Семейный и социальный конфликт в драме гроза сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Тест по произведению

I.Организационный момент

II.Работа с текстом

Какие проблемы раскрывает Островский в своём произведении?

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

III.Итог урока

Конфликт – обязательная составляющая драматического произведения. Он реализуется через сюжет на различных уровнях и трансформируется вместе с изменением литературного направления.

Конфликт проявляет себя через взаимоотношения персонажей. Ярким противостоянием в пьесе является пара Катерины и Кабанихи. Находиться под одной крышей женщинам пришлось в силу обстоятельств. Семья Кабановых влиятельная и зажиточная. У Марты Игнатьевны есть взрослые сын и дочь. Мать любит манипулировать детьми, в особенности сыном. Считает правильным лишь свое мнение, не скупится на унижения и оскорбления для всех членов семьи.

Катерина вступила в брак с Тихоном в юном возрасте, поэтому и надеялась, что после замужества будет жить так, как она хочет. В реальности девушка сталкивается с жестокостью со стороны свекрови. Катерина и Марфа разные, но обе имеют сильный характер. Молодая девушка всеми силам пытается противостоять Кабанихе.

Любовный конфликт наблюдается в паре Катерины и Бориса. Катя влюбляется в недавно приехавшего молодого человека. Ей нравится, что он не похож на жителей города, его взгляды близки ей. Между парой начинается роман. Катерина не боится ни осуждения, ни позора. Однако Борис не готов взять на себя ответственность. Для него это лишь развлечение, ведь основная цель его приезда в Калинов – это получение наследства от дяди.

Серьезный конфликт происходит между парой Дикого и изобретателя-самоучки Кулигина. Дикой держит весь город в страхе: ворует, оскорбляет, пьет и ко всем относится свысока. Кулигин наоборот пытается помочь людям, хочет изобрести что-то полезное для всех. Однако на свои задумки у него не хватает денег.

Таким образом, в произведении разворачиваются несколько конфликтных ситуаций: между человеком и обществом, поколениями, старым и новым, а также конфликт внутри самой личности.

Другие сочинения: ← Образ затерянного города в пьесе Гроза↑ ОстровскийПозиция Островского в Грозе (позиция автора) →

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Тест по произведению

Подобно Некрасову, Островский мечтал о том, чтобы создать драматургию о народе и для народа как залог развития национальной культуры. С этим связана относительная простота и прозрачность организации пьес славянофильского периода, ясное деление героев на добрых и злых, наказание порока в развязках. Народная культура проявляется в осмыслении обрядов ритуалов, фольклора и противопоставляется европейской моде. Тема народного просвещения противопоставляется Островским буржуазному и купеческому варварству. Островский вовсе не призывает механически возрождать старину; с исконными обычаями и представлениями он связывает исконную же народную нравственность. Своей целью Островский считает изображение быта. Перенос идей русской гуманистической демократической литературы в сферу драматургии.

Враждебность города ко всему, мракобесие проявляются в сюжетной оппозиции: вокруг мир, где ходят люди с пёсьими головами, там по рельсам бежит огненный дракон. Но и эта мрачная жизнь в глубине таит светлые начала. В драме отсутствует понятие рока, возмездия, трагической вины, и ничего героического на самом деле в поведении Катерины Кабановой нет. Это естественный человек, поэтичная натура, которая в силу характера не может и не хочет жить во лжи. Трагедия незаурядной женщины в купеческом мире, а не революционный бунт – основная тема пьесы. Властная и умная Кабаниха, безвольный Тихон, самодур Дикой, лживая Варвара, бесправный Борис, поэтичная Катерина – таков ансамбль персонажей.

Популярные сегодня темы

Молодая семья Уолт и Медж Ирвины живут на окраине села в горном коттедже. Медж очень трудолюбивая, нежная и прекрасная, она занимается домом, Уолт – натура творческая, мечтательная и талантливая

В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, играющие большую роль в формировании личности

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге

Полушкин Егор. Мужчина, проживающий в сельской местности. Егор всегда чувствовал особое единение с природой.

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

В “Грозе” Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение “отцов” и “детей”, их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис.

Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь

же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т. к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т. к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок.

У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие

зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду.

Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон.

Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. “Темное царство” дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается “светлый луч”.

Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 11.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 20.10.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Учитель обществознания: (

Имена уч-ся) получили индивидуальное задание к сегодняшнему уроку, давайте дадим им слово.

Да, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, которые мы провели неделю назад. В опросе участвовали 25 респондентов в возрасте от 25 до 35 лет и сотрудники ЗАГСа (слайды презентации, 2 диаграммы)

Учитель обществознания:

Ребята, о чем свидетельствуют данные социологического опроса?

О том, что проблема взаимоотношений в семье очень актуальна, как в 19 веке, так и в современном обществе. Семьи распадаются из-за различных конфликтов.

Учитель литературы:

это взаимоотношения в семье Кабановых.

Учитель литературы:

Выяснить, что такое конфликт, проанализировать пьесу, определив причины конфликтов между героями.

II
этап. Актуализация и углубление изученного
Учитель обществознания:

А что такое семья? И чем определяется семейный уклад?

Семья – основа жизни, муж и жена. Семейный уклад определяется традициями, обычаями, Семейным кодексом РФ.

Учитель обществознания:

Выступление учащегося о Домострое (2-3 минуты)

Учитель литературы:

Давайте заглянем в мир семьи Кабановых. Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят.

Сцена отъезда Тихона

(Действие второе, явление третье, пятое) – инсценировка учащихся.

Учитель обществознания:

На основе просмотренной сцены и фрагментов текста Домостроя, который у вас лежит на столах, докажите, что семейные отношения строились в соответствии с этим законом?

Доказывают выдержками из текста документа.

Учитель обществознания:

Ребята, от чего зависели взаимоотношения в семье?

от обычаев, от общественного строя.

Учитель литературы:

В каком положении оказываются главные герои пьесы относительно друг друга?

Главные герои находятся в позиции конфликта.

Учитель обществознания

: А что такое конфликт?

спор, столкновение, противоречие

Учитель обществознания:

Давайте обратимся к карточке – информатору и выясним точное определение этого понятия.

– (от лат conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений или сил;

конфликт в литературе

– специфически художественная форма, отражение противоречий в жизни людей.

Сочинение на тему семейный конфликт в драме гроза

Ни один русский писатель не сумел показать жизнь дореволюционной России с такой реалистической полнотой и яркостью, как это сделал выдающийся драматург А. Н. Островский. Представители различных сословий, люди разных профессий, происхождения и воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и, главным образом, купцов — от “очень важных господ”, богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его произведениях. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира “темного царства”, где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Пьеса “Гроза” стала своеобразным итогом творческих достижений драматурга. В ней ярко раскрылась сатирическая мощь писателя, его способность к утверждению прогрессивных тенденций, возникающих в жизни. “Гроза”, которую по праву считают жемчужиной русской и мировой драматургии, закрепила за Островским место ведущего русского драматурга. В этой пьесе Островский отразил борьбу двух основных сил предреформенной действительности — угнетателей и угнетенных. Основные образы “Грозы” раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. Это социально-бытовая драма или трагедия по исходу конфликта и характеру главной героини. В основе произведения, как и в предыдущих пьесах Островского, — семейно-бытовой конфликт в купеческой среде. Но в отличие от других пьес, по словам Добролюбова, “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий”, именно поэтому критик и назвал пьесу самым решительным произведением Островского. Драматург строит свою пьесу как развитие конфликта между миром “темного царства” и правдивой благородной женщиной. Своеобразие героини в том, что она сама воспитана тем же укладом жизни, который заведен в доме Кабановых. Естественно, что в ее сознании — отпечаток тех догм и правил, которые есть в “темном царстве”. Поэтому, полюбив Бориса, Катерина чувствует внутренний разлад. Варваре она говорит: “Ох, девушка, что-то со мной делается”. У Катерины возникает смутное чувство, которое она не может объяснить умом и которое не дает ей покоя. Это — чувство осознания себя личностью. Именно с этого момента развивается конфликт Катерины с “темным царством” — с миром его убеждений, деспотизма, подавления человека. Героиня столкнулась не просто с Кабановой, она — орудие “темного царства”, олицетворяющее темное начало старого уклада жизни. Исходя из этого, Добролюбов увидел в трагедии Катерины не просто трагедию изменившей жены, он увидел забитое существо, которое отказывалось продолжать тот образ жизни, который ей навязывали. Полюбив Бориса, Катерина понимает, что совершает грех, она хочет быть нравственно чистой, безупречной. Для нее неприемлем путь Варвары. Поэтому внутренний конфликт заканчивается для Катерины на первом этапе раскаянием. Религиозно осознанный долг супружества побеждает в ней. Но с любовью к Борису у Катерины возникает смутное стремление к личной свободе в смысле неопределенного эмоционально предвосхищаемого нравственного идеала, не имеющего ничего общего с миром “темного царства”. И второй этап внутреннего конфликта Катерины заканчивается трагической развязкой — порыв к свободе, стремление хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее сознания греха. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить лишь бы жить значило для Катерины растоптать в себе человека, а она стремится к духовной свободе. Не быть самой собой для Катерины — значит не жить. Противоборство — в душе героини: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть. Жить в доме свекрови Катерина больше не может, чувствуя себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки — нереально. Никто не может помочь героине освободиться — ни вечно пьяный Тихон, ни бессильный Борис. Острое, непримиримое противоречие возникает в “Грозе” тогда, когда среди придавленных тиранством, тоскующих, холопствующих и хитрящих появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не смирившийся с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, отношении к людям, поведении. И так же естественно, с неизбежностью нарастает конфликт, все грознее проявляясь на каждом этапе действия пьесы. Столь же неотвратимо, как собирается гроза над Калиновом, приближается и гроза человеческого духа. Драма “Гроза” раскрыла раскрепощение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии. В условиях подъема общественного сознания накануне 1861 года это было актуально, что и обусловило высокую оценку пьесы и, прежде всего, образа Катерины со стороны критика-демократа, который трактовал ее как героический образ. Для Добролюбова Катерина — воплощение потенциальных возможностей демократических масс, которые уже способны найти в себе силы противостоять “темному царству” и в своем неприятии его пойти даже на смерть. Поэтому он и называл Катерину “лучом света в темном царстве”. В образе Катерины критик видит воплощение “русской живой натуры”. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. “…Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — легко понять, почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…” В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” — идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким “к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе”. Совершенно другую позицию занял другой представитель революционно-демократический критики Писарев. Он отказался видеть в Катерине светлое начало, упрекнув Добролюбова в его увлеченности Катериной и в ее идеализации. Он прямо писал, что Добролюбов ошибочно принял личность Катерины за светлое явление. Для Писарева светлое явление — человек, обладающий сильным и развитым умом, знающий естественные науки, умеющий оберегать себя. Таким явлением был для него Базаров Тургенева. Катерину же Писарев причислил к “темному царству”, назвав ее русской Офелией, совершившей много глупостей. Некоторые исследователи, например П. Боборыкин, считали ситуацию “Грозы” не выходящей за пределы быта и именовали пьесу драмой в узком смысле. В советские годы исследователь В. Волькенштейн также говорил о замкнутости “Грозы” в ограниченных рамках драмы, поскольку, с его точки зрения, ” Катерина слаба и не способна на долгую борьбу”. Ряд современных исследователей, среди которых И. Вишневская, Б. Костелянец и А. Анастасьев, оценивают ситуацию в “Грозе” следующим образом: “Стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь, …было необходимым требованием ее натуры. Но осуществиться это требование — в силу объективных условий жизни — не могло. Здесь и заключена трагедия”. В мире “темного царства” не могут быть удовлетворены естественные потребности личности. В этом и состоит трагическая безвыходность ее положения. Конфликт пьесы тесно связан с ее трагедийной ситуацией. Она порождает и стимулирует его развитие, а он, со своей стороны, способствует ее обострению и доведению до предельной напряженности. Таким образом, своеобразие конфликта “Грозы” заключается в том, что полюсы его диаметрально противостоят друг другу, благодаря чему он выступает во всей своей остроте. Это и внутренняя “сшибка” между чувствами и долгом в душе героини, и столкновение героини со свекровью, и борение жертвы с ее гонителем. Но в пьесе раскрывается также социальный антагонизм, противостояние богатых и бедных, конфликт, который накладывает отпечаток на жизнь города и носит поэтому межклассовый характер. В этот конфликт вовлечены все без исключения действующие лица. Островский выносит его за пределы одной семьи — на улицу, площадь, бульвар города. “Значительные лица” сталкиваются с “униженными и оскорбленными”. Действие пьесы можно расценивать как цепь многообразных и взаимосвязанных конфликтов, переходящих один в другой. Все вместе они передают кризис сложившихся форм жизни и создают предельно “грозовую” атмосферу драмы, обозначенную в ее названии.

Читайте также: