёзная и озорная одновременно. Кажется, что она только что прибежала из сада. Может это именно она принесла персики, чтобы попробовать их. Девочку окружают различные предметы. Мы видим спинки стульев, стоящих за обеденным столом. За спиной девочки фигурка гренадёра, напоминающая о детях в доме. На стене расписная тарелка. Предметы создают уют. На заднем плане деревья парка с желтеющими листьями.

5. Девочка одета в нарядную блузку с бантом. Но нет ощущения, что она готовилась позировать. Художник специально оставил её причёску такой, как есть. Волосы девочки торчат непослушными вихрами. Она резвилась в саду и хочет снова побежать играть. Ей трудно усидеть на месте. На щеках её играет румянца. Он делает девочку похожей на персики, которые лежат перед ней.

6. Предметы в комнате говорят о том, что девочка живёт в обеспеченной семье. Много стульев в столовой напоминают о большой семье. Счастливый вид девочки говорит, что она живёт среди любящих её людей. О романтичном и ярком характере девочки рассказывает причудливый бант на блузке. Даже у персиков есть своя история. Их вырастил в теплице специально нанятый хозяином усадьбы садовник. Эти плоды указывают на зажиточность владельцев усадьбы и склонность к экзотике.

7. В цветовой гамме картины преобладают светлые, тёплые тона. Художник прекрасно передал игру тени и света. Солнечный свет из окна комнаты наполняет её бликами и золотистыми оттенками. От этого картина кажется лёгкой, наполненной воздухом и простором. Тёмно-коричневые спинки стульев и синий бант на кофте девочки лишь оттеняют окружение светлых тонов.

8. Выразительности картине придают яркие детали, игра бликов и юный образ героини портрета. Художник поместил девочку в атмосферу беззаботного солнечного дня, спелых персиков и уютной столовой. Особенностью этого портрета стало то, что Серов добавил в него элементы натюрморта (фрукты на столе, нож, листья) и пейзажа (сад за окном). Такой приём позволил расширить общий смысл картины.

III. Заключение:

9. Мне понравилась картина тем, что она очень воздушная и светлая. Девочка похожа на яркую бабочку. Она полна радости и энергии. Хочется убежать вместе с ней в сад, чтобы играть в догонялки.

10. Сохранилось высказывание самого автора о замысле картины. Он писал, что хотел добиться в своей живописи особенной свежести. Девочка должна была выглядеть на картине такой же, как в тот летний день. Яркий образ Верочки совпал с тем, как художник представлял себе красоту. Автор мечтал передать на холсте ту радость жизни, что окружает девочку и живёт в ней самой. Это удалось художнику великолепно. Вместе с ним мы любуемся беззаботным миром детства. Эти мгновения особенно ценны, потому что быстро проходят. О скоротечности времени напоминают осенние листья на первом плане картины и наступающая осень за окном. Радуйтесь неповторимым мгновениям красоты – вот что хотел сказать автор картины.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Вариант 6. Краткое сочинение по картине Серова Девочка с персиками для 5-9 класса

Примерный план сочинения:
1. Вступление
2. Персонаж и обстановка
3. Оформление и важные акценты
4. Заключение

Выдающееся произведение русского художника Валентина Серова было написано в 1887 году. На картине изображена дочь мецената Саввы Мамонтова – Вера. Холст рисовался в подмосковном фамильном имении Абрамцево. Автор стремился передать красоту и живость одиннадцатилетней дочки хозяина дома.

На картине изображена девушка, сидящая за столом, на котором лежат персики. На заднем фоне видны детали обстановки усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. За окном лето, приближается осень. Атмосфера за стеклом светлая и видны зеленеющие деревья. Персики, лежащие на столе, вынесены на передний план. Главная героиня спокойна и умиротворена, она держит один из спелых фруктов в руках. Среди других важных деталей – нож, лежащий на столе, и листья клена, намекающие на приближение осени.

Цветовая гамма картины – пастельная, свежая и сдержанная. Акценты расставлены на розовой блузке девушки и фруктах. Автор использовал преимущественно розовые и желтые оттенки. Синий цвет фарфоровой тарелки на стене дополнительно подчеркивает дневной свет. Блики розовой блузки перекликаются с легким румянцем на щеках героини и нежным цветом персиков.

Окно впускает в дом нежный солнечный свет. Важную роль в композиции играет декоративная тарелка, висящая на стене, и персики, лежащие на столе. Благодаря гармоничному сочетанию цветов картина получилась светлой и доброй. Она наполнена состоянием уюта, свежести и умиротворения. Солнечные блики, серебристый свет и старинная мебель создает невероятное впечатление и дарит радость. Картина признается шедевром и узнаваема во всем мире.

По моему мнению, автор стремился передать свое впечатление от пребывания в усадьбе Мамонтовых. У его это получилось, и он смог воспроизвести теплую атмосферу имения. Мне кажется, что художнику удалось показать гармонию молодой девушки и ее счастливую жизнь в имении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Урок развития речи в 6 классе

Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (Учащиеся рассматривают “Автопортрет В.А.Серова”) – Ваши впечатления о художнике?

– Постарайтесь объяснить, почему второй вариант названия называется более выразительным, точнее отражает авторский замысел.

2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)

Работа с упражнением №269 (учебник Львова С.И. Русский язык 6 класс. Часть 1

Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Спишите третий абзац текста, вставляя про­пущенные буквы.

Верочка Мамонтова в розовой блузке с чёрным бантом сидит за столом. Девочка словно на мгновение замерла, ненадолго при­сев на стул, и машинально взяла в руку персик. Поглаживая его пушистую кожицу, она смотрит на нас просто и естественно. Всё живёт и играет на этом смуглом подвижном личике со вскинутыми бровями и слегка растрёпанными волосами.

Картина эта — гимн счастью, юности, радости жизни.

-Чувствуем ли мы, что девоч­ка позирует художнику? Невольно кажется, что она лишь на минуту забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.

-Как художник изображает стол?

-Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.

- Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?

– Какой изображает художник комнату?

– Как он пишет свет?

(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)

Как изображает девочку?

Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза . )

Какое лицо у этой девочки?

Что мы узнаем по лицу о ней?

О её характере? Её душевном мире?

Можно ли определить ее будущее?

(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная. )

– Что она держит в руке?

(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)

– Как художник изображает стол?

(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)

Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.

(На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном – светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)

– В чем прелесть этой картины?

(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)

– Что вы для себя открыли в этой картине?

– Каким бывает белый цвет?

(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.)

А главное – свет и воздух!

Художник Грабарь писал: “Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты”

– Каков фон картины?

(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутровый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)

Как художник передал слияние человека с миром?

(Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)

– Каков колорит картины?

(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее – розовое и золотое.

Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)

Работа с карточкой

- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните все прилагательные, объясните, какова их роль в тексте.

А в окно л_ётся лёгкий сер_бристый свет. Он осв_щает прдметы: подсвеч_ник на окне, ф_гурку игрушечного сол­датика, ф_рфоровую тарелоч_ку на стене. Свет этот сяет на скат_рти, бликами отр_жается на спинках стульев, ск_льзит по лицу и рукам девочки. Вся картина пр_низана свеж_стью, светом, воздухом, ч_стотой. Ар_матная зелень сада за окном, свежие листочки клёна на столе — всё ж_вёт, дыш_т.

4. Слово учителя

Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. “Все чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!”

Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением:

– Неужели это я написал?

Картина удивительно правдива. Художник словно перенес “кусочек” жизни на полотно.

5. Работа над лексикой сочинения

От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись;

Какие глаголы используются для описания света в картине?
(Свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает; обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает.

Словарный диктант
Меценат, масл о , к о мп о зиция, к о л о рит, с и лу э т, о вал лица, н е жнейшие о тт енки, г а рмония красок.

6. Домашнее задание:

2 О художнике Родился 19 января 1865 г. в г. Петербурге. Его отец – известный композитор А.Н.Серов. С тех пор как Валентин Александрович помнил себя, его окружало искусство. Кроме музыкантов, в их доме бывали М.М.Антокольский, И.Е.Репин. Отец будущего художника сам был любителем рисования. Редкая наблюдательность и способность к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Сначала он учился у немецкого художника А.Кемпинга, затем у И.Е.Репина. В 1880 г. Серов поступает в Академию художеств, где его наставником становится П.Чистяков.Творчество Серова вызывает восхищение и у наставника и у его современников. Многие картины В.А.Серова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также в музеях и частных собраниях Швеции, Франции, США.

3 Валентин Александрович Серов – разносторонний живописец. Им созданы портреты, пейзажи, жанровые картины. Портрет - изображение или описание какого- либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[[

6 Что вы видите на картине? Что особенно привлекает ваше внимание? Что вы видите на картине? Что особенно привлекает ваше внимание? Какое настроение пробуждает картина? Какое настроение пробуждает картина? Какие краски использует художник, чтобы создать у вас такое настроение? Какие краски использует художник, чтобы создать у вас такое настроение? Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы автор использовал холодные цветовые тона? Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы автор использовал холодные цветовые тона? Что можно сказать об этой девочке? Как выдумаете, она старше вас? Что можно сказать об этой девочке? Как выдумаете, она старше вас? Какой у нее характер? Какой у нее характер? Нравится ли вам образ девочки, созданной Серовым? Нравится ли вам образ девочки, созданной Серовым? Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? Какое значение играет солнечный свет в портрете-картине? Какое значение играет солнечный свет в портрете-картине?

7 Составим план сочинения 1. В.А.Серов – известный художник- портретист. 2. Какая картина перед вами? 3. Что вы видите на картине? -девочка; -девочка; - стол; - стол; -комната; -комната; - фон. - фон. 4. Какие цвета преобладают? 5. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатления, которые производит.

8 Собирание рабочих материалов. (упр 269) одежда Розовая блузка с черным бантом лицо Смуглое с проступающим румянцем подвижное личико, живой взгляд карих глаз, смотрит просто и естественно,небрежно брошенные со лба непокорные волосы, вскинутые брови, действия На мгновение замерла, машинально взяла в руку персик, свет Серебристый, льется, освещает,сияет, бликами отражается, скользит Впечатления Пронизана свежестью, гимн счастью, юности, радости жизни

10 Спасибо за работу! Спасибо за работу! Удачи в написании сочинения! Удачи в написании сочинения!

Автор: Свиридова Елена Викторовна

Организация: МБОУ ООШ № 7 г. Краснодар

Населенный пункт: г. Краснодар

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе.

Открытие новых знаний

Создать условия для умения писать сочинение по картине, представляющей собой портрет, постараться увидеть внутренний мир того, кто изображен на картине, понять мысли, владевшие художником, осознать то, что он хотел выразить своим произведением.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся создавать собственный текст на основе картины.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Русский язык-чтение-ИКТ-культура речи-развитие речи-ИЗО.

Учебник Русский язык, Горецкий, 2 класс, 2 часть; тетрадь.

Связь,интернет (zoom), презентация.

Методы и формы работ: коллективная и индивидуальная работы, проблемный метод, творческая работа.

1. Организация на урок, мотивация учебной деятельности;

-Сядьте прямо, расправьте плечи и подарите мне свою улыбку.

-На столах у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь и черновик.

-Посмотрите на слайд.

-Что на нем изображено?

-Давайте вспомним, как они называются и кто автор этих картин.

-На каких картинах вы видите портрет человека?

"Царевна-Лебедь", Михаил Александрович Врубель

2. Актуализация знаний учащихся;

-Посмотрите, что вы видите на слайде?

-А что на ней изображено?

-А как она называется, если на ней изображен человек?

- Что такое портрет?

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.

Создание проблемной ситуации;

-Посмотрите на эту картину, как она называется и кто автор?

Построение выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться на данном уроке развития речи? (Ответы-предположения детей)

Поднимите руку кто знаком с этим художником Валентином Серовым?

-развивать речь, учиться составлять текст, излагать отобранный материал, использовать в речи выразительно-изобразительные средства языка.

Валентин Александрович Серов прославился как портретист.

Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин- известный русский художник, ставший его учителем и другом.

На картине изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении Саввы Мамонтова.

И девочку и её отца художник знал лично.
Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.

Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой.

Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.

( Слайд 3.Веруша кажется старше своих 12 лет.

На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. )

Реализация проекта выхода из затруднения;

(На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом, За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева)

(На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож.)

(за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом.В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо)

(Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. )

(просторная, светлая комната)

-Что вы видите в комнате? (Виден угол комнаты, На стенах висит …Окно широкое, просторное, в нем виден луч солнца )

Какое время года за окном? Почему?(Осень, потому что в окне видны желтые листья деревьев)

-Где сидит? (За столом)

(спокойно, чуть сутулясь)

  • Во что одета?
  • (нежно-розовая рубашка, с черным в белую горошину бантом)
  • Как она смотрит? Каково выражение её лица?
  • (спокойное, выразительное, взгляд внимательный, открытый, пристальный, прямой)
  • Какие цвета использует художник для описания комнаты?

(Яркие, теплые, жёлтые, сочные, розовые)

(теплые, розовые, свежие, насыщенные, красные, черные)

(Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.)

Слайд. 5.

Подберите определения, чтобы описать у девочки брови, взгляд, волосы, губы, загар, волосы, румянец.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? (Необходимо составить план сочинения.)

- Определите тип нашего текста? (Описание.)

- Перечислите части сочинения. (Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике и его картине.)

-Как можем начать?

- О ком и чем вы будете писать в основной части?

А)Что изображено на заднем плане картины

Б) Что изображено на переднем плане картины

В) Что изображено в центре

- Озаглавим основную часть. (Описание картины.)

  • - Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
  • Что вы видите на ЗАДНЕМ плане?
  • (На заднем плане угол комнаты освещенный осенним солнцем)
  • Что вы видите на переднем плане?
  • (На переднем плане картины я вижу стол, накрытый белой скатертью, на столе лежат листья клена, и спелые персики. )

-Кого вы видите в центре комнаты?( Девочку. сидящую за столом, в розовой кофточке, с черным, в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой;)

  • -Что можете сказать о её глазах?( взгляд внимательный, открытый, пристальный)
  • -Что можете сказать о её лице?(смуглое, детское, живое, свежее, милое)
  • -Где сидит? (За столом) Что у нее в руках?(персики)
  • -О чем она думает?(о теплом дне, о резвой игре, девочка сидит спокойно,но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.)
  • -Какие краски использует художник?( бело-желтые говорящие о теплом дне, о радости в душе девочки, о её желании играть, порхать, резвиться.)
  • Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- Помните, что при записи каждую часть надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. (Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

-Прежде чем писать сочинение нужно составить план

6. Составление плана работы над сочинением.

План

Введение

I. Серов - русский портретист Рабочий материал

На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож

II. Основная часть.

1.Что изображено на заднем плане картины?

Просторная комната, старинная мебель, на стене декоративная тарелка, окна, серебристо-дневной свет, солнечные блики, всё залито светом.

Белые стены, добротные стулья.

Окно, в котором яркое летнее солнце.

4.Что изображено на переднем плане картины?

Что изображено на столе?

Стол, персики.белоснежная скатерть, желтые кленовые листья, серебряный нож.

5.Что изображено в центре?

Какой увидел девочку художник?

Девочка. сидящая за столом, в розовой кофточке, с черным, в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой;

Кудрявая, черноволосая, смуглое лицо, румянец на щеках, большие черные глаза, прямой, открытый взгляд, яркая розовая кофточка, темный бант в белый горошек, быстрая, стремительная, как мотылек

6.В каких тонах написана картина? Яркие, теплые, жёлтые, сочные, розовые.

Какую мысль выразил художник? Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.

Моё отношение к картине.

7. Написание сочинения.

-Перед вами на слайде план, с помощью которого вы будете писать сочинение. Во втором столбике находятся слова, которые будут вам помогать.

Читайте также: