Сочинение егэ сергей волков

Обновлено: 02.07.2024

Когда сейчас люди высказываются по поводу сочинения, они, как правило, вспоминают свое выпускное сочинение. А оно у всех было разным. Были времена, когда из конверта доставали три темы: одна по началу XIX века, другая — по второй половине, третья — про подвиг героев-молодогвардейцев.

Потом были времена, когда заранее публиковали все триста тем. Тут началась вакханалия, потому что издательства стали выпускать сборники золотых сочинений. Процесс написания обессмыслился — открытые карты (темы) сработали в минус.

Потом сочинение отменили. Пришел ЕГЭ.

Другой жупел: темы идеологические.

Нас опять хотят заставить писать про образ партии в поэме Маяковского? Не дадимся!

А можно ведь и другие типы тем в тот же список ввести: Дать яркую цитату — размышляй о ней, опирайся на прочитанное. Дать неизвестные тексты — рассказы, стихи, не читавшиеся на уроке, современные, экспериментальные — выбери на свой вкус, прямо на экзамене, напиши об этом тексте, что понял, показав, как тебя учили расшифровке и пониманию текстов вообще.

Дать сопоставление литературы и других видов искусств (вот тебе иллюстрации разных художников к одному произведению — напиши, какие, с твоей точки зрения, подходят лучше и почему). Наконец, нужно обязательно не забыть глубокие филологические темы — для тех немногих, но все-таки существующих детей, кому интересно разбираться и в том, как сделано произведение, кому интересна настоящая наука.

Чем такие побуждающие к размышлению темы плохи? Почему нельзя собрать разные их виды и примеры и дать ученику на выбор? А я вам сам скажу, чем и почему. Чтобы по таким темам писать, надо перестраивать нынешнее преподавание литературы в школе. И не только литературы. Надо уходить от шаблона и в нем.

Надо опять начать читать с детьми книги. Надо опять их учить писать — эта задача вообще быстро, в считаные год-два, умерла, учителя не ставят ее перед учениками и перед собой.

Ведь ЕГЭ по литературе — необязательный. Его выбирает несколько процентов школьников. А к ЕГЭ по русскому натаскиваем другими способами и по другим алгоритмам. Зато сколько килограммов тетрадей теперь не проверяем! И дети не парятся. И мы — тем более, что нам, и так забот хватает.

Мы обязаны учить людей читать и писать на том уровне сложности, который задан нам нашей культурой.

Ну, раз уж получилось так, что предшественники на этот уровень вышли. Всё, это нам — знак и приговор. Мы должны этот уровень поддерживать. Или погибнуть.

Можно упростить систему иероглифов или вообще ее заменить. Чтобы не париться. Но тогда найдите себе на новом языке новый этноним. А можно вновь и вновь учить и учиться медленно и терпеливо рисовать эти иероглифы кистью, десятками, сотнями и тысячами. Продолжая оставаться тем народом, который их придумал.

Сейчас все будет зависеть от того, по какому сценарию пойдет введение сочинений в экзамены. Чтобы этот сценарий был максимально оптимальным, все участники процесса в обсуждении вопроса должны навестись на резкость. Я хотел своим текстом немножечко этот наш общий объектив покрутить, чтобы к этой резкости приблизиться.

Скрин с Youtube

Скрин с Youtube

ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех одиннадцатиклассников. Так что никому не избежать 27-го задания, которое требует не просто написать сочинение по прочитанному тексту, но и сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Что скрывается за формулировками КИМов и как получить максимум баллов по всем критериям, в своем видеоуроке рассказывает учитель русского языка и литературы, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, член Общественного совета при Минобрнауки и председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сергей Волков.

Сергей Волков предлагает написать сочинение вместе с ним, шаг за шагом выполняя каждый пункт и учитывая все нюансы критериев, в том числе и нововведения этого года.


- воодушевляет он слушателей и зрителей.

Итак, первый шаг - нужно сформулировать проблемы, поднятые автором в произведении, выбрать одну из них и сконцентрировать на ней все внимание. Кстати, вы удивитесь, насколько глубокой оказалась эта сказка из детства и какие недетские проблемы и вопросы смогли сформулировать одиннадцатиклассники – ученики Волкова.

Следующий шаг – проблему необходимо прокомментировать. А потом потребуется еще определить авторскую позицию и высказать свое к ней отношение.

Часто репетиторы и учителя советуют сначала прописать именно авторскую позицию, а потом уже комментировать поставленную проблему, чтобы между этими частями сочинения случайно не возникло противоречий или нестыковок.

В комментарии к заявленной в начале сочинения проблеме, напоминает лектор, необходимо не просто указать два примера, две реперные точки, но и показать связь между ними, объяснить, зачем это нужно было автору. Волков советует написать так:

Наконец, переходим к завершающему этапу – высказываем свое отношение. Волков заклинает:

Подробную инструкцию, как написать сочинение, смотрите на YouTube-канале Сергея Волкова.

Из 59 первичных баллов на ЕГЭ 25 вам дадут баллы за последнее задание — сочинение по тексту. Если вы возьмете на вооружение наши лайфхаки, то у вас не будет шанса провалить это задание, а заветная соточка приблизится к вам с невероятной скоростью.

Как найти в тексте проблему?

Проблема — это вопрос. Вопрос — это предложение с вопросительным знаком на конце. Как сформулировать этот вопрос, прочитав текст. Можно попробовать пойти таким путем.

Прочтите текст и сразу же, без особых раздумий, в целом, общем и приблизительно ответьте на идиотский вопрос, который выбешивает хороших учителей литературы: что хотел сказать автор текста?

Например, автор хотел сказать, что искусство важно для жизни человека, потому что помогает увидеть красоту (пример взял с потолка). И прям эту фразу запишите. Теперь смотрим: это проблема? Нет, потому что это не вопрос. Нам нужно преобразовать эту фразу в вопрос.

Думаем: на какой вопрос наша фраза может быть ответом? Например, на такой: Чем/почему искусство важно для жизни человека? Или: Зачем людям нужно искусство? Вот этот вопрос и есть проблема. С нее надо начинать текст.

Как отделить примеры из текста от их объяснений?

По заданию, комментируя проблему, вы должны привести 2 примера из текста и дать к каждому из них объяснение. И вся эта конструкция принесет вам целых 4 балла — по одному за пример и по одному за объяснение. Вы не сольете ни одного из этих баллов, если будете помнить, что нужно четко обозначить границу между примером и объяснением — тогда ее увидит и проверяющий.

Как это сделать? Пример — это то, что мы видим. Объяснение — это то, что мы поняли, увидев. Вижу — вовне, понимаю — внутри. Вижу — понимаю, наблюдаю — делаю вывод, тупо фиксирую, цитирую, пересказываю — объясняю — каким угодно способом уложите в голове эту парочку действий. А маркировать переход можно простыми и естественными словами: мы понимаем, что. можно сделать вывод, что.

Как найти связь между примерами?

Приведя два примера, вы должны написать, как они связаны. Чаще всего два элемента могут быть связаны следующим образом: они друг другу противопоставлены; один элемент шире, это общее — другой уже, конкретнее, это частное; один является причиной, другой — следствием; один элемент такой, а другой такой (не яркое противопоставление — просто их сопоставили, сравнили).

Для начала этих четырех позиций вам хватит. Вы же примеры в тексте ищете сами? Сами. Вот и ищите то, что противопоставлено, или сравнено, или иллюстрирует какое-то общее правило, или вытекает одно из другого. Скажем, дед с бабой не разбили яичко, а мышка — разбила (два эпизода противопоставлены). И эти слова — противопоставление, причина и следствие, сопоставление и тд — вы прямо должны написать в своем сочинении. Именно их и выискивает проверяющий. Если такого слова у вас нет, что-то пошло не так.

Как объяснить связь между примерами?

По большому счету, объясняя связь, вы должны сформулировать авторскую позицию — но только синонимами, потому что для авторской позиции зарезервирован свой балл в следующем абзаце вашего текста. Научитесь говорить одно и то же два-три раза по-разному — пригодится в жизни.

Надо ли не соглашаться с автором?

Не надо. На ЕГЭ — не надо. ЕГЭ вообще не место и не время для высказывания всех глубин своей души. Это очень хочется сделать на экзамене (сам этим страдал), но не надо. Потому что ваш текст будет проверять уставший человек, у него еще сто таких работ, каждая ему приносит маленькую денежку, чем больше он за день проверит, тем больше заработает. Поэтому ему нужно проверять быстро.

Тексты ЕГЭ в целом нейтральны и позволяют, не кривя душой, сформулировать что-то такое общепонятное и человеческое, с чем можно согласиться. Старушек стоит переводить через дорогу, родителям помогать, о животных заботиться. Лошади кушают овес и сено, Волга впадает в Каспийское море.

Оставляйте комментарии, нужно ли продолжение подобных лайфхаков, помогут ли они облегчить жизнь? И подписывайтесь на канал!

Любовь в школьных коридорах: Учитель литературы — о возвращении выпускного сочинения

Но тексты на свете бывают не только такие. И надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили. Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ. А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.

Куда она поплывёт? Пока не известно. Работы ещё проверяются. Ещё неясно, сколько в первую волну незачётов. Ещё только через несколько месяцев эти сочинения начнут проверять вузы и давать за них баллы. Так что до окончания даже первого цикла работ далеко.

Но и сейчас ясно: сочинение разбудило многое в нынешней школе. Оно показало возможность в эпоху ЕГЭ экзамена иного типа. Оно дало пищу для разговоров о важном не только в среде учителей или между учениками и учителями, но и между детьми и родителями — и об этом родители с некоторым удивлением тоже пишут в соцсетях. Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли. И чем раньше начать это делать, тем меньшим стрессом окажется экзамен.

И ещё важное: нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы продать). Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверен, что сейчас, по темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными. Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень непросто. Но и не невозможно.

Война — страшное и разрушающее событие, приносящее горе и боль. Важно на войне оставаться человеком, способным на сострадание к ближнему, на любовь. Любовь — самое светлое чувство, которое может испытывать человек. Есть ли место любви на войне? Именно эту проблему Гранин ставит в своём тексте.

Сергей Волков, герой текста Гранина, пишет письмо своей возлюбленной Жене с фронта. Письмо проникнуто чувством тоски от долгого расставания с девушкой Волков хочет верить, что Женя сейчас появится, но это невозможно. Он неимоверно любит её и скучает по ней. Чувства спасают героя, заставляя верить в лучшее. Действительно, воспоминания бойцов о любимых людях, ждущих их дома, населяли в них надежду на светлое будущее, заставляя бороться.

Появляется Борис и начинает "распекать" Волкова за письма к возлюбленной.

Он кричит, "что война война, что не время до чувств и страданий". Несомненно, война отодвигает любовь на второй план, но забывать о чувствах к любимым людям нельзя.

Противопоставляя друг друга, эти примеры разные мнения людей о любви на войне. С одной стороны, любовь нужна, она помогает выжить. С другой стороны, она отвлекает воинов от важной миссии — защищать Родину.

Авторская позиция однозначна. Она выражена словами Сергея Волкова: "Любить, мечтать о любви — это по-моему достойно даже во время такой тяжёлой войны. ".

Я полностью согласна с позицией автора. Любовь заряжает человека, даёт надежду. В годы Великой Отечественной войны письма были единственным способом связи с любимыми. Люди жили от письма до письма, хранили их, постоянно перечитывали.

Таким образом, можно сделать вывод, любовь помогает человеку пережить самые страшные моменты в его жизни. Она даёт силы не сдаваться, бороться до конца.

23/25 сняты баллы за грамматику и связность речи.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: