Сочинение это тип связи

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ видов смысловой связи компонентов текста в процессе подготовки к написанию развёрнутого ответа (сочинения) на ЕГЭ по русскому языку.

г. Красноперекопск, 2022

В 2021 году были внесены изменения в формулировку задания 27 на ЕГЭ по русскому языку. Участнику экзамена наряду с примерами-иллюстрациями и наличием пояснений к ним требовались указание на смысловую связь между примерами – иллюстрациями и выполнение её анализа. При этом комментарий должен был проводиться с опорой на исходный текст. В зависимости от выполненных условий за комментарий проблемы исходного текста можно было получить от 0 до 6 баллов. Эти изменения сохранены в 2022 году:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Связь между примерами-иллюстрациями

Можно ли привести подробности? Какие?

Указание на следствие

Как это может сказаться на…?

Из чего это следует?

Что с этим связано?

Как это подтверждается автором?

… в подтверждение этих мыслей автора…

Чем это можно объяснить?

… автор объясняет это тем, что…

… объясняется это тем, что…

Что обозначает это слово?

… это слово автор понимает по- своему…

… значение этого слова определяет…

На что это похоже?

… как и. здесь прослеживается (обнаруживается)…

Что здесь главное?

Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?

… автор текста фиксирует внимание…

Сопоставление и противопоставление

С чем это сравнивается?

Чему это противопоставлено?

Высшую оценку (6 баллов) по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

который соответствует высшему баллу за комментарий – 6 баллов.

Сочинение по тексту В.А. Солоухина

Почему не стоит разрушать памятники архитектуры? В своём произведении В.А. Солоухин предлагает нам задуматься над этой проблемой.

Одна из проблем исходного текста сформулирована верно.

Приведён 1 пример-пояснение из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к данному примеру.

В качестве другого примера Солоухин показывает разрушение храма Христа Спасителя. Такой памятник архитектуры не должен был быть разрушен, ведь он был построен в честь победы над Наполеоном, он являлся самым величественным сооружением Москвы.

Автор показывает своё сожаление из-за его разрушения , так как для постройки здания было вложено много сил и оно имело огромною роль для Москвы и для истории этого города. Это отражено в предложениях 10–17.

Такой памятник архитектуры не должен был быть разрушен, ведь он был построен в честь победы над Наполеоном, он являлся самым величественным сооружением Москвы.

Приведён 2 пример-пояснение из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к этому примеру.

Выявлена и проанализирована смысловая связь между примерами. Искажений смысла авторского текста нет.

Что значит для человека родное место? Может ли он поменять его? На эти и другие вопросы пытается ответить автор текста, поднимая проблему любви к родному месту.

Нередко участники ЕГЭ, верно приводя примеры из текста, важные для понимания проблемы, поясняя их, затрудняются верно определить характер смысловой связи между ними. Вот пример работы выпускницы 2021 года:

В предложенном для анализа тексте Ю.П.Казаков поднимает проблему роли родного дома в жизни человека.

За составленный комментарий автор данной работы получила 5 баллов из 6. Несмотря на приведённые примеры и данные к ним пояснения, выпускница ошиблась в определении вида связи между примерами: она указывает на сопоставление примеров. Согласно словарю С.И.Ожегова, сопоставление – это сравнение, соотнесение друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Сопоставление предполагает сравнение примеров, выявление в них существенных свойств (одинаковых, общих).

Этот пример показывает, что в процессе подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ очень необходимо рассматривать с одиннадцатиклассниками содержание логических понятий: подтверждения, объяснения, аналогии, сопоставления, противопоставления и т.д. Необходимо растолковать школьникам содержание этих понятий: несмотря на то, что в процессе школьного обучения эти понятия звучат часто, на практике далеко не все выпускники понимают их содержание. И объяснять содержание этих понятий необходимо, разумеется, на конкретных примерах.

Определить и проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями из текста – это значит выявить общие и различные признаки примеров-иллюстраций, ответить на вопросы:

· Что общего между примерами?

· Что отличает данные примеры?

· Для чего автор текста приводит эти примеры?

Пример составления комментария по тексту.

(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность. (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. (9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)"Жалость к падшим" оказывали таясь и рискуя.

(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.

(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?

(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель .

1. Определяем проблему текста.

• О чём прочитанный текст? (Д.Гранин размышляет о милосердии).

• Какой именно вопрос интересует писателя? (Утрата милосердия: в чём состоит опасность утраты милосердия?)

Типичные ошибки при формулировании проблемы

• Непонимание проблемы (Что такое милосердие?)

• Формулирование нескольких проблем одновременно (Почему происходит утрата милосердия? Как можно сохранить милосердие?)

2. Составление комментария.

Комментарий – пояснительные замечания о том, как именно автор раскрывает сформулированную проблему; ход мысли автора.

• На каких примерах автор рассматривает в тексте проблему? Какими примерами иллюстрирует проблему?

• На чьи мнения ссылается автор текста?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.

Алгоритм работы над комментарием:

1) выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;

2) отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;

3) составить пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как данный пример связан с проблемой? и т.п.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. (9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

пример подтверждает мнение автора об утрате чувства милосердия нашими современниками

(17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать.

пример показывает сознательное искоренение чувства милосердия из жизни людей

3) выявить связь между примерами –иллюстрациями;

Обучая школьников составлять комментарий, можно предложить им следующий алгоритм определения смысловой связи между примерами:

А) перечитать текст, более глубоко осмыслить содержание текста;

Б) выделить смысловой предмет (о чём говорится в тексте?) и смысловой предикат (что об этом говорится?): утрата милосердия;

В) выделить критерии сопоставления примеров: милосердие в жизни людей;

Ж) сопоставить существенные признаки и определить принадлежность примера-иллюстрации данному суждению: оба примера говорят о беспокойстве писателя по поводу нравственного состояния общества;

И) в художественном тексте необходимо, осмысливая поступки главного героя, улавливать малейшие изменения в состоянии героя.

Приёмы, которые можно использовать для определения смысловой связи:

Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста?

Что противопоставлено в примерах?

С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)?

В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д

Сравнительная, сопоставительная или противопоставительная.

В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения; настроение, эмоции героя; чувства, мысли героя или автора; авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.

Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?

Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?

Какими примерами автор подтверждает сказанное?

Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?

Что можно привести в качестве подтверждения?

Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?

Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого?

Пояснительная, уточняющая.

Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.

Обратите внимание!

Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Почему это произошло?

Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)?

В силу чего это случилось?

Что из этого следует?

Какие последствия повлекло это событие?

Как это повлияло на дальнейшие события?

Что из этого, по мнению автора, следует?

К чему это привело (приведет)?

Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?

Причинно-следственная.

Эти виды смысловых отношений, когда одно из явлений (причина) при определённых условиях порождает другое (следствие).

В анализируемом тексте мы можем задать вопросы от первого примера ко второму: как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого? чем можно объяснить утрату милосердия в современном мире? Эти вопросы позволяют указать на объяснение как вид смысловой связи между примерами.

4) проанализировать смысловую связь – это значит определить, каково ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания сформулированной проблемы: автор считает утрату милосердия показателем нравственного состояния общества;

5) формулируем высказывание.

Следует обратить внимание учащихся на то, что место указания на смысловую связь в композиции сочинения может быть разным:

· в начале комментария: Размышляя над проблемой, автор задумывается: чем можно объяснить утрату милосердия в жизни его современников.

· при переходе от одного примера к другому: Автор объясняет это тем….

· в конце комментария как его завершение: Второй пример объясняет, почему… Второй пример помогает понять….

Формулировка смысловой связи может быть различна:

1) …Проанализировав эти два примера, можно сделать вывод о том, насколько искусство и его осмысление индивидуальны. Именно с помощью такого приёма, как противопоставление, Д.Гранин показывает жизненные взгляды людей на искусство, на его восприятие и оценку. Ведь не обязательно хорошо разбираться в теории, чтобы прочувствовать произведение, будь то пейзаж, портрет, натюрморт или батальная сцена….

2) …Но, несмотря на такое отношение к живописи, Лосев на выставке нашёл такую картину, которая смогла выразить новые для него чувства. Данные эмоции абсолютно противоположны его отношениям с картинами, описанным мною в первом примере.

3) … Чтобы ответить на поставленный вопрос, автор противопоставляет двух персонажей отрывка: девицу с блокнотом и Лосева.

4) Данные примеры в определённой степени контрастируют между собой.

В заключение нельзя не сказать о том, что комментирование и интерпретация текста – вид работы, который является неотъемлемой частью обучения школьников русскому языку и литературы. Успешность учащихся на ЕГЭ – это результат систематической аналитической работы на уроках русского языка и литературы.

Сочинительная связь — это рав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве сложных.

Что такое сочинительная связь?

Любое выска­зы­ва­ние состо­ит из мини­маль­ных зна­чи­мых син­так­си­че­ских еди­ниц — слов, кото­рые соеди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние, пред­став­ля­ю­щее собой закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, с помо­щью двух видов связи:

Виды синтаксической связи, подчинительная связь, сочинительная связь

Рассмотрим, что такое сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь в простом предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи осу­ществ­ля­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния, во-первых, меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны могут быть одно­род­ны­ми, например:

Деревья и тра­вы летом и в самом нача­ле осе­ни по-весеннему соч­ны и све­жи (М. Горький).

В этом про­стом пред­ло­же­нии несколь­ко пар одно­род­ных чле­нов предложения:

  • дере­вья и тра­вы — подлежащие
  • соч­ны и све­жи — сказуемые;
  • летом и в нача­ле осе­ни — обстоятельства.

Сочинительная связь выра­жа­ет син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные отно­ше­ния меж­ду чле­на­ми про­сто­го пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­ных с помо­щью инто­на­ции и сочи­ни­тель­ных союзов.

сочинительная связь это

Сочинительные союзы

Равноправная син­так­си­че­ская связь оформ­ля­ет­ся меж­ду глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов. Перечислим их в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением:

Сочинительные союзы

Сочинительная связь суще­ству­ет не толь­ко меж­ду вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ны­ми отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, выра­жен­ны­ми рас­про­стра­нен­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, или обсто­я­тель­ства­ми — дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, напри­мер:

Был серый , непри­ят­ный день , с холод­ным пас­мур­ным небом и про­ни­зы­ва­ю­щим вет­ром , коле­бав­шим кое-где сугро­бы сухо­го сне­га и сви­стев­шим в обна­жен­ных при­до­рож­ных кустах и дере­вьях (В. Короленко).

Облако п омча­лось вниз по скло­ну, чудо­вищ­но раз­рас­та­ясь вверх и в сто­ро­ны и пре­вра­ща­ясь быст­ро в лило­во -чер­ную тучу (В. Обручев).

Примеры простых предложений с сочинительной связью

На дво­рах и домах снег лежит полот­ном и от солн­ца бле­стит раз­но­цвет­ным огнем (И. С. Никитин).

Дождь при­ни­мал­ся гудеть широ­ко и ров­но и на дво­ре , и в саду , и в пере­ул­ке , и на пусты­ре ( В. Г. Короленко).

Дом весь был окру­жен эти­ми вида­ми, этим воз­ду­хом , да поля­ми , да сада­ми (И. Гончаров).

Лошадь упи­ра­лась, шла неохот­но. Приходилось не толь­ко пону­кать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).

Кое-где по доро­ге попа­да­ет­ся угрю­мая раки­та или моло­дая берез­ка с мел­ки­ми клей­ки­ми листья­ми (Л. Толстой).

Сочинительная связь в сложносочиненном предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи объ­еди­ня­ет про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в слож­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Но вот солн­це ста­ло опус­кать­ся к запа­ду, и из-за хол­ма неожи­дан­но пока­за­лось седое обла­ко (А. Коптяева).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии уже не отдель­ные сло­ва, чле­ны пред­ло­же­ния, а про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Их объ­еди­ня­ет инто­на­ция и те же сочи­ни­тель­ные сою­зы как при­знак син­так­си­че­ско­го рав­но­пра­вия состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов слож­но­го предложения.

От про­сто­го пред­ло­же­ния отли­ча­ем слож­но­со­чи­нен­ное по нали­чию в нём двух и более грам­ма­ти­че­ских основ.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми с сочи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет зна­че­ние одно­вре­мен­но­сти, после­до­ва­тель­но­сти, чере­до­ва­ния дей­ствия, вза­и­мо­ис­клю­че­ния и пр.

Примеры сложносочиненных предложений

Между тем впе­ре­ди, сквозь дере­вья, сверк­ну­ла вода , и вско­ре дорож­ка при­ве­ла к боль­шо­му озе­ру (В. Солоухин).

День без­вет­рен­ный , но моро­зец креп­кий , январ­ский (А. Бек).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Из-за плет­ней слав­но попа­хи­ва­ет отсы­рев­ши­ми лопу­ха­ми, кра­пи­вой и горь­ко­ва­той полы­нью, а потом набе­жит вете­рок , дох­нет пря­мо в лицо све­жим пече­ным хле­бом (Г. Скребицкий).

Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сочи­ни­тель­ной свя­зью соеди­ня­ют­ся одно­род­ные при­да­точ­ные части одно­го вида с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, например:

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли или слов­но над плё­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях

А когда листья высох­нут и тра­ва сде­ла­ет­ся похо­жей на моло­дое сено, запах ста­нет эфирно-легким и осо­бен­но души­стым (М. Алексеев).

Бывают осен­ние ночи, оглох­шие и немые, когда без­вет­рие сто­ит над чер­ным леси­стым кра­ем и толь­ко к оло­туш­ка сто­ро­жа доно­сит­ся с дере­вен­ской око­ли­цы (К. Паустовский).

По мере того как под­ни­ма­ет­ся солн­це и разо­гре­ва­ет­ся воз­дух , кап­ли на теле­граф­ной про­во­ло­ке начи­на­ют сли­вать­ся одна с дру­гой и редеть (М. Пришвин).

Только неко­то­рые из окрест­ных жите­лей уме­ли по при­ме­там про­би­рать­ся через это опас­ное место, где ковар­ная зелень мхов обма­ны­ва­ет неопыт­но­го пут­ни­ка и трост­ник скры­ва­ет ямы (М. Лермонтов).

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

- противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

- градационная связь ("не только — но и"),

- разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.

Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.

а) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры: внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками – составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым – предложение распространенное.

Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции – это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры:

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения.

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П. = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).

Сочинение – это соединение синтаксически равноправных не зависящих одна от другой частей. Отношения между такими элементами обратимы, т. е. можно их менять местами (пример: газеты и журналы – журналы и газеты; шел дождь и дул холодный ветер – дул холодный ветер и шел дождь).

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов. Также могут быть либо слова, либо части сложного предложения (пример: читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело в комнате зажгли свет – в комнате зажгли свет когда? Когда стемнело).

В предложении могут быть оба вида связи сочинения и подчинения, а в словосочетании может быть только подчинительная связь. Основными видами подчинительное связи являются (согласование, управление и примыкание).

согласование – это вид подчинительное связи, при котором зависимое слово уподобляется по форме главному слову (пример: новый дом, в новом доме, о новом доме и т. д.). Оно может быть полное и не полное. При полном согласовании используются все возможные морфологические средства, что бы одна форма была уподоблена другой форме (пример: в летнюю ночь, последние известия – полное согласование в падеже и числе). При неполном согласовании использованные не все возможные формы уподобления зависимого слова главному (пример: вижу ребенка улыбающимся – видно согласовании в роде и числе (ребенка выдающимся), но здесь нет согласования в падеже вижу кого? Ребенка; каким? Улыбающимся).

Лекция 11

Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме. Различают управление сильное, оно проявляется в тех случаях, когда главное слово для реализации своего значения обязательно нуждается в этом управлении. Это относится прежде всего к переходным глаголом (пример: проверять работу), могут быть непереходные глаголы (пример: интересоваться чем? Политикой, любоваться чем? Восходом солнца). Бывают управления слабое, он встречается в тех случаях, когда главное слово не обязательно должно быть распространено (пример: окончится: занятия окончились в три часа дня – закончились когда? В три часа дня).

Управление предложное и беспредложное. Беспредложное, когда у зависимого слова нет предлога (пример: проводить собрание, составление чего? Плана, достойный чего? Награды). Бывает предложное (дом у дороги, встреча с друзьями и т. д.). В зависимости от главного слова различают управления глагольные (пример: заботиться о детях, записывать лекцию, управление приадъективное – главное слово прилагательное – полный воды, достойный награды; управление просубстантивное – главное слово существительное – окончание спектакля, катание на коньках; управление принаречное – главное слово наречие – незаметно для присутствующих, быстрее ветра).

Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически порядком слов и интонации. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (пример: много читать – читать сколько? Много – главное слово глагол, примыкает наречие; желание путешествовать – желание что делать? путешествовать – главное слово существительное примыкает наречие; очень странно – странно в какой степени? Очень – лавное слово наречие, примыкает наречие).

Порядок разбора словосочетания

– указать его состав, объем, вид отношений и тип грамматической связи (пример: посадил дерево: состав – словосочетание глагольно-субстантивное, по объему оно простое, по виду отношения оно объектное, по типу грамматической связи это управление. Ветка сирени – по составу: субстантивно-субстантивное; по компоненту оно простое, по виду отношений оно атрибутивное (предмет и его признак); грамматическая связь – управление).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение это основная синтаксическая единица русского языка. Выполняет следующие функции:

– прагматическая – функция воздействия, т. е. когда мы говорим, мы всегда стараемся на нашего собеседника воздействовать.

– номинативная – называемая, т. е. в предложении называет ситуацию событие и т. д.

Предложение – это сложная и высокоорганизованная единица, поэтому если обратиться к истории русского синтаксиса, то предпринимались попытки охарактеризовались с разных сторон. Можно выделить три основных направления (логическое, психологическое, формально-грамматическое).

1. Логическое – его основной представитель ученный Буслаев. Предложение приравнивается к суждению выраженное словами.

2. Психологическое – его основной представитель ученный Потевняк. Это направление рассматривало предложение как выражения в словах психологического суждения. Существенным признаком считали наличие в нем глагола в личной форме.

3. Формально-грамматическое – его представитель Фортунатов. Рассматривал предложение как один из вида словосочетания. Члены предложения не выделялись, как особые категории, а характеризовались как части речи.

Важнейшим свойством предложения Виноградов считал предикативность, т. е. выражение языковыми средствами отношения содержания высказывания к действительности (реальность, нереальность; возможность, невозможность; необходимость, вероятность и т. п.). Грамматическими средствами выражениями предикативности являются: (категория времени; категория лица; категория модальности, т. е. отнесенность высказывания к действительности, которую устанавливает говорящий).

– оформляет законченность предложения;

– выражает эмоциональную сторону речи и воздействует на чувства слушателей;

– может выражать волевые импульсы, т. е. в зависимости от интонации можно понять, что мы слышим;

– выражает модальные оттенки предложения (уверенность, неуверенность, возможность, нежелаемость и т. п.).

Можно сказать, что главные признаки предложения это предикативность и интонация.

Классификация предложений

Предложения классифицируют по модальности; по функции, т. е. по цели высказывания; по эмоциональной окраски и по структуре.

По модальности, т. е. по отношению к действительности. Различают предложения утвердительные и отрицательные + разнообразные оттенки модального значении (реальность, нереальность и т. д.). Основное модальное значение это реальность, ирреальность (нереальность), которое является объективно модальным. Значение реальности выражается с помощью изъявительного наклонения (пример: на холмах грузи лежит ночная мгла – значение реальность выражается с помощью изъявительного наклонения). Показателями нереальности являются сослагательные и повелительные наклонения. Субъективная модальность выражается по средствам водно-модальных компонентов (конечно, может быть, пожалуй, по всей вероятности, бесспорно и т. д.).

Утвердительные предложения. Утверждается то что высказывается. Отрицательное предложения могут быть двух видов:

– Общеотрицательные (отрицается сказуемое – Он не обратил внимание на эти слова. В комнате некого не было.). Отрицание может быть выражено с помощью интонации. К отрицательным не относятся предложения с повторяющейся частицей –не- (пример: широта его взглядов не могла не изумлять окружающих – выражается усиленное утверждение). Не относятся также вопросительные или восклицательные предложения с обобщенным значениями (пример: кто не проникался дистанционным смотрителем, кто не бранился).

– Частно-отрицательные – отрицается не сказуемое, а кокое-то другое части предложения (пример: законы пишу не я. Не вам учить меня – отрицание при дополнении. Увы от счастья не ищет, и не от счастья бежит).

В зависимости от функции или же цели высказывания выделяются повествовательные, вопросительные, побудительные.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем то неизвестном (пример: где вы живёте, что вы делаете и т. д.). Средствами выражения вопросительности являются особая вопросительная интонация, вопросительные слова в местоимении и наречие и вопросительные частицы (пример: неужели, разве, ли и т. п.), порядок слов. По структуре выделяют два типа (местоименные – в них содержатся вопросительные местоимения или наречия (пример: куда ты идёшь?). Бывают неместоименные – в них вопрос передается с помощью вопросительных частиц (пример: неужели наступила весна?). По своему характеру вопросительные предложения можно выделить несколько разрядов.

– собственно-вопросительные предложения – который говорящий стремится выяснить что-то для себя неизвестное (пример: что ты делаешь сегодня вечером?).

– вопросительно-утвердительные предложения – вроде бы содержат вопрос, но ответ на этот вопрос уж очевиден (пример: да ведь фуражка на голове у вас?).

– вопросительно-отрицательные предложения – которые под видом вопроса маскируют отрицание (пример: признайтесь вы весьма не ждали так поздно и в такую даль?).

– вопросительно-побудительные предложения – через вопрос выражается косвенное побуждение (пример: от чего же ты у него не спросишь?).

– вопросительно-риторические предложения – вообще не требуют ответа и являются как средствами выразительности (пример: знаете ли вы риторическую ночь?).

Побудительные предложения выражают желания побудить к действию, т. е. заставить действовать чаще всего других людей. Могут быть различные оттенки этого изъявления и грамматическими средствами этого побуждения являются (побудительная интонация, глагольные формы, частицы, междометия и т. д.) (пример: ну пойдем же скорее – частица –ну-, которая побуждает к действию).

По эмоциональной окраски различают предложения восклицательные и не восклицательные.

Восклицательными называют предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувств говорящего, причем восклицательным может стать любой предложение по цели высказывания. Конструктивные элементы: (особая интонация, эмоциональные частицы и междометия).

По структуре предложения бывают простые и сложные

Простые предложения разделяются на следующие типы:

– односоставные и двусоставные в зависимости от наличия одного или двух главных членов в предикативном ядре или в предикативной основе.

– могут быть распространенные и нераспространенные, в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов.

– полные и неполные. По наличию или отсутствию всех необходимых членов для данной структуры.

– предложения синтаксически членимые и не членимые (слова предложения).

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Учение о главных и второстепенных членов предложения очень важно для синтаксиса. Основным признаком является вхождение или не вхождение в предикативную основу, т. е. в тот минимум, который достаточен для того, что бы предложение было предложением. Главные члены предложения образуют грамматическую основу (предикативное ядро) – это подлежащее и сказуемое. В односоставных предложениях единственный главный член (пример: Светает. Раннее утро). В отличие от главных второстепенные члены предложения не участвуют в создании предикативной основы.

Читайте также: