Сочинение егэ обществознание цитаты

Обновлено: 18.05.2024

  1. Рассмотрим, что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию
  2. Поговорим о критериях оценивания
  3. Составим шаблон для его написания
  4. Изучим, каким образом должны выглядеть практические и теоретические аргументы

Не знаете, какой вуз выбрать? Воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение. Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать сочинение на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать мини-сочинение по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего мини-сочинения потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Критерии оценивания

Приступая к сочинению, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашего мини-сочинения.

Теоретическая аргументация — это К2, за который максимум можно получить 2 балла. В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже встречаются в самой цитате.

Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.

Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.

Таким образом, максимум за всё мини-сочинение можно получить 6 баллов.

Структура сочинения ЕГЭ по обществознанию

Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше мини-сочинение с точки зрения структурных элементов. Структура сочинения должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего мини-сочинения — от 1,5 до 2 страниц.

Ваше мини-сочинение должно содержать следующие элементы:

  • Смысл высказывания (К1)
  • Ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов.
  • Теоретические аргументы (К2) + микровыводы
  • Практическая аргументация (К4) + микровыводы
  • Общий вывод по всему мини-сочинению

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

2) Зарубежная и отечественная история. Обе они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется.

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Что нужно запомнить

Хочешь круто подготовиться к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл, мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!

Примеры сочинений ЕГЭ по обществознанию

Само по себе самопознание — это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими индивидами и/или образами человека.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

Цитатник для эссе по обществознанию, Домашек Е.В., 2017.

КАК ОФОРМИТЬ ЭССЕ?
Необходимо помнить, что эссе представляет собой небольшое сочинение на определенную тему, Для сохранения смыслового единства составляется текст с использованием слов-связок и терминов. Соблюдая красную строку, текст желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать мысль. Готовое эссе следует проверить на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.

На протяжении всего процесса написания текста желательно возвращаться к проблеме, чтобы правильно раскрыть ее смысл и не выйти за ее рамки (это одна из частых ошибок тех, кто увлекся рассуждениями, желая написать как можно больше, как правило, то, что даже не относится к смыслу высказывания).

Содержание.
Предисловие.
ЧАСТЬ 1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ.
ЧАСТЬ 2 ЦИТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Философия.
Отношение к истории.
Особенности психики человека: соотношение сознательного и бессознательного.
Взаимодействие природы и общества.
Философское понимание морали и нравственности.
Соотношение субъекта и объекта познания.
Отношение к общественному прогрессу.
Основные подходы к изучению общества.
Соотношение чувственного опыта и рационального мышления.
Духовная жизнь общества.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
Сущность цивилизации.
Отношение к истине.
Отношение к философам и философскому познанию.
Познавательная деятельность.
Особенности сознания и роль деятельности в жизни человека.
Отношение к культуре и искусству.
Понимание сущности бытия.
Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
Отношение к науке как форме общественного сознания.
Экономика.
Проблема роста потребностей при ограниченности ресурсов.
Понимание роли предпринимательства, бизнеса, доходы, затраты.
Влияние торговли на развитие государства и уровня жизни.
Понимание функции денег, банков.
Конкуренция и монополия.
Распределение материальных благ.
Роль рынка и его особенности, взаимосвязь спроса и предложения.
Понимание сущности экономических кризисов: безработица, инфляция.
Функции налогов в государстве.
Экономические системы и их особенности.
Роль факторов производства.
Роль государства в экономике.
Отношение к собственности.
Отношение к богатству и бедности.
Экономические показатели развития государства.
Понимание экономики как науки.
Отношение к государственному бюджету.
Социальная психология, социология.
Роль семьи и брака в становлении личности.
Отношение к этнической общности и нации.
Отношение к социальному
неравенству и справедливости.
Отношение к социальной роли и поведению человека.
Отношение к толпе и утрате личностных качеств.
Отношение к обществу.
Роль социального знания в жизни общества.
Отношение к социальным конфликтам.
Отношение к свободе личности.
Отношение к социальным нормам.
Становление личности и процесс социализации.
Отношение к авторитету и престижу.
Отношение к демографическим общностям.
Отношение к конфессиональной общности.
Роль культуры в становлении личности.
Роль деятельности в жизни человека.
Роль общества в жизни человека.
Политология.
Отношение к политике и власти.
Отношение к политической культуре.
Отношение к политическим лидерам, политической элите.
Отношение к государству.
Отношение к свободе гражданинав государстве.
Понимание роли народа и оппозиции в демократическом государстве.
Отношение к тоталитаризму.
Отношение к реформам.
Отношение к политическим партиям.
Правоведение.
Взаимосвязь власти, права и закона.
Отношение к правовой культуре.
Отношение к правам и свободе человека.
Роль наказания и осознания вины.
Роль правосудия в государстве.
Взаимосвязь прав и обязанностей.
Понимание природы преступления.
Приложение 1. Примеры эссе по отдельным проблемам.
Философия.
Проблема понимания взаимосвязи человека и общества.
Проблема понимания особенности психики человека в соотношении сознательного и бессознательного.
Отношение к истории.
Экономика.
Понимание роли денег и их основных функций.
Распределение материальных благ.
Влияние торговли на развитие
государства и уровня жизни.
Функции налогов в государстве.
Социология.
Роль семьи и брака в становлении личности.
Отношение к этнической общности и нации.
Роль общества в жизни человека.
Отношение к социальным конфликтам.
Политология.
Отношений к политическим партиям.
Отношение к политике и власти.
Понимание роли народа и оппозиции в демократическом государстве.
Отношение к политическим лидерам, политической элите.
Правоведение.
Отношение к правовой культуре.
Понимание природы преступления.
Роль наказания и осознания вины.
Взаимосвязь власти, права и закона.
Отношение к правам и свободе человека.


Задания Д29 C2 № 37

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.



ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

Раскрытие проблемы

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: