Дедушка гордей и сергунька сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Летом меня отвозят в дедушкино село на каникулы, и тогда наступает замечательное время! В деревне у деда есть пасека, поэтому всё лето я лакомлюсь свежим мёдом. О пчёлах дедуля может рассказывать целый день, потому что пчеловодство — любимое его дело. Он занимается им всю жизнь. Иногда дед надевает на меня защитную сетку и разрешает подойти поближе к ульям, чтобы понаблюдать за работой пчёл. За три летних месяца мы столько всего успеваем сделать! И рыбу поудить, и за грибами сходить, и на огороде бабушке помочь! А этим летом я узнал, как строятся домики для пчёл. В дедовой столярной мастерской многому можно научиться.

Деревенские жители уважают деда, называют по имени и отчеству — Андрей Ильич. За что все так любят его? Наверное, за доброту, отзывчивость, трудолюбие. Я тоже люблю деда за это. Но больше всего мне нравится, что дедуля никогда не унывает. Часто вечером он играет на стареньком аккордеоне, а мы с бабушкой поём разные песни. Дорогой и близкий мне человек — дедушка Андрей. Подрасту — постараюсь перенять его ремесло, научиться всему, что умеет делать он. Очень хочу, чтобы дед был здоров и жил долго-долго! А я буду любить его и помогать во всём!

Вариант 2. Маленькое сочинение-описание "Моя душка"

Примерный план сочинения:
1. Вступление
2. Основная часть — описание дедушки: а) внешность; б) характер; в) занятия.
Заключение

Мой дедушка — замечательный человек. Он глава нашей большой семьи, к его мнению все прислушиваются. Дедуля уже пенсионер, но он всё равно выглядит моложаво и у него очень насыщенная жизнь.

Мой дедушка высокого роста. У него хорошая осанка, потому что он до сих пор каждое утро подтягивается на турнике. После гимнастики выливает на себя два ведра ледяной воды. Это вызывает у меня изумление и даже гордость! Дедушкина фигура подтянутая и спортивная, потому что всю жизнь он занимается спортом. Волосы у него густые, немного убелённые сединой. Его карие глаза очень добрые. Когда он смотрит на тебя, кажется, что он видит все твои мысли и планируемые шалости. Его гордостью и визитной карточкой являются аккуратные чёрные усы, за которыми он тщательно ухаживает. Никто в нашей семье не видел его без них. Даже бабушка говорит, что не припомнит дедушку безусым.

Дедуля великодушный и в то же время строгий, но справедливый. Когда мы, его внуки, расшалимся, он может успокоить нас одним только взглядом! Он нас балует: часто выходит с нами на прогулку, каждый раз придумывая новые увлекательные занятия. Например, однажды он построил нам настоящий домик на дереве.

Дедушка увлекается рыбалкой. Летом он часто берёт меня с собой удить рыбу. Я целый год жду этого, потому что тогда вновь услышу интересные рыбацкие байки. Дед всю жизнь проработал на заводе инженером. Его там очень уважали, потому что он ответственный и трудолюбивый. Дедушка и сейчас часто консультирует бывших коллег по некоторым вопросам.

Я очень люблю своего деда, горжусь им и мечтаю, чтобы он всегда был здоровым и весёлым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока чтения для 6 класса

Тип урока: урок открытия новых знаний

Коррекционно-образовательные:

- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.

- Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы.

Коррекционно-развивающие:

- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.

- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.

- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда.

Оборудование: раздаточный материал (карточки со скороговорками, тест), наглядный иллюстративный материал (портрет писателя, цветные фотографии для словарной работы), ИКТ (презентация с объяснением незнакомых слов)

1. Организационный момент.

Приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

- с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (Н. Носов)

- какое настроение у вас осталось после прочтения?(веселое) Кто главный герой рассказа?(Незнайка)

- чему хотел научиться Незнайка ?(Он учился сочинять стихи)

- Ответы учащихся (терпение, старательность, трудолюбие, готовность обучаться и т.п.).

3. Переход к теме урока.

Все ответы на вопрос домашнего задания можно связать с русской поговоркой, которая написана на доске:

Умение работать дороже золота.

А как связана эта поговорка с темой нашего урока, мы сможем ответить в конце нашего занятия.

Сегодня мы познакомимся с писателем, нашим земляком, Евгением Андреевичем Пермяком, который всю свою жизнь и все свое творчество посвятил вопросам секретов мастерства. А также прочитаем его сказку. Сказки этого писателя максимально приближены к жизни, в них нет волшебных предметов и чудес, но они всегда интересны читателям.

Знакомство с биографией писателя.

Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Там он прожил более 30-ти лет. Трудовой городок Воткинск, его заводы познакомили маленького Женю с жизнью простых рабочих.

Настоящая его фамилия Виссов. Но занявшись литературой, он взял себе псевдоним. Псевдоним – это такое литературное прозвище, которым автор заменяет свое настоящее имя. Евгений Андреевич выбрал себе псевдоним по названию города Пермь, где он родился.

В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

Большинство произведений Евгения Пермяка посвящены теме труда или связаны с ним. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

2. Вопросы по содержанию биографии.

- Где родился писатель?

- В каком городе прошло детство Е. Пермяка?

- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?

- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?

- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?

5. Речевая физминутка

У детей на столах скороговорки

1 ряд: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

2 ряд: Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Каждый ряд после подготовительного чтения на местах встает и хором проговаривает скороговорку, показывая движения.

6. Первичное чтение сказки учителем.

Словарная работа. (слайды и фотографии на доске)

ДОТОШНЫЙ - пытливый, любознательный, стремящийся разобраться во всем до мелочей, старательный и аккуратный.

КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка.

ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук.

СМЕКАТЬ – понимать, постигать, соображать, догадываться о чем-нибудь.

БЕРЁСТА – верхний слой березовой коры.

ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов.

Чтение сказки учителем, с продолжением чтения учащимися по цепочке.

7. Гимнастика для глаз

8. Тестирование на восприятие и понимание сказки с последующей проверкой.


Рассказ про старенького дедушку Гордея, который зарабатывал тем, что делал из раковин, найденных на берегу, пуговицы. Был у дедушки Гордея подмастерье — мальчик по имени Сергунька, и был он ему как родной внук. И вот Сергунька вырос из всех своих старых вещей. Дедушка Гордей повел Сергуньку на берег.

— Пойдем, Сергунька, на берег — хорошие обутки, пригожую одежку искать.

— А разве ее на берегу ищут? — спрашивает Сергунька.

— Пойдем, внук, увидим.

— Гляди, внук, сколько сапожонок, рубашонок, портков, картузов на берег волны выбросили. Знай собирай в мешок, — говорит дед Гордей и не смеется.

— Да это же раковины, дедушка. Как их наденешь?

— А ты, внук, знай собирай. Дома разберемся.

Набрали они по мешку раковин, пришли домой, выварили их, пообчистили как надо и за работу принялись. Пуговки высекать стали. Гордей высекает, Сергунька зачищает. Дед дырочки в пуговичках сверлит, а внук их по дюжине на листки пришивает. Весело дело идет. Много дюжин наделали. Хорошие пуговички получились. Крупные, с радужным отливом. В город поехали, в лавку сдали, расчет получили. Хватило расчета на сапоги и на картуз, на рубаху и на штаники, да еще на чай-сахар, белый хлеб осталось и новые сверла купили. Довольнешенек дед. Посмеивается, трубочкой попыхивает.

— Гляди, Сергунька, сколько мы всякого добра из раковин добыли!

Задумался дотошный Сергунька, деда спрашивает:

— Как же это так получилось, что даровые раковины стоить стали? Новым картузом обернулись, кумачовой рубахой, плисовыми портками, сапогами со скрипом?

— Цена в них вошла, — говорит на это дед.

— А когда она в них вошла, дедушка?

— Может быть, при высечке?

— Знал бы, так сказал, — хитрит дед. Хочется ему, чтобы внук сам до сути дошел.

— Может быть, при сверловке, дедушка?

А тот опять хитрит:

— Не ведаю. Тайная это сила для меня. Давно на берег хожу — даровые раковины ношу, а отчего они стоить начинают, когда в них цена входит, ума не приложу. Сходи-ка ты к гончару-кувшиннику. Может быть, у него выведаешь, когда тайная сила цены в даровую глину входит.

Пришел Сергунька к гончару-кувшиннику. Видит: гончар даровую глину в горе копает, с песком ее мнет и водой разбавляет. Квасит. Сергунька глаз не спускает. Смотрит, когда в даровую глину цена войдет.

Кувшинник тем часом бросил комок мятой глины на кружало, завертел его и принялся кувшин выкруживать. Выкружил кувшин, взял другой комок мятой глины, вытянул его, выгнул лебяжьей шеей и на кувшин ручкой приставил. Потом достал резец-палочку и принялся изукрашивать кувшин. Изукрасил его цветами-розами, заморскими птицами, виноградом-смородиной, потом раскрасил это все и обжигать стал.

Обжег кувшинник кувшин, вынул из печи. Сергунька даже попятился, загляделся на синих птиц с изморозью, на золотой виноград с чернетью. Незнаемой цены кувшин. А когда в него цена вошла, этого он не увидел, и кувшинник толком сказать не может.

— То ли, — говорит, — на кружале, то ли, — говорит, — в печи. А может быть, она от резца-палочки. Сходи-ка лучше, парень, к лодочнику. Он из дерева ценные лодки выдалбливает. Там, может, виднее будет.

Тоже хитер был дедушкин однокашник. Хотел, чтобы Сергунька сам хитрую тайну цены понял.

Пришел Сергунька к лодочнику в тайгу. Лодочник в два обхвата даровое дерево валит. Отпилил сколько надо, долбить лодку принялся. Выдолбил, обтесал, распарил, бока распорками развел. Развернулась лодка. Нос, корма поднялись — цену лодке прибавили.

Смекать Сергунька начал, как и чем лодочник в дерево цену загоняет. К другим глядеть пошел. К мочальникам, что даровое липовое лыко дерут-мочат, в мочалу треплют, а из мочалы стоящие кули ткут.

У берестяников побывал, что из даровой бересты туески-лукошки, пестерьки-сумки для продажи вырабатывают, а до корня цены не дошел.

И у рыбаков побывал. Рыба тоже даровой в реке плавает, а поймай ее — в ней тайная сила цены объявится. И всюду так. Глядеть — замок прост, а ключа не находится.

К каменотесу забрел. Разговорился про ключ цены. А тот ему и говорит:

— Пока сам работать не начнешь — ключа не найдешь.

Очень хотелось Сергуньке ключ цены найти. Пробовать стал камни тесать. Не сразу. Сначала подтаскивал. Подтащит камень-другой и ценить его начинает. В горе лежал камень — даровым был. На место пришел — стоить начал.

Научил его каменотес бока у камня прямить. Для строительства не какой попало камень идет — мерный. Отешет Сергунька другой-третий камень. Видит — опять в них цена прибыла.

Фаску научил его каменотес снимать. Как даст Сергунька фаску камню — его цена чуть не вдвое вырастет.

Ну, а когда пузатые колонки, кудрявые капительки научился Сергунька из камня высекать, тогда и спрашивать больше не стал, в чем тайная сила цены. Сам понял. Понял и решил у дедушки побывать.

Приходит к дедушке и говорит:

— Я, дедушка, каменотесом стал. Львов-тигров, даже ценных каменных див высекаю. Яшменные пуговки тебе на пробу высек. Бери.

Глядит дед на подарок: одна другой пуговки краше.

— Большую цену за них дали бы, — говорит дед Гордей. — А в чем тайная сила цены, выведал?

— Нет, дедушка, не выведал. Сам дошел, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены. В моих, в твоих, в Кувшинниковых, в лодочниковых — в трудовых руках.

Так открыл Сергей великую тайну цены, нашел ключ ко всем замкам. И на что ни поглядит теперь — на дом ли, на стол ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы — труд человека видит: цену всех цен, корень всех ценностей-драгоценностей нашей земли и самой жизни.


Задание 9 № 10405

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


Задания Д2 № 10392

1) Ребята не задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.

2) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

3) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.

4) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.

Старик любил общаться с ребятами за их искренний интерес к его рассказам.


Задание 6 № 12981

Анализ содержания текста.

1) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

2) Сыновья Пешеходова — давние друзья мальчишек.

3) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.

4) Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни.

5) В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова.

1) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов. — Подтверждается предложениями 9 и 10.

2) Сыновья Пешеходова — давние друзья мальчишек. — Неверно: в тексте нет такого утверждения.

3) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству. — Неверно: в тексте нет такого утверждения.

4) Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни. — Подтверждается предложением 5.

5) В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова. — Подтверждается предложением 1.


Задание 7 № 12982

Анализ средств выразительности.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!


Задание 8 № 12983

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ДЕДУШКА (предложение 33). Напишите этот синоним.

Синонимы — слова, близкие по значению.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий.) Оно представляет собой сложную синтаксическую конструкцию: первая и вторая части предложения связаны подчинительной связью, вторая с третьей – бессоюзной. с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено приложениями (Семён и Василий). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, определяющее тему текста.

Предложения №53-54, напротив, простые, как бы однозначно подводящее итог рассказу старика: эти предложения передают и боль за навернувшихся сыновей, и уверенность, что не зря сыновья погибли. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.

3. Сила духа — одно из главных качеств, делающее человека сильным. Это незаменимое качество, помогающее выжить в трудных жизненных ситуациях. Человек, сильный духом, способен преодолевать, казалось бы, непреодолимые преграды. Величайшее напряжение душевных и физических сил потребовалось от нашего народа, чтобы выстоять в Великой Отечественной войне. О силе духа русских слагаются легенды.

О судьбе молодой женщины, оставшейся один на один с голодом, разрухой, страхом и смертью я узнала из фильма "Матерь человеческая". Казалось бы, как можно выжить в таких условиях? Но Мария смогла. И не только сама осталась жива: она спасла жизнь детям, потерявшим родителей. Вместе они сеяли хлеб, ухаживали за животными и жили надеждой на возвращение русских солдат, на помощь. И они дождались! Но не было бы у фильма оптимистичного конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм — гимн сильной русской женщине.

Счастье — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Читайте также: