Сочинение егэ каковы пути овладения богатствами родного языка

Обновлено: 05.07.2024

В прочитанном мной тексте И.А. Ильин поднимает проблему значения родного языка.

Я согласен с мнением И.А. Ильина и считаю, что забота о благополучии Родины связана и с охраной национального языка. Почему это так? Ответ прост: вместе с границей государства, единой и целостной территорией, общностью власти, законодательной базой и историко-культурными традициями язык является неизменным признаком государства. Он сплачивает нацию. Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем россиянам. Кроме того, сплачивают нацию и лучшие тексты — художественные, публицистические, научные, созданные на этом языке и вошедшие в золотой фонд национальной культуры. Русский язык имеет в этом плане богатейшие традиции.

Я считаю, что наш язык действительно дал миру много, на нём говорят миллионы людей, поэтому я горжусь своим языком.

Текст И. А. Ильина:

(1)И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2)В нём вся она, — наша Россия. (3)В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4)Всё доступно нашему языку. (5)0н сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать.

(6)В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нём ласковые шорохи и хрусты. (8)В нём травяные шелесты и вздохи. (9)В нём клёкот, и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. (11)В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений.

(12)Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой чёткой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своём целомудрии, в своей кованости и ритмической гибкости, — кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями.

(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств. (18)Язык неуловимых

(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык.

(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.

(23)А что есть человек без Родины?

(24)Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? (25)Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (26)А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

(27)Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснётся нашей Родины. (28)Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

(29)А о Ней — говорить нельзя. (30)Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. (31)Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.

исходный текст к сочинению-рассуждению

(1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу.
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина всё лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Цитируем по типу прямой речи - пишем с заглавной (большой) буквы: '' Через тоску. ''и не забываем закрывать кавычки!

- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. - (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? - (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык. (7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу. (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. (17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница. (22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю. (25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. (По М. Пришвину*) *Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Автор текста рассуждает и затрагивает проблему искусства. В данном тексте выдвигается на всеобщее обсуждение проблема искусства, как сила восстановления утраченного родства между людьми. данная проблема актуальна сегодня как никогда и публицист Михаил Михайлович Пришвин не обошел ее вниманием . Позиция автора выражена ясно и раскрывается в следующих предложениях:'Искусство- это сила восстановления утраченного родства . Родства между людьми.Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. ' . Я полностью согласен с мнением автора в том ,что искусство способно объединять людей. Хочу привести литературный пример из произведения В.Астафьева 'Домский собор '. Рассказчик убежден ,что только музыка способна сохранить мир на земле и каждого из нас от внутреннего разрушения . На ум также приходит произведения К.Паустовского 'Старый повар '. Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта создавала зимнюю картину ,помогала увидеть самые счастливые события своей жизни . Эта проблема не оставила меня равнодушным . Ведь как важно ценить искусство . Только оно способно объединять сердца людей и раскрывать в нас добро. Я надеюсь ,что данная проблема заставит задуматься многих и сделать для себя соответствующие выводы в будущем- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. - (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? - (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык. (7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу. (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. (17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница. (22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю. (25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. (По М. Пришвину*) *Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Автор текста рассуждает и затрагивает проблему искусства. В данном тексте выдвигается на всеобщее обсуждение проблема искусства, как сила восстановления утраченного родства между людьми. данная проблема актуальна сегодня как никогда и публицист Михаил Михайлович Пришвин не обошел ее вниманием . Позиция автора выражена ясно и раскрывается в следующих предложениях:'Искусство- это сила восстановления утраченного родства . Родства между людьми.Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. ' . Я полностью согласен с мнением автора в том ,что искусство способно объединять людей. Хочу привести литературный пример из произведения В.Астафьева 'Домский собор '. Рассказчик убежден ,что только музыка способна сохранить мир на земле и каждого из нас от внутреннего разрушения . На ум также приходит произведения К.Паустовского 'Старый повар '. Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта создавала зимнюю картину ,помогала увидеть самые счастливые события своей жизни . Эта проблема не оставила меня равнодушным . Ведь как важно ценить искусство . Только оно способно объединять сердца людей и раскрывать в нас добро. Я надеюсь ,что данная проблема заставит задуматься многих и сделать для себя соответствующие выводы в будущем

Творчество в повседневной жизни человека играет огромное количество важных ролей , начиная от развлечение , заканчивая объединением людей. В данном тексте М.М. Пришвин ставит проблему важности творчества.
Автор рассуждает об искусстве и приходит к важному заключению : " Искусство - это сила восстановления утраченного родства. Родства между чуждыми людьми". Творчество - удивительная находка человечества. Необязательно быть кровно связанным с человеком, чтобы понять, что он родная душа. Искусство помогает найти духовно близких людей в нашем огромном мире. "Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей".
Позиция автора такова: " через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. Писатель считает, что искусство объединяет

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

3 примера сочинения рассуждения на тему почему нужно беречь русский литературный язык

Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей.
Это наш великий, могучий язык.
Русский язык - это национальный язык великого русского народа .

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, --результат опыта, жизни.

Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.

Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Пример сочинения-рассуждения №2

Русский язык - один из самых сложных и выразительных, он формировался и оттачивался много веков подряд. В его формирование внесли свою лепту великие писатели: Пушкин, Маяковский и множество других. Ученые-исследователи сохраняли русский язык в его истинном виде, не жалея времени на составление словарей.

Язык динамичен, он не застыл во времени Даля, Пушкина, Маяковского. Появляются новые смыслы слов и их комбинаций, появляются даже новые слова. Некоторые из них удачно заимствуются или создаются, многие навсегда остаются неловкими инородными звуками, которые со временем забываются.

Большинство попыток засорить родную речь иностранными модными словечками не несет никакого смысла, кроме желания выделиться на фоне других. Всевозможные “толерантности” параллельно с русским словом “терпимость”, имеющим точно такое же значение, “брейки” вместо “перерывов” и тому подобные мусорные словечки только засоряют язык, усложняя взаимопонимание между поколениями людей или социальными группами.

В то же время настала пора смириться с такими словами, как “бизнес”, “маркетинг” или “блог”: точных аналогов, передающих значение и смысл, в русском языке нет. Именно поэтому многие современные слова прекрасно вписались в речь в эпоху цифровой революции.

На язык все чаще пытаются влиять искусственно, взять хотя бы ужасающие феминитивы: докторка, парикмахерка. Но попытки медийных выскочек поставить себя выше и умнее остальных ничто по сравнению с изменениями в языке, которые пытаются закрепить законодательно, не проводя исследований. Вспомним хотя бы пресловутую попытку сменить пол шампуню и писать “парашют” через “У”.

Правильная родная речь - общий знаменатель для всех россиян. Слова родной речи - не только набор букв. Это особый тембр, ритм и мелодия. Это скрытые смыслы, неуловимые со стороны, непереводимая игра слов, непостижимая для тех, кто не впитал языка с молоком матери. Общий словарь - гарантия того, что жители одной страны всегда поймут друг друга.

Пример сочинения-рассуждения №3

Почему нужно беречь русский язык? И почему русский язык так важен для Российского государства? Попробуем ответить на этот вопрос.

Ученые уже много веков пытаются определить и классифицировать понятия государства, народа, нации. Одни выделяют критерии территориальной целостности, другие – цельную культуру. Кто-то концентрируется на общности народов. Но почти все из них в особую категорию выделяют языковое единство. И действительно. Кто бы мы были, если бы все разговаривали на разных языках? Разрозненные племена. Язык – это то, что помогает нам объединяться.

Кроме этого, посредством речи мы имеем возможность передавать друг другу информацию, знания. И – самое главное – накапливать их. Поколение за поколением, благодаря нашей богатой и насыщенной речи, мы становимся все мудрее и мудрее, лучше и лучше.

Неспроста нацистская вертушка в своих безумных планах по уничтожению России особым пунктом предусматривала уничтожение образования на русском языке и русского языка в целом.

Они считали, что достаточно лишь обезмолвить и обездушить всего два поколения, чтобы полностью искоренить культуру и язык, заставить целый народ потерять свое самосознание.

Но несмотря на все препоны русский язык богатеет и процветает. Благодаря Фонвизину и Жуковскому, Пушкину и Лермонтову он приобретает новые грани, особую мелодичность и изящность. Русский язык может быть по-маяковскому сильным, ударным слогом или по-ахматовски нежным и воздушным.

К сожалению, с бегом жизни, русский язык подвергается и разрушительным течениям. Сливаясь с другими языками, богатея заимствованиями, язык (при чрезмерном из использовании) искажается. Утрачиваются, скрытые за американизмами, изящные синонимы.

Порой речь политиков, медийных персон становится из-за подобных заимствований вычурной. А когда заимствования применяются невпопад – нелепой.

Кроме того, часто язык теряется за столь популярным в определенных кругах жаргоном. Очень часто такая речь становится лакмусовой бумажкой, проявляющей бедность его носителя, его низкий общечеловеческий статус.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что русский язык – он живой, и с течением жизни он, конечно, преображается. Но от нас с вами зависит, будет ли он расцветать или завянет.

Читайте также: