Сочинение егэ национализм это проявление

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задание 3. Оценить эссе и сравнить.

«Национализм – это не любовь к своей нации,

Смысл высказывания Шевелева я вижу в том, что патриотизм может проявляться и в негативной форме. Проблема этносоциальных конфликтов и межнациональных отношений существовала всегда, существует и сейчас.
Как мы знаем, этнос-это большая социальная группа, выделяющаяся по национальному признаку и объединенная общим историческим путем, традициями и культурными особенностями. Нация же – это высший тип этноса, народ с развитой государственностью и единым экономическим пространством. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Как правило, такая идеология ни к чему хорошему не приводит.

Действительно, национализм на государственном уровне приводит к тому, что мы видим сейчас на примере США. Считая себя сверхдержавой, США совершенно не считаются с мнением других государств, всегда навязывая только свое мнение. К чему это приводит – мы можем увидеть на примере Афганистана, Ирака, Сирии. Точно так же ведут себя все культурные европейцы. У всех у них сильно не сознание своей общечеловеческой миссии в мировой истории, а национальное самолюбие и национальное хищничество.
Национализм всегда приводит к кровавым столкновениям, войнам, когда сталкиваются интересы двух этносов за обладание, например, какой-либо, спорной территорией. Это можно увидеть на примере конфликта между азербайджанцами и армянами за обладание Нагорным Карабахом.

Сплошь и везде в быту мы видим проявления национализма. Нетерпимость к людям другой национальности, нежелание видеть их в своей стране по каким-либо причинам приводит к жестокости. Так, например, знакомый моей семьи, уроженец Каракалпакии, ныне гражданин России, подвергся нападению скинхедов и чудом остался жив.

Таким образом, мы видим, что национализм как проявление полного неуважения к другим этносам, приносит только несчастье и, как говорит Шевелев, является выражением ненависти к другим нациям .

В своем высказывании автор поднимает очень сложную и спорную проблему национализма. Он считает, что национализм противоречит патриотизму и является источником негативных эмоций по отношению к людям иной национальности.

Принадлежность человека к той или иной нации — это его этническая характеристика. Она во многом определяет его мировоззрение, понимание истории, выбор традиций и принципов воспитания детей. Народы и нации, сложившиеся в глубокой древности, также различаются менталитетом — особыми качествами, присущими их представителям. Например, русские щедрые, японцы трудолюбивы, американцы деловиты.

Конечно, страшен национализм, переходящий в нацизм — идеологию ненависти по отношению к людям других народов, чувство необоснованного превосходства. История дала страшные примеры того, как государства и народы, практикующие нацизм в политике, уничтожали другие народы. Геноцидом признано уничтожение турками армян в 1915 году, евреев нацистской Германией в 1939-1945 гг.

К сожалению, и сегодня есть люди, считающие подобные взгляды верными, нападающие на эмигрантов, людей с другим цветом кожи. Ряд судебных процессов против них проходит постоянно в России, Германии. В школах нашей страны постоянно проводятся уроки толерантности, ребятам объясняют, что нацизм — это одна из угроз для целостности нашей страны.

Сегодня к формированию патриотизма вновь начали относиться достаточно серьезно, но учитывая что был некоторый перерыв, приходиться наверстывать упущенное. Задача достаточно сложная. но вполне реальная.

Проблема, которую поднял автор текста

Дмитрий Сергеевич Лихачев – талантливый филолог, автор больших философских трудов посвященных русской культуре и патриот своей родины в одном из своих трудов раскрывает актуальнейшую на сегодняшний день проблему

Позиция автора текста

Дмитрий Сергеевич обращает наше внимание на то, что чувство патриотизма играет ключевую роль в нашей жизни. Патриотизм воспитывает к любви своей страны, своих улочек, домов, людей окружающих нас. Позволяет достигнуть настоящей гармонии в своей жизни.

И начинается это с самого элементарного, любви ко всему что нас окружает.

Рассуждая над этой задачей автор утверждает – ошибка заключается в том, что к патриотизму нужно не призывать, как делалось раньше, а воспитывать, прививать с младенчества. Также он уверен, что высший патриотизм рождается

исключительно из любви к родителям, родне, друзьям и близким. И ведь действительно это так, любовь, это чувство которое нужно привить с самого начала жизненного пути.

Ваша позиция по проблеме

Невозможно не согласиться с размышлениями Дмитрия Сергеевича на тему патриотизма. Ведь на протяжении тысячелетий философы и мудрецы неоднократно рассуждали об этом качестве, как об самом ценном и достойном.

Аргументы из литературы

В России еще Алексей Толстой писал – любовь к Родине, это реальная огромная сила, требующая развития, организации и культуры. Русский патриотизм это особое состояние души настоящего русского. Юлиан Оксман в своем произведении “Поимка поручика Сухинова” хорошо описал патриотизм Сухинова.

Декабрист, который избежал поимки после погрома успешно скрывшийся от полиции добирается до границы и спасение столь близко… Но Сухинов оборачивается и окидывает взглядом поле через которое он бежал, опушку леса, голубое небо и понимает, что не будет ему счастья на чужбине. Он возвращается, сдается полиции заранее осознавая, что будет отправлен до конца своих дней на каторгу.

Но патриотизм придает ему сил пройти через все это, ради того чтобы остаться на Родине.

А. Ахматова стихотворение “Родная земля”.

Ахматова прожила трудную, полную боли и страдания жизнь. Но в своих стихах она всегда с любовью писала о родной земле, о великом русском народе. В стихотворении “Родная земля” поэтесса говорит о неразрывной связи человека с тем местом, где он родился и вырос

В. Быков в повести “Дожить до рассвета”. Вспомним эпизод, когда солдаты должны были попасть в тыл к немецким войскам. Каждый из них прекрасно понимал, что обратно он уже может не вернуться.

Но чувство патриотизма и долга перед Родиной обязывало их двигаться вперед и выполнять поручения командира. Когда из выживших остался только лейтенант Ивановский, то он поставил пред собой цель – убить хотя бы одного немца, чтобы смерть его не была бессмысленной.

А. Т. Твардовский в поэме “Василий Теркин”. В главе “Кто стрелял” автор говорит о мужестве и патриотизме Теркина. Василий не спрятался “в окопчик, поминая всех родных”, а встал на колено и стал стрелять во вражеский самолет. За смелость и отвагу простого солдата наградили орденом и удостоили звания героя.

На протяжении всей поэмы Твардовский подчеркивает, что В. Теркин сражается не за награды, а за свою Родину.

Автор в этом тексте раскрыл тему патриотизма, любви к своим ближним и окружающему миру. Воспитывая себя, своих детей позаботьтесь о привитии этого ценного качества – любви к Родине!

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе – проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Вывод, к которому приходит автор в ходе своего рассуждения, очень убедителен. Я также считаю, что проявление ксенофобии приводит к страшным последствиям, примеры которых знает История 20 века.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги.

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

В своем высказывании автор говорит о том, что национализм в первую очередь — это скорее проявление враждебности по отношению к другим народам, чем проявление любви к своему. Именно чувство превосходства собственной нации над остальными, мысль об её исключительности являются причинами проявления ксенофобии и этнических конфликтов. Я согласен с высказыванием Шевелева.

Существует два вида национализма:

Какой бы вид национализма не преобладал, ключевым понятием в нем будет ничем не подкрепленное чувство превосходства над другими. Нетерпимость, жестокость и враждебность к остальным народам будут оправдываться собственной исключительностью. Большинство этнических конфликтов и случаи этнического шовинизма как раз проистекают от этого чувства. Националисты относятся к представителям других наций с подозрением и ненавистью, каждый их недостойный поступок преувеличивается, в то же время преуменьшаются свои собственные, если не игнорируются полностью. Апофеозом этих явлений может стать шовинизм – политическая идеология, внушающая ненависть к другим народам, ставящая собственные интересы выше интересов других.

Конфликт в Нагорном Карабахе – закавказском регионе и непризнанной республике – имеет глубокие исторические корни. Армяне и азербайджанцы, участвующие в нем, имеют различное происхождение своих народов, в историческом плане прошли разный путь становления, исповедуют разные религии – христианство и ислам, что только отдаляет два этих народа друг от друга. Хотя официально конфликт происходит между двумя государствами, в действительности происходит противостояние между двумя народами, каждый из которых имеет свое собственное мнение о причинах этого конфликта. Здесь невозможно говорить о справедливом разрешении конфликта, ведь стороны трактуют любое событие с националистических позиций.

Конфликт быстро перешел в военное столкновение

Рабство чернокожего населения Африки на протяжении большей части истории Европы и Америки считалось оправданным, так как представители негроидной расы считались умственно недоразвитыми, ленивыми и агрессивными. Отношение к таким народам тоже можно считать проявлением национализма. Даже после отмены рабства взаимоотношения между белым и черным населением оставляли желать лучшего. Наиболее известна расовая сегрегация в Соединенных Штатах Америки, где афроамериканцы считались людьми второго сорта, они не могли претендовать на высокооплачиваемую работу, проживали в специальных обособленных городских районах – гетто, заведомо считались преступниками и асоциальным слоем населения.

Национализм есть чувство превосходства над другими, которое ведет сперва к настороженному и подозрительному отношению к другим народам, а затем и к ненависти, что может привести к межнациональным конфликтам. К этому понятию также можно отнести и расизм.

Читайте также: